Поделить и не обидеть

Конкуренцию в южноуральском регионе теперь будут восстанавливать новыми способами


В прошлом году завершилось реформирование антимонопольного законодательства, и сегодня оно соответствует всем мировым нормам. Южноуральская антимонопольная служба по эффективности занимает 19-е место в общероссийском рейтинге. Но сама Россия занимает 123-е место по конкурентоспособности экономики в целом. Есть перекос между законами и реалиями, признаются в региональном УФАС.

 

Конкурировать, а не доминировать


В конце прошлого года для службы была утверждена дорожная карта. Ее срок действия — до 2024 года. В документе от и до прописана стратегия антимонопольного регулирования.

— В первую очередь идет ужесточение требований и ответственности. С другой стороны, это сокращение нагрузки на бизнес, — рассказывает о тенденциях в законодательстве Анна Козлова, руководитель УФАС по Челябинской области. — Сегодня антимонопольные органы прислушиваются к мнению предпринимателей. Законодательство, может, и жесткое, но цель антимонопольного регулирования — не убить хозяйствующий субъект, а восстановить конкуренцию. Поэтому были введены новые меры реагирования.


Среди них — право выдать преду­п­реждение и предостережение. Если предупреждение выполняется, то субъект не будет нести административную ответственность за злоупотребление своим доминирующим положением в виде оборотных штрафов. По статистике, 75 % предупреждений выполняется.

— Однако законодательство позволяет нам узко применять такие меры. Только по двум пунктам: навязывание невыгодных условий договора и необоснованный отказ от заключения договора, — поясняет Анна Козлова. — Поэтому мы предлагаем распространить институт предупреждения на большинство нарушений законодательства.


Суть еще одного изменения в том, чтобы снять нагрузку с крупного бизнеса. Так, будет отменен так называемый уведомительный контроль сделок экономической концентрации (поправки сейчас прошли первое чтение). В пояснительной записке отмечается, что эффективность такого контроля низкая, а значит, и смысла в его сохранении мало.

 

Привести в соответствие


Следующий шаг, который уже предпринят антимонопольщиками по ослаблению нагрузки на бизнес — это сокращение административных штрафов за непредставление информации в антимонопольные органы. Раньше за это юридическое лицо несло штраф в размере 300 тысяч руб­лей. Сегодня минимальная штрафная санкция 50 тысяч.


— Наметилась также необходимость в реформах, касающихся железнодорожного транспорта и электро­энергетики, — говорит Анна Козлова. — Много вопросов вызывает политика ценообразования в сфере естественных монополий. Поэтому, как только происходит рост цены на ресурс или услугу, у бизнеса тут же возникает вопрос: куда смотрит антимонопольныя служба? Но здесь наши возможности очень ограничены. Поэтому есть предложение распространить компетенцию службы на тарифообразование и дать возможность контролировать органы регулирования естественных монополий. В частности, ЕТО. Есть также интересное предложение объединить ФСТ и антимонопольную службу. Но будет это реализовано или нет — пока неизвестно.


По словам руководителя УФАС, ФЗ-223, распространяющийся на естественные монополии и госкорпорации в части проведения торгов, сегодня практически не работает. Организации пользуются своим положением приоритетных поставщиков без соответствующих конкурентных процедур.

— Наши полномочия и здесь ограничены, — отмечает Анна Козлова, — предлагается их расширять. Необходимо также ужесточить нормы КоАП за нарушение ФЗ-223 и реформировать уголовное законодательство.


В этой связи антимонопольщики склонны приводить пример с картельными соглашениями. По их мнению, картель — это наиболее опасное нарушение законодательства.

На территории РФ картельные соглашения имеют место при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Схема в двух словах следующая: договорились несколько компаний, опустили цену донельзя, потом эти компании не допускаются, и победитель остается с максимальной ценой. Но если хозяйствующий субъект сдает картель добровольно, то освобождается от административной ответственности. А от уголовной нет. Поэтому и надо вносить изменения в закон, чтобы было соответствие.

В УФАС также озадачены необходимостью ликвидации МУПов и ГУПов в конкурентных сферах экономики: в силу своей организационной структуры они имеют значительные преимущества. Есть предложение согласовывать создание этих структур с антимонопольными органами.

— Антимонопольный орган, конечно, не построит коммунизм в отдельно взятой стране, — говорит Анна Козлова, — но для эффективной работы требуется взаимодействие с властью, бизнесом и общественными институтами.


По накатанной


— Ко мне обращаются много предпринимателей, занимающихся маршрутными перевозками. Приходит новый мэр, создает приближенную организацию и захватывает рынок. Сегодня такая ситуация у нас во многих городах. Вопрос очень горяч. У вас есть рекомендации, как мы можем изменить ситуацию? — поинтересовался Александр Гончаров, южноуральский бизнес-омбудсмен.


