Интервью с руководителем А.А. Козловой

 

2014 год является знаменательным для истории развития российских антимонопольных органов. Именно 10 лет назад, 9 марта 2004 года, была образована Федеральная антимонопольная служба. ФАС России сменила ранее существовавшее Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Принадлежавшие Министерству функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к Федеральной антимонопольной службе.

В рамках празднования этой юбилейной для российских антимонопольных органов даты мы вспомнили с руководителем Челябинского УФАС России Анной Алексеевной Козловой о наиболее интересных и важных страницах антимонопольной истории.

 

 

ФАС России исполнилось 10 лет, а российским антимонопольным органам уже более 22 лет. Что сделано за годы работы антимонопольного органа в статусе антимонопольной службы?

 

Еще недавно мы отмечали 20-летие со дня образования российских антимонопольных органов, а в этом году – 10-летие ФАС России. Напомню, что антимонопольный орган был образован в 1990 году, а в 1991 году началось формирование территориальных органов и антимонопольного законодательства.

В это время были приняты Закон о защите конкуренции, Закон о защите прав потребителей, Закон о рекламе, Закон о естественных монополиях, Закон о государственной поддержке малого предпринимательства в РФ, контроль за соблюдением которых был возложен на антимонопольный орган. В ходе развития рыночных отношений функции и полномочия антимонопольного органа менялись, а реформы в системе российских антимонопольных органов продолжаются и в настоящее время.

В 2004 году в ходе административной реформы была образована ФАС России, из полномочий которой исключили контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, поддержке малого предпринимательства, ограничили полномочия в отношении контроля субъектов естественных монополий. В частности, в настоящее время антимонопольный орган не осуществляет ценовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий.

За последние 10 лет на антимонопольный орган возложили контроль за соблюдением законодательства в сфере электроэнергетики и энергосбережения, контроль закупок для государственных и муниципальных нужд, а также закупок отдельными видами юридических лиц, контроль за соблюдением антимонопольных требований к торгам, запросам котировок, запросам предложений в различных сферах экономической деятельности (строительство, аренда государственного и муниципального имущества, земельные отношения, выбор управляющей компании), контроль за соблюдением законодательства при осуществлении торговой деятельности посредством организации торговой сети, контроль стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.

 

 

Когда отмечаются круглые даты, принято подводить итоги. Пожалуйста, расскажите читателям о прецедентных делах, рассмотренных Вашим Управлением за это время, достижениях челябинского антимонопольного органа.

 

В первую очередь хочется отметить, что несмотря на всю жесткость закона и нашего правоприменения, Челябинское УФАС России сохранило конструктивные отношения почти со всеми подконтрольными структурами, что позволяет качественно, эффективно и оперативно решать возложенные на антимонопольный орган задачи.

Также предметом нашей гордости является то, что Челябинское УФАС России ежегодно входит в 12 лучших территориальных органов ФАС России среди 83 по качественным и количественным показателям своей ежегодной деятельности. При этом по итогам 2013 года мы заняли самое высокое за всю историю Челябинского УФАС России место в рейтинге – 4.

В настоящее время отмечается тенденция по стабилизации количества обжалованных решений и предписаний Челябинского УФАС России о прекращении нарушений антимонопольного законодательства в судах. Так, в 2013 году из 156 решений и предписаний, принятых антимонопольным органом о признании нарушений антимонопольного законодательства, обжаловано 55, отменено всего 10. Из обжалованных в 2008 - 2013 годах количество отмененных решений и предписаний составляет менее 5 % от всех принятых.

По контролю за размещением заказа в 2013 году из 399 решений и предписаний обжаловано 85, отменено 6. Таким образом, по нарушениям законодательства о размещении заказов менее 2% решений отменяется судом.

По нарушениям рекламного законодательства принято 92 решения о признании нарушения, из них обжаловано 6, не отменено ни одного.

На Коллегии ФАС России, которая сейчас проходит в г. Москве, руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев отметил, что показатель результативности правоприменения – это решения судов. Так, в судах первой инстанции территориальные органы ФАС России выигрывают около 60% всех дел. По статистике 2010-2013 годов в конечных судебных инстанциях ФАС России выиграла более 80% дел.

Стоит отметить, что рассмотренные Челябинским УФАС России дела формируют правоприменительную практику, зачастую меняющую подходы в современном антимонопольном регулировании.

Так, совсем недавно Челябинскому УФАС России впервые удалось отстоять законность своего решения в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Суд поддержал позицию нашего Управления в отношении ОАО «Челябэнергосбыт», прекратившего подачу электроэнергии ООО «Источник».

ООО «Источник», оказывающее услуги по водоснабжению и водоотведению населению г. Касли, использовало насосную станцию «Зацепинский пруд». Однако по причине задолженности станции перед ОАО «Челябэнергосбыт» компания ограничила потребление электроэнергии, что могло привести к возникновению угрозы жизни и здоровья людей.

Прецедентными также являлись и другие дела в отношении ОАО «Челябэнергосбыт». Мы установили, что компания на протяжении нескольких лет пользовалась отсутствием прямого законодательного урегулирования метода определения числа часов использования мощности. ОАО «Челябэнергосбыт» в массовом порядке навязывало потребителям, которые выбрали одноставочный тариф, дифференцированный по числу часов использования мощности, свою формулу определения ЧЧИМ, невыгодную для потребителей, нарушая установленный порядок ценообразования на электрическую энергии. Суд подтвердил позицию антимонопольного органа по данному вопросу.

Одним из приоритетных направлений деятельности антимонопольных органов является также раскрытие картелей. Нами рассмотрено свыше 20 дел по указанному нарушению действующего законодательства в различных сферах деятельности: в сфере перевозок маршрутными такси, на рынке оказания услуг страхования, розничной реализации сжиженного углеводородного газа, бензина и дизельного топлива, сговорах на торгах.

Например, в прошлом году Челябинское УФАС России установило факт сговора на аукционе Пограничного Управления ФСБ по Челябинской области. Нарушители заключили соглашение, которое привело к поддержанию цены на торгах. В результате одна из компаний-сговорщиков заключила контракт на 1 копейку ниже начальной цены контракта.

Также в прошлом году антимонопольный орган установил, что перевозчики г. Магнитогорска согласованно повышали и понижали цены на проезд в маршрутных такси. Челябинское УФАС России привлекло нарушителей к административной ответственности.

Сейчас нами также рассматривается дело по признакам нарушения антимонопольного законодательство в сфере воздушных перевозок пассажиров, что является актуальным как для нашего региона, так и для страны в целом. Мы подозреваем 4 авиакомпании в повышении и поддержании цены на билеты по маршруту "Москва-Челябинск" и "Челябинск-Москва".

Кроме того, мы продолжаем отстаивать свою позицию в судебных инстанциях относительно признания ООО «Новатэк-Челябинск» занимающим доминирующее положение на рынке поставщиков газа гражданам на территории Челябинской области. Компания не согласна с тем, что она занимает доминирующее положение на данном рынке, хотя по сути граждане имеют возможность приобретать газ только у ООО «Новатэк-Челябинск».

Необходимо также отметить, что в нашей области антимонопольным органом  ведется активная работа по адвокатированию конкуренции, информированию делового сообщества и граждан об основных запретах и требованиях конкурентного законодательства, деятельности антимонопольного органа по выявлению и пресечению нарушений, что в свою очередь способствует увеличению количества обращений в антимонопольный орган как со стороны граждан, так и со стороны органов власти для решения вопроса восстановления условий для добросовестной конкуренции.

В настоящее время отмечается также увеличение добровольных устранений нарушений законодательства, что свидетельствует об авторитетности Челябинского УФАС России и знаниях представителей власти и бизнеса о мерах административного воздействия, применяемых антимонопольным органом в отношении нарушителей антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, рекламного законодательства, законодательства о размещении заказов и Закона о торговле.

 

 

Какие вопросы в настоящее время находятся в компетенции антимонопольного органа?

 

Вообще это достаточно широкий круг вопросов. В ведении ФАС России и ее территориальных органов находятся вопросы, связанные со злоупотреблениями хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением, антиконкурентными соглашениями и согласованными действиями хозяйствующих субъектов, законодательством о торговой деятельности,  об электроэнергетики, 223-ФЗ, стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий и других лиц, контролем за экономической концентрацией, анализом товарных и финансовых рынков, контроля в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, контроля за соблюдением антимонопольных требований к торгам, контроля за предоставлением в пользование государственного и муниципального имущества, предоставлением государственной и муниципальной преференций, контроля за соблюдением органами власти антимонопольного законодательства, а также контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией.

С каждым годом у ФАС России и ее территориальных органов появляются новые функции и полномочия, и положительные результаты деятельности антимонопольного органа можно увидеть практически во всех сферах. Сегодня ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере электроэнергетики, водоснабжения и водоотведения, связи, транспорта, ЖКХ, на рынке газа и топлива.

Сотрудники антимонопольного органа стали своего рода универсальными специалистами, поскольку сегодня рассматривают вопросы о сговорах на торгах, согласованных действиях по поддержанию цен, нарушениях Закона о контрактной системе при проведении закупок на поставку детского питания, мебели или автомобилей, а завтра уже должны вынести свое суждение по поводу пристойности или аморальности используемого в рекламе образа.

Решение подобных задач вкупе с работой в оперативном «сверхскоростном» режиме требует от сотрудников антимонопольных органов высокого профессионального уровня и постоянного повышения своей квалификации.

 

 

Вы отметили что реформы в системе антимонопольных органов еще не закончились. Каких изменений ожидать в ближайшее время?

 

Перед антимонопольными органами стоят серьезные задачи, поскольку граждане и предприниматели ожидают результатов от предпринятых государством мер по развитию конкуренции.

Во-первых, это реализация разработанного плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» на территории Российской Федерации, а также принятие и реализация «дорожной карты» Челябинской области, исполнителями мероприятий которой являются как антимонопольный орган, так и исполнительные органы государственной власти Челябинской области и местного самоуправления, а также общественные институты.

Деятельность органов власти по развитию конкуренции и снижению административных барьеров, снижению доли государственного сектора в экономике станет одним из показателей их деятельности. Кроме того, предстоит также работа по внедрению стандартов конкуренции на территории Челябинской области, что приведет к изменению ситуации на некоторых ключевых рынках, которые будут обозначены в «дорожной карте» по развитию конкуренции на территории Челябинской области.

Для реализации этой работы в области существуют хорошие предпосылки:  Соглашение о взаимодействии ФАС России и Правительства Челябинской области, осуществление эффективного сотрудничества с Министерством экономического развития Челябинской области по разработке и реализации программы по развитию конкуренции, активное участие специалистов Челябинского УФАС России в заседаниях Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства при Правительстве Челябинской области, Совета по привлечению инвестиций в экономику Челябинской области, Правления ГК «Единый тарифный орган Челябинской области».

Во-вторых, в связи со вступлением в силу Закона о контрактной системе ФАС России как контрольному органу предстоит изучить принципы новой системы закупок заказчиками и уполномоченными органами и осуществлять контроль за соблюдением данного закона с учетом новых требований.

В-третьих, ожидается внесение изменений в Закон о защите конкуренции (так называемый «четвертый антимонопольный пакет»), которые существенно либерализуют контроль со стороны антимонопольных органов. В частности, расширяется применение института предупреждений. ФАС России и ее территориальные органы будут выдавать предупреждения не только хозяйствующим субъектам, но и органам власти. Таким образом, в ближайшее время ФАС России из карательного органа превратится в предупредительный.