20 страховщиков заподозрили в сговоре

Управление ФАС по Челябинской области возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении 20 страховых компаний. Всем им инкриминируют нарушения сразу по двум статьям закона «О защите конкуренции» – пункту 5 части 1 «Отказ от заключения договоров с определенными заказчиками» и части 3 статьи 11.1 «Согласованные действия».


Соответствующая реакция от антимонопольщиков последовала лишь в августе этого года. Тогда же прокуратура Октябрьского района внесла руководителю троицкого отдела ООО «Росгосстрах» представление об устранении нарушений закона, выразившихся в том же навязывании допуслуг по иным видам страхования при покупке полиса ОСАГО. До этого момента страховщики умело сваливали отказы в страховании и продажу полисов с «довеском» на инициативу отдельных сотрудников. Однако шквал заявлений от южноуральских автомобилистов заставил ведомство посмотреть на проблему с другой стороны.С середины прошлого года оформление автогражданки для челябинцев и жителей области стало по-настоящему больной темой. Особенно остро проблема стояла в апреле этого года, когда на фоне искусственного дефицита полисов за бланками выстраивались дикие очереди. В итоге приобрести полис ОСАГО стало невозможным без оформления «доппакета» – к примеру, страхование жизни и прочих услуг. В итоге стоимость полиса вырастала в два-три раза. И лишь редкий страховщик не поддался общей тенденции. При этом в соседней Свердловской области проблем с нехваткой полисов ОСАГО не наблюдалось.

«С 1 января по 31 июля текущего года в челябинское УФАС России поступило 142 обращения граждан на действия страховых компаний, осуществляющих страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Челябинской области, выразившиеся в навязывании услуг по добровольным видам страхования при заключении договора ОСАГО, отказе от заключения договора ОСАГО, – сообщили в пресс-службе ведомства. – В УФАС по Челябинской области считают, что страховые компании могли осуществлять согласованные действия по отказу заключения договоров ОСАГО и навязыванию услуг по добровольным видам страхования при реализации полисов на территории Челябинской области в 2013–2014 годах».

Согласно ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юрлица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В черный список антимонопольщиков попали: ЗАО СГ «УралСиб», ООО «СК «Согласие», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО СК «Альянс», СОАО «ВСК», ООО «Росгосстрах», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «АльфаСтрахование», ОАО «СОГАЗ», ООО СК «ВТБ Страхование», ОАО САК «Энергогарант», ОАО СГ «МСК», ЗАО «МАКС», ЗАО «ГУТА-Страхование», ОАО СК «БАСК», ООО СК «ЮЖУРАЛ-АСКО», ООО СК «Цюрих», ООО «Группа Ренессанс Страхование», ОАО «ГСК «Югория», ОАО «ЖАСО».

Подготовкой материала для возбуждения дела против двух десятков страховщиков антимонопольщики занялись в середине августе. Тогда ведомство попросило южноуральских автомобилистов помочь с доказательством правонарушений и направить в челябинское УФАС сведения, подтверждающие факты отказа от заключения договоров ОСАГО либо навязывания заключения дополнительных договоров – пояснения относительно обстоятельств обращения в компанию и действий страховщиков, видеосъемку, письменные обращения и другую информацию, свидетельствующую о нарушениях.

Сообщить о правонарушении при заключении ОСАГО можно здесь.

Рассмотрение дела состоится 14 октября. «Если мы примем решение, что данные компании нарушили антимонопольное законодательство, то им будут грозить административные штрафы в размере до 15% от суммы выручки за прошедший год, – поясняет пресс-секретарь Челябинского УФАС России Наталья Мартынюк. – Больше всего жалоб от южноуральцев поступило на компанию «Росгосстрах», с которой все и началось, а также на компании «Макс», «АльфаСтрахование» и «ВСК». Всего фигурантами дела стали 20 компаний – это две трети участников рынка ОСАГО. Обращения с жалобами на страховые компании продолжают поступать от граждан и по сей день. Все они указывают на компании, которые уже есть в списке. Если будут фигурировать новые страховые компании, то их также привлекут к рассмотрению».

По мнению председателя челябинского регионального совета ВПП «Автомобильная Россия» Алексея Бруя, решить проблему публичной «поркой» антимонопольщикам вряд ли удастся. «Проблема так не решится. Страховые компании сейчас могут наказать, но это не поменяет самой схемы, направленную на то, чтобы платить автомобилистам как можно меньше. Нам нужен цивилизованный рынок ОСАГО. Разработка единой методики расчета возмещения убытков – правильная мысль. Это шаг к прозрачности схемы, – говорит эксперт. – Другой момент, допустим накажут страховые компании. Они в итоге откажутся от этой деятельности. Где мы, водители, будем получать полисы? Автомобилистам нужно выходить в режим диалога со страховыми компаниями, чтобы первые видели, за что платят».

Напомним, что с 1 сентября вступила в силу основная часть изменений в законе об ОСАГО.

Изменения к закону об ОСАГО

Денежная выплата или направление на ремонт

При наличии у страховщика ОСАГО договоров со станциями техобслуживания потерпевший имеет право выбрать форму страхового возмещения – выплату деньгами или направление на ремонт.

Список ремонтных станций должен быть размещен на сайте страховщика. Норма распространяется на договоры, заключенные с 1 сентября 2014 года.

 

Сокращение срока урегулирования страховых случаев

Страховщик обязан в течение 20 календарных дней со дня получения от потерпевшего полного пакета документов осуществить выплату, выдать направление на ремонт или направить мотивированный отказ (ранее срок урегулирования составлял 30 календарных дней).

В течении трех рабочих дней страховая компания обязана рассмотреть пакет документов, направленных в электронном виде, на предмет комплектности.

Новые сроки урегулирования применяются в случае, если договор ОСАГО виновника ДТП (причинителя вреда) был заключен с 1 сентября 2014 года.

Досудебный порядок разрешения споров по ОСАГО

При наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору ОСАГО, потерпевший должен направить в страховую компанию аргументированную жалобу с приложением соответствующих документов. Страховщик в пятидневный срок обязан рассмотреть обращение и ответить на него.

Если при подаче иска в суд потерпевший не предоставит подтверждение того, что он обращался с претензией в страховую компанию, суд должен оставить дело без рассмотрения.

Порядок распространяется на все претензии (иски), поданные начиная с 1 сентября 2014 года, и убытки, в том числе по договорам, заключенным до 1 сентября 2014 года.

Ответственность за недобросовестные действия страховых посредников несет страховщик
 

Страховщик несет ответственность по всем договорам, заключенным агентом или брокером, в том числе если страховщику не полностью или не в срок перечислена страховая премия. Кроме того, страховщик несет ответственность за несанкционированное использование бланков (кроме случаев обращения в компетентные органы о хищении соответствующего бланка полиса ОСАГО до наступления страхового случая).

Территориальный коэффициент для юрлиц определяется по месту нахождения юрлица

Территориальный коэффициент, формирующий стоимость полисам ОСАГО, для юридических лиц определяется по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства, указанного в учредительных документах

 

Оксана НИКОЛЕНКО