Аналитический отчет по рынку услуг по установке коллективного прибора учета холодной воды на территории Верхнеуфалейского ГО в пределах пролегания сетей ООО «Городской водопровод», которые имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома

 

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по установке коллективного (общедомового) прибора (узла) учета холодной воды на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в пределах пролегания сетей ООО «Городской водопровод», которые имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, д.160,  по итогам 2014 года и 1 квартала 2015 года

 

1. Общие положения

Основанием для данного исследования послужило коллективное обращение граждан на действие МУП «МПО» Водоканал, выразившиеся в установлении необоснованно высокой цены  на услуги по установке коллективного (общедомового) прибора (узла) учета холодной воды в г.  Верхний Уфалей Челябинской области.

 Целью исследования является оценка конкурентной среды на рынке услуг по установке коллективного (общедомового) прибора (узла) учета холодной воды в Верхнеуфалейском городском округе Челябинской области, а именно по адресу г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, д.160.

Данный аналитический отчет выполнен во исполнение требований Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России) от 25.05.2012 № 345 (далее - Административный регламент № 345).

В соответствии с Административным регламентом № 345 анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с соответствующим порядком проведения анализа состояния конкуренции, в частности в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 г. № 18026).

В соответствии с пунктом 3.3 Административного регламента №345    анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее по тексту – Порядок проведения анализа). Структура данного аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка проведения анализа.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке в качестве исходной информации использованы:

- сведения, полученные от Администрации Верхнеуфлейского городского округа Челябинской области;

- сведения, полученные от МУП «МПО» Водоканал;

- сведения, полученные от ООО «Городской водопровод»;

- государственные стандарты, технические условия и другие нормативные документы, регулирующие отношения в сфере услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды (Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 26.03.2014) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»; Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (ред. от 26.03.2014) «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод»)

- данные ранее проведенных антимонопольным органом исследований состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке;

- данные иных хозяйствующих субъектов.

 

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее - Закон «О защите конкуренции») временной интервал анализа состояния конкуренции на товарном рынке определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции на товарном рынке в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Согласно п. 2.2 Порядка проведения анализа, ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке проводится в случае необходимости исследования сложившихся характеристик исследуемого товарного рынка.

Так как заявление физических лиц на действия МУП «МПО» Водоканал поступили в Челябинское УФАС России в марте 2015 года, следовательно, для целей данного исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, а также контроль текущей ситуации на рынке. Таким образом, за временной интервал исследования товарного рынка следует принять 2014 год и 1 квартал 2015 года.

С учетом изложенного, а также в соответствии со статьей 5 Закона «О защите конкуренции» в части установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта, Челябинское УФАС России провело анализ состояния конкуренции на рынке услуг по установке коллективного (общедомового) прибора (узла) учета холодной воды на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области по итогам 2014 года и 1 квартала 2015 года.

В соответствии с требованиями п. 2.4 Порядка проведения анализа, все характеристики товарного рынка в данном аналитическом отчете определены в пределах одного временного интервала – 2014 год и 1 квартал 2015 года.

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка проведения анализа определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

   В данном аналитическом отчете мнение покупателей о взаимозаменяемости услуги по водоснабжению и водоотведению проводилось на основе анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка проведения анализа определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. Данная процедура включает:

-предварительное определение товара;

-разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

-выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

-определение взаимозаменяемых товаров.

I. В соответствии с положениями пункта 3.4 Порядка проведения анализа, предварительное определение товара в данном Аналитическом отчете проводится на основе:

– общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

– нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

– условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар; 

– иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

«Общероссийским классификатором  видов экономической деятельности» ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденным Приказом Ростехрегулирования РФ от 22.11.2007 № 329-ст не предусмотрен вид экономической деятельности как установка коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды лицензированию не подлежит.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Согласно п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов,  обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи 13 Закона об энергосбережении не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Порядок заключения и утверждения существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденный Приказом Министерства энергетики РФ № 149 от 07.04.2010 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (далее - Порядок № 149) распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене и эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы.

В соответствии с п. 3 Порядка № 149 договор на установку (замену) и (или) эксплуатацию является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.

В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с п. 13 Порядка №149 Договор на установку (замену) прибора учета должен содержать следующие существенные условия:

1) предмет договора;

2) цена договора;

3) порядок расчетов по договору;

4) срок установки (замены) прибора учета;

5)место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиям, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы;

6) порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

7) гарантийные обязательства исполнителя.

МУП «МПО» Водоканал, от имени ООО «Городской водоканал»  осуществляло установку коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды через подрядную организацию ФГУП «НПО Автоматики» в Верхнеуфалейском городском округе Челябинской области.

