«Если бы я работал в антимонопольной службе», Елена Артемьева, студентка ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

Антимонопольное регулирование - важнейшая составляющая часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Вследствие чего нагрузка на специалистов колоссальная, работа в антимонопольных органах интересная, но требует очень высокого профессионального уровня. Здесь работают в основном юристы и экономисты.

Служба в ФАС является эффективным карьерным лифтом. В ФАС стабильно приходят люди без опыта. Сравнительно низкий уровень коррупции и кумовства в процессе рекрутинга приводит к тому, что это одно из немногих государственных ведомств, куда значительная часть сотрудников приходит «с улицы», отбирается по деловым качествам, а  не по знакомству. При этом, опыт работы в ФАС весьма ценится работодателями. 1-2 года работы в ФАС оказываются достаточными для молодых сотрудников, чтобы перейти на более ответственную работу в других государственных органах, или найти работу в частном бизнесе. Те же, кто остается в организации, при таком уровне «низовой» текучки делают быструю карьеру.

Начиная примерно с 2007 и вплоть до 2012 года руководство Федеральной антимонопольной службы проводило курс на увеличение количества возбуждаемых службой дел. Этой цели служили формальные методики оценки деятельности центрального аппарата и территориальных подразделений службы, позволяющие добиваться высоких мест только подразделениям с высоким количеством возбужденных дел и выписанных штрафов. Наряду с этим существенную роль играли публичные заявления руководителей ФАС, побуждавшие граждан чаще обращаться с жалобами в это ведомство. В результате за этот период и количество обращений граждан, и количество дел по основным антимонопольным статьям (злоупотребление доминированием и антиконкурентные соглашения) выросли примерно в три раза. Одновременно с этим росли и полномочия ФАС: ведомство стало отвечать за контроль над реализацией законов о государственных закупках, о торговле и об иностранных инвестициях.

Нужно отказаться от применения методик оценки результативности деятельности подразделений ФАС в их нынешнем виде: показатели качества работы оказались не действенными, а показатели количества (они же «палочные») ведут к неблагоприятным результатам.

В случае сохранения методики рекомендуются два направления ее изменений:

·        установление максимально допустимой нагрузки на сотрудника, превышение которой не будет далее добавлять баллов территориальному управлению по соответствующему показателю;

·        разработка показателей качества работы, не полагающихся на плохо предсказуемую для сотрудников ФАС оценку судами их работы. При этом, мы рекомендуем ежегодно переопределять приоритеты в количественной оценке деятельности подразделений, не оценивая их каждый раз по всем категориям дел и разновидностей результатов сразу.

Считаю необходимым повышать качество кадров: поднять зарплату сотрудникам, особенно на низовом уровне; требовать опыта и знаний, не поощрять «серийность» и типовые дела, а относиться к ним с подозрением, как к признаку формализма и плохой работы.

Также следует сделать фокус  антимонопольной службе на исполнение специфически антимонопольных задач, передав по возможности «непрофильные» полномочия в другие ведомства. Конечная цель — корпоративная культура ведомства переориентироваться с массовой рутинной обработки обращений на высококачественное расследование небольшого числа дел.

Качество работы антимонопольного органа оценивается не в зависимости от количества рассмотренных обращений и возбужденных дел, вынесенных постановлений о наложении штрафа, а от количества добровольно устраненных нарушений, исполненных предупреждений и предостережений, количества оспоренных в суде решений и оставленных в силе.