• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Вопросы и ответы прямой линии с руководством Челябинского УФАС России

* Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранена

 

Вопрос: Я (гражданин) являюсь арендатором жилого дома. У собственника данного жилого дома уже имеется заключенный договор энергоснабжения. Могу ли я, обратившись к гарантирующему поставщику, заключить договор энергоснабжения, чтобы самостоятельно контролировать объем электрической энергии и оплачивать данное потребление?

     

    Пунктом 28 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» установлено, что в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.

     

    В целях разрешения данной ситуации Челябинское УФАС России рекомендует Вам обратиться к собственнику жилого дома, чтобы последний расторг договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком. После расторжения договора энергоснабжения Вам необходимо обратиться к гарантирующему поставщику с заявкой на заключение договора энергоснабжения в отношении энергопринимающего устройства.

     

    Вопрос: Я (гражданин) в настоящий момент оформляю документы для осуществления технологического присоединения. В выданных сетевой организацией технических условиях указано, что мне необходимо установить прибор учета точностью не менее 1.0. Правомерно ли требование сетевой организации?

    Пунктом 138 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» установлено, что для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

     

    Таким образом, требование сетевой организации об установке прибора учета точностью 1.0 неправомерно и Вы вправе использовать для учета потребляемой электрической энергии прибор учета точностью 2.0.

     

    Ближайшей точкой для осуществления подключения к электