Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества,

а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости

по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в Областном государственном унитарном предприятии «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области (далее - ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области)

 

 

 

1. Общие положения

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступили заявления физических лиц, проживающих на территории г. Челябинска на действия ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, выразившиеся в установлении высокой стоимости услуг по выдаче справок физическим лицам о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости в первом полугодии 2015 года.

Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл.ЦТИ» по Челябинской области.

Данный аналитический отчет выполнен во исполнение требований Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) от 25.05.2012 № 345 (далее - Административный регламент № 345).

В соответствии с пунктом 3.3 Административного регламента № 345 анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции. Порядок проведения анализа состояния конкуренции утвержден Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок проведения анализа). Структура данного аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка проведения анализа.

Согласно пункту 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках используются:

–     данные официальной статистической информации;

–     сведения, полученные от налоговых, таможенных и иных государственных
органов, Центрального банка Российской Федерации, органов местного самоуправления;

–     сведения, полученные от физических и юридических лиц, в том числе сведения, представляемые покупателем (покупателями) данного товара, в том числе в результате их выборочного опроса, а также сведения, представляемые продавцами данного товара;

–     результаты экономических и товароведческих экспертиз, заключения специализированных организаций, а также отдельных специалистов и экспертов;

–     данные ведомственных и независимых информационных центров и служб;

–     данные объединений потребителей и объединений производителей;

–     сообщения средств массовой информации;

–     данные собственных исследований антимонопольного органа и данные антимонопольных органов других государств;

–     данные маркетинговых, социологических исследований, выборочных опросов и анкетирования хозяйствующих субъектов, граждан, общественных организаций;

–     государственные стандарты, технические условия и другие нормативы;

–     обращения физических и юридических лиц в антимонопольный орган;

–     результаты ранее проведенных антимонопольными органами исследований состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке;

–     данные, предложенные к рассмотрению хозяйствующим субъектом;

–     данные иных источников, в том числе представленные участниками рынка
(такие источники должны быть верифицируемы).

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от:

–     ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области;

–     Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области;

–     Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области;

–     ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края»;

–     ЕМУП «Бюро технической инвентаризации»;

–     Управления федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области;

–     МУП г. Казани «Дирекция муниципальных жилищных программ»;

–     Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области;

–     БТИ МКУ «Сдужба заказчика» г. Трехгорный Челябинской области;

–     ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (Челябинский филиал);

–     ООО «ЮжУралБТИ»;

–     ООО «КАСкад»;

–     ООО «КадастрГрупп»;

–     ООО «УралГрандКадастр»;

–     ООО «КРИСГЕО»;

–     ООО «Инженерно-кадастровый центр»;

–     ООО «ГЕОКАДАСТР»;

–     ООО «Региональное Бюро Кадастрового Учета»;

–     ООО «Агентство Кадастра и права»;

–     ООО «Центр экспертизы и управления недвижимым имуществом»;

–     МУП «Троицкий городской центр обслуживания физических и юридических лиц»;     

–     ООО «Центр кадастровых и геодезических работ»;

–     Комитета по Управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска;

–     Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области;

–     нормативная документация в области технического учета и технической инвентаризации (Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями, внесенные Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 № 67), Постановление Правительства Челябинской области от 22.03.2012 № 71-П «Об утверждении Порядка доступа и выдачи информации из архивов организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию жилищного фонда на территории Челябинской области»);

–     иная нормативная документация (Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

 

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Временной интервал исследования товарного рынка, согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 (далее – Закон «О защите конкуренции») временной интервал анализа состояния конкуренции на товарном рынке определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции на товарном рынке в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Согласно п. 2.2 Порядка проведения анализа, ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке проводится в случае необходимости исследования сложившихся характеристик исследуемого товарного рынка.

Так как заявления физических лиц на действия ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области поступили в Челябинское УФАС России в 1 полугодии 2015 года, а также с учетом изменений, произошедших на анализируемом товарном рынке в 2013 году (со вступлением в законную силу с 01.01.2013 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре» фактически прекратился технический учет недвижимого имущества, учитывая то, что для целей данного анализа необходимо изучение, как сложившихся характеристик товарного рынка, так и оценка текущего состояния анализируемого товарного рынка за временной интервал исследования товарного рынка приняты 2013, 2014, 2015 годы.

С учетом изложенного, а также в соответствии со статьей 5 Закона «О защите конкуренции» в части установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта, Челябинское УФАС России провело анализ состояния конкуренции  по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУЦ «Обл.ЦТИ» по Челябинской области.

В соответствии с требованиями п. 2.4 Порядка проведения анализа, все характеристики товарного рынка в данном аналитическом отчете определены в пределах одного временного интервала: 2013, 2014, 2015 годы с учетом динамики состояния конкуренции на анализируемом товарном рынке за исследуемый период.

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка          

 

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» товар – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.          

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка проведения анализа, определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и  том же товарном рынке. Данная процедура включает в себя:

–     предварительное определение товара;

–     выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров;

–     потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;|

–     определение взаимозаменяемых товаров.

