Итоги деятельности Челябинского УФАС России в 2019 году

Категория отчета: Статистика и отчеты

Общие итоги

В 2019 году Челябинским УФАС России рассмотрено 4569 (4458 – в 2018 году) обращений и заявлений хозяйствующих субъектов, физических лиц и органов власти и управления. Из них:

  • 621 (965) заявление по признакам нарушения антимонопольного законодательства;
  • 201(149) заявление по нарушениям правил техприсоединения к энерго-, тепло-, водо- и газовым сетям;
  • 486 (401) заявлений по признакам нарушения законодательства о рекламе;
  • 2229 (1931) заявлений и обращений по законодательству о контрактной системе;
  • 345 (336) жалоб на заказчиков при проведении различных торгов, рассматриваемых в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции;
  • 29 (14) обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков по корпоративным закупкам и иным торгам;
  • 2 (6) ходатайства о предоставлении государственной и муниципальной преференций;
  • 1 (2) обращение на нарушения закона о торговой деятельности;
  • 1 (0) ходатайство по экономической концентрации;
  • 654 (851) обращений на рост цен на продукты питания, нефтепродукты и услуги естественных монополий; обращений посредством электронных средств за разъяснениями по применению антимонопольного, рекламного законодательства и закона о торговле, а также по вопросам защиты прав потребителей при оказании услуг ЖКХ, транспорта и иных, которые не только направлены по подведомственности, но по ним даны разъяснения по поставленным вопросам.

Общее количество обращений стабилизировалось и составляет около 4,5 тыс. в год, в том числе через электронные средства.

При этом значительно сократилось количество обращений на злоупотребление доминирующим положением - с 619 до 243, по 223 обращениям (606 в 2018 году) отказано  ввиду отсутствия признаков, поскольку эти обращения не связаны с полномочиями антимонопольного органа, например, в сфере ЖКХ и тарифообразования, либо обращения касаются нарушений правил техприсоединения, которые не являются нарушениями антимонопольного законодательства.

Увеличилось количество обращений:

-на недобросовестную конкуренцию - со 100 в 2018 году до 118 в 2019 году;

- на действия и акты органов органы власти, ограничивающие конкуренцию - со 109 в 2018 году до 142 в 2019 году;

- на нарушения законодательства о рекламе с 401 в 2018 году до 486 в 2019 году;

-на нарушения законодательства о контрактной системе - с 1714 в 2018 году до 2229 в 2019 году, особенно выросло количество обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков - с 182 в 2018 году до 465 в 2019 году, включена в Реестр 131 организация (94 в 2018 году).

Количество обращений по остальным направлениям контроля существенно не изменилось, а только перераспределились по сферам экономической деятельности. Прекратили поступать обращения по навязыванию дополнительных услуг по ОСАГО, сократилось количество обращений на рост цен на продукты питания, поступают обращения на рост цен на бензин и газ для заправки автомобилей, на обоснованность тарифов и применяемых расчетов в сфере ЖКХ (неправильный расчет, нормативы, ненадлежащее качество услуг и т.д.), которые направлены по подведомственности в ФАС России и ГЖИ Челябинской области.

     

  1. Антимонопольный контроль

На протяжении последних лет отмечается снижение количества обращений в антимонопольный орган на нарушения антимонопольного законодательства. В 2019 году снизилось с 965 до 621, что связано с изменениями действующего законодательства и полномочий антимонопольного органа.

Сократилось количество возбужденных дел и вынесенных предписаний, но дела становятся более сложными. Так, в 2019 году всего возбуждено 55 дел (66 в 2018 году), признано 30 фактов нарушений антимонопольного законодательства (52 в 2018 году), в 11 случаях выданы предписания (46 в 2018 году). Однако существенно выросло количество выданных предупреждений по нарушениям антимонопольного законодательства в виде злоупотребления доминирующим положением, выдано 15 предупреждений в 2019 году (5 в 2018 году), 14 из которых исполнено до возбуждения дела. В 2019 году всего выдано 77 предупреждений (112 в 2018 году), большинство из которых (56) исполнено, что подтверждает высокую эффективность такой меры реагирования как выдача предупреждения.

Более половины обращений составляют обращения на монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию (злоупотребление доминирующим положением, особенно в сфере деятельности естественных монополий: электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение и газоснабжение и ценообразование, обращение с твердыми коммунальными отходами и антиконкурентные соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, особенно в сфере государственных и муниципальных закупок).

