Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оптовой торговли шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди) на территории Карабашского гор. округа Челябинской обл. по итогам 2014 - 2015 годов и 1 квартала 2016 года

Аналитический отчет
по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оптовой торговли шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди) на территории Карабашского городского округа Челябинской области по итогам 2014 - 2015 годов и 1 квартала 2016 года
1. Общие положения
Основанием для данного исследования послужили обращения юридических лиц на действия ООО «Урал-Мегаполис» (454108, г. Челябинск, ул. Харлова, 2), выразившиеся в установлении монопольно/необоснованно высокой цены  на  шлак гранулированный от плавки цветных металлов (меди) в г. Карабаше Челябинской области.
 Целью исследования является оценка конкурентной среды на рынке оптовой торговли шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди) на территории Карабашского городского округа Челябинской области, по итогам 2014 - 2015 годов и 1 квартала 2016 года.
Данный аналитический отчет выполнен во исполнение требований Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России) от 25.05.2012 № 345 (далее - Административный регламент № 345).
В соответствии с Административным регламентом № 345 анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с соответствующим порядком проведения анализа состояния конкуренции, в частности в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 г. № 18026) (далее по тексту – Порядок проведения анализа). Структура данного аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка проведения анализа.
Согласно пункту 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках используются:
–    данные официальной статистической информации;
–    сведения, полученные от налоговых, таможенных и иных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, органов местного самоуправления;
–    сведения, полученные от физических и юридических лиц, в том числе сведения, представляемые покупателем (покупателями) данного товара, в том числе в результате их выборочного опроса, а также сведения, представляемые продавцами данного товара;
–    результаты экономических и товароведческих экспертиз, заключения специализированных организаций, а также отдельных специалистов и экспертов;
–    данные ведомственных и независимых информационных центров и служб;
–    данные объединений потребителей и объединений производителей;
–    сообщения средств массовой информации;
–    данные собственных исследований антимонопольного органа и данные антимонопольных органов других государств;
–    данные маркетинговых, социологических исследований, выборочных опросов и анкетирования хозяйствующих субъектов, граждан, общественных организаций;
–    государственные стандарты, технические условия и другие нормативы;
–    обращения физических и юридических лиц в антимонопольный орган;
–    результаты ранее проведенных антимонопольными органами исследований состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке;
–    данные, предложенные к рассмотрению хозяйствующим субъектом;
–    данные иных источников, в том числе представленные участниками рынка
(такие источники должны быть верифицируемы).
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от:
–    ООО «Урал-Мегаполис»;
–    Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области;
–    Федеральной службы государственной статистики РФ;
–    ООО «Торговый дом «Пирит»;
–    ООО «Пирит»;
–    ООО «Уфалейникель»;
–    ООО «ММК»;
–    ЗАО ПО «Режникель»;
–    ООО «Уралстилкомплект»;
–    ООО «Карабашские абразивы»;
–    ООО «Ашинские металлоконструкции»;
–    ООО «Промтрубинвест»;
–    ООО «Златмет»;
–    АО «Профит»;
–    ЗАО «Арсенал»;
–    ЗАО «Металлосервис»;
–    ОАО «ЧЭМК»;
–    ООО «РосЧерМет»;
–    ООО «Карабашский абразивый завод»;
–    ООО «Катух»;
–    ЗАО «Карабашмедь»;
–    Комитета по Управлению имуществом и земельными отношениями г. Челябинска;
–    Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области;
–    Министерства экологии Челябинской области;
–    нормативные правовые акты в области государственного надзора за  отходами производства (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления));
–    иные нормативные правовые акты (Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.
Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее - Закон «О защите конкуренции») временной интервал анализа состояния конкуренции на товарном рынке определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции на товарном рынке в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.
Согласно п. 2.2 Порядка проведения анализа, ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке проводится в случае необходимости исследования сложившихся характеристик исследуемого товарного рынка.
Так как заявления юридических лиц на действия ООО «Урал-Мегаполис» поступили в Челябинское УФАС России в ноябре 2015 года и феврале 2016 года, следовательно, для целей данного исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, а также контроль текущей ситуации на рынке. Таким образом, за временной интервал исследования товарного рынка следует принять  2014 - 2015 годы и 1 квартал 2016 года.
С учетом изложенного, а также в соответствии со статьей 5 Закона «О защите конкуренции» в части установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта, Челябинское УФАС России провело анализ состояния конкуренции на рынке оптовой торговли шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди) на территории Карабашского городского округа Челябинской области  по итогам  2014 - 2015 годов и 1 квартала 2016 года.
В соответствии с требованиями п. 2.4 Порядка проведения анализа, все характеристики товарного рынка в данном аналитическом отчете определены в пределах одного временного интервала: 2014-2015 годы и 1 квартал 2016 года с учетом динамики состояния конкуренции на анализируемом товарном рынке за исследуемый период.

3. Определение продуктовых границ товарного рынка
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» товар – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.    
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка проведения анализа, определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и  том же товарном рынке. Данная процедура включает в себя:
–    предварительное определение товара;
–    выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
–    определение взаимозаменяемых товаров.

Этап предварительного определения товара:
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа предварительное определение товара может быть проведено на основе:    
а) условий договора, заключенного в отношении товара;
б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;
в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;
г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;
д) товарных словарей или справочников товароведов;
е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;
ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.