 

Этап предварительного определения товара:

 

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа предварительное определение товара может быть проведено на основе:      

а) условий договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

д) товарных словарей или справочников товароведов;

е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

При проведении  данного анализа предварительное определение товара производилось на основе:

а) Условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар

Письмом ОГУП «ОБЛ. ЦТИ» по Челябинской области от <…> представило за 2013, 2014, 2015 годы копии заказов, актов выполненных работ, квитанций об оплате работ, осуществляемых ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества.

Так, согласно заказу <…>, ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области выполняет следующие виды работ:

–     изготовление копии технического паспорта на квартиру, гараж, садовый дом, нежилое помещение;

–     паспортизация изменений характеристик (обследование) квартиры без учета перепланировки;

–     справка для приватизации;

–     техническая характеристика.

Заказчик обязуется обеспечить безопасный доступ сотрудников ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области во все помещения и ко всем строениям на объекте, исключить нахождение на объекте собак, оплатить стоимость произведенных работ согласно действующему прейскуранту в установленные сроки, возместить расходы предприятия за произведенный выход в случае не обеспечения доступа на объект, произвести окончательный расчет по настоящему заказу (заявлению) после выполненных работ при получении документов.

Согласно Акту сдачи-приемки работ на проведение паспортизации согласно заказу <..>, комиссия в составе представителя исполнителя ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области и представителя заказчика – <…> составили настоящий акт в том, что исполнитель сдает, а заказчик принимает работы:

–     изготовление копии технического паспорта на квартиру, гараж, садовый дом, нежилое помещение;

–     паспортизация изменений характеристик (обследование) квартиры без учета перепланировки;

–     справка для приватизации;

–     техническая характеристика.

Согласно заказу <…>, ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области выполняет следующие виды работ:

–     изготовление копии технического паспорта на квартиру, гараж, садовый дом, нежилое помещение;

–     паспортизация изменений характеристик (обследование) квартиры без учета перепланировки;

–     справка для приватизации;

–     справка об объекте недвижимости;

–     техническая характеристика.

Заказчик обязуется обеспечить безопасный доступ сотрудников ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области во все помещения и ко всем строениям на объекте, исключить нахождение на объекте собак, оплатить стоимость произведенных работ согласно действующему прейскуранту в установленные сроки, возместить расходы предприятия за произведенный выход в случае не обеспечения доступа на объект, произвести окончательный расчет по настоящему заказу (заявлению) после выполненных работ при получении документов.

Согласно Акту сдачи-приемки работ на проведение паспортизации согласно заказу <…>, комиссия в составе представителя исполнителя ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области и представителя заказчика – <…>. составили настоящий акт в том, что исполнитель сдает, а заказчик принимает работы:

–     изготовление копии технического паспорта на квартиру, гараж, садовый дом, нежилое помещение;

–     паспортизация изменений характеристик (обследование) квартиры без учета перепланировки;

–     справка для приватизации;

–     справка об объекте недвижимости;

–     техническая характеристика.

Согласно заказу <…>, ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области выполняет следующие виды работ:

–     изготовление копии прочих документов на объекты жилого назначения;

–     справка для приватизации.

Заказчик обязуется обеспечить безопасный доступ сотрудников ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области во все помещения и ко всем строениям на объекту, исключить нахождение на объекте собак, оплатить стоимость произведенных работ согласно действующему прейскуранту в установленные сроки, возместить расхода предприятия за произведенный выход в случае не обеспечения доступа на объект, произвести окончательный расчет по настоящему заказу (заявлению) после выполненных работ при получении документов.

Согласно Акту сдачи-приемки работ на проведение паспортизации согласно заказу № <…>, комиссия в составе представителя исполнителя ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области и представителя заказчика – <…> составили настоящий акт в том, что исполнитель сдает, а заказчик принимает работы:

–     изготовление копии прочих документов на объекты жилого назначения;

–     справка для приватизации.

б) Нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность

Согласно определению, данному в Федеральном законе от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:

недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации – земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Деятельность по организации технического учета жилищного фонда и технической инвентаризации объектов капитального строительства регулируется Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301 (с изменениями, внесенные Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 № 67) (далее – Положение).

Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

Государственный учет недвижимого имущества в Российской Федерации, включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).

В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют:

- техническую инвентаризацию жилищного фонда;

- оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;

- информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учет домовладений, строений и жилых помещений (квартир) производится БТИ путем ведения реестра жилищного фонда.

Учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 16.07.1999 № 322 «О единой системе учета объектов (недвижимости и пользовании архивами бюро технической инвентаризации (БТИ) Челябинской области» возложены полномочия по хранению, комплектации, учету и использованию документов архива технической инвентаризации, сформированного в результате своей деятельности, находящегося в пользовании Челябинской области на ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Согласно письму ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от  <…> в соответствии с пунктом 8 техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 11 Положения порядок выдачи отдельных видов информации определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Во исполнение Положения Постановлением Правительства Челябинской области от 22.03.2012 № 71-П «Об утверждении Порядка доступа и выдачи информации из архивов организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию жилищного фонда на территории Челябинской области» утвержден соответствующий порядок доступа и выдачи информации из архивов, организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию жилищного фонда на территории Челябинской области.

