Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на территории Челябинской области за 2012-2014 годы

 

1. Общие положения

Анализ рынка услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений был проведен по поручению Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) в соответствии Планом работы ФАС России по обзору и анализу товарных и финансовых рынков на 2015-2016 годы, утвержденным приказом ФАС России от 18.12.2014 № 790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы» (далее по тексту — План).

Данный аналитический отчет выполнен во исполнение требований Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России) от 25.05.2012 № 345 (далее – Административный регламент № 345).

В соответствии с пунктом 3.3 Административного регламента № 345 анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции. Порядок проведения анализа состоянии конкуренции утвержден  Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок проведения анализа).

В качестве источников исходной информации использовались материалы ФАС России, запрошенные у Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства и ОННО «НОПРИЗ», информация, представленная саморегулируемыми организациями (далее - СРО) и членами СРО, расположенных на территории Челябинской области.

Структура данного аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка проведения анализа. Этапы анализа определены в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению анализа рынка  утвержденными ФАС России 16.07.2015 №АЦ/35796/15.

Цель анализа – оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений.

 

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений проводится за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 (за 3 года). Выбор временного интервала обусловлен требованиями Плана, а также Методическими рекомендациями по проведению анализа рынка, утвержденными ФАС России 16.07.2015 №АЦ/35796/15.

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

В соответствии с рекомендациями ФАС России, а также пунктом 3.4 Порядка проведения анализа предусмотрено, что предварительное определение товара может быть проведено на основе:

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- условий договора;

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности и др.

Предварительное определение товара в данном анализе проведено на основе:

1) нормативных актов, регулирующих деятельность в области архитектурно-строительного проектирования;

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельных законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Под искусственными дорожными сооружениями понимаются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Согласно статье 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

В соответствии с пунктом 18 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767.

В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, согласно части 5 статьи 48 ГрК РФ может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 статьи 48 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.

Частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

2) информации общероссийских классификаторов видов экономической деятельности;

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг выполнение работ по подготовке проектной документации и инженерных изысканий относятся к Разделу F: Продукция и услуги строительства с кодом 4560531 - Проектно - изыскательские работы (в том числе для строительства будущих лет).

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности  (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 26.05.2015) выполнение работ по подготовке проектной документации относится к  подклассу 41.1 «Документация проектная для строительства».

Согласно пункту 3.5. Порядка проведения анализа при выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируется:

 функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;

- применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);

- качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;

- технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);

- цена;

- условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара;

- иные характеристики.

По результатам проведенного опроса хозяйствующих субъектов, осуществляющих работы по подготовке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений была проанализирована усредненная структура  стоимости услуг по разработке проектной документации (таблица №1).

 

Таблица №1

<….>

 

  Согласно п.3.6 Порядка проведения анализа, выявление товаров потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности.

Согласно информации Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг  выполнение работ по подготовке проектной документации и инженерных изысканий относятся к Разделу F: Продукция и услуги строительства с кодом 4560531 - Проектно - изыскательские работы (в том числе для строительства будущих лет).

Данная классификационная группа включает в себя проектные и изыскательские работы. Однако, следует учитывать тот факт, что   инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения. Таким образом, проектные работы не могут быть заменены на инженерные изыскания. Такая услуга как подготовка проектной документации не является взаимозаменяемым товаром.

Согласно пункту 3.5 Порядка проведения анализа, при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются:

- функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;

- применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);

- качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;

- технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);

- цена;

- условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара;

- иные характеристики.

Рассматриваемый рынок – это сфера обращения особого товара – проектной документации (статья 48, пункт 2 ГрК РФ). Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Следовательно, проектная документация по своим потребительским свойствам и функциональному назначению несравнима ни с одним другим товаром.

Таким образом, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка  являются услуги по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог всех форм собственности, классов и категорий и искусственных дорожных сооружений (код 4560531 - Проектно - изыскательские работы (в том числе для строительства будущих лет)).

 

4. Определение географических границ товарного рынка

Определение географических границ товарного рынка - процедура определения границ территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами. Данная процедура включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.2 определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Согласно пункту 4.5 Порядка проведения анализа определение географических границ товарного рынка может быть осуществлено следующими методами:

- методом «тест гипотетического монополиста»;

- методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);

- сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.

Согласно Методическим рекомендациям географические границы рынка услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений были определены методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Для определения географических границ товарного рынка проводился опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по подготовке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на территории Челябинской области.

В рамках опроса Челябинским УФАС России было проанализировано 66 ответов от хозяйствующих субъектов, осуществляющих  работы по подготовке проектной документации, в том числе в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, и около 1400 договоров указанных хозяйствующих субъектов. 

По информации полученной Челябинским УФАС России от ООО «Вираж», данный хозяйствующий субъект заключал договора на работы по подготовке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений  на территории Ханты-Мансийского автономного округа, Челябинской и Курганской областей.