1.    При проведении  данного анализа предварительное определение товара производилось на основе условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар (предусмотрен п.п «а» п. 3.4 Порядка проведения анализа №220).
Согласно письменным ответам ООО «Урал-Мегаполис» от 14.03.2016  б/н (вх. от 14.03.2016 № 3004), от 22.12.2015 б/н (от 24.12.2015 №19091), а также ООО «Карабашский абразивный завод» от 04.05.2016 №78 (вх. от 06.05.2016 №5832), ООО «Урал-Мегаполис» в 2014-2015 годы и 1 квартале 2016 года реализовывало шлак гранулированный от плавки цветных металлов (меди) ООО «Карабашскому абразивному заводу»  и ООО «ТД Пирит».
<…>
<…>
<…>
При этом, в 1 квартале 2016 года поставку шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди) в адрес ООО «Карабашский абразивный завод» осуществляло ООО  «ТД Пирит», на основании заключенного договора купли-продажи с ООО «Урал-Мегаполис»  от 28.12.2015 б/н. Таким образом,  в 2016 году ООО «ТД Пирит» выступает в роли перепродавца между ООО «Урал-Мегаполис» и ООО «Карабашский абразивный завод».
<…>
<…>

2.    Предварительное определение товара также проводилось на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность (предусмотрен п.п «в» п. 3.4 Порядка проведения анализа №220).
Согласно определению, данному в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
Лом и отходы цветных и (или) черных металлов – пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Паспорт отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
    I класс - чрезвычайно опасные отходы;
    II класс - высокоопасные отходы;
    III класс - умеренно опасные отходы;
    IV класс - малоопасные отходы;
    V класс - практически неопасные отходы.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию, в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
Согласно ГОСТ 12.1.005 10 отходы производства, размещенные на земельном участке по адресу Челябинская область, г. Карабаш, ул. Ремесленная, д.3, примерно в 206 метрах по направлению на северо-восток от здания профтехучилища №24, относятся к V классу опасности - практически неопасные отходы. Таким образом, исследуемая деятельность не подлежит лицензированию.
Согласно Закону об отходах производства и потребления субъекты РФ самостоятельно устанавливают порядок ведения регионального кадастра отходов. Региональный кадастр отходов Челябинской области ведется Министерством экологии Челябинской области. Согласно данному кадастру отходы,  расположенные  на земельном участке по адресу Челябинская область, г. Карабаш, ул. Ремесленная, д.3, примерно в 206 метрах по направлению на северо-восток от здания профтехучилища №24, относятся к гранулированному шлаку (отходы медеплавильного производства).

3.    Предварительное определение товара также проводилось на основе общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности (предусмотрен п.п «г» п. 3.4 Порядка проведения анализа №220).

По информации полученной Челябинским УФАС России от ООО «Урал-Мегаполис», деятельность по оптовой торговле гранулированным шлаком от плавки цветных металлов (меди) относится к виду экономической деятельности - «Оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом» (код ОКВЭД 51.5).
Кроме того, согласно Выписки из единого государственного реестра юридических лиц ООО «Урал-Мегаполис» от 01.12.2015 одним из дополнительных видов экономической деятельности ООО «Урал-Мегаполис» является «Оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом» - код ОКВЭД 51.5
Таким образом, деятельность по оптовой торговле гранулированным шлаком от плавки цветных металлов (меди) относится к виду деятельности «Оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом» - код ОКВЭД 51.5 (ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1 «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности»).

Этап выявления свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара и определения взаимозаменяемых товаров:
Согласно п. 3.5 Порядка проведения анализа, при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются:
–    функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;
–    применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);
–    качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;
–    технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное (обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);
–    цена;
–    условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара;
–    иные характеристики.

Функциональное назначение.
Шлак гранулированный от плавки цветных металлов (меди) может использоваться в целях последующей переработки до абразивного порошка.  Переработанный абразивный порошок пользуется большим спросом в таких областях как нефтяная и газовая отрасли, судоремонте.
Основной областью применения данного абразивного порошка является пескоструйная очистка поверхностей до заданных стандартов чистоты – SA-2, SA-2,5, SA-3 с использованием пескоструйных аппаратов.
В некоторых случаях шлак гранулированный от плавки цветных металлов может быть обогащен с целью дополнительного извлечения металлов. Кроме того, в незначительных количествах медеплавильный гранулированный шлак может быть использован при производстве цемента в качестве железосодержащего компонента и активной минеральной добавки.  
 
Технические характеристики
<…>
1.    Химический состав шлака гранулированного
По данным Челябинского УФАС России основными шлакообразующими элементами данного типа шлака являются оксид железа, оксид кремния, оксид кальция, оксид алюминия, оксид магния. Необходимо отметить тот факт, что шлаки из разных месторождений, но одинаковые по типу могут незначительно отличаться друг от друга по содержанию химических элементов. Так, в составе шлака часто присутствуют железо, цинк, медь, ванадий, титан, редкие металлы–кобальт, молибден, олово, вольфрам, рассеянные элементы – галлий, индий, селен, а также благородные металлы – золото (таблица №1).
          
Таблица №1 – Обобщенный химический состав шлака гранулированного от плавки цветных металлов
Наименование химического элемента    Содержание химического элемента,%
Оксид железа (Fe2O3)    40-50
Оксид кремния (SiO2)    25-35
Оксид магния (MgO)    не более 5
Оксид кальция (CaO)    6-10
Примеси    0-20

