• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Правовой институт недобросовестных поставщиков к мера гражданско-правовой ответственности, применяемая в отношении участников закупок. И.О. Кокшарова

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Статья главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальнхы нужд  Инны Кокшаровой

 

Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) является правовым институтом, воспринятым из законодательства о размещении заказов, а также отдельным механизмом, призванным обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.

 

Эффективность РНП обусловлена следующими обстоятельствами:

- ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется на постоянной основе органами государственной власти, осуществляющими функции по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе - ФАС России и Федеральной службой по оборонному заказу;

- сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков открыты и являются доступными для ознакомления на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru без взимания платы для неограниченного круга лиц;

- наличие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков создает для него непреодолимое препятствие для участия в закупках.

 

В информационном аспекте реестр недобросовестных поставщиков - это открытый бесплатный информационный ресурс, включающий в себя сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, то есть своеобразный «черный список» участников закупок, исключение сведений из которого производится ФАС России только по истечении двух лет со дня их внесения в реестр.

 

Таким образом, включение сведений в РНП об участнике закупки существенно ограничивает его экономические права и свободы, а также неблагоприятно отражается на его деловой репутации и имидже.

 

Очевидно, что для любого участника закупки включение сведений о нем в РНП крайне нежелательно, в связи с чем, соблюдение «5 правил добросовестного участника закупки», позволит избежать неблагоприятных последствий, связанных с включением в РНП.

- правовая грамотность участников закупки (проект контракта должен быть подписан в жестко регламентированные законом сроки).

- техническое обеспечение, необходимое для подписания проекта контракта (приобретение нескольких электронных цифровых подписей с целью установления на нескольких ПК, позволяющих заключить контракт в случае возникновения технических неполадок).

- наличие финансовых ресурсов, необходимых для оплаты обеспечения исполнения контракта (NB! при предоставлении банковской гарантии необходима проверка ее подлинности и соответствие частям 1,2 статьи 45 Закона о контрактной системе).

- соблюдение антидемпинговых мер при проведении закупок - если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона (если НМЦК > 15 млн руб.) или информации, подтверждающей добросовестность такого участника (если НМЦК < 15 млн. руб.).

- своевременное обращение победителя закупки в антимонопольный орган в случае нарушения заказчиком порядка заключения контракта, так как урегулирование разногласий с заказчиком на стадии заключения контракта не приостанавливают срок его подписания сторонами.

 

Следует отметить, что в ходе принятия решения о включении либо невключении субъекта в РНП антимонопольный орган исследует в совокупности и взаимосвязи как формально юридические аспекты, связанные с проверкой процедуры заключения контракта (расторжения контракта в одностороннем порядке), так и факты и обстоятельства, подтверждающие недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя) с точки зрения установления субъективной стороны (вины) в действиях хозяйствующего субъекта.

 

При этом, бремя доказывания факта добросовестности и отсутствия вины в действиях общества является прямой обязанностью участника закупки.

 

Кроме того, при подписании проекта контракта участник закупки несет ответственность за действия третьих лиц, в том числе связанные с предоставлением банковской гарантии в качестве документа, подтверждающего внесение обеспечения исполнения контракта, своевременным перечислением денежных средств в качестве залога посредством банковской системы.

 

Так, судебная практика антимонопольного органа (дело № А76-1890/2012, А76-14989/2013, А76-14528/2013) показывает, что в случае предоставления фиктивной банковской гарантии, в том числе оформленной через посредническую организацию с оплатой такой организации денежного вознаграждения за оформление банковской гарантии, ответственность за фактическое непредставление документа об обеспечении исполнения контракта ложится на участника закупки.

 

Так, суды приходят к выводу, что предоставление недействительной банковской гарантии свидетельствует о том, что общество не предприняты все необходимые и разумные меры с целью заключения контракта, что позволяет квалифицировать его действия как совершенные по неосторожности, что также является признаком недобросовестности и правомерным основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что обеспечить развитие «здоровых» конкурентных отношений в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд, можно лишь при учете совокупности составляющих: правового механизма РНП, а также превентивных мер, принимаемых участниками закупок, необходимых для своевременного подписания контракта, что обуславливает добросовестное поведение такого участника, позволяющее избежать негативных последствий, связанных с включением в РНП.