Состоялось открытое заседание Общественно-консультативного при Челябинском УФАС России

21 марта 2013 года состоялось заседание Общественно-консультативного Совета (ОКС) при Челябинском УФАС России. После заседания Совета была проведена пресс-конференция, на которой представители антимонопольного управления ответилли на вопросы журналистов.

В повестку заседания в качестве основных включены вопросы:

1. Ключевые направления Стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации;

2. Реализация плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации;

3. Пресечение и предупреждение Челябинским УФАС России фактов недобросовестной конкуренцией за 2012 год;

4. Актуальные вопросы в сфере электроэнергеткики;

5. План работы ОКС на 2013 год.

План мероприятий ("дорожная карта") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", который предусматривает общесистемные мероприятия по развитию конкуренции, был утвержден в начале этого года Распоряжением Правительства РФ.

Акцент сделан на следующих задачах: «включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти; внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации; снижение доли государственного сектора в экономике; развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий; развитие конкуренции при осуществлении закупок; упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования; снижение доли государственного сектора в экономике, повышение уровня защиты прав потребителей».

В документе есть перечень сфер деятельности, развитие конкуренции в которых представляется особенно значимым: это рынки медицинских услуг, нефтепродуктов, связи, авиаперевозок, лекарственных препаратов, дошкольного образования.

Каждый квартал представители Федеральной антимонопольной службы и других структур, ответственных за эту программу, будут отчитываться перед Правительством РФ о том, удается ли достигать запланированных показателей.

Показатели запланированы, в частности, такие: к 2014 году Россия должна будет выйти на 32-е место по индексу развития конкурентной среды на рынках (сейчас — 38-е место), а к 2018 году — на 22-е. Количество новых предприятий на тысячу человек в 2014 году должно будет составлять 3,9 (сейчас — 2,6), а к 2018 году — 5,2. Бизнесменов, которые считают, что состояние конкурентной среды улучшается, в 2014 году должно будет стать не менее 35% (сейчас — 24%), а к 2018 году — 51%.

Что касается сокращения административных барьеров для бизнеса, то как и предполагалось, в ноябре депутаты Госдумы поддержали инициативу ФАС России по отмене уведомлений по сделкам экономической концентрации, в ближайшее время эти изменения в закон «О защите конкуренции» вступят в силу.

Также необходимо стимулировать добровольное и досудебное устранение выявленных нарушений антимонопольного законодательства путем расширения антимонопольными органами применения института предупреждений и предостережений, что позволит сократить количество дел по мелким нарушениям, оказывающим несущественное влияние на конкуренцию.

Стратегия развития антимонопольного регулирования на период с 2013 по 2024 год

Россия последовательно совершенствует законодательство о защите конкуренции с 2006

года. Российское антимонопольное законодательство образца 2012 года основано на лучших практиках защиты конкуренции и соответствует требованиям, предъявляемым авторитетными международными организациями к эффективному национальному правовому режиму защиты конкуренции.

Это привело к следующей ситуации:

Россия занимает 19 место в ежегодном рейтинге антимонопольных ведомств мира, который характеризует развитость антимонопольного законодательства и эффективность его применения. В то же время по данным доклада Всемирного Экономического Форума «Глобальная конкурентоспособность 2011-2012». Российская Федерация по ключевому показателю, непосредственно отражающему состояние конкуренции, – «интенсивность

конкуренции на товарных рынках»,- занимает 124 место из 142. Причина невысокого места России – слабое развитие рыночной конкуренции.

Для решения этих проблем в нашей стране создана Правительственная комиссия по Конкуренции, решения которой обязательны для всех органов власти. Утверждена Правительством РФ Дорожная карта «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», которая предусматривает общесистемные мероприятия по развитию конкуренции.

ФАС России утверждена Стратегия антимонопольного регулирования на долгосрочный период на заседании Коллегии ФАС России 28 февраля 2013 года. Этому предшествовало широкое обсуждение в СМИ и предпринимателями основных задач и направлений антимонопольного регулирования на долгосрочный период.

Главной задачей Стратегии является выход за пределы охранительной функции и переход к мероприятиям системного макроэкономического характера, которые должны привести к формированию проконкурентного правового и институционального режима в российской экономике.

Решение поставленных в Стратегии задач позволит сократить нагрузку на бизнес с одной стороны и улучшить качество обслуживания и повысить уровень их защиты с другой стороны.

В рамках реализации Стратегии озвучены следующие задачи:

1. Перейти от индивидуальной защиты интересов физического лица к защите интересов неопределенного круга физических лиц в случае нарушения их прав (ущемления их интересов) монополистом.

2. Распространить сферу применения новых правовых институтов - предупреждений и предостережений – на почти все злоупотребления доминирующим положением, антиконкурентные акты и действия органов власти, а также на недобросовестную конкуренцию.

3. Стимулировать внедрение системы комплайнса (корпоративных мер, направленных на предотвращение нарушения антимонопольного законодательства) среди хозяйствующих субъектов, ассоциаций (союзов) участников товарных рынков.

4. Исключить уведомительный контроль за экономической концентрацией в целях дальнейшего снижения нагрузки на бизнес и снятия административных барьеров.

5. Ликвидацировать ГУПы и МУПы во всех конкурентных секторах экономики, ввести процедуры согласования с антимонопольным органом решений органов власти о создании унитарных предприятий, приватизация и акционирование государственных корпораций.

6. Обеспечить прозрачные конкурентные правила проведения государственных закупок и введения в хозяйственный оборот ресурсов государства. Продолжить развитие Эффективной ИТ – инфраструктуры

Сегодня на www.zakupki.gov.ru - публикуется информация обо всех заказах, размещаемых на территории России; на www.torgi.gov.ru - размещается вся информация о торгах, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

7. Способствовать перезапуску реформы сферы железнодорожного транспорта, связи и электроэнергетики.

Добиться утверждения правил недискриминационного доступа в сферах естественных монополий:

  • услуг портов;

  • - почтовой связи;

  • электросвязи;

транспортных терминалов

8. Ужесточить процедуры закупки товаров, работ, услуг субъектами естественных монополий, госкорпорациями ( сближение с с 94-ФЗ)

9. Модернизировать КоАП РФ:

  • превращения дисквалификации в реальное наказание правонарушителей;

  • введение административной ответственности за нарушения законодательства о закупках для госкорпораций, естественных монополий, унитарных предприятий конкурентных процедур;

  • установления административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления за нарушение порядка осуществления полномочий в сфере строительства и земельных отношений.

10.Активизировать борьбу с картелями и внести изменения ст.178 УК РФ в части применения «программы смягчения ответственности» за содействие раскрытию преступления.

11. Кодифицировать все положения российского законодательства, направленные на защиту и развитие конкуренции, разработать Антимонопольный кодекс Таможенного Союза.

12. По мере углубления интеграции на пространстве СНГ создать систему антимонопольного регулирования нового уровня, аналогичную формируемой в рамках ЕЭП и существующей в ЕС.

13.Развивать практику ФАС России как открытого и эффективного ведомства, действующего в интересах граждан и бизнеса.