Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оптовой торговли хлебом и хлебобулочными изделиями на территории Челябинской области по итогам 2015 года

 

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оптовой торговли хлебом и хлебобулочными изделиями на территории Челябинской области по итогам 2015 года

 

1. Общие положения

Анализ рынка хлеба  Челябинской области проведен в целях  осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее  положение на соответствующем товарном рынке, в т.ч. при формировании  цен на сорта хлеба, пользующиеся наибольшим потребительским спросом, а также в связи с поступлением заявления  физического лица на действия ОАО «Первый хлебокомбинат», выразившиеся в установлении необоснованно высокой цены. 

Данный аналитический отчет выполнен во исполнение требований Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России) от 25.05.2012 № 345 (далее - Административный регламент № 345).

В соответствии с Административным регламентом № 345 анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с соответствующим порядком проведения анализа состояния конкуренции, в частности в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 г. № 18026).

В соответствии с пунктом 3.3 Административного регламента № 345 анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции. Порядок проведения анализа состояния конкуренции утвержден Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок проведения анализа). Структура данного аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка проведения анализа.

Целью проведения анализа рынка оптовой торговли хлебом и хлебобулочными изделиями является выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на данном рынке и осуществляющих деятельность на территории Челябинской области.

 

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования – 2015 год, обусловлен необходимостью проведения анализа состояния конкуренции, в связи с поступлением заявления физического лица на действия ОАО «Первый хлебокомбинат» в 2015 году, а также для расчета долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке оптовой торговли хлебом и хлебобулочными изделиями, выявления причин их изменения в зависимости от уровня концентрации соответствующего рынка. 

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Для определения продуктовых границ рынка необходимо определить товар, не имеющий заменителя, или взаимозаменяемые товары (работы, услуги), обращающиеся на одном и том же товарном рынке.

 Определение товара, согласно Порядка, может быть проведено на основе условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар, а также общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

 Основным видом деятельности ОАО «Первый хлебокомбинат» является производство хлеба  и мучных кондитерских изделий недлительного хранения (код ОКВЭД 15.81).

Продуктовые границы товарного рынка в данной работе определены на основе договора поставки товара, а также согласно информации ОКВЭД.

Предметом данных договоров является передача и поставка Поставщиком, а также приём и оплата Покупателем хлебобулочных изделий.

Договор поставки, согласно статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации, является отдельным видом договоров купли-продажи. Иных договоров на оптовую поставку хлеба и хлебобулочных изделий в розничную торговую сеть Управлением не выявлено. На основании этого в данной работе исследуется рынок оптовой торговле (реализации) хлебом и хлебобулочными изделиями.

Хлеб и хлебобулочные изделия могут быть включены в одну товарную группу в силу схожести свойств товаров, определяющих выбор покупателя: у этих пищевых продуктов схожие потребительские свойства, условия транспортировки, сопоставимая цена и условия реализации, они имеют общее основное сырье - муку.

Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ред. от 13.07.2015) определено понятие продовольственного сырья.

Под продовольственным сырьем понимается сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.

Основным сырьем для производства хлеба и хлебобулочных изделий является пшеничная хлебопекарная мука.

Рынок  услуг по оптовой торговле хлебом и хлебобулочными изделиями вертикально интегрирован с рынком по производству хлеба и хлебобулочных изделий. ОАО «Первый хлебокомбинат» осуществляет оптовую торговлю хлебом и хлебобулочными изделиями, произведенными на собственных мощностях.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности данный товар представляет собой самостоятельную товарную группу:

-   код  ОКВЭД (ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1) 51.38.24 «Оптовая торговля хлебом и хлебобулочными изделиями»;

- код ОКВЭД («ОК034-2007 (КПЕС 2002») 15.81.11 (15.81.11.110 – 15.81.11.140), которая включает изделия хлебобулочные недлительного хранения из различных сортов ржаной и пшеничной муки и их смесей;

- код ОКВЭД (ОК 004-93) 1541000 изделия хлебобулочные и мучные кондитерские, а именно 1541100 – 1541330: хлеб и булочные изделия из ржаной, пшеничной муки различных сортов и их смесей.

Вне рассматриваемой товарной группы заменителей хлебу и хлебобулочным изделиям по цели потребления нет. Хлеб и хлебобулочные изделия являются товарами первой необходимости. Несмотря на имеющий место рост цен на хлеб в последние годы, потребление хлеба населением не имеет тенденцию к существенному сокращению.

