ОСАГО пойдет на повышение, но пока страховщиков придется «понять и простить»

Сейчас в Челябинской области, со слов автовладельцев, проблемы с оформлением полисов ОСАГО не исчезли. Все снова ждут нового времени «Ч» — 1 октября, когда масштабное реформирование «автогражданки», как обещают, приведет к должным результатам. Страховщики получат долгожданный тариф с повышением, и ажиотаж спадет. Но до этого времени еще надо как-то продержаться.

Талоны: перезагрузка

Очереди по-прежнему выстраиваются у челябинских офисов страховых компаний. Начиная с раннего утра люди записываются по очередности на бумаге, которую взяли за практику вешать при входе в качестве подтверждения — кто за кем.

— До того, как отправиться за полисом, проконсультировалась у парней на работе. Один коллега рассказал, что приехал к офису страховой в 5 часов утра и был в очереди уже семнадцатым. Учитывая то, что количество полисов, которые выдаются ежедневно, ограничено двадцатью штуками, можно сказать — повезло… — вспоминает Ирина Барышкина, челябинская автовладелица, недавно столкнувшаяся с оформлением «автогражданки». — Приехав в компанию в районе 4.30, я оказалась первой. Буквально следом подтянулся мужчина — завели с ним лист очередности, вписали себя туда и стали ждать. Ко времени открытия офиса — 8.30 — двадцать очередников уже вписали себя и ждали в машинах. Остальные, походя к открытию, видимо, радовались, что рядом с дверями пусто. А мы выходили из своих машин и показывали список. Возмущений было много: что за список, кто, вообще, его придумал и все в таком духе…

ГИБДД, Центробанк, прокуратура, УФАС — все эти ведомства признают, что ситуация по степени абсурдности уже достигла пика, но вмешиваться в частный бизнес они не имеют права, если законодательство не нарушается. А формально так и есть.

Инициативы бы…

Антимонопольная служба, подсчитав количество хозяйствующих субъектов, страхующих автомобили — их в регионе по итогам первого квартала этого года оказалось 42 — пришла к выводу, что ни одна страховая компания не занимает доминирующего положения на рынке. Именно поэтому проблемы с оформлением полисов ОСАГО, поясняют в службе, не в их компетенции.

— Эти вопросы находятся в ведении Роспотребнадзора. Также автомобилисты могут обращаться в суд, если нарушаются их права, — оговорила Наталья Мартынюк, пресс-секретарь Челябинского УФАС России.

В прокуратуру автомобилисты тоже могут жаловаться. Надзорный орган вправе повлиять на страховщиков представлениями с требованием устранить нарушения. Последний прецедент был связан с компанией «Цюрих» (к слову, она уже ушла с челябинского рынка ОСАГО), отказавшей в оформлении полиса ОСАГО со ссылкой на отсутствие бланков. Однако в региональное ведомство жалоб не поступает. Точно так, отмечают автоюристы, люди не обращаются и в УФАС, и в Роспотребнадзор, не говоря уже об органе страхового надзора, который территориально находится в Екатеринбурге.

Центробанк, как регулятор рынка, на ситуацию смотрит как раз сквозь призму такой инертности автовладельцев. В Уральском отделении ЦБ поясняют, что большинство страхователей после устного отказа в выдаче полиса, махнув рукой, просто уходят. Хотя при наличии письменного отказа страховой компании о регистрации полиса ОСАГО ЦБ мог бы вмешаться.

Человек и закон

А тем временем за полгода южноуральские инспектора ДПС задержали 6 тысяч 588 водителей, которые управляли машиной без полиса ОСАГО. В прошлом году за тот же период их было почти на тысячу нарушителей меньше — такие данные дали в региональной госавтоинспекции. То, что автовладельцы попали сейчас в вилку, в ГИБДД соглашаются, но нарушать букву закона, закрывая глаза на просроченные полисы или их отсутствие, там тоже не могут. Штраф в 800 рублей и скрученные номера — такое наказание ждет нарушителя в независимости от текущей ситуации. Понять автомобилистов «чисто по-человечески» госавтоинспекторы, может, и хотели бы, но тогда под санкции попадут уже сами, поэтому простить не могут.

— Если мы выявим правонарушение, но отпустим водителя — значит, мы нарушим должностные полномочия, — поясняет Виктор Хайрулин, руководитель отдела пропаганды ГИБДД области. — Вопросы не к нам. Если у вас нет бензина, вы же не сядете за руль… Точно так же и с полисом ОСАГО. Как быть другому участнику движения, если в его авто въехал незастрахованный автовладелец, да еще неработающий и без денег? Бывают ведь и такие ситуации…

А ты докажи!