<…>

ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат», ОАО «Проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков «Магнитогорскгражданпроект» заключали договора на работы по подготовке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений только на территории Челябинской области.

<…>

Однако, по представленной информации в Челябинское УФАС России стоимость работ по договорам, заключенным на разработку проектной документации  в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений ОАО «ЧЭМК»  не согласована с заказчиком и работы по проекту находятся в стадии исполнения.

<…>

Таким образом, анализ структуры товаропотоков показал, что объем вывоза услуги по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений за 2012-2013 год составил более 10%.

На основании анализа информации, представленной хозяйствующими субъектами (Приложение 3), осуществляющими работы по подготовке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, Челябинским УФАС России установлено, что географические границы товарного рынка услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений выходят за  административные границы Челябинской области. Таким образом, указанный рынок является межрегиональным.

         5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с п.5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

По данным ФАС России на территории Челябинской области действуют две СРО:

1)                       Некоммерческое партнёрство «Саморегулируемая организация Союз проектных организаций Южного Урала» (далее - СРО СПО Южного Урала);

2)                       Некоммерческое партнерство «Челябинское региональное объединение проектировщиков» (далее – НП «ЧелРОП»).

  Следует отметить, что за период 2012-2014 года членами СРО СПО Южного Урала, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и осуществляющих подготовку проектной документации являлись <…> хозяйствующих субъектов. За аналогичный период членами НП «ЧелРОП», основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и осуществляющих подготовку проектной документации являлись <…>  хозяйствующих субъектов.

По данным Челябинского УФАС России в 2012-2014 году 3 хозяйствующих субъектов оказывали услуги по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на территории Челябинской области:

1)    ОАО «Проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков «Магнитогорскгражданпроект»;

2)    ООО «Вираж».

3)    ООО «Челябинский электрометаллургический комбинат» (далее – ООО «ЧЭМК»).

Однако, по представленной информации в Челябинское УФАС России стоимость работ по договорам, заключенным на разработку проектной документации  в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на территории ООО «ЧЭМК»  не согласована с заказчиком и работы по проекту находятся в стадии исполнения. Таким образом, фактически за период 2012-2014 года только 2 хозяйствующих субъекта на территории Челябинской области оказывали услуги по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений.

В соответствии с п.5.5 Порядка проведения анализа при определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, может быть уточнен состав (численность) групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на рассматриваемом товарном рынке.

В данном исследовании покупателями услуг по разработке проектной документации являются юридические лица, приобретающие данную услугу для собственных нужд или в интересах третьих лиц.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с п. 6.1 Порядка проведения анализа расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:

- объем продаж (поставок);

- объем поставок (отгрузок);

- объем выручки;

- объем перевозок;

- объем производства;

- объем производственных мощностей;

- объем запасов ресурсов;

- объем товара в соответствии с заключенными договорами.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Расчет объемов рынков услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений и долей хозяйствующих субъектов, действующих на указанных рынках осуществляется на основании размера сумм заключенных договоров (контрактов).

Доли хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений за 2012-2014 года (отдельно) представлены в таблице Приложения 1.

<…>

Для определения доли членов СРО, действующих на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений Челябинской области использована информация действующих на исследуемом рынке хозяйствующих субъектов.

Согласно п.6.3 Порядка и методическим рекомендациям проведения анализа доля каждого хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитана как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего сумму заключенных хозяйствующим субъектом договоров (контрактов) к общей сумме заключенных всеми хозяйствующими субъектами договоров (контрактов).

 

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

На основании пункта 7.1 Порядка проведения анализа, при определении уровня концентрации товарного рынка в данном аналитическом отчете использован коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

В данном аналитическом отчете уровень концентрации товарного рынка определен с учетом установленного временного интервала исследования товарного рынка, а именно 2012-2014 год.

Уровень концентрации рынка услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на территории Челябинской области по итогам 2012-2014 года представлен в Таблице №1.

 

Таблица №2<…>

 

Согласно пункту 7.2 Порядка проведения анализа в соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

         - высокий - при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

         - умеренный - при 45% <= CR3 <70% или 1000 <= HHI <2000;

         - низкий - при CR3<45% или HHI <1000.

Таким образом, с учетом требований пункта 7.2 Порядка проведения анализа установлено, что рынок услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на территории Челябинской области по итогам 2012-2013 года является высококонцентрированным, т.е. конкуренция на данном товарном рынке не развита.

 

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно пункту 8.1 Порядка проведения анализа процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Согласно пункту 8.2 Порядка проведения анализа к барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения;

б) административные ограничения.

Согласно пункту 8.3 Порядка проведения анализа барьеры входа на рассматриваемый товарный рынок в данном аналитическом отчете анализируются с точки зрения возможности потенциальных продавцов, в том числе действующих на смежных рынках стать участниками рассматриваемого товарного рынка.