Крупнейшими хлебозаводами региона являются: ОАО «Первый хлебокомбинат», ООО фирма «Мэри», ООО «Объединение «Союзпищепром», ОАО «Магнитогорский хлебокомбинат», ОАО «Уфалейхлебозавод», ООО «Продовольственная группа «Русский хлеб», ОАО «Копейский хлебокомбинат», ООО «Чебаркульский хлеб», ЗАО «Саткинский хлебокомбинат», ОАО «Еманжелинскхлеб», выпускающими буханки различного веса, в том числе весом  развесом 0,5 кг, 0,6 кг, 0,65 кг, 0,7 кг, в упаковке и без упаковки, м/б в нарезке.

Таким образом, с учетом требований действующего законодательства, а также специфики рынка, продуктовые границы  исследуемого товарного рынка определены как оптовая торговля хлебом и хлебобулочными изделиями.

 

 

4. Определение географических границ товарного рынка

Определение географических границ товарного рынка - процедура определения границ территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами. Данная процедура включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.2 определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Для определения географических границ товарного рынка в рамках данного анализа проводился опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оптовой торговле (реализации) хлебом и хлебобулочными изделиями на территории Челябинской области, а также метод установления фактических районов продаж и информации о структуре товаропотоков.

Предварительно географические границы были определены как территория г. Челябинска. В ходе анализа был рассчитан суммарный объем вывоза хлеба и хлебобулочных изделий с территории г. Челябинска.

Согласно данным Челябинского УФАС России на территории г. Челябинска деятельность по оптовой торговле (реализации) хлебом и хлебобулочными изделиями в 2015 году осуществляли в том числе следующие хозяйствующие субъекты: ООО фирма «Мэри», ОАО «Первый хлебокомбинат», ООО «Багет», ООО «Свежесть», ООО «Объединение «Союзпищепром».

При этом ООО фирма «Мэри», ОАО «Первый хлебокомбинат», ООО «Объединение «Союзпищепром» в 2015 году осуществляли вывоз хлеба и хлебобулочной продукции с территории г. Челябинска (Таблица  №1).

<…>

Объемы вывоза хлеба и хлебобулочной продукции с территории г. Челябинска  в 2015 году составили более 10% от общего объема рассматриваемой товарной массы. Таким образом, согласно п. 4.2 Приказа  ФАС России от 28 апреля  2010 года №220,  границы рынка оптовой торговли хлебом и хлебобулочной продукцией выходят за административные границы г. Челябинска.

Согласно данным представленным  территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области письмом от 28.12.2015 №НК-76-02/1235-ТС, на территории Челябинской области деятельность по оптовой торговле (реализации) хлебом и хлебобулочными изделиями осуществляли ООО «Продовольственная группа. Русский хлеб», ООО «Уфалейхлебозавод», ООО «Пекарня», ООО «Шафак», ООО «Коврига», ООО «Чебаркульский хлеб», ООО «Нагайбакское ХПП», ООО «Ашпромхлеб», ЗАО «Саткинский хлебокомбинат», ООО «Варненский КХП», МУП «Каслинский хлебзавод», ОАО «Магнитогорский хлебокомбинат», ООО «Пекарня «Шемахинская», ОАО «Еманжелинскхлеб», ОАО «Первый хлебокомбинат», ООО фирма «Мэри», ОАО «Копейский хлебокомбинат», ООО «Объединение «Союзпищепром».

Далее Челябинское УФАС России исследовало структуру товаропотоков за пределы Челябинской области.

<…>

<…>

<…>

<…>

Таким образом, с территории Челябинской области в 2015 году было вывезено хлеба и хлебобулочной продукции <…>, что составляет 6,72%. Основными направлениями вывоза хлеба и хлебобулочной продукции с территории Челябинской области являются  Республика Башкортостан, Республика Башкирия, Свердловская, Курганская и Оренбургская области (таблица №2).

Таким образом, анализ структуры товаропотоков показал, что объем вывоза хлеба и хлебобулочной продукции с территории Челябинской области составил 6,72% в 2015 году, с территории г. Челябинска – 46,53%.

На основании анализа информации, представленной хозяйствующими субъектами,  осуществляющими деятельность по оптовой торговле хлебом и хлебобулочными изделиями, Челябинским УФАС России установлено, что географические границы товарного рынка оптовой торговли (реализации) хлебом и хлебобулочными изделиями  выходят за  административные границы г. Челябинска и не выходят за административные границы Челябинской области. Таким образом, указанный рынок является региональным и ограничивается территорией Челябинской области.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с п.5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

  В соответствии с п.5.5 Порядка проведения анализа при определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, может быть уточнен состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке.