Между МУП «МПО» Водоканал и ООО «Городской водопровод» заключен договор №24-У от 25.01.2013 и дополнительное соглашения №1 от 26.12.2014, на основании которого МУП «МПО» Водоканал производило ведение первичного бухгалтерского учета.

Кроме того, между МУП «МПО» Водоканал и ООО «Городской водопровод» заключен агентский договор от 01.06.2012 №1 и дополнительное соглашение к данному договору от 01.07.2012, на основании которого МУП «МПО» Водоканал обязуется за вознаграждение организовывать установку, замену, эксплуатацию общедомовых приборов учета.

Согласно предмету договора от 30.04.2013 №ОКБ/315-13 и дополнительному соглашению к данному договору от 22.06.2012, заключенного между МУП «МПО» Водоканал и ФГУП «НПО Автоматики», ФГУП «НПО Автоматики» обязуется выполнить работу по проектированию, монтажу, пуско-наладке и диспетчеризации узлов коммерческого учета холодного водоснабжения на объектах МУП «МПО» Водоканал.

Содержание, объем, стоимость и иные параметры выполнения работ по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области согласовываются сторонами (МУП «МПО» Водоканал  и ФГУП «НПО Автоматики») на основании проектной спецификации.

При этом, стоимость установки коллективного (общедомового) прибора (узла) учета холодной воды установленная для жителей многоквартирных домов определяется локальной сметой, актом выполненных работ на установку общедомового прибора учёта холодной воды и приказом МУП «МПО» Водоканал от 31.10.2014 №82.

Работу ФГУП «НПО Автоматики» выполняет из своих материалов, на своем оборудовании и своими инструментами.

В соответствии с договорами аренды имущества от 17.05.2012, 17.04.2013 и 17.03.2014 заключенными между МУП «МПО» Водоканал и ООО «Городской водопровод», МУП «МПО» Водоканал сдает в аренду водопроводные сети сроком на 11 месяцев, расположенные на территории Верхнеуфалейского городского округа.    

II. Согласно пункту 3.5 Порядка проведения анализа при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цена, условия реализации и иные характеристики.

В данном случае свойствами товара, определяющими выбор покупателя, является функциональное назначение товара, в том числе цель потребления товара.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354) «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Согласно п. 81 Правил №354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги.

Функциональным назначением общедомового прибора (узла) учета холодной воды является определение объемов холодной воды, поданной в многоквартирный дом.

Согласно положений п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Другими словами, коллективный (общедомовой) прибор (узел) учета холодной воды предназначен для обслуживания более одного жилого или нежилого помещения.

III. Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Согласно п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов,  обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи 13 Закона об энергосбережении не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Таким образом, в силу действующего законодательства на организации,  осуществляющие снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов подлежащих оснащению общедомовыми приборами учета, возложена обязанность по установке общедомовых приборов учета холодной воды, следовательно, услуга по установке общедомовых приборов учета холодной воды не может быть заменена на другую.

Учитывая, что услуга по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды не взаимозаменяема с другими видами деятельности, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка следует принять рынок услуг по установке коллективного (общедомового) прибора (узла) учета холодной воды.

 

4. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа определение географических границ товарного рынка представляет собой процедуру определения границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, включает:

– предварительное определение географических границ товарного рынка;

– выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

– определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Согласно п. 4.5 Порядка проведения анализа определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами:

- методом «тест гипотетического монополиста»;

- методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);

- сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов). Однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям

Определение географических границ товарного рынка в соответствии с пунктом 4.2 Порядка проведения анализа проводится на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля.

В данном случае объектом антимонопольного контроля является ООО «Городской водопровод» (456800, Челябинская область, г. Верхний Уфалей, пер. Ленина, д. 3), являющееся ресурсоснабжающей организацией.

МУП «МПО» Водоканал осуществляло установку коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды через подрядную организацию ФГУП «НПО Автоматики» на территории Верхнейфалейского городского округа Челябинской области, что подтверждается договором №ОКБ/315-13 от 30.04.2015, заключенным между МУП «МПО» Водоканал и ФГУП «НПО Автоматики».

Таким образом, предварительно географическими границами рынка услуг по установке коллективного (общедомового) прибора (узла) учета холодной воды является  территория Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в пределах прилегания сетей ООО «Городской водопровод» в месте непосредственного присоединения к сетям многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, д.160.

В данном аналитическом отчете для определения географических границ товарного рынка используется метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 28.11.2014 N 50/26 «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на питьевую воду для Общества с ограниченной ответственностью «Городской водопровод», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, утверждены тарифы для  ООО «Городской водопровод». Таким образом, ООО «Городской водопровод» является ресурсоснабжающей организацией на территории Верхнейфалейского городского округа Челябинской области, в том числе  по адресу г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, д.160.

