Монополии не всесильны

Монополии не всесильны.

Как совладать с бракоделами, получившими контракты?

Ремонт дорог - одна из сфер, где к подрядчикам возникает много вопросов.
Ремонт дорог - одна из сфер, где к подрядчикам возникает много вопросов. / Павел Горбатько / АиФ

Что ни день, то скандал – там подрядчик не выполнил работы по набережной, в другом месте новая дорога весной «поплыла». Как антимонопольщики могут приструнить подобных бракоделов? И пополняется ли «чёрный список», куда включают халтурщиков?

На эти и другие вопросы ответила руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Анну Козлову.

Где больше нарушений?

Эльдар Гизатуллин, АиФ-Челябинск: Верно ли утверждение, что там где больше денег, там и больше нарушений?

Анна Козлова: Cитуация следующая – сейчас большое количество госзакупок проводится в рамках реализации национальных проектов. Количество жалоб на нарушения при проведении конкурентных процедур увеличивается, но серьёзных нарушений при этом становится меньше. В большинстве случаев заказчики допускают нарушения в силу желания быстрее провести конкурентную процедуру и, например, при подготовке документации на закупку в сфере благоустройства включают в нее данные о уже несуществующих объектах.

Кроме того, служба рассматривает и пресекает сговоры участников закупок, а также заказчика и участников при проведении конкурентных процедур.

В сфере ремонта и строительства дорог оживилась хозяйственная деятельность, как раз во время прекращения деятельности АО «Южуралмост». Если несколько лет назад экономия на «дорожных» аукционах стремилась к нулю, то в настоящее время снижение начальной цены контракта составляет около 20%.

- К вам нередко поступают необоснованные жалобы с целью затягивания аукционов - как можно противостоять такой практике?

- Действительно, за прошлый год в Челябинское УФАС России поступило 63% необоснованных жалоб от общего количества всех жалоб по законодательству о контрактной системе. Но нужно отметить, что рассмотрение жалобы в антимонопольном органе, как правило, критично не влияет на сроки проведения конкурентной процедуры. Такие обращения мы рассматриваем в течение 5 дней. Затягивание сроков на продолжительное время возможно только в случае отмены антимонопольным органом закупки, что происходит при выявлении серьезных нарушений законодательства. Однако «профессиональные жалобщики», как правило, указывают на формальные нарушения, которые не могут стать причиной выдачи предписания об отмене закупки.

Во «Второй оптимизационный пакет поправок» в законодательство о контрактной системе включены положения, направленные на борьбу с «профессиональными жалобщиками», в том числе с теми, кто предлагает отозвать жалобу из антимонопольного органа за определенные финансовые средства от заказчика. Законопроект уже прошел первое чтение.

- А чем закончилась история с контрактом между администрацией Челябинска и колонией, которая затем передала работы субподрядчикам?

- Предполагаю, что действия ГУФСИН России по Челябинской области направлены на получение дополнительных средств в целях улучшения условий в его учреждениях, материально-технической базы. Закон о контрактной системе допускает выполнение госзаказа осужденными и позволяет заключать контракты с учреждениями уголовно-исправительной системы без проведения конкурентных процедур. Однако для выполнения работ за пределами таких учреждений ГУФСИН привлекает субподрядчиков и, как правило, существенная доля работ переходит таким организациям. Например, так сложилось при выполнении работ на территории «Алого поля» или при благоустройстве дороги рядом с аэропортом.

По мнению антимонопольного органа, выполнение каких-либо работ по субподряду идет вразрез с принципами законодательства о контрактной системе.

- Неоднократно говорилось о том, что лоты по дорогам надо разукрупнять – простому человеку, далекому от этой практики, как можно объяснить, чем же это опасно?

- Согласно разъяснения ФАС России по одному из спорных вопросов в сфере госзакупок цена лота по ремонту или содержанию автомобильных дорог соразмерна численности населения. Например, в городе с населением более 1 млн человек максимальный размер лота на аукционе не должен превышать 1,5 млрд рублей.