2.    Пустотность шлака гранулированного
<…>

3.    Солестойкость шлака гранулированного
<…>

4.    Плотность - от 3300-3900 кг/м3 ;
5.    Удельная проводимость - не более 0,25 мСм/см;
6.    Твердость по Моссу – минимальное значение 6 (ISO 11127-4:1993);
Условие реализации.
По данным Челябинского УФАС России, шлак гранулированный транспортируется в открытых железнодорожных вагонах, а также автомобильным транспортом. Погрузку в транспортные средства осуществляют навалом.  Поставку и приемку шлака производят партиями. Каждая партия поставляемого шлака должна сопровождаться сертификатом качества, в котором должны быть указаны номера вагонов (автотранспортных средств), входящих в партию, масса партии, процент влаги.
Кроме того, шлак гранулированный от плавки цветных металлов (меди) обладает устойчивостью к температурным и погодным условиям, таким образом, данный товар может храниться на открытой площадке с целью дальнейшей реализации.
Ценообразование.
Цена продажи шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди) не подлежит государственному регулированию и устанавливается организациями самостоятельно.
По данным, полученным Челябинским УФАС России от ООО «Урал-Мегаполис» (письмо от 24.12.2015 №19091), единственным покупателем шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди), принадлежащего ООО «Урал-Мегаполис», в 2014-2015 годах являлось ООО «Карабашский абразивный завод». <…>
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что цена 1 тонны шлака ООО «Урал-Мегаполис»  на протяжении 2014-2016 годов определяется на договорной основе, в рамках заключенных договоров.
Этап определение взаимозаменяемых товаров:
Согласно п. 3.6 Порядка проведения анализа выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем:
–    экспертных оценок;
–    анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.
Согласно п. 3.7 Порядка проведения анализа определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
Основным функциональным назначением и целью потребления рассматриваемого товара  для потребителя ООО «Карабашский абразивный завод» является переработка шлака гранулированного  от плавки цветных металлов (меди) до абразивного порошка. Кроме того, шлак гранулированный от плавки цветных металлов (меди) может использоваться для целей производства строительных материалов, а также с целью последующего извлечения ценных металлов.
Согласно статье 4 Закона «О защите конкуренции» определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления, учитывая их функциональное назначение.
В данном аналитическом отчете в соответствии с требованиями пункта 3.8 Порядка проведения анализа при выявлении взаимозаменяемых товаров использовался метод - «тест гипотетического монополиста».
В результате проведения «теста гипотетического монополиста» (для определения продуктовых границ товарного рынка) выясняется мнение приобретателей товара о составе группы взаимозаменяемых товаров. Для этого приобретатели отвечают на вопрос: «Какими товарами и в каком объеме они предпочтут заменить предварительно определенный товар, если цена на него долговременно (дольше одного года) повысится на 5 - 10 процентов, а цены на остальные товары останутся неизменными?».
Ответы приобретателей товара обобщаются и с помощью обобщенной информации определяется, выполняются ли следующие два условия:
- в результате указанного в вопросе повышения цены приобретатели будут заменять рассматриваемый товар другими товарами;
- произойдет снижение объема продаж предварительно определенного товара, делающее такое повышение цены невыгодным для продавца (продавцов) предварительно определенного товара.
Если оба указанных условия выполняются, то товары, которые являются наиболее близкими по свойствам к предварительно определенному товару и на которые приобретатель (приобретатели) готов (готовы) заменить рассматриваемый товар, следует включить в состав группы взаимозаменяемых товаров.
Указанная процедура (вопрос, обобщение ответов, расширение группы взаимозаменяемых товаров, вопрос в отношении расширенной группы взаимозаменяемых товаров) осуществляется до тех пор, пока не будет выявлена группа товаров, в отношении которой выполняется хотя бы одно из приведенных ниже условий:
- гипотетическое увеличение цены на входящие в группу товары не ведет к их замене приобретателями на другие товары;
- гипотетическое увеличение цены на входящие в группу товары не обусловливает утрату продавцом (продавцами) выгоды от продажи таких товаров по увеличенной цене.
Товары, входящие в такую группу, признаются продуктовыми границами товарного рынка.
При проведении «теста гипотетического монополиста» в качестве продуктовых границ товарного рынка следует рассматривать наименьший набор товаров, цены на которые могут быть повышены продавцом (продавцами) без сопутствующей такому повышению цены утраты его (их) выгоды.
В случае если взаимозаменяемые товары определены методом «тест гипотетического монополиста», иные методы определения взаимозаменяемых товаров могут не использоваться.
Челябинским УФАС России, в рамках проведения «теста гипотетического монополиста» был задан вопрос потребителю шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди) ООО «Урал-Мегаполис» ООО «Карабашский абразивный завод»: «Какими товарами и в каком объеме ваша организация предпочтет заменить шлак гранулированный от плавки цветных металлов (меди), если цена на него долговременно (дольше одного года) повысится на 5 - 10 процентов, а цены на остальные товары останутся неизменными?». Согласно ответам ООО «Карабашский абразивный завод» от 01.02.2016 №28 (вх. от 08.02.2016 №1471) и от 03.06.2016 №95 (вх. от 06.06.2016 №7406) в производстве, осуществляемом ООО «Карабашский абразивный завод», используется только гранулированный шлак из отходов медеплавильного производства г. Карабаша. Доставка шлаков гранулированных цветных металлов (меди) из-за пределов Карабашского городского округа экономически невыгодна из-за высокой стоимости перевозки шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди). Таким образом, шлак гранулированный от плавки цветных металлов (меди) не может быть заменен на другой тип шлака.
Согласно письму ООО «Карабашский абразивный завод» от 29.02.2016 №46 (вх. 01.03.2016 № 2484) шлак гранулированный со шлакового отвала г. Карабаша  имеет в своей структуре небольшое количество оксида кальция (мела) (таблица №1), что делает гранулы указанного  шлака более твердыми. Таким образом, абразивный порошок, получаемый при переработке данного типа шлака, имеет более высокие характеристики к способности очистки металла, меньшее время очистки поверхности и меньший объем расхода, по сравнению с другими типами абразивов. Данный шлак гранулированный обладает большей абразивной способностью, за счет чего, содержащиеся мелкие частицы легче достигают необходимой шероховатости поверхности, а также сглаживают крупные неровности. При этом, динамическая прочность данного типа шлака гранулированного позволяет частицам абразива не разбиваться на мелкие части, а более эффективно очищать поверхность, а также часть абразива при достаточной подготовке может быть использована повторно.
Кроме того, немаловажным фактором является то, что шлак гранулированный со шлакового отвала г. Карабаша и продукты его переработки не имеют в составе свободного кварца, часто являющегося причиной силикоза, а за счет повышенной твердости гранул, в процессе производства образуется малое количество пыли. Также при использовании шлака данного типа на образовываемую поверхность переносится меньше вредных для лакокрасочных материалов химических элементов: кальция, алюминия, хлора.
Кроме того, Челябинским УФАС России с целью изучения взаимозаменяемости шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди), был проведен опрос потребителей данного товара. Анкета была размещена в свободном доступе на сайте Челябинского УФАС России и сайте 74.ru в течение длительного времени, однако, ответы в адрес Челябинского УФАС России не поступали.
Так как основной покупатель,  ООО «Карабашский абразивный завод», фактически не заменяет и не готов заменить товар, а именно шлак гранулированный от плавки цветных металлов (меди), реализуемый  ООО «Урал-Мегаполис», на иной по причине отсутствия товара соответствующего функциональному назначению шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди), следовательно, шлак гранулированный от плавки цветных металлов (меди), реализуемый  ООО «Урал-Мегаполис», не взаимозаменяем с другими товарами.
Таким образом, на этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка, подтверждаются продуктовые границы товарного рынка, определенные на предварительном этапе.
Учитывая, что шлак гранулированный от плавки цветных металлов (меди) не взаимозаменяем с другими товарами, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка следует признать рынок оптовой торговли шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди) (код ОКВЭД - 51.5).