Согласно ответам членов СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, барьерами входа на рынок услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений являются:

-         дорогостоящее программное обеспечение;

-         отсутствие квалифицированных специалистов;

-         влияние  деловой репутации на отбор проектных организации при заключении договора;

-         длительный срок оплаты выполненной работы;

-         высокие суммы обеспечения (заявки и контракта) при участии в торгах;

-         сокращение бюджетного финансирования;

-         снижение объемов капитальных вложений;

-         снижение платежеспособного спроса на проектную продукцию;

-         низкая стоимость проектных работ.

Указанные барьеры относятся к экономическим барьерам входа на рынок.

Административными барьерами входа на рынок являются:

- заведомо короткие сроки проектирования в государственных и муниципальных закупках;

-   длительный период согласования проектной документации в органах Государственной Экспертизы, в организациях, выдающих технические условия на электроснабжение;

- при проведении аукционов организация обязана предоставить минимальный объем сведений о своей организации, что не позволяет аукционной комиссии выбирать не только по заявленной минимальной стоимости работ;

-  при определении победителя в торгах отсутствует критерий отношения претендентов к основным средствам производства (на правах собственности, аренды и т.п.) и трудовых отношениях  с работниками (постоянное место работы, совмещение, временные и т.д.);

- использование муниципальными заказчиками усредненных показателей при расчете смет, которые не учитывают особенности конкретной организации;

-  демпинг цен при получении государственных (муниципальных) заказов.

 

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Согласно пункту 9.1. Порядка проведения анализа оценка состояния конкуренции на товарном рынке включает:

а) заключение о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок: к рынку с развитой конкуренцией, к рынку с недостаточно развитой конкуренцией или к рынку с неразвитой конкуренцией;

б) оценку перспективы изменения конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.

 Заключение о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок, дается на основании показателей уровня концентрации товарного рынка, наличия и преодолимости барьеров входа на товарный рынок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Доли хозяйствующих субъектов на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на территории Челябинской области за период 2012-2014 года уже были рассчитаны в пункте 6 данного аналитического отчета.

<…>

Необходимо отметить, что рынки услуг по разработке проектной документации в  целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений  Челябинской области характеризуется высокой степенью концентрации в условиях неразвитой конкуренции.

При этом объем вывоза услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на территории Челябинской области в 2012 - 2013 году превышает 10%.

Проведение анализа состояния конкуренции на межрегиональном рынке услуг по подготовке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений является компетенцией ФАС России.

 

10. Выводы

По результатам проведенного анкетирования хозяйствующих субъектов, членов СРО, действующих на территории Челябинской области Челябинским УФАС России были сделаны следующие выводы:

-       <…>

-       <…>

-       в основном организации, осуществляют подготовку проектной документации в разных сферах деятельности (в сфере жилищного строительства, объектов социальной инфраструктуры и промышленного строительства);

-       хозяйствующие субъекты, выполняющие работ по инженерным изысканиям и осуществляющие подготовку проектной документации, специализируются в основном в сфере объектов социальной инфраструктуры;

-       чаще всего хозяйствующие субъекты при подготовке проектной документации не применяют типовые проекты многократного применения;

-       в большинстве случаев хозяйствующие субъекты при подготовке проектной документации не выполняют эксклюзивные (особо сложные) объекты;

-       к основным факторам, оказывающим влияние на формирование цены договора (контракта) на осуществление подготовки проектной документации относятся сложность объекта, срочность выполнения работы, демпинговые цены при проведении аукционов и конкурсов, строительный объем проекта, место расположения объекта, конфигурация и рельеф земельного участка под объектом, наличие/отсутствие коммуникаций, уникальность объекта, сметная стоимость работ и объекта, объем накладных расходов, этажность объекта капитального строительства, новое проектирование или привязка типового проекта;

-       по мнению опрошенных хозяйствующих субъектов наиболее часто поступают задания от государственных (муниципальных) заказчиков по подготовке проектной документации с использованием следующих конструктивных решений: здания с неполным каркасом, стены двухслойные или трехслойные из мелкоштучных материалов (кирпич, газо- и пенобетонные блоки).

 

Приложение:

1)                Приложение 1 – Информация о долях хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений – на 1 л. в 1 экз.;

2)                Приложение 2 – Сведения о членах СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и подготовку проектной документации, включенных в государственный реестр саморегулируемых организации  – на 14  л. в 1 экз. (формат MS Excel);

3)  Приложение 3 – Информация о деятельности членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации – на  72 л. в 1 экз. (формат MS Excel);

4)  Приложение 4 – Информация о деятельности членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания – на  16 л. в 1 экз. (формат MS Excel);

5)                Приложение 5 – Информация о территориальном месторасположении объектов, в отношении которых члены саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, осуществляют работы по подготовке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений  за 2012-2014 года – на 2 л. в 1 экз. (формат MS Excel).