Данный порядок предусматривает выдачу информации физическим и юридическим лицам из архивов за плату. Размер платы устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно письму ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…>  в период с 01.01.2013 по 03.03.2014 ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области предоставляло физическим и юридическим лицам информацию из архива за плату в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 21.03.2002 № 8 «Об утверждении прейскуранта предельных тарифов на работы по технической паспортизации и плановой инвентаризации объектов жилищного фонда Челябинской области», а именно выдачу справок о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации.

Согласно письму ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…> ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области с 03.03.2014 предоставляет физическим и юридическим лицам информацию из архива за плату в соответствии с приказом Госстроя от 15.05.2002 № 79 «Об утверждении норм времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности», а именно выдачу справок о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации.

в) Общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности

Согласно письму ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…> услуги по технической инвентаризации недвижимого имущества и выдаче справок для физических лиц относятся к виду экономической деятельности - «Деятельность по учету и технической инвентаризации» (код ОКВЭД 70.32.3).

Таким образом, деятельность по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно выдача физическим лицам справок о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации относится к виду деятельности по учету и технической инвентаризации - код ОКВЭД 70.32.3 (ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1 «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности»).

 

Этап выявления свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара и определения взаимозаменяемых товаров:

 

Согласно п. 3.5 Порядка проведения анализа, при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются:

–     функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;

–     применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);

–     качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;

–     технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное (обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);

–     цена;

–     условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара;

–     иные характеристики.

 

Функциональное назначение.

 

Основным функциональным назначением и целью потребления рассматриваемого товара является получение физическим лицом сведений о правообладателе объекта недвижимости или получение физическим лицом информации об использовании права на приватизацию недвижимого имущества от организаций по государственному техническому учету и технической инвентаризации для дальнейшего использования данных сведений по месту требования.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 16.07.1999 № 322 «О единой системе учета объектов недвижимости и пользовании архивами бюро технической инвентаризации (БТИ) Челябинской области» возложены полномочия по хранению, комплектации, учету и использованию документов архива технической инвентаризации, сформированного в результате своей деятельности, находящегося в пользовании Челябинской области на ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям.

Согласно пункту 7 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Решением Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 18.11.1993 № 4 «Об утверждении примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы:

–     заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения,
подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя;

–     документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением;

–     справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано;

–     в случаях, предусмотренных Примерным положением о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, документ органов опеки и попечительства.

Согласно Уведомлению о приостановлении государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области от <…>. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области сообщает, что согласно п.2 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. В соответствии с п.2 ст.6, п.2 ст.13 Закона о государственной регистрации регистрация перехода права на объект недвижимого имущества возможна при условии наличия возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав. Для соблюдения требований ст.16 Закона о государственной регистрации необходимо представить заявление о государственной регистрации ранее возникшего права общей долевой собственности с номером в книге учета входящих документов и указанием доли.

В соответствии с требованиями п.2 ст.16 Закона о государственной регистрации право на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу Закона о государственной регистрации, признается юридически действительными, если до вступления в силу Закона о государственной регистрации, государственная регистрация осуществлялась в органах образованных в субъектах Федерации и муниципальных образованиях (согласно уведомлению, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, орган осуществляющий учет объектов на территории соответствующего регистрационного округа – ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области).

Согласно уведомлению, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в нарушении указанных требований заявителем не представлена справка о принадлежности объекта недвижимости, выданная органом, осуществляющим учет объектов на территории соответствующего регистрационного округа. В случае, если данная справка не будет представлена в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, то Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области будет вынуждено отказать заявителю в государственной регистрации.

Условие реализации.

Основным условием реализации рассматриваемого товара является наличие архива учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации жилищного фонда.

Ценообразование.

Во исполнение Положения Постановлением Правительства Челябинской области от 22.03.2012 № 71-П «Об утверждении Порядка доступа и выдачи информации из архивов организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию жилищного фонда на территории Челябинской области» утвержден соответствующий порядок доступа и выдачи информации из архивов, организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию жилищного фонда на территории Челябинской области.

Данный порядок предусматривает выдачу информации физическим и юридическим лицам из архивов за плату. Размер платы устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации, осуществляющие техническую инвентаризацию - коммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Стоимость выполняемых работ по техническому учету и проведение инвентаризации объектов капитального строительства устанавливается организациями самостоятельно.

Согласно письму ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…> в период с 01.01.2013 по 03.03.2014 ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области предоставляло физическим и юридическим лицам информацию из архива за плату в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 21.03.2002 № 8 «Об утверждении прейскуранта предельных тарифов на работы по технической паспортизации и плановой инвентаризации объектов жилищного фонда Челябинской области», в том числе выдачу справок о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации.

Согласно письму ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…> ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области с 03.03.2014 предоставляется физическим и юридическим лицам информацию из архива за плату в соответствии с приказом Госстроя от 15.05.2002 № 79 «Об утверждении норм времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности», в том числе выдачу справок о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации.