4. Определение географических границ товарного рынка
Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа, процедура определения границ территории, на которой покупатель приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами включает:
–    предварительное определение географических границ товарного рынка;
–    выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;
–    определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

I.    Предварительное определение географических границ товарного рынка.
Согласно п. 4.2 Порядка проведения анализа определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:
а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;
б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;
в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).
В данном аналитическом отчете определение географических границ проведено на основе информации:  
1.    О регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства (предусмотрен п.п «а» п. 4.2 Порядка проведения анализа №220).
Объектом антимонопольного контроля является ООО «Урал-Мегаполис», так как на данный хозяйствующий субъект поступили заявления юридических лиц.
<…>
Согласно письму Министерства экологии Челябинской области от 13.05.2016 №01/3574 (вх. от 13.05.2016 №6092) единственным собственником шлакового отвала, расположенного по адресу  Челябинская область, г. Карабаш, ул. Ремесленная, д.3, примерно в 206 метрах по направлению на северо-восток от здания профтехучилища №24, является ООО «Урал-Мегаполис». При этом, согласно Региональному кадастру отходов Челябинской области на территории Карабашского городского округа Челябинской области отсутствуют иные шлаковые отвалы от медеплавильного производства.

1.    О ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации (предусмотрен п.п «б» п. 4.2 Порядка проведения анализа №220).

С целью рассмотрения системы ценообразования на рынке оптовой торговли шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди) Челябинским УФАС России был применен метод сопоставимых рынков. При применении метода были рассмотрены рынки, сопоставимые по условиям обращения товара . Под условиями обращения товара, применительно к рынку оптовой торговли шлаком гранулированным от плавки цветных металлов, понимается условия предоставления/отсутствия погрузки товара (силами заказчика, погрузка в автомобильный, железнодорожный транспорт), условия оплаты (предоплата, отсрочка платежа), объем поставки (крупный, средний).     
Следует отметить тот факт, что на рассматриваемом рынке отсутствует государственное регулирование: отпускные цены формируются самостоятельно продавцами-участниками рынка, то есть не являются фиксированными.
Таким образом, Челябинским УФАС России были выбраны следующие хозяйствующие субъекты: ОАО «Уфалейникель» (осуществляет деятельность на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области), ЗАО «ПО Режникель» (осуществляет деятельность на территории  Режевского городского округа Свердловской области), ООО «Уралстилкомплект» (осуществляет деятельность на территории Свердловской области).
Необходимо учитывать, что ООО «Урал-Мегаполис» является единственным собственником шлакового отвала от плавки меди  на территории Карабашского городского округа Челябинской области (письмо министерства экологии Челябинской области от 13.05.2016 №01/3574). Шлаковые отвалы от плавки меди на территории Челябинской области и соседних областей, помимо Карабашского городского округа, отсутствуют.
В то же время на территории Верхнеуфалейского городского округа ОАО «Уфалейникель» (от 10.02.2016 №22-8-088) реализует шлак гранулированный от плавки никеля. Стоимость 1 тонны данного шлака составляет 80 руб., на условиях самовывоза, цена не зависит от объема поставки.
Согласно ответу ЗАО «ПО Режникель» от 06.05.2016 №114-01 (вх.11.05.2016 №5958) цена реализации шлака гранулированного от плавки никеля зависит от выбранного покупателем типа погрузки (таблица №2).

Таблица №2 – Цена 1 тонны шлака гранулированного никелеплавильного производства, реализуемого ЗАО «ПО Режникель», руб.
Условия реализации шлака гранулированного от плавки никеля ЗАО «ПО Режникель»    Цена 1 тонны шлака гранулированного от плавки никеля ЗАО «ПО «Режникель» без НДС, руб.
    2014 год    2015 год    1 квартал 2016 года
Без осуществления погрузки (погрузка силами покупателя)    63,21    76,46    85,63
С осуществлением погрузки в автотранспорт покупателя    76,63    75,42    80,00
С осуществлением погрузки в железнодорожный транспорт    
-    
546,71    
340,82

Необходимо учесть тот факт, что цена на шлак гранулированный варьируется в зависимости от условий доставки. <…>. В тоже время, в ЗАО «ПО Режникель» имеется возможность погрузки шлака силами покупателя, осуществления погрузки в автотранспорт покупателя и железнодорожный транспорт, цена не зависит от объема поставки.
В рамках проведения анализа рынка оптовой торговли шлаком гранулированным от плавки цветных металлов был использован метод бенчмаркетинга. Под бенчмаркетингом понимается идентификация (нахождение) внешней точки лучшей практики для последующего сравнительного анализа бизнес-процессов (административных процессов), а также производимых (реализуемых) товаров и услуг. Выделяют множество видов бенчмаркетинга, в настоящем анализе будет применен наиболее комплементарный вид -бенчмаркетинг результатов (цены). Данный тип характеризуется  сравнением количественных выходных характеристик: цены, надежности и т.д.
Объектом сравнения выступает товар - шлак гранулированный от плавки цветных металлов.
В качестве хозяйствующего субъекта-аналога было взято ООО «Уралстилкомплект». Одним из основных направлений деятельности компании является – комплексные поставки и материально-техническое обеспечение промышленных предприятий, в том числе шлаком гранулированным.
Согласно ответу ООО «Уралстилкомплект» от 06.05.2016 №016 цена реализации шлака гранулированного составляет с погрузкой в автотранспорт 88 руб./тонна без НДС,  цена шлака с погрузкой в вагон с учетом подачи и уборки вагона - 195 руб./тонна без НДС, цена шлака с погрузкой в вагон и доставкой покупателю (с учетом тарифа, выставляемого ОАО «РЖД») - 682 руб./тонна без НДС.
С учетом изложенного, была сформирована схема примененного метода бенчмаркетинга результатов (цены) для ООО «Урал-Мегаполис» и ООО «Уралстилкомплект» (рисунок 1).