1.1. В 2019 году наблюдается значительное снижение количества обращений по злоупотреблениям доминирующим положением – 243 (619 в 2018 году), большинство из которых (223) завершилось отказом в возбуждении дела ввиду отсутствия доказательств нарушения либо самого нарушения или выполнения предупреждения. Снизилось, но незначительно, количество  возбужденных дел. В 2019 году возбуждено 7 дел (9 в 2018 году), признано, как и в прошлом, 3 факта (5 в 2018 году), выдано 1 предписание (2 в 2018 году).

За злоупотребление доминирующим положением в 2019 году возбуждено 5 (12 в 2018 году) дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц, выдано постановлений о наложении штрафа 5 (11 в 2018 году) на сумму 643 тыс. руб. (1,5 млн руб. в 2018 году), уплачено 1,5 млн руб. (2,3 млн руб. в 2018 году).

Положительно работает институт предупреждений – большинство предупреждений на территории Челябинской области исполняются. В 2019 году выдано 15 предупреждений по фактам злоупотребления доминирующим положением (5 в 2018 году), 14 из которых исполнены (4 в 2018 году). Большая часть касалась деятельности на рынке регоператоров по обращению с твердыми бытовыми отходами и теплоснабжения.

       

1.2.   Выявление и пресечение картельных соглашений является приоритетным направлением деятельности антимонопольных органов на ближайшие годы. Сокращается количество обращений, большинство из которых связаны со сговорами на торгах. Так, в 2019 году поступило 34 обращения и возбуждено 6 дел (поступило 48 обращений, возбуждено 6 дел в 2018 году), признано 2 факта (5 фактов в 2018 году) и выдано 4 (15 в 2018 году) предписания.

По антиконкурентным соглашениям органов власти и хозяйствующих субъектов поступило 14 обращений, возбуждено 4 дела (3 в 2018 году), признано, как и в прошлом году, 3 нарушения без выдачи предписаний.

За антиконкуретные соглашения возбуждено 66 дел об административных правонарушениях в отношении виновных юридических и должностных лиц (56 в 2018 году), вынесено 65 постановлений (52 в 2018 году) на сумму более 33 млн руб. (18,5 млн руб. в 2018 году), уплачено 3,5 млн руб. (9,5 млн руб. в 2018 году).

 

1.3. Количество обращений по фактам недобросовестной конкуренции выросло со 100 в 2018 году до 118 в 2019 году, однако, количество выданных предупреждений, возбужденных дел и предписаний даже сократилось, поскольку факты не нашли своего документального подтверждения или не содержат признаки нарушения. Количество выданных предупреждений снизилось: с 47 в 2018 году до 22 в 2019 году, 16 (41 в 2018 году) из которых исполнено.

Возбуждено в 2019 году 17 дел (в 2018 году 20), принятых решений о признании факта – 6 (в 2018 году –16), выдано 2 предписания (в 2018 году – 16).

Возбуждено 20 дел об административном правонарушении за недобросовестную конкуренцию (30 в 2018 году) в отношении виновных должностных и юридических лиц, вынесено 20 постановлений о наложении штрафа (30 в 2018 году) на сумму более 1,1 млн руб. (1,5 млн руб. в 2018 году), уплачено 222 тыс. руб. (654 тыс. руб. в 2018 году).

     

1.4. В 2019 году не сократилось, а выросло количество обращений на акты и действия органов власти, ограничивающие конкуренцию: поступило 142 обращения в 2019 году (120 в 2018 году). По 97 обращениям отказано ввиду отсутствия признаков нарушения (20 – в 2018 году). Значительно сократилось количество предупреждений - с 60 в 2018 году до 40 в 2019 году, большая часть предупреждений - 26 (37 в 2018 году) исполнена.  Всего возбуждено дел - 12 в 2018 году и 9 в 2019 году, предписаний с 6 в 2018 году до 4 в 2019 году.

Возбуждено в 2019 году 19 дел об административном правонарушении в отношении должностных лиц органов власти (34 в 2018 году). Вынесено 16 постановлений о наложении штрафа (29 в 2018 году) на сумму 240 тыс.руб. (435 тыс. руб. в 2018 году) уплачено 270 тыс.руб. (314 тыс. руб.  в 2018 году).

Большинство нарушений связано с актами и действиями органов власти на рынке ритуальных услуг, перевозки пассажиров, управляющих компаний и с передачей сетей (водо- и теплоснабжения) хозсубъектам в аренду без торгов. 