Этап определение взаимозаменяемых товаров:

Согласно п. 3.6 Порядка проведения анализа выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем:

–     экспертных оценок;

–     анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

Согласно п. 3.7 Порядка проведения анализа определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Основным функциональным назначением и целью потребления рассматриваемого товара является получение физическим лицом сведений о правообладателе объекта недвижимости или получение физическим лицом информации об использовании права на приватизацию недвижимого имущества от организаций по государственному техническому учету и технической инвентаризации для дальнейшего использования данных сведений по месту требования.

Согласно статье 4 Закона «О защите конкуренции» определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления, учитывая их функциональное назначение.

В данном аналитическом отчете в соответствии с требованиями пункта 3.8 Порядка проведения анализа при выявлении взаимозаменяемых товаров использовался метод - «тест гипотетического монополиста».

Согласно письму <…>, данный потребитель не имел возможности заменить услугу по выдаче справки о принадлежности объекта недвижимости, выдаваемой ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области на иную услугу, поскольку по причине отсутствия указанной справки в пакете документах предоставленного в Росреестр для регистрации объекта недвижимости,  процесс регистрации объекта недвижимости был приостановлен.

Так как покупатель фактически не заменяет и не готов заменить услугу по техническому учету и технической инвентаризации, а именно услугу по выдаче справок о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации, выдаваемых ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области в рамках осуществления, деятельности по техническому учету и технической инвентаризации на другие услуги по причине отсутствия услуг соответствующих функциональному назначению данной услуги, следовательно, услуга по техническому учету и технической инвентаризации, а именно услуга по выдаче физическим лицам справок о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации, выдаваемых ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области в рамках осуществления деятельности по техническому учету и технической инвентаризации не взаимозаменяема с другими услугами.

Таким образом, на этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка, подтверждаются продуктовые границы товарного рынка, определенные на предварительном этапе.

Учитывая, что услуга по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно услуга по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости не взаимозаменяема с другими услугами, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка следует признать рынок услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно рынок услуг по выдаче физическим лицам справок о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации (код ОКВЭД -70.32.3).

 

 

4. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Определение географических границ товарного рынка, согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа, представляет собой процедуру определения границ территории, на которой покупатель приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за её пределами.

Процедура определения границ территории, на которой покупатель приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами включает:

–     предварительное определение географических границ товарного рынка;

–     выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем;

–     определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка.

Согласно п. 4.2 Порядка проведения анализа определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

В данном аналитическом отчете определение географических границ проведено на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Объектом антимонопольного контроля является ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, так как на данный хозяйствующий субъект поступали заявления физических лиц.

Согласно письму ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…> территориальными границами оказаниями услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества для физических лиц является Челябинская область, за исключением Брединского муниципального района и г. Трехгорного Челябинской области.

ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области имеет широкую филиальную сеть на территории Челябинской области, письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…> представило стоимость услуги по выдаче справки о неучастии в приватизации в 2013-2015 годы, письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…> представило стоимость услуги по выдаче справки о принадлежности объекта недвижимости в 2013 -2015 годы. Из представленной информации видно, что стоимость услуг по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости с 03.03.2014 года отличается в зависимости филиала, оказывающего данные услуги.

Согласно пояснениям представителей ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, с 03.03.2014 года стоимость услуг по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости определяется исходя из стоимости 1 чел./часа изготовления справки, которая в свою очередь определяется стоимостью 1 чел/часа исходя из сметы доходов и расходов ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…>, представило Приказ от <…>, данным приказом устанавливается стоимость норма-часа на 2014 год для расчета стоимости кадастровых, инвентаризационно-технических работ и сведений из архива. Стоимость нормо-часа утверждается в отношении каждого филиала в отдельности.

Необходимо учитывать, что заявления на действия ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области поступали от граждан, объекты недвижимости, которых находятся на территории г. Челябинска и в отношении которых справки о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации выдавались Челябинским Управлением ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Организации могут предоставлять информацию о техническом учете и технической инвентаризации недвижимого имущества только при наличие архива учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации жилищного фонда, поэтому письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…> представило адресный перечень жилищного фонда на территории Челябинского городского округа с указанием улиц и домов, состоящих на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации.

Письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области  <…> представило прейскурант цен на работы по технической инвентаризации, действующих в 2013, 2014, 2015 годах. Согласно данному прейскуранту стоимость работ по технической инвентаризации отличается в зависимости от муниципального образования, так на территории г. Челябинска в период с 2013 по 2015 годы действовали цены, указанные в Таблице 1.

 

Таблица 1 – Прейскурант стоимости работ по технической инвентаризации, действующий у ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области в 2013, 2014, 2015 годах

 

<…>

 

Во исполнение Положения Постановлением Правительства Челябинской области от 22.03.2012 № 71-П «Об утверждении Порядка доступа и выдачи информации из архивов организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию жилищного фонда на территории Челябинской области» утвержден соответствующий порядок доступа и выдачи информации из архивов, организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию жилищного фонда на территории Челябинской области.

Данный порядок предусматривает выдачу информации физическим и юридическим лицам из архивов за плату. Размер платы устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации, осуществляющие техническую инвентаризацию – коммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Стоимость выполняемых работ по техническому учету и проведение инвентаризации объектов капитального строительства устанавливается организациями самостоятельно.