 
Рисунок 1 – Схематичное изображение метода бенчмаркетинга результатов по цене шлака гранулированного от плавки цветных металлов ООО «Урал-Мегаполис» и ООО «Уралстилкомлект»

При этом, по информации Челябинского УФАС России, стоимость 1 тонны шлака гранулированного ООО «Уралстилкомплект» рассчитывается по следующей формуле:
Цена продажи=(Цена закупа + Торговая надбавка) • ставка НДС
При этом, уровень торговой надбавки не меняется, вне зависимости  от типа погрузки и доставки.
<…>
Таким образом, анализ структуры товаропотоков показал, что «Урал-Мегаполис» в 2014 -2015 годы и 1 квартале 2016 года не осуществлял вывоз шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди) за пределы Карабшского городского округа Челябинской области.
На основании анализа информации, представленной хозяйствующими субъектами, реализующими оптом шлак гранулированный, Челябинским УФАС России установлено, что географические границы товарного рынка оптовой торговли шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди) не выходят за  административные границы Карабашского городского округа Челябинской области.
Таким образом, предварительно определенными географическими границами реализации шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди), принадлежащего ООО «Урал-Мегаполис», является территория Карабашского городского округа Челябинской области.
II.    Выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические и иные возможности приобретения товара покупателем (предусмотрен п.4.3 Порядка ведения анализа №220)

Согласно п. 4.3 Порядка проведения анализа при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются:
    требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара);
    организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;
    возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;
    наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара);
    расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;
    особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования);
    региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения);
    условия, правила и обычаи делового оборота.
Согласно пункту 4.4 Порядка проведения анализа если в связи с приобретением товара, поставляемого с каких-либо территорий (от продавцов, расположенных на каких-либо территориях), приобретатель несет значительные издержки, превышающие, как правило, 10 процентов от средневзвешенной цены товара, доступного приобретателю (приобретателям) в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам.
В силу небольшой стоимости реализации шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди), затраты на транспортировку (при их наличии) занимают существенную долю в цене данного товара. Таким образом, включение затрат на погрузку и транспортировку в стоимость товара приведет к существенному (более 10% от средневзвешенной цены товара) удорожанию шлака гранулированного от плавки цветных металлов.<…>. Так, при покупке ООО «Карабашский абразивный завод» шлака гранулированного у ОАО «Уфалейникель» (осуществляет деятельность на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области) транспортировка шлака до г. Карабаша Челябинской области приведет к удорожанию 1 тонны товара в среднем на 36,59 руб. (с учетом расходов только на топливо), <…>.
Таким образом, ООО «Карабашский абразивный завод» при приобретении шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди) у иных компаний, за пределами Карабашского городского округа Челябинской области будет нести издержки, превышающие 10% от стоимости 1 тонны шлака гранулированного.
 
III.    Определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
Согласно п. 4.5 Порядка проведения анализа определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами:
–    методом «тест гипотетического монополиста»;
–    методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);
–    сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.
В данном аналитическом отчете при определении географических границ товарного рынка использовались метод «тест гипотетического монополиста» и метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).
Объектом антимонопольного контроля является ООО «Урал-Мегаполис», так как на данный хозяйствующий субъект поступали заявления юридических лиц. При определении географических границ исследования товарного рынка Челябинское УФАС России использовало метод установления фактических районов продаж и метод «тест гипотетического монополиста».
<…>
Согласно пункту 4.6 Порядка проведения анализа в результате проведения «теста гипотетического монополиста» (для определения географических границ товарного рынка) выясняется мнение приобретателей товара о географических границах товарного рынка. Для этого приобретатели отвечают на вопрос: «У каких продавцов (расположенных за пределами предварительно определенных географических границ товарного рынка) и в каком количестве приобретатели предпочтут покупать товар, если цена на товар (в пределах предварительно определенных географических границ товарного рынка) долговременно (дольше 1 года) повысится на 5 - 10 процентов, а цена за пределами таких границ останется прежней?».
Ответы приобретателей товара обобщаются, и с помощью обобщенной информации определяется, выполняются ли следующие два условия:
- в результате указанного в вопросе повышения цены приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар на других территориях (у продавцов, расположенных на других территориях);
- произойдет снижение объема продаж товара в пределах предварительно определенных географических границ товарного рынка, делающее такое повышение цены невыгодным для продавца (продавцов), расположенных в пределах таких границ товарного рынка.
Если указанные условия выполняются, то географические границы товарного рынка расширяются таким образом, чтобы включить в себя территории, на которых приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар при указанном в вопросе повышении цены.
Указанная процедура (вопрос, обобщение ответов, расширение географических границ товарного рынка, вопрос в отношении расширенных границ товарного рынка) осуществляется до тех пор, пока не будет выявлена территория, в географических границах которой выполняется хотя бы одно из приведенных ниже условий:
- гипотетическое увеличение цены на обращающийся в пределах такой территории товар не ведет к тому, что приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар на других территориях (у продавцов, расположенных на других территориях);
- гипотетическое увеличение цены на обращающийся в пределах такой территории товар не обусловливает утрату продавцом (продавцами) выгоды от продажи таких товаров по увеличенной цене.
Челябинским УФАС России, в рамках проведения «теста гипотетического монополиста» (для определения географических границ товарного рынка) был задан вопрос потребителю шлака гранулированного от плавки цветных металлов ООО «Карабашский абразивный завод»: «У каких продавцов (расположенных за пределами Карабашского городского округа Челябинской области) и в каком количестве ваша организация предпочтет покупать шлак гранулированный от плавки цветных металлов, если цена на шлак гранулированный от плавки цветных металлов (в пределах Карабашского городского округа Челябинской области) долговременно (дольше 1 года) повысится на 5 - 10 процентов, а цена за пределами указанных границ останется прежней?». Согласно ответу ООО «Карабашский абразивный завод» от 03.06.2016 №95 (вх. от 06.06.2016 №7406) производство абразивного порошка из гранулированных шлаков от плавки цветных металлов (меди) экономически целесообразно только в непосредственной близости от сырьевой базы, то есть в пределах одного города. Таким образом,  при увеличении стоимости шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди) на 5-10 процентов у ООО «Урал-Мегаполис», ООО «Карабашский абразивный завод» будет продолжать покупать шлак гранулированный у указанной организации.
Исходя из анализа фактических районов продаж рассматриваемого товара (территория Карабашского городского округа Челябинской области), используя метод «тест гипотетического  монополиста» для определения географических границ на этапе окончательного определения географических границ исследуемого товарного рынка подтверждаются географические границы, определенные на предварительном этапе.
Следовательно, географическими границами рынка оптовой торговли шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди) является территория Карабашского городского округа Челябинской области.