Автовладельцы приспосабливаются к ситуации. К примеру, владелец кроссовера RAV4 Алексей Усков, чтобы не тратить время, согласился с фактически навязанными услугами.

— Сообщили, что страховых полисов временно нет, и оформить ОСАГО я не смогу. Но тут же страховой агент намекнула, что при оформлении дополнительно некоторых услуг по страхованию она сможет найти для меня полис ОСАГО, — рассказывает собеседник. — Предлагали также застраховать автомобиль по КАСКО, ссылаясь на то, что он абсолютно новый, хотя и куплен не в кредит. Также настаивали на страховании недвижимого имущества и оформлении полиса дополнения к ОСАГО — так называемого полиса ДОСАГО, который расширяет размер выплат по «автогражданке» и гарантирует юридическую помощь специалистов страховой компании.

Автоюристы, кстати, говорят, что такая схема на сегодняшний день наиболее оптимальна. Садиться за руль без полиса ОСАГО нельзя — это закон. Тогда как расторгнуть навязанную страховку буквально сразу после ее заключения юридически возможно. А вот если будет отказано — это уже повод пойти по инстанциям.

— Если нет полиса, но есть договор страхования — теоретически тут еще можно поспорить. Однако все нормативно-правовые акты говорят о том, что на руках должен быть полис, — поясняет коллизии законодательства Светлана Горлова, автоюрист, доцент кафедры гражданского права и процесса ЧелГУ. — Да, страховые компании обязали заключать договора страхования, но процедуру никто не разрабатывал. Скорее, здесь будут действовать не правовые нормы, а общечеловеческие: если сотрудник страховой компании скажет автомобилисту, что не будет оформлять договор, потому что не знает, как это делать — его действия окажутся безнаказанными. А если автомобилист после этого развернется и уйдет — то доказать, что эта правота формальна, у него не получится. Понадобится либо письменный отказ, либо видеозапись.

Просто бизнес

В РСА акцентируют, что до 1 июня каждая страховая компания получала определенное количество полисов. Их количество зависело от финансовой надежности страховщика. Из-за лимита на полисы иногда возникал их дефицит. Отменяя лимит на них, РСА пошел на определенные финансовые риски, но это делалось для того, чтобы не возникало напряжения на рынке. Так что теперь любые ссылки на отсутствие бланков — не более чем лукавство, подчеркивают в Союзе автостраховщиков.

— Проблем с бланками сейчас нет никаких, — говорит Ирина Кубаевская, руководитель челябинского филиала страховой компании «РЕСО-Гарантия». — Но есть очереди: очень много компаний ушло с рынка, а автовладельцев ведь меньше не стало… Тема ОСАГО сейчас преподносится СМИ в таком ключе, что виноватыми, как ни крути, остаются страховые компании. Но ведь поймите, страхование — это не социальная норма, а бизнес, который априори должен приносить прибыль. Если в каком то секторе рынка возникли проблемы — значит, там не все гладко, значит, работать нерентабельно. Мы больше десяти лет ждем повышения тарифов. За это время выросли цены на все. А тарифы не повышались ни разу. И, конечно, любой бизнес будет стремиться минимизировать издержки.

Октябрь покажет

Если раньше развязкой называли июльское повышение тарифов по ОСАГО, то теперь все ждут октября.

Лимит по ущербу имуществу в ДТП с 1 октября этого года будет увеличен с нынешних 120 тысяч рублей до 400 тысяч. Вслед за повышением лимита ответственности вырастет и стоимость самих полисов ОСАГО. Поправки предполагают также введение тарифного коридора, который будет определять Центробанк. Это необходимо для того, чтобы компании могли вести конкуренцию, снижая стоимость полисов ОСАГО.

Новый базовый тариф по ОСАГО ЦБ рассчитает только к октябрю. По предварительным расчетам ЦБ, базовый тариф подорожает на 18–24 %, и это окажется нижней границей тарифного коридора. Напомним, что сейчас базовый тариф в ОСАГО для легкового транспорта составляет 1 980 рублей. Кроме того, теперь в случае отказа в продаже полиса ОСАГО при наличии у страховой компании лицензии государство будет штрафовать должностных лиц, отказавших в продаже страховки или навязывавших дополнительные услугу, на 50 тысяч рублей.

— Время покажет, насколько заявленное повышение сможет выправить ситуацию, — не питает иллюзий Ирина Кубаевская.