Согласно письму ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…> в период с 01.01.2013 по 03.03.2014 ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области предоставляло физическим и юридическим лицам информацию из архива за плату в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 21.03.2002 № 8 «Об утверждении прейскуранта предельных тарифов на работы по технической паспортизации и плановой инвентаризации объектов жилищного фонда Челябинской области», в том числе выдачу справок о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации.

Приказом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от 18.05.2012 г. № 34 утвержден состав и стоимость работ при подготовке справок об объектах капитального строительства по договорам с физическими лицами.

Так, в состав работ по выдаче справок для предъявления в нотариальную контору, о неучастии в приватизации, о неимении в собственности объекта недвижимости, об объекте недвижимости входит ознакомление с правоустанавливающим документом при наличии в документе одного собственника, изготовление справки при наличии до двух собственников, внесение информации в базу данных, подшивка документов в инвентарное дело (сшивка документов), затраты на содержание архива.

Стоимость работ по выдаче указанных справок согласно данному приказу составляла 600 рублей  (до 03.03.2014 года).

Согласно письму ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…> ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области с 03.03.2014 предоставляет физическим и юридическим лицам информацию из архива за плату в соответствии с приказом Госстроя от 15.05.2002 № 79 «Об утверждении норм времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности», а именно выдачу справок о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации.

На основании Приказа Госстроя от 15.05.2002 № 79 «Об утверждении норм времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности» стоимость работ по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости в период с 03.03.2014 по 31.12.2014 составляла 818,20 рублей, с 01.01.2015 стоимость работ составляла 1050,00 рублей.

Изменение стоимости работ по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости произошло в результате изменения стоимости 1 чел./часа изготовления справки, которая в свою очередь определяется стоимостью 1 чел/часа исходя из сметы доходов и расходов ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

При этом норматив времени на изготовление указанных справок не изменился и составляет <…> часа.

Согласно письму ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…> в соответствии с Положением об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организацией технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05 апреля 2005 г. № 70, ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области было аккредитовано на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Челябинской области, о чем произведена запись в реестре аккредитованных организацией за № 179 от 25.07.2005.

Наряду с ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области на осуществление технического, учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Челябинской области были аккредитованы:

–     ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»;

–     МКУ «Служба заказчика» г. Трехгорный.

Согласно письму МКУ «Служба заказчика» от <…> , МКУ «Служба заказчика» осуществляла в исследуемый период времени выдачу справок физическим лицам о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости. Стоимость справки о неучастии в приватизации составляла 93 руб., стоимость справки о принадлежности объекта недвижимости составляла 141 руб.

Территориальными границами оказания услуг по технической инвентаризации и техническому учету недвижимого имущества является Челябинская область, с учетом работы филиала МКУ «Служба заказчика» - г. Трехгорный Челябинской области.

Письмом МКУ «Служба заказчика» от <…> представило жилищный фонд, состоящий на учете в МКУ «Служба заказчика» в 2013, 2014, 2015 годах – территория Трехгорного городского округа, а именно:

 <…>

Согласно письму МКУ «Служба заказчика» от <…> МКУ «Служба заказчика» не выдавала физическим лицам справки о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости в 2013, 2014, 2015 годах по объектам недвижимости, состоящим на учете у ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.  

Согласно письму ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Челябинский филиал от  <…> справки о неучастии в приватизации и справки о принадлежности объекта недвижимости выдаются в связи с тем, что в Челябинский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» передан на хранение уникальный федеральный архив БТИ, осуществлявшем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним до вступления в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на территории:

–     г. Златоуста Челябинской области;

–     г. Чебаркуля Челябинской области;

–     Брединского муниципального района Челябинской области.

Стоимость выдаваемой справки о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости составляет 600 рублей.

Согласно письму ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Челябинский филиал от <…> справки о неучастии в приватизации и (или) о принадлежности объекта недвижимости в 2013, 2014, 2015 годах по объектам недвижимости, состоящим на учете у ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области не выдавались.

Ценообразование на данный товар на территории Российской Федерации.

Согласно письму ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от <…>  данный хозяйствующий субъект осуществляет выдачу справки об участии (неучастии) в приватизации, стоимость выдачи указанной справки с 30.08.2012 по 09.01.2014 составляла 550 рублей, с 09.01.2014 по настоящее время - 600 рублей.

Согласно письму ЕМУП «Бюро технической инвентаризации» (г. Екатеринбург) от <…> стоимость выдачи справки о неиспользовании права бесплатной приватизации физическим лицом с 19.07.2012 по 20.01.2014 составляла 103 рубля, с 20.01.2014 года по настоящее время - 250 рублей. При этом, ЕМУП «Бюро технической инвентаризации» отмечает, что справка об использовании либо неиспользовании гражданином права бесплатной приватизации может быть предоставлена ЕМУП «БТИ» только в отношении жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования «г. Екатеринбург», так как правовая регистрация жилых помещений, расположенных за его пределами, предприятием не проводилось.

Согласно письму МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» (г. Казань) от <…> выдача справки об использовании права бесплатной приватизации составляет 200 рублей на момент представления письма в адрес Челябинского УФАС России.

Таким образом, предварительно определенными географическими границами ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области оказания услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости является территория г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические и иные возможности приобретения товара покупателем.