5. Состав хозяйствующих субъектов действующих на товарном рынке
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка проведения анализа, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
В данном аналитическом отчете состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, определен с учетом установленного временного интервала исследования товарного рынка, а именно: 2014, 2015 годы и 1 квартал 2016 года.
Челябинским УФАС России был проведен опрос хозяйствующих субъектов, перечень которых представлен Федеральной службой государственной статистики по Челябинской области письмом от 11.12.2015 № НК-76-11/1158-ТС, основным видом деятельности которых  является «Оптовая торговля отходами и ломом». Согласно данному ответу на территории Челябинской области деятельность по оптовой торговле отходами и ломом осуществляют 288 хозяйствующих субъекта.
Согласно письму ООО «Карабашские абразивы» (623280, Свердловская область, г. Ревда, ул. Клубная, д.8) от 02.02.2016 №КА-16/СД0008, данная организация не занимается продажей шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди).
Согласно письму ООО «Ашинские металлоконструкции» (456010, Челябинская область, г. Аша, ул. Толстого, 23А) от 01.02.2016 №75 (вх. от 08.02.2016 б/н), указанная организация в исследуемый период не занималась оптовой торговлей (реализацией) и производством шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди).
 Согласно письму ООО «Промтрубинвест» (454904, г. Челябинск, ул. Челябинская, 38А) от 08.02.2016 №23, данная компания оптовой торговлей (реализацией) и производством шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди) не занималась.
Согласно письму ООО «Златмет» (456200, Челябинская область, г. Златоуст, ул. им. К. Маркса, 33, 15) от 01.02.2016 №34 (вх. от 10.02.2016 б/н), общество в исследуемый период не занималось оптовой торговлей (реализацией) и производством шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди).
Согласно письму АО «Профит» (455000, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Метизников, д. 3) от 10.02.2016 №0156/05, данная организация в исследуемый период не занималась оптовой торговлей (реализацией) и производством шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди).
Согласно письму ЗАО «Арсенал» (456011, Челябинская область, г. Аша, ул. Ленина, д.2) от 01.02.2016 №2 (вх. от 01.02.2016 б/н), данная компания оптовой торговлей (реализацией) и производством шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди) в исследуемом периоде не занималась.
Согласно письму ЗАО «Металлосервис» (455005, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Моховая, д.18) от 04.02.2016 №С-0064 (вх. от 11.02.2016 б/н), общество в исследуемом периоде не занималось оптовой торговлей (реализацией) и производством шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди).
Согласно письму ОАО «ЧЭМК» (454081, г. Челябинск, ул. Героев Танкограда, 80-п, строение 80) от 10.02.2016 №АП-08/02 (вх. от 17.02.2016 №1890), данная организация в исследуемом периоде не занималась оптовой торговлей (реализацией) и производством шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди). На предприятии отсутствует медеплавильное производство.
Согласно письму ООО «РосЧерМет» (454079, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Литейная. 96В, оф.13) от 18.02.2016 №28, данная организация  в исследуемом периоде не занималась продажей  и производством шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди).
Согласно письму ОАО «ММК» (455000, г. Магнитогорск, ул.Кирова, 93) от 25.02.2016 №ЗГП-30/0194 (вх. от  09.03.2016 б/н), общество производит и реализует шлак доменный гранулированный по ГОСТ 3476-74. Данный ГОСТ не распространяется на шлак гранулированный медеплавильного производства (меди).
Согласно ответу ЗАО «Карабашмедь» (456140, Челябинская область, г. Карабаш, ул. Освобождение Урала, д.27а) от 16.06.2016 №0724 (вх. от 21.06.2016 №8253) предприятие не занимается и не занималось производством и реализацией шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди) в исследуемом периоде. По информации, которой располагает Челябинское УФАС России, ЗАО «Карабашмедь» выпускает следующие виды продукции: черновая медь, серная кислота и песок.
По информации, полученной Челябинским УФАС России от ООО «Урал-Мегаполис», данная компания в исследуемом периоде занималась оптовой торговлей (реализацией) шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди), в том числе шлаком гранулированным медеплавильного производства со шлакового отвала расположенного по адресу Челябинская область, г. Карабаш, ул. Ремесленная, д.3, примерно в 206 метрах по направлению на северо-восток от здания профтехучилища №24.
<…>
На основании того, что предварительными географическими границами рынка оптовой торговли шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди) была определена территория Карабашского городского округа Челябинской области, Челябинским УФАС России в целях определения полного состава хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих на данном рынке, был направлен запрос в адрес Министерства экологии Челябинской области.
Согласно письму Министерства экологии Челябинской области от 13.05.2016 №01/3574 (вх. от 13.05.2016 №6092) единственным собственником шлакового отвала, расположенного по адресу  Челябинская область, г. Карабаш, ул. Ремесленная, д.3, примерно в 206 метрах по направлению на северо-восток от здания профтехучилища №24, является ООО «Урал-Мегаполис». При этом, согласно Региональному кадастру отходов Челябинской области на территории Карабашского городского округа Челябинской области отсутствуют иные шлаковые отвалы от медеплавильного производства.
 Кроме того, Челябинским УФАС России с целью выявления продавцов, осуществляющих деятельность на рынке оптовой торговли шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди), в том числе на территории Карабашского городского округа Челябинской области, был проведен опрос покупателей шлака гранулированного от плавки цветных металлов. Анкета была размещена в свободном доступе на сайте Челябинского УФАС России и сайте 74.ru в течение длительного времени, однако, ответы в адрес Челябинского УФАС России не поступили.
Согласно пункту 5.2 Порядка проведения анализа количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:
- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;
- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
Таким образом, информация о количестве хозяйствующих субъектов, занимающихся оптовой реализацией шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди) на территории Карабашского городского округа Челябинской области основана на всей доступной информации, условия о достаточном количестве выявленных хозяйствующих субъектов выполняются в полном объеме.
На основании изложенного, Челябинским УФАС России было выявлено, что на территории  Карабашского городского округа Челябинской области  ни один из опрошенных хозяйствующих субъектов, кроме ООО «Урал-Мегаполис» не занимался в анализируемый период оптовой торговлей (реализацией) шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди).
Таким образом, на рынке оптовой торговли (реализации) шлаком гранулированным от плавки цветных металлов  (меди) по состоянию на 2014-2015 годы и 1 квартал 2016 года на территории Карабашского городского округа  Челябинской области осуществляет деятельность  только один хозяйствующий субъект – ООО «Урал-Мегаполис».
Иных хозяйствующих субъектов, кроме ООО «Урал-Мегаполис», осуществлявших деятельность на рынке оптовой торговли (реализации)  шлаком гранулированным от плавки цветных металлов  (меди) в  2014, 2015  годах и 1 квартале 2016 года на территории Карабашского городского округа Челябинской области не выявлено.
Согласно пункту 5.3 Порядка проведения анализа на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные:
    полное наименование (с указанием организационно-правовой формы);
    адрес (место нахождения).
Таким образом, единственным участником рынка оптовой торговли (реализации) шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди) в 2014, 2015 годах и 1 квартале 2016 года на территории Карабашского городского округа Челябинской области  является – ООО «Урал-Мегаполис» (454010, г. Челябинск, ул. Харлова, 2).
В роли покупателей рассматриваемого товара могут выступать как физические, так и юридические лица, в зависимости от целей приобретения шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди). При этом, единственным потребителем шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди) ООО «Урал-Мегаполис» в анализируемом периоде является ООО «Карабашский абразивный завод».

