Запрет на рекламу алкогольной продукции направлен на снижение ее употребления

В условиях увеличения производства и продажи слабоалкогольных напитков,  повышенного потребления населением алкогольной продукции, снижения продолжительности жизни и роста преждевременной смертности, связанных с ее злоупотреблением, любая реклама алкогольной продукции становится социально опасной.

 

Именно поэтому в настоящее время рекламным законодательством реклама алкогольной продукции существенно ограничена. Указанный запрет направлен прежде всего на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией населением нашей страны.

 

В связи с этим, особенно актуальным и острым является вопрос о заваулированной, но не являющейся от того менее опасной, рекламе алкоголя, скрыто продвигающей алкогольную продукцию.

 

Размещение подобной рекламы в прессе под видом информационной статьи в прошлом году установлено Челябинским УФАС России.

 

Так, в газете «Челябинский рабочий» была опубликована статья «Празднуем День пивовара всей страной». В материале содержалась информация о проведении экскурсии на территории завода «Балтика-Челябинск». При этом в статье неоднократно упоминалось название самой компании, а также сообщалась ее контактная информация.

 

По мнению Челябинского УФАС России, указанная информация направлена на привлечение внимания потребителя к компании «Балтика-Челябинск» и, следовательно, к производимой ею продукции. Проведение экскурсии на территории пивного завода является лишь информационным поводом для публикации данного материала.

 

При этом согласно ч.4 ст.2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные Законом о рекламе в отношении отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов.

Таким образом, реклама компании «Балтика-Челябинск», которая производит и реализует алкогольную продукцию, противоречит требованиям рекламного законодательства.

 

По результатам рассмотрения дела Челябинское УФАС России признало рекламораспространителя указанной рекламы ЗАО «ЧР-Менеджер» нарушившим рекламное законодательство и выдало предписание о прекращении данного нарушения.

 

Однако ЗАО «ЧР-Менеджер» не согласился с решением и предписанием антимонопольного органа. По мнению компании, статья «Празднуем День пивовара всей страной» не является рекламой, поскольку содержит справочно-информационный материал о проведении экскурсии на территории завода «Балтика-Челябинск».

 

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» также указала, что данная информация была распространена с целью ознакомления с процессом производства пива и историей его создания, а не с целью продвижения пива «Балтика» на рынке.

 

В связи с этим, ЗАО «ЧР-Менеджер» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа. Компания считает, что для решения вопроса о том, является ли данная статья рекламной или информационной, необходимо проведение лингвистической экспертизы с целью выявления смысловой нагрузки текста.

 

Однако по мнению Челябинского УФАС России, необходимость в проведении лингвистической экспертизы отсутствует, поскольку смысловое содержание текста вполне однозначно. Для разрешения спорной ситуации единственным действенным способом является проведение правовой экспертизы, способной дать правовую оценку информации на предмет наличия в ней всех признаков рекламы.