Основным функциональным назначением и целью потребления рассматриваемого товара является получение физическим лицом сведений о правообладателе объекта недвижимости или получение физическим лицом информации об использовании права на приватизацию недвижимого имущества от организаций по государственному техническому учету и технической инвентаризации для дальнейшего использования данных сведений по месту требования.

А организации могут предоставлять данную информацию только при наличие архива учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации жилищного фонда, то географическими границами получения услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно услуг по выдаче справке о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации возможно только на территории муниципального образования в котором находится объект недвижимости в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в соответствующей организации.

Определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Согласно п. 4.5 Порядка проведения анализа определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами:

–     методом «тест гипотетического монополиста»;

–     методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);

–     сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.

В данном аналитическом отчете при определении географических границ товарного рынка использовался метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Согласно письму ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…> территориальными границами оказаниями услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества для физических лиц ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области является Челябинская область, за исключением Брединского муниципального района и г. Трехгорного Челябинской области.

ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области имеет широкую филиальную сеть на территории Челябинской области, письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…> представило стоимость услуги по выдаче справки о неучастии в приватизации в 2013-2015 годы, письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…> представило стоимость услуги по выдаче справки о принадлежности объекта недвижимости в 2013 - 2015 годы. Из представленной информации видно, что стоимость услуг по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости с 03.03.2014 года отличается в зависимости филиала, оказывающего данные услуги.

Согласно пояснениям представителей ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, с 03.03.2014 года стоимость услуг по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости определяется исходя из стоимости 1 чел./часа изготовления справки, которая в свою очередь определяется стоимостью 1 чел/часа исходя из сметы доходов и расходов ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от 02.06.2015 № 1322, представило Приказ от 30.12.2013 № 131, данным приказом устанавливается стоимость норма-часа на 2014 год для расчета стоимости кадастровых, инвентаризационно-технических работ и сведений из архива. Стоимость нормо-часа утверждается в отношении каждого филиала в отдельности.

Необходимо учитывать, что заявления на действия ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области поступали от граждан, объекты недвижимости, которых находятся на территории г. Челябинска и в отношении которых справки о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации выдавались Челябинским Управлением ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Организации могут предоставлять информацию о техническом учете и технической инвентаризации недвижимого имущества только при наличие архива учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации жилищного фонда, поэтому письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…> представило адресный перечень жилищного фонда на территории Челябинского городского округа с указанием улиц и домов, состоящих на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Исходя из анализа фактических районов продаж рассматриваемого товара, на этапе окончательного определения географических границ исследуемого товарного рынка подтверждаются географические границы, определенные на предварительном этапе.

Следовательно, географическими границами рынка услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости территориальными границами является территория г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Жилищный фонд, состоящий на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области на территории г. Челябинска представлен на компакт-диске письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…>.

 

 

5. Состав хозяйствующих субъектов действующих на товарном рынке

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка проведения анализа, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В данном аналитическом отчете состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, определен с учетом установленного временного интервала исследования товарного рынка, а именно: 2013, 2014, 2015 годы.

Челябинским УФАС России был проведен опрос хозяйствующих субъектов, которые согласно письму Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области от <…>, осуществляют технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества на территории Челябинской области.

Согласно письму ООО «КадастрГрупп» от <…> основным видом деятельности данного хозяйствующего субъекта является выполнение кадастровых работ для юридических и физических лиц.

Ввиду отсутствия в архиве указанной организации информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, справки о неучастии в приватизации и справки о принадлежности объекта недвижимости не выдаются.

Согласно письму ООО «КАСкад» от <….> данная организация не осуществляет выдачу справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости.

Согласно письму ООО «ЮжУралБТИ» от <…> данная организация не оказывает услуги по техническому учету и технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, а является организацией осуществляющей кадастровую деятельность.

Согласно письму ООО «УралГрандКадастр» <…>, данная организация не выдает справки о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости.

Согласно письму ООО «Крисгео» от <…>, указанная организация в исследуемый период времени не производила выдачу справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости.

Согласно письму ООО «Инженерно-кадастровый центр» от <…>, данная организация в исследуемый период времени не производила выдачу справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости.

Согласно письму АУ МФЦ (г. Снежинок) от <…>, данная организация в исследуемый период времени не производила выдачу справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости.

Согласно письму ООО «Геокадастр» от <…> основным видом деятельности данного хозяйствующего субъекта является выполнение кадастровых работ для юридических и физических лиц.

Ввиду отсутствия в архиве указанной организации информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, справки о неучастии в приватизации и справки о принадлежности объекта недвижимости не выдаются.

Согласно письму ООО «Региональное Бюро Кадастрового Учета» от <…> основным видом деятельности данного хозяйствующего субъекта является выполнение кадастровых работ для юридических и физических лиц.

Ввиду отсутствия в архиве указанной организации информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, справки о неучастии в приватизации и справки о принадлежности объекта недвижимости не выдаются.

Согласно письму ООО «Агентство Кадастра и права» <…>, указанная организация не осуществляет выдачу справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости в исследуемый период времени. Организация оказывала кадастровые услуги юридическим лицам.