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка проведения анализа, расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на анализируемом рынке может осуществляться на основании нескольких показателей.
Согласно пункту 6.2 Порядка проведения анализа, в зависимости от наличия информации объем рынка может определяться:
а) как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара;
б) как сумма объемов производства данного товара в географических границах рассматриваемого рынка (за вычетом потребления рассматриваемого товара в процессе его производства и объема запасов) за вычетом объемов вывоза (экспорта) рассматриваемого товара с данной территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) рассматриваемого товара на данную территорию;
в) как сумма объемов покупок товара действующими на рассматриваемом
товарном рынке приобретателями, которая может, в том числе определяться:
    как скорректированный на величину средней торговой наценки объем
розничного товарооборота (для оптовых рынков);
    как произведение обоснованных норм потребления товара на численность
приобретателей или на душу населения (например, для розничных товарных рынков с большим количеством приобретателей) с корректировкой, при необходимости, на фактическую степень достижения норм потребления;
г) иным способом.
Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок).
Согласно пункту 6.3 Порядка проведения анализа, доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. Показатели, используемые при расчете доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, приводятся в тех же единицах измерения, что и при расчете объема товарного рынка.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 6.2 Порядка проведения анализа, объем анализируемого товарного рынка определен как объем реализованного шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди) в натуральном выражении  в 2014, 2015  годах и 1 квартале 2016 года на территории Карабашского городского округа Челябинской области.
Письмами от 22.12.2015 б/н (вх. от 24.12.2015 №19091), от 29.04.2016 б/н (вх. от 29.04.2016 №5621)  ООО «Урал-Мегаполис» представило информацию о фактическом объеме реализованного шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди) в 2014-2015 годы и 1 квартале 2016 года на территории Карабашского городского округа Челябинской области (таблица №3).

Таблица №3 - Фактический объем реализованного шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди) ООО «Урал-Мегаполис» и доля общества на рынке оптовой торговли (реализации) шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди) в 2014, 2015 годах и 1 квартале 2016 года на территории Карабашского городского округа Челябинской области
Наименование хозяйствующего субъекта, участника рынка оптовой торговли шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди)    Фактический объем реализованного шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди) на территории Карабашского городского округа Челябинской области, тонн    Доля  хозяйствующего субъекта на рынке оптовой торговли (реализации) шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди) на территории Карабашского городского округа Челябинской области, %
2014 год    2015 год    1 квартал 2016 года    2014 год    2015 год    1 квартал 2016 год    2014 год    2015 год    1 квартал 2016 год
ООО «Урал-Мегаполис»     <…>    <…>    <…>    90    90    90
Невыявленые хозяйствующие субъекты     <…>    <…>    <…>    10    10    10
Итого    <…>    <…>    <…>    100    100    100

В Таблице №3 представлен расчет долей ООО «Урал-Мегаполис» на рынке оптовой торговли (реализации) шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди) в 2014, 2015 годах и 1 квартале 2016 года на территории Карабашского городского округа Челябинской области.
Учитывая, что ООО «Урал-Мегаполис» является единственным участником рынка оптовой торговли (реализации) шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди) в  2014, 2015 годах и 1 квартале 2016 года на территории Карабашского городского округа Челябинской области,  доля ООО «Урал-Мегаполис»  в 2014, 2015 годах и 1 квартале  2016 года на указанном рынке составляет более 50%.

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

На основании пункта 7.1 Порядка проведения анализа, при определении уровня концентрации товарного рынка в данном аналитическом отчете использован коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:
 
где:
D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,
n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:
 ,
где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,
N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.
В данном аналитическом отчете уровень концентрации товарного рынка определен с учетом установленного временного интервала исследования товарного рынка, а именно 2014-2015 годы и 1 квартал 2016 года.
Уровень концентрации рынка оптовой торговли шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди) на территории Карабашского городского округа Челябинской области по итогам 2014-2015 годов и 1 квартала 2016 года представлен в Таблице №4.