 

1.5.В 2019 году рассмотрено 201 обращение на нарушения Правил подключения к электрическим, газовым сетям, сетям тепло- и водоснабжения (169 в 2018 году), выявлено 62 нарушения (67 в 2018 году), выдано 48 постановлений о наложении штрафа (52 в 2018 году) на сумму 5,8 млн руб. (8,7 млн руб. в 2018 году), уплачено штрафов на сумму 4,8 млн руб. (12, 9 млн руб. в 2018 году), 14 штрафов (11 в 2018 году) заменено субъектам малого и среднего бизнеса на предупреждение. Перовое место занимают обращения на нарушения правил присоединения к электрическим сетям, второе место – к газовым сетям.

 

1.6. Активно предпринимателями используется механизм короткого обжалования действий организаторов торгов, заказчиков и комиссий при проведении различных обязательных торгов, рассматриваемых в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Всего в 2019 году поступило 345 жалоб (336 жалоб в 2018 году), однако, почти 30% - 71 жалоба (141 в 2018 году - 40%) возвращены заявителям в связи с отсутствием подписи и несоответствием оснований обращений с жалобой части 10 статьи 3 Закона о закупках или перенаправлены по подведомственности, а также отозваны заявителем. Рассмотрено 247 жалоб (195 в 2018 году), признаны обоснованными 84 (69 в 2018 году). Таким образом, около 30% жалоб являются обоснованными.

Из 247 рассмотренных жалоб более половины - 148 по нарушениям Закона о закупках (139 в 2018 году).признано обоснованными 40 жалоб (36 в 2018 году).В отношении виновных юридических и должностных лиц, нарушающих Закон о закупках, по ст.7.32.3 КоАП РФ  возбуждено 56 дел об административных правонарушениях (67 в 2018 году), вынесено 53 постановления о наложении штрафа (62 в 2018 году) на сумму 376 тыс. руб. (413 тыс. руб. в 2018 году), уплачено штрафов на сумму 391 тыс. руб. (290 тыс. руб. в 2018 году).

Не сокращается количество жалоб на органы власти, являющиеся организаторами торгов, заказчиками, на нарушения порядка проведения торгов. Наиболее часто обращались с жалобами на торги по выбору перевозчика, аренде и продаже земельных участков, торги по продаже арестованного имущества и банкротству предприятий.

В 2019 году рассмотрено 99 жалоб в отношении заказчиков, организаторов торгов - органов власти (77 в 2018 году), около  40% признаны обоснованными – 44 (33 жалобы в 2018 году). Возбуждено 103 дела об административных правонарушениях по  статье 7.32.4 КоАП РФ в отношении виновных лиц за нарушения порядка организации и проведения торгов (147 в 2018 году). Выдано 81 постановление о наложении штрафа (112 в 2018 году) на сумму почти 1,6 млн руб. (почти 2 млн руб. в 2018 году), уплачено около 1,2 млн руб. (1 млн руб. в 2018 году).

Такая активность предпринимателей объясняется тем, что в 2012 году вступила в силу статья 18.1 Закона о защите конкуренции, которая дала право антимонопольному органу в укороченной процедуре (всего 7 дней плюс еще 7 дней) рассматривать жалобы на различные торги, организатором которых выступает любой заказчик, и принимать меры реагирования вплоть до аннулирования торгов. В Челябинской области немало интересных и прецедентных решений, связанный с продажей и передачей в аренду без торгов государственного и муниципального имущества, концессионных соглашений, земельных участков, выбора управляющих компаний и т.д., которые прошли судебную проверку.

Челябинским УФАС России за 2019 год подготовлено обобщение судебной практики по обжалованию решений антимонопольных органов в судах, который будет полезен широкому кругу предпринимателей. Сборник размещены на сайте Челябинского УФАС России. 

 

1.6. Несмотря на активное адвокатирование конкуренции Челябинским УФАС России, большинство обращений по признакам нарушений антимонопольного законодательства (как полагают заявители), завершается отказом в возбуждении дела, перенаправлением по подведомственности либо разъяснением порядка обращения по обжалованию в сфере тарифного регулирования. Это связано с незнанием гражданами и предпринимателями законодательства и полномочий антимонопольного органа, а также непониманием различий в полномочиях антимонопольного органа и Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области и Жилищной инспекции Челябинской области.

 

      Справочно:

«Четвертым антимонопольным пакетом» внесены и вступили с начала 2016 года поправки, исключающие из полномочий антимонопольных органов рассмотрение обращений граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью. Антимонопольным органом рассматриваются обращения граждан-потребителей на действия хозсубъектов, занимающих доминирующее положение, которые нарушают  права неопределенного круга потребителей.