Согласно информации, представленной ООО «Городской водопровод»  письмом от №9506 от 24.06.2015, в соответствии с ч. 15 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ, организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Таким образом, территориальные границы оказания услуг по установке коллективного (общедомового) прибора (узла) учета холодной воды определяются в соответствии с нахождением инженерных  сетей водоснабжения ООО «Городской водопровод», в месте непосредственного присоединения к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, д.160.

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О естественных монополиях» (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2013) организации предоставляющие услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры относятся к субъектам естественных монополий.

  Согласно ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Другими словами, обязанность по установке коллективного (общедомового) прибора (узла) учета холодной воды, в случае если собственники общедомового имущества не произвели его установку в установленный Законом об энергосбережении срок, возникает у ресурсоснабжающей организации, либо у организаций, на которые в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом, а именно управляющие компании.

Таким образом, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды по истечении срока, установленного Законом об энергосбережении, в который собственники общедомового имущества не произвели установку общедомового прибора (узла) учета холодной воды, возникла у ООО «Городской водопровод».

Потребителями услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области являются собственники (владельцы) имущества многоквартирных домов.

С учетом изложенного, географическими границами исследуемого товарного рынка являются границы Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в пределах сетей ООО «Городской водопровод» в месте непосредственного присоединения к сетям многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, д.160.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка проведения анализа, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Согласно пункту 5.2 Порядка проведения анализа количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

В данном аналитическом отчете состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, определен с учетом установленного временного интервала исследования товарного рынка, а именно: 2014 год и  1 квартал  2015 года.

В соответствии с пунктом 5.3 Порядка проведения анализа на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом товарном рынке.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, в данном аналитическом отчете включены хозяйствующие субъекты, оказывавшие услуги по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды в 2014 году и 1 квартале 2015 года на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области.

По информации, представленной администрацией Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области письмом от 30.03.2015 №4733, на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области услуги по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодно воды в период с 01.01.2014 по 01.04.2015 оказывал один хозяйствующий субъект – МУП «МПО» Водоканал.

Таким образом, количество выявленных хозяйствующих субъектов является достаточным, поскольку  количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Услуги по установке общедомовых приборов учета холодной воды на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в рассматриваемый период времени оказывал только МУП «МПО» Водоканал. Однако, в соответствии с действующим законодательством обязанность по установке прибора учета холодной воды возникла у ООО «Городской водопровод»  

Кроме того, между МУП «МПО» Водоканал и ООО «Городской водопровод» заключен агентский договор от 01.06.2012 №1 и дополнительное соглашение к данному договору от 01.07.2012, на основании которого МУП «МПО» Водоканал обязуется за вознаграждение организовывать установку, замену, эксплуатацию общедомовых приборов учета.

Следовательно, ООО «Городской водопровод» является единственным участником рынка услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды на территории Верхнеуфалейского городского поселения Челябинской области в 2014 году и 1 квартале 2015 года.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка проведения анализа, расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на анализируемом рынке может осуществляться на основании нескольких показателей.

Согласно пункту 6.2 Порядка проведения анализа, в зависимости от наличия информации объем рынка может определяться:

а) как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара;

б) как сумма объемов производства данного товара в географических границах рассматриваемого рынка (за вычетом потребления рассматриваемого товара в процессе его производства и объема запасов) за вычетом объемов вывоза (экспорта) рассматриваемого товара с данной территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) рассматриваемого товара на данную территорию;

в) как сумма объемов покупок товара действующими на рассматриваемом товарном рынке приобретателями, которая может, в том числе определяться:

- как скорректированный на величину средней торговой наценки объем розничного товарооборота (для оптовых рынков);

- как произведение обоснованных норм потребления товара на численность приобретателей или на душу населения (например, для розничных товарных рынков с большим количеством приобретателей) с корректировкой, при необходимости, на фактическую степень достижения норм потребления;

г) иным способом.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок).

Согласно пункту 6.3 Порядка проведения анализа, доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и приобретателям.

Исходя из особенностей рынка услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды расчет общей товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом товарном рынке осуществлен на основании объема оказанных услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды в натуральном выражении (шт.).

Согласно информации представленной Администрацией Верхнеуфалейского городского округа от 30.03.2015 №4733 на  территории Верхнеуфалейского городского поселения услуги по установке общедомовых приборов учета холодной воды в 2014 году и 1 квартале 2015 года оказывал МУП «МПО» Водоканал.