Согласно письму ООО «Центр экспертизы и управления недвижимым имуществом» от <…>, указанная организация не осуществляла в исследуемый период времени  выдачу справок физическим лицам о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости. Указанная организация занимается подготовкой документации для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, а именно подготовкой технических и межевых планов.

Согласно письму МУЛ «Троицкий городской центр обслуживания физических и юридических лиц» от <…>, указанная организация не осуществляла в исследуемый период времени выдачу справок физическим лицам о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости.

Челябинским УФАС России было выявлено, что на территории Челябинской области услуги по техническому учету и технической инвентаризации, в том числе выдачу справок о неучастии в приватизации в исследуемый период времени осуществляли следующие хозяйствующие субъекты:

–     ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»;

–     МКУ «Служба заказчика» г. Трехгорный;

–     ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Согласно письму МКУ «Служба заказчика» от <…> МКУ «Служба заказчика» осуществляла в исследуемый период времени выдачу справок физическим лицам о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости. Территориальными границами оказания услуг по технической инвентаризации и техническому учету недвижимого имущества для МКУ «Служба заказчика» является  г. Трехгорный Челябинской области.

<…>

Согласно письму МКУ «Служба заказчика» от <…> МКУ «Служба заказчика» не выдавала физическим лицам справки о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости в 2013, 2014, 2015 годах по объектам недвижимости, состоящим на учете у ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области. 

Согласно письму ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Челябинский филиал от <…> справки о неучастии в приватизации и справки о принадлежности объекта недвижимости выдаются в связи с тем, что в Челябинский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» передан на хранение уникальный федеральный архив БТИ, осуществлявшем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним до вступления в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на территории:

–          г. Златоуста Челябинской области;

–          г. Чебаркуля Челябинской области;

–          Брединского муниципального района Челябинской области.

Стоимость выдаваемой справки о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости составляет 600 рублей.

Согласно письму ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Челябинский филиал от <…> справки о неучастии в приватизации и (или) о принадлежности объекта недвижимости в 2013, 2014, 2015 годах по объектам недвижимости, состоящим на учете у ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области не выдавались.

Согласно письму Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от <….> справки о неучастии в приватизации жилых помещений и о принадлежности объекта недвижимости на территории г. Челябинска гражданам, проживающим (вшим) на территории г. Челябинска, предоставлялись Челябинским Управлением ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества на территории Челябинской области).

Согласно письму Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области  (далее – Управление Росреестра) от <…>  до начала деятельности Южноуральской регистрационной палаты, преемником которой является Управление Росреестра, регистрацию документов на жилые помещения осуществляли органы БТИ, согласно указанному письму Управления в настоящее время – ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Справки о неучастии в приватизации и (или) о принадлежности объекта недвижимости на территории Челябинской области в 2013, 2014 и в 2015 годах (и ранее) выдавались только ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

В письме Управления Росреестра от <…> указывается, что поскольку в иных органах технической инвентаризации отсутствует информация от регистрации документов, справки о неучастии в приватизации и (или) о принадлежности объекта недвижимости могли быть выданы только ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.  

Согласно письму ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…> территориальными границами оказаниями услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества для физических лиц ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области является Челябинская область, за исключением Брединского муниципального района и г. Трехгорного Челябинской области.

ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области имеет широкую филиальную сеть на территории Челябинской области, письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…> представило стоимость услуги по выдаче справки о неучастии в приватизации в 2013-2015 годы, письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…> представило стоимость услуги по выдаче справки о принадлежности объекта недвижимости в 2013 - 2015 годы. Из представленной информации видно, что стоимость услуг по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости с 03.03.2014 года отличается в зависимости филиала, оказывающего данные услуги.

Согласно пояснениям представителей ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, с 03.03.2014 года стоимость услуг по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости определяется исходя из стоимости 1 чел./часа изготовления справки, которая в свою очередь определяется стоимостью 1 чел/часа исходя из сметы доходов и расходов ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…>, представило Приказ от <….>, данным приказом устанавливается стоимость норма-часа на 2014 год для расчета стоимости кадастровых, инвентаризационно-технических работ и сведений из архива. Стоимость нормо-часа утверждается в отношении каждого филиала в отдельности.

Необходимо учитывать, что заявления на действия ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области поступали от граждан, объекты недвижимости, которых находятся на территории г. Челябинска и в отношении которых справки о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации выдавались Челябинским Управлением ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Учитывая, что организации могут предоставлять информацию о техническом учете и технической инвентаризации недвижимого имущества только при наличие архива учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации жилищного фонда, жилищный фонд, состоящий на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области на территории г. Челябинска представлен на компакт-диске письмом ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области от <…>.

Таким образом, на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл.ЦТИ» по Челябинской области деятельность осуществляет только один хозяйствующий субъект – ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Иных хозяйствующих субъектов, кроме ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области осуществлявших деятельность на рынке услуг  по техническому учету и технической инвентаризации, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области не выявлено.

Согласно пункту 5.3 Порядка проведения анализа на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные:

–     полное наименование (с указанием организационно-правовой формы);

–     адрес (место нахождения).