Таблица №4 - Уровень концентрации рынка оптовой торговли шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди) на территории Карабашского городского округа Челябинской области по итогам 2014-2015 годов и 1 квартала 2016 года
Показатель    
Уровень концентрации рынка оптовой торговли шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди) на территории Карабашского городского округа Челябинской области
    2014 год    2015 год    1 квартал 2016
Cr2    90
HHI    8200

Согласно пункту 7.2 Порядка проведения анализа в соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
    - высокий - при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;
    - умеренный - при 45% <= CR3 <70% или 1000 <= HHI <2000;
    - низкий - при CR3<45% или HHI <1000.
Учитывая, что ООО «Урал-Мегаполис» является единственным участником на рынке оптовой торговли (реализации) шлаком гранулированным от  плавки цветных металлов (меди) в 2014, 2015 годах и 1 квартале 2016 года на территории Карабашского городского округа Челябинской области, коэффициент рыночной концентрации СR1 рынка оптовой торговли (реализации) шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди) в  2014, 2015 годах и 1 квартале 2016 года на территории Карабашского городского округа Челябинской области составляет 90%, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – 8 200.
Таким образом, рассчитанные индикаторы рыночной концентрации указывают на высокий уровень концентрации исследуемого товарного рынка, с  неразвитой конкуренцией.




8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно пункту 8.1 Порядка проведения анализа процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:
    выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;
    определение преодолимое выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.
Согласно пункту 8.2 Порядка проведения анализа к барьерам входа на товарный рынок относятся:
а) экономические ограничения;
б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству);
в) стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов,
направленная на создание барьеров входа на товарный рынок;
г) наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок;
д) другие ограничения входа на товарный рынок.
Барьеры входа на рассматриваемый товарный рынок в данном аналитическом отчете анализируются с точки зрения возможности потенциальных продавцов,  стать участниками рассматриваемого товарного рынка.
Одним из основных экономических барьеров доступа на данный товарный рынок потенциальных продавцов является необходимость наличия сырьевой базы шлака гранулированного от плавки цветных металлов (меди).
К административным барьерам можно отнести необходимость получения лицензии на осуществления деятельности по хранению, транспортировке, в случае если шлак гранулированный относится к I - IV классу опасности, за исключением V класса опасности.
<…>
Таким образом, доступ на исследуемый товарный рынок потенциальных продавцов затруднен.  
Согласно пункту 8.4 Порядка проведения анализа преодолимость барьеров входа на товарный рынок оценивается на основе сроков и величины затрат на преодоление таких барьеров.
Барьеры входа на товарный рынок считаются преодолимыми, если затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок.
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что барьеры входа на рынок оптовой торговли шлаком гранулированным от плавки цветных металлов являются значительными, но преодолимыми.

9. Итоговая оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Учитывая, что ООО «Урал-Мегаполис» является единственным участником рынка оптовой торговли шлаком гранулированным от  плавки цветных металлов (меди) по состоянию на  2014-2015 годы и 1 квартал 2016 года на территории  Карабашского городского округа Челябинской области, учитывая также, что  шлак гранулированный от плавки цветных металлов (меди) не взаимозаменяем с другими товарами и доля ООО «Урал-Мегаполис»  по состоянию на 2014-2015 годы и 1 квартал 2016 года на указанном рынке составляет более 50 %, следовательно, положение ООО «Урал-Мегаполис» на рынке оптовой торговли шлаком гранулированным от плавки цветных металлов (меди) по состоянию на  2014-2015 годы и 1 квартал 2016 года на территории  Карабашского городского округа Челябинской области следует признать доминирующим.


Приложения:

1)    Письмо ООО «Урал-Мегаполис» от 14.03.2016 б/н (вх. от 14.03.2016 №3004);
2)    Письмо ООО «Урал-Мегаполис» от 22.12.2015 б/н (вх. от 24.12.2015 №19091);.
3)    Письмо ООО «Карабашский абразивный завод» от 04.05.2016 №78 (вх. от 06.05.2016 №58632);
4)    Письмо ООО «Урал-Мегаполис» от 29.04.2016 б/н (вх. от 29.04.2016 №5621);
5)    Письмо ООО «Урал-Мегаполис» от 31.03.2016 б/н (вх. от 31.03.2016 №3999);
6)    Письмо ООО «Урал-Мегаполис» от 19.05.2016 б/н (вх. от 19.05.2016 №6391);
7)    Письмо ООО «Карабашский абразивный завод» от 01.02.2016 №28 (вх. от 08.02.2016 №1471);
8)    Письмо ООО «Карабашский абразивный завод» от 29.02.2016 №46 (вх. от 01.03.2016 №2484);
9)    Письмо Министерства экологии Челябинской области от 13.05.2016 №01/3574 (вх. от 13.05.2016 №6092);
10)    Письмо ОАО «Уфалейникель» от 10.02.2016 №22-8-088;
11)    Письмо ЗАО «ПО Режникель» от 06.05.2016 №114-01 (вх. от 11.05.2016 №5958);
12)    Письмо ООО «Уралстилкомплект» от 06.05.2016 №016;
13)    Письмо Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области от 11.12.2015 №НК-76-11/1158-ТС;
14)    Письмо ООО «Карабашские абразивы» от 02.02.2016 №КА-16/СД0008;
15)    Письмо ООО «Ашинские металлоконструкции» от 01.02.2016 №75 (вх. от 08.02.2016 б/н);
16)    Письмо ООО «Промтрубинвест» от 08.02.2016 №23;
17)    Письмо ООО «Златмет» от 01.02.2016 №34 (вх. От 10.02.2016 б/н);
18)    Письмо АО «Профит» от 10.02.2016 №0156/05;
19)    Письмо ЗАО «Арсенал» от 01.02.2016 №2 (вх. от 01.02.2016 б/н);
20)    Письмо ЗАО «Металлосервис» от 04.02.2016 №с-0064 (вх. от 11.02.2016 б/н);
21)    Письмо ОАО «ЧЭМК» от 10.02.2016 №АП-08/02 (вх. от 17.02.2016 №1890);
22)    Письмо ООО «РосЧерМет» от 18.02.2016 №28;
23)    Письмо ОАО «ММК» от 25.02.2016 №ЗГП-30/0194 (вх. от 09.03.2016 б/н);
24)    Письмо ООО «Карабашский абразивный завод» от 03.06.2016 №95 (вх. от 06.06.2016 №7406);
25)    Письмо ЗАО «Карабашмедь» от 16.06.2016 №0727 (вх. от 21.06.2016 №8253);
26)    Письмо ООО «Урал-Мегаполис» от 15.03.2016 №15 (вх. от 21.03.2016 №3281).