Основными производителями хлеба и хлебобулочных изделий являются хлебозаводы и хлебокомбинаты. Кроме того, производство хлеба осуществляют частные пекарни и минипекарни (юридические лица и индивидуальные предприниматели).  Количество  и ассортимент выпускаемой продукции варьируется, однако объектом исследования, в первую очередь, являются хозяйствующие субъекты, выпекающие необходимый минимум  видов хлеба, т.н. социально-значимые (пшеничные и ржано-пшеничные) сорта хлеба, а также хлеб белый из муки высшего сорта.      

Челябинским УФАС России были выявлены следующие производители хлеба и хлебобулочных изделий на территории Челябинской области: ООО «Продовольственная группа. Русский хлеб», ООО «Уфалейхлебозавод», ООО «Пекарня», ООО «Шафак», ООО «Коврига», ООО «Чебаркульский хлеб», ООО «Нагайбакское ХПП», ООО «Ашпромхлеб», ЗАО «Саткинский хлебокомбинат», ООО «Варненский КХП», МУП «Каслинский хлебзавод», ОАО «Магнитогорский хлебокомбинат», ООО «Пекарня «Шемахинская», ОАО «Еманжелинскхлеб», ОАО «Первый хлебокомбинат», ООО фирма «Мэри», ОАО «Копейский хлебокомбинат», ООО «Объединение «Союзпищепром».

Реализация продукции производителями (продавцами) осуществляется по различным каналам, в основном через оптовую реализацию продукции по договорам поставки с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

На уровне оптовых поставок у крупных хлебозаводов покупателями хлеба, наряду с организациями и предприятиями  различных форм собственности, индивидуальными предпринимателями, являются непосредственно крупные торговые сети: ЗАО «Тандер» (торговая сеть «Магнит»), ЗАО ТД «Перекресток», ООО «МОЛЛ», ОАО «ДИКСИ» и ООО Торговый дом «Провиант», «Седьмой континент», Х5 Retail Group.

Кроме того, торговые сети, как правило, осуществляют выпечку хлеба и хлебобулочных изделий самостоятельно, с целью последующей реализации в собственной торговой сети. Однако, эти объемы хлеба и хлебобулочных изделий не входят в объем исследуемого рынка, так как реализуются в розницу.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

В соответствии с п. 6.1 Порядка проведения анализа расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:

- объем продаж (поставок);

- объем поставок (отгрузок);

- объем выручки;

- объем перевозок;

- объем производства;

- объем производственных мощностей;

- объем запасов ресурсов;

- объем товара в соответствии с заключенными договорами.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Расчет объемов рынка оптовой торговли (реализации) хлебом и хлебобулочными изделиями, осуществлялся на основании размера объемов реализации хлеба и хлебобулочных изделий в стоимостном выражении.

Доли хозяйствующих субъектов, действующих на рынке оптовой торговли (реализации) хлебом и хлебобулочными изделиями на территории Челябинской области в 2015 году представлены в таблице №3.

<…>

<..> Доли остальных участников рынка незначительны и составляют менее 5%.При этом, совокупная доля ОАО «Первый хлебокомбинат» и ОАО «Магнитогорский хлебокомбинат» по итогам 2015 года на рынке оптовой торговли хлебом и хлебобулочными изделиями составляет 71,76%.

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

На основании пункта 7.1 Порядка проведения анализа, при определении уровня концентрации товарного рынка в данном аналитическом отчете использован коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

В данном аналитическом отчете уровень концентрации товарного рынка определен с учетом установленного временного интервала исследования товарного рынка, а именно 2015 год.

Уровень концентрации рынка оптовой торговли (реализации) хлебом и хлебобулочными изделиями на территории Челябинской области по итогам 2015 года представлен в Таблице №4.

 

Таблица №4 - Уровень концентрации рынка оптовой торговли (реализации) хлебом и хлебобулочными изделиями на территории Челябинской области по итогам 2015 года

Показатель

 

Уровень концентрации рынка оптовой торговли (реализации) хлебом и хлебобулочными изделиями на территории Челябинской области по итогам 2015 года

Cr2

71,76

HHI

3911,194

 

Согласно пункту 7.2 Порядка проведения анализа в соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

            - высокий - при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

            - умеренный - при 45% <= CR3 <70% или 1000 <= HHI <2000;

            - низкий - при CR3<45% или HHI <1000.

Рассчитанные индикаторы рыночной концентрации указывают на высокий уровень концентрации исследуемого товарного рынка, с  низко развитой конкуренцией. Количество действующих на рынке крупных  продавцов  - 2: ОАО «Первый хлебокомбинат» и ОАО «Магнитогорский хлебокомбинат».