Таким образом, единственным участником рынка услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объектов недвижимости по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области  является – ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области (454000, г. Челябинск, ул. С.Кривой, 75А).

Организации по государственному техническому учету и технической инвентаризации предоставляют физическим лицам сведения (документы) об объектах недвижимости, техническую инвентаризацию которых они осуществляют.

Таким образом, в роли покупателей рассматриваемого товара выступают физические лица – правообладатели объектов недвижимости, в том числе собственники и наследники объектов недвижимости (или их доверенные лица).

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка проведения анализа, расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на анализируемом рынке может осуществляться на основании нескольких показателей.

Согласно пункту 6.2 Порядка проведения анализа, в зависимости от наличия информации объем рынка может определяться:

а) как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара;

б) как сумма объемов производства данного товара в географических границах рассматриваемого рынка (за вычетом потребления рассматриваемого товара в процессе его производства и объема запасов) за вычетом объемов вывоза (экспорта) рассматриваемого товара с данной территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) рассматриваемого товара на данную территорию;

в) как сумма объемов покупок товара действующими на рассматриваемом
товарном рынке приобретателями, которая может, в том числе определяться:

–     как скорректированный на величину средней торговой наценки объем
розничного товарооборота (для оптовых рынков);

–     как произведение обоснованных норм потребления товара на численность
приобретателей или на душу населения (например, для розничных товарных рынков с большим количеством приобретателей) с корректировкой, при необходимости, на фактическую степень достижения норм потребления;

г) иным способом.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок).

Согласно пункту 6.3 Порядка проведения анализа, доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Показатели, используемые при расчете доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, приводятся в тех же единицах измерения, что и при расчете объема товарного рынка.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 6.2 Порядка проведения анализа, объем анализируемого товарного рынка определен как объем оказанных услуг по выдаче справок о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

Письмом от <….> ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области представило информацию о фактическом объеме выданных справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы (Таблица 2) на территории г. Челябинска.

Таблица 2 - Фактический объем выданных справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска

<…..>

 

Следует учитывать, что учет ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области фактически не осуществляется с 01.04.2012, при этом справки на основании проведенного ранее технического учета недвижимого имущества ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области выдавало в 2013, 2014, 2015 годах.

В Таблице 3 представлен расчет долей ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объектов недвижимости по состоянию на 2013, 2014, 2015 годах на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области.

 

Таблица 3 - Расчет долей ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объектов недвижимости по состоянию на 2013, 2014, 2015 годах на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области

 

Наименование услуги

2013 год

2014 год

2015 год

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

выдача справки о неучастии в приватизации

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

выдача справки о принадлежности объекта недвижимости

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

 

Учитывая, что ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области является единственным участником рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на  2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, доля ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области по состоянию на 2013, 2014, 2015 годах на указанном рынке составляет более 50% (100%).

 

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Учитывая, что ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области является единственным участником рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на  2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, в данном аналитическом отчете использованы коэффициент рыночной концентрации СR1 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

На основании пункта 7.1 Порядка проведения анализа коэффициент рыночной концентрации СR1 рынка услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на  2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области составляет 100%, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – 10 000.

В соответствии с пунктом 7.2 Порядка проведения анализа рынок услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно рынок услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на  2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области является высококонцентрированным.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Согласно пункту 8.1 Порядка проведения анализа процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

–     выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

–     определение преодолимое выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Согласно пункту 8.2 Порядка проведения анализа к барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения;

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству);

в) стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов,
направленная на создание барьеров входа на товарный рынок;

г) наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок;

д) другие ограничения входа на товарный рынок.

Барьеры входа на рассматриваемый товарный рынок в данном аналитическом отчете анализируются с точки зрения возможности потенциальных продавцов, в том числе действующих в других регионах, стать участниками рассматриваемого товарного рынка.

Одним из административных барьеров входа на рынок услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынок услуг по выдаче физическим лицам справок о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации являлся то, что до 20.05.2013  (в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 5 апреля 2005 г. № 70 «Об утверждении Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства») технический учет и техническая инвентаризация осуществляли специализированными организациями, аккредитацию которых осуществляла Росреестр.

Согласно п. 2.1 Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2005 № 70, одним из требований, предъявляемых организации для ее аккредитации на проведение технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, является наличие у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями Постановлений Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда РФ» и от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства», а также иных нормативных правовых актов РФ.

Только на основании информации из указанного архива, организации осуществляют выдачу справок физическим лицам о принадлежности объекта недвижимости и о неучастии в приватизации.

 

 

9. Итоговая оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Учитывая, что ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области является единственным участником рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на  2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, учитывая также, что услуга по выдаче справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости не взаимозаменяема с другими услугами и доля ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области по состоянию на 2013, 2014, 2015 годы на указанном рынке составляет более 50 % (100%), следовательно положение ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области на рынке услуг по техническому учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, а именно на рынке услуг по выдаче физическим лицам справок о неучастии в приватизации и о принадлежности объекта недвижимости по состоянию на  2013, 2014, 2015 годы на территории г. Челябинска в пределах территории жилищного фонда, состоящего на учете в ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области следует признать доминирующим.