— Антимонопольные органы занимаются этой проблемой еще с 2008 года, — понимающе кивает Анна Козлова. — В законе «О защите конкуренции» сегодня хорошо и то, что антимонопольный орган может рассмотреть любые торги за 7 рабочих дней. Когда еще не заключены договоренности, мы вправе отменить торги и внести соответствующие изменения. Если утверждена маршрутная сеть и заявляется новый маршрут, должна быть организована конкурентная процедура. Предприниматели же считают, что «накатал» маршрут — и он на всю жизнь твой, еще детям и внукам достанется. Это неправильно. Самое главное здесь — не создать преимущественные условия тому или иному участнику торгов.


Жизнь покажет


«Антимонопольную» проблему в регионе создали и эвакуаторы. А точнее — вопрос расчета стоимости транспортировки авто нарушителя. Дело в том, что эвакуатор может везти автомобиль по любому маршруту, исходя из здравого смысла. Если пробка — то повезет через весь город. Это влияет на конечный ценник.


— Поэтому мы предлагали ЗСО внести изменения в закон, чтобы утвердить какие?то оптимальные схемы передвижения. Но нарушения законодательства здесь нет, — говорит Анна Козлова. — Мы смотрели конкретные заявления — и во всех случаях машины везли по одному маршруту, неравных условий не было, километраж рассчитали верно, и все помножено как надо.


— Если мы в законе будем применять мифический термин «самый короткий маршрут», то как его определить? Сегодня на нем пробка, и он становится длинным… Вы смотрели частности, а закон должен распространяться на всех. Вопрос сложнее, но жизнь покажет, — прокомментировал Сергей Комяков, председатель регионального правительства.


Широка страна


Изменившаяся позиция в «антимонопольном» деле касается всех нас — и крупных, и мелких предпринимателей, и граждан.


Известно, что не так давно на Южном Урале произошли изменения в сфере поставки газа. «Челябрегионагаз» ушел, на смену пришел «Новатэк». Первая организация занимала доминирующее положение в регионе, и антимонопольные органы не раз пресекали нарушение порядка ценообразования и навязывание в договоре повышающих коэффициентов. Привлекали к ответственности, взыскивали незаконно полученный доход — в одном случае 5 миллионов рублей в федеральный бюджет.


— Теперь 100 % потребителей перешло в «Новатэк», и он также формально стал занимать доминирующее положение — мы включили его в соответствующий реестр, — рассказывает Анна Козлова. — После чего он обжаловал это решение. Одновременно интересные выводы сделали эксперты Высшей школы экономики института Сикорского: рынок поставки газа не ограничен территорией субъекта РФ, а это вся территория РФ. То есть все субъекты, которые объединены в единую газотранспортную сеть. Поэтому, уважаемые предприниматели, если вам что-то не нравится у «Новатэка», вы совершенно спокойно можете обратиться в любой хозяйствующий субъект, осуществляющий поставку газа на территории страны. Такой беспрецедентный вывод может сделать суд, решение ждем в августе.

 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Рейтинг уверенности


Деловая активность в сфере оптовой торговли снизилась. Основным фактором, повлиявшим на снижение деловой активности, было существенное сокращение спроса на реализуемую оптовиками продукцию, что повлекло за собой соответствующее снижение объемов продаж в натуральном выражении, товарооборота, замедление расширения ассортимента и прибыли.


Ирина Савельева, доктор экономических наук, профессор, завкафедрой «Маркетинг и менеджмент» Института экономики, торговли и технологий ЮУрГУ:


— Это не количественный, а качественный показатель. Это прогнозируемый результат, который свидетельствует, насколько уверенно предприниматели чувствуют себя в собственном бизнесе. По методике Европейского экономического сообщества, в России данный показатель рассчитывается Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики. За основу берутся данные Росстата, полученные при опросе руководителей крупных и средних предприятий.

Представители бизнеса оценивают перспективы его развития в баллах, давая плюсы и минусы по каждому из направлений. Это и цена, и спрос, и предложения на рынке, как они оценивают прибыль, численность персонала и так далее. Потом рассчитывается индекс предпринимательской уверенности, как средневзвешенная оценка между этими показателями.

Это, конечно, упрощенная схема расчета, в действительности анализ ситуации более детальный. Но задача одна — показать тенденцию развития конкретного бизнеса. Тем более, что этот прогноз — более оперативный и более достоверный. Статистический анализ бизнес-развития за год дает полную картину, но очень позднюю. Индекс уверенности дает прогнозный анализ на три-четыре месяца вперед. Это свое­образная картина экономического здоровья в данной рыночной нише. Большинство развитых стран всегда с нетерпением ждут публикации этих индексов, чтобы можно было быстро подстроиться под конкретную ситуацию. Для кого-то это сигнал к ускорению, кому-то на этот период лучше умерить предпринимательскую активность, а для кого и предупреждение, что перспектив в этой сфере у него нет. Каждый индивидуально делает выводы, учитывая основные тенденции предпринимательской уверенности в той или иной сфере. Это своеобразная лакмусовая бумажка, которая ежеквартально меняет цвет, оценивая экономические нюансы.
 

Копылова Эльвира Евгеньевна