В соответствии с договорами аренды имущества от 17.05.2012, 17.04.2013 и 17.03.2014 заключенными между МУП «МПО» Водоканал и ООО «Городской водопровод», МУП «МПО» Водоканал сдает в аренду водопроводные сети сроком на 11 месяцев, расположенные на территории Верхнеуфалейского городского округа.   

Учитывая, тот факт, что водопроводные сети принадлежащие на основании указанных договоров аренды ООО «Городской водопровод» имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома, расположенного по адресу:  г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, д.160, в силу действующего законодательсва ООО «Городской водопровод» является единственным участником рынка услуг по установке коллективного (общедомового) прибора (узла) учета холодной воды на территории  Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в 2014 году и 1 квартале 2015 года. Таким образом, доля ООО «Городской водопровод» на рынке услуг по установке коллективного (общедомового) прибора (узла) учета холодной воды на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области по итогам 2014 года и 1 квартала 2015 года составляет более 50%.

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

На основании пункта 7.1 Порядка проведения анализа, при определении уровня концентрации товарного рынка в данном аналитическом отчете использован коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

 

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

В данном аналитическом отчете уровень концентрации товарного рынка определен с учетом установленного временного интервала исследования товарного рынка, а именно 2014 год и 1 квартал 2015 года.

Уровень концентрации рынка услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды на территории Верхнеуфалейского городского округа в пределах пролегания сетей ООО «Городской водопровод», которые имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Верхний Уфалей, ул. Ленина. д.160 по итогам  2014  года и 1 квартала 2015 года представлен в Таблице №1.

Таблица № 1

Показатель

Уровень концентрации рынка услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды на территории Верхнеуфалейского городского округа в пределах пролегания сетей ООО «Городской водопровод», которые имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Верхний Уфалей, ул. Ленина. д.160 по итогам  2014 года и 1 квартала 2015 года

2014 год

1 квартал 2015 года

Cr1

100

100

HHI

10000

10000

 

Согласно пункту 7.2 Порядка проведения анализа в соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

         - высокий - при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

         - умеренный - при 45% <= CR3 <70% или 1000 <= HHI <2000;

         - низкий - при CR3<45% или HHI <1000.

Таким образом, с учетом требований пункта 7.2 Порядка проведения анализа установлено, что рынок услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в пределах пролегания сетей ООО «Городской водопровод», которые имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Верхний Уфалей, ул. Ленина. д.160 по итогам  2014 года и 1 квартала 2015 года является высококонцентрированным, т.е. конкуренция на данном товарном рынке не развита.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно пункту 8.1 Порядка проведения анализа процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Согласно пункту 8.2 Порядка проведения анализа к барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения;

б) административные ограничения.

Согласно пункту 8.3 Порядка проведения анализа барьеры входа на рассматриваемый товарный рынок в данном аналитическом отчете анализируются с точки зрения возможности потенциальных продавцов, в том числе действующих на смежных рынках стать участниками рассматриваемого товарного рынка.

Согласно ответу ООО «Городской  водопровод», барьерами входа на рынок услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды являются:

-  отсутствие возможности получения долгосрочных кредитов;

- высокий уровень задолженности населения по коммунальным платежам.

Указанные барьеры относятся к экономическим барьерам входа на рынок.

Административными барьерами входа на рынок, указанными в письме ООО «Городской водоканал» являются:

- несовершенство законодательства в области жилищно-коммунального комплекса;

- несогласованность в действиях между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями.

Прочие административные барьеры:

- неготовность населения нести бремя содержания общедомового имущества;

- наличие жилищного фонда в неудовлетворительном техническом состоянии, с высокой степенью износа, аварийного состояния внутридомовых инженерных инфраструктур, высокий уровень физического износа основных фондов, устаревшие технологии;

- отсутствие эффективных механизмов работы с собственниками многоквартирных домов;

- пассивная позиция со стороны собственников жилых помещений при принятии решений.

 

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что рынок услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в пределах пролегания сетей ООО «Городской водопровод» имеющего непосредственное присоединения к сетям многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, д.160,   по итогам 2014 года и 1 квартала 2015 характеризуется высоким уровнем рыночной концентрации и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Доля ООО «Городской водоканал» на рынке услуг по установке коллективного (общедомового) прибора (узла) учета холодной воды на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области  в пределах пролегания сетей ООО «Городской водоканал» сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, д.160,  по итогам 2014 года и 1 квартала 2015 года составила 100%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Учитывая, что доля ООО «Городской водопровод» на рынке услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в пределах пролегания сетей ООО «Городской водопровод» сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Верхний Уфалей, ул. Ленина, д.160,   по итогам 2014 года и 1 квартала 2015 года составляет более 50%, положение ООО «Городской водопровод» на указанном товарном рынке следует признать доминирующим.