Объяснение простое – если лот слишком крупный, то свои услуги не могут предложить небольшие компании. В первую очередь, это негативным образом отражается на состоянии конкуренции, и, соответственно, развитии экономики и благополучия граждан.

За что попадают в «чёрный список»?

- А почему некоторые недобросовестные подрядчики не попадают в итоге в «чёрный список?»

- У нас есть полномочия по включению недобросовестных подрядчиков в реестр, который можно назвать «чёрным списком». Сроки рассмотрения таких обращений составляют 5 дней. Но зачастую бывает, что у такого подрядчика не было умысла получить контракт без его исполнения. Антимонопольная служба детально изучает все обстоятельства и причины неисполнения контракта и применяет такую серьезную меру в отношении тех представителей бизнеса, которые действительно недобросовестно действовали при поставке товаров, выполнении работ или оказании услуг.

- Когда губернатор разносит очередного нерадивого заказчика, это критика имеет конкретные последствия?

- Да, к нам поступают соответствующие обращения о рассмотрении вопроса о включении исполнителя по контракту в Реестр недобросовестных поставщиков от заказчиков. Но нужно отметить, что и заказчики не всегда надлежащим образом исполняют свои обязанности и контролируют исполнителей по контракту.

При включении компании в Реестр недобросовестных поставщиков попадает также ее директор и учредитель. Поэтому изменение наименования таким недобросовестным предпринимателям не поможет – при нахождении в этом реестре запрещается принимать участие в государственных и муниципальных закупках.

В 2020 году в Челябинское УФАС России поступило 440 обращений о недобросовестных компаниях, а количество включенных хозяйствующих субъектов возросло на 11% по сравнению с позапрошлым годом и составило 171.

Но наша задача вовсе не «убить» предприятие – мы же понимаем, что речь идёт о налогах, рабочих местах, конкуренции и экономическом развитии региона.

- А есть ли реальные механизмы, которые позволяют бороться с таким явлением, когда на конкурсе побеждает фирма, у которой нет возможности для выполнения контракта?

- Есть постановление правительства о дополнительных требованиях к участникам таких закупок в определенных сферах – стройка, детское питание, перевозки, детский отдых. Например, подтверждение соответствующего опыта выполнения подобных контрактов, наличие материальных ресурсов.

Как ни странно, хотя заказчики давно говорили о необходимости таких требований, их не всегда применяют и указывают в документации, что является нарушением действующего законодательства. Кто-то просто хочет ускорить процесс, другие – обеспечить победу конкретным предпринимателям.

И не обязательно из-за каких-то личных корыстных мотивов – иногда просто хотят поддержать местных представителей бизнеса.

Как и кого может обидеть реклама?

- Не считаете ли вы, что УФАС превратилась в своего рода «полицию нравов» при оценке рекламы, которая, как считают некоторые, оскорбляют их вкусы?

- Мы уж точно не «полиция нравов», но вопрос действительно непростой. В законодательстве вообще нет понятий «этичный» или «неэтичный», а только «непристойные, оскорбительные образы, выражения…». Но как определить, что именно оскорбляет жителей? Представления о той грани, где неэтичное и этичное, у граждан может отличаться, в том числе в зависимости от возраста, социального положения.

Мы пытаемся прийти к объективному решению – есть экспертный совет, в который входят участники рынка рекламы. Мнение членов совета по спорной рекламе и их восприятие текста и изображений на ней учитываются при вынесении решения антимонопольным органом.

 

- В целом не слишком ли у нас монополизирован рынок - например, в сфере ЖКХ и среди поставщиков ресурсов? Люди, по сути, никак не защищены от поставщиков ресурсов, которые постоянно повышают цены.

- У нас исторически так сложилось, что есть монополии. При этом отдельная сфера – это естественные монополии, которые есть во всем мире. Однако если мы говорим о поставщиках ресурсов в сфере ЖКХ, надо регулировать рынок при помощи тарифной политики и антимонопольного законодательства.

Думаю, в будущем конкуренция между поставщиками ресурсов вырастет – технологии меняются и совершенствуются. Например, у такой естественной монополии как «Почта России» уже появилось много конкурентов на рынке. То же будет и с поставщиками ресурсов.