Кроме того, в связи с передачей полномочий по ценовому регулированию естественных монополий и некоторых других сфер экономической деятельности антимонопольному органу граждане могут обращаться по вопросам нарушения установленного действующим законодательством порядка ценообразования на регулируемые виды деятельности, товары и услуги в Центральный аппарат ФАС России.                     

     

  1. Контроль за соблюдением рекламного законодательства

Десятую часть обращений в антимонопольный орган составляют заявления по признакам нарушений рекламного законодательства. Количество обращений выросло с 401 в 2018 году до 486 в 2019 году. Большинство заявлений касается ненадлежащей СМС-рекламы. При этом большая часть обращений не содержит фактических данных для принятия мер реагирования, либо  имело место  согласие абонента. Сократилось количество возбужденных дел с 118 дел по признакам рекламного законодательства в 2018 году до 101 дела в 2019 году, признано 79 фактов нарушений (95 в 2018 году), выдано 39 предписаний (51 в 2018 году). Возбуждено 73 (135 в 2018 году) дела об административном правонарушении, вынесено 23 постановления о наложении штрафа (51 в 2018 году) на сумму 995 тыс. руб. (1,5 млн руб. в 2018 году), уплачено 1,4 млн руб. (1,2 млн. руб.  в 2018 году).

Более половины дел об административных правонарушениях завершается заменой штрафа на предупреждение ввиду принятия статьи 4.1.1 КоАП РФ в 2016 году, обязывающей правоприменителя (антимонопольный орган), заменить штраф на предупреждение в случае, если субъектом правонарушения является субъект малого и среднего предпринимательства либо его должностное лицо, при нарушении рекламного законодательства впервые. Всего в 2019 году в 41 случае (в 67 случаях в 2018 году) антимонопольный орган заменил штраф на предупреждение.

 

      3.Контроль соблюдения законодательства о контрактной системе

Увеличилось общее количество обращений в антимонопольный орган на нарушения законодательства о контрактной системе, в основном за счет увеличения жалоб и обращений заказчиков о включении в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с изменениями действующего законодательства.  Так, в 2019 году поступило всего обращений 2229 (1714  в 2018 году), из них жалоб участников закупки –  904 (784 в 2018 году), из которых отозвано или возвращено 253 жалобы (221 в 2018 году), рассмотрено  жалоб 651 (563 в 2018 году). Из 651 (563 в 2018 году) рассмотренных 296 (246 в 2018 году) жалоб признано обоснованными. За время применения законодательства о госзакупках процент обоснованных жалоб составлял от 48 до 51%, в 2015 - 2017 годах - 39-40%, в 2018 году 44%, в 2019 году - 45%.

Значительно увеличилось количество обращений в Реестр недобросовестных поставщиков -с 182 до 465, включено 131 хозсубъект (94 в 2018 году).

По результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок  выдано 319 (275 в 2018 году) предписаний.  Проведено в 2019 году 2 плановых проверки (3 в 2018 году), проведено 193 внеплановых проверки (172 в 2018 году).

Сократилось незначительно количество дел об административных правонарушениях  за нарушения законодательства о контрактной системе. Так, в 2019 году в отношении 537 должностных лиц заказчика возбуждены дела об административном правонарушении (634 в 2018 году), вынесено 472 постановления о наложении штрафа (571 в 2018 году) на сумму 4,2 млн руб. (6,9 млн руб. в 2018 году), уплачено 4,7 млн руб. (5,7 млн руб.  в 2018 году).

     

      4.Административная практика

Всего Челябинским УФАС России в 2019 году, в т.ч. в результате рассмотрения заявлений, проведения проверок возбуждено производство по 1184 (1023 в 2018 году) делам о нарушениях антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о закупках и о торговой деятельности, в результате рассмотрения которых выдано 425 (506 в 2018 году) предписаний и 77 (112 в 2018 году) предупреждений.

За нарушение рекламного, антимонопольного законодательства, законодательства о закупках и о торговой деятельности рассмотрено 1044 (1266 в 2018 году) дел об административных нарушениях, по итогам рассмотрения которых вынесено 806 (990 в 2018 году) постановлений о наложении штрафа на сумму более 52 млн руб. (более 43 млн руб. в 2018 году), взыскано штрафов на сумму более 18 млн руб. (более 35 млн руб. в 2018 году), выдано предупреждений 77 (112 в 2018 году)

Представители Челябинского УФАС России приняли участие в 1010 заседаниях Арбитражного суда (1094 в 2018 году) и около 1000 заседаний в судах общей юрисдикции.