Таким образом, рынок оптовой торговли хлебом и хлебобулочными изделиями Челябинской области относится к типу рынка с низко развитой конкуренцией и высоким уровнем рыночной концентрации. Для указанного рынка характерно наличие значительного количества хозяйствующих субъектов с небольшими долями (в среднем 1,5 и менее %) и  два крупных, ОАО «Первый хлебокомбинат», ОАО «Магнитогорский хлебокомбинат». 

 

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Согласно пункту 8.1 Порядка проведения анализа процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Согласно пункту 8.2 Порядка проведения анализа к барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения;

б) административные ограничения.

Согласно пункту 8.3 Порядка проведения анализа барьеры входа на рассматриваемый товарный рынок в данном аналитическом отчете анализируются с точки зрения возможности потенциальных продавцов, в том числе действующих на смежных рынках стать участниками рассматриваемого товарного рынка.

         Потенциальными конкурентами  хозяйствующих субъектов, а значит, вышеназванной  группы лиц, могут считаться хозсубъекты только с развитой материально-технической базой, производственными мощностями и технологией для выпечки хлеба и хлебобулочных изделий. Однако вход на рынок таких предприятий обусловлен наличием ряда экономических и организационных ограничений (барьеров). В первую очередь, это государственная политика в области кредитов (трудности в их получении, в т.ч. обязательное наличие залога); значительные капитальные вложения и сроки их окупаемости; ограниченный доступ новых продавцов к дешевым и более удобным сырьевым источникам.

            Большинство хозяйствующих субъектов отмечают также такие экономические ограничения, как недостаток финансовых средств для приобретения необходимого сырья (зерна) для производства муки, нехватку оборотных средств.  Участники рынка считают необходимым снижение  ставок по кредитам для потенциальных участников рынка, предоставление льгот мукомольным и хлебопекарным предприятиям на услуги естественных монополий (газ, электроэнергию, воду); снижение платы за пользование землей, повышение требований к качеству производимой продукции, подготовка квалифицированных кадров.

            Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов создает преимущества последним по сравнению с другими потенциальными участниками рынка, что приводит к дальнейшей его концентрации.

            Кроме того, для рассматриваемого рынка характерны ограничения по спросу в связи с высокой степенью удовлетворенности спроса и существующими нормами потребления хлеба. Крупные хозяйствующее субъекты, действующие на рынке, имеют преимущества по расширению производственных мощностей и увеличению объемов продаж., в т.ч. в крупных торговых сетях.

 

 

 

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Согласно пункту 9.1. Порядка проведения анализа оценка состояния конкуренции на товарном рынке включает:

а) заключение о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок: к рынку с развитой конкуренцией, к рынку с недостаточно развитой конкуренцией или к рынку с неразвитой конкуренцией;

б) оценку перспективы изменения конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.

 Заключение о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок, дается на основании показателей уровня концентрации товарного рынка, наличия и преодолимости барьеров входа на товарный рынок.

В соответствии со статьей 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

            Согласно пункту 3 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

            1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

            2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

На рынке оптовой торговли хлебом и хлебобулочными изделиями на территории Челябинской области совокупная доля ОАО «Магнитогорский хлебокомбинат» и ОАО «Первый хлебокомбинат»  в 2015 году превышает 50%, при этом доля каждого из них больше долей других хозяйствующих субъектов и составляет не менее 8%.

Следует отметить, что размеры долей ОАО «Первый хлебокомбинат» и ОАО «Магнитогорский хлебокомбинат» в течение года подвержены малозначительным изменениям, доступ на рынок оптовой торговли (реализации) хлебом и хлебобулочными изделиями новых хозяйствующих субъектов затруднен в связи с наличием барьеров, указанных в пункте 8 данного анализа рынка. При этом, хлеб и хлебобулочные изделия не могут быть заменены другими товарами.

Таким образом, положение ОАО «Первый хлебокомбинат» и ОАО «Магнитогорский хлебокомбинат» на рынке оптовой торговли хлебом и хлебобулочными изделиями на территории Челябинской области с совокупной долей более 50% по итогам 2015 года следует признать доминирующим.

Необходимо отметить, что рынок оптовой торговли (реализации) хлебом и хлебобулочными изделиями на территории Челябинской области характеризуется высокой степенью концентрации в условиях неразвитой конкуренции.

При этом объем вывоза хлеба и хлебобулочных изделий с территории г. Челябинска составил 46,53%. С территории Челябинской области  на территории других областей составил 6,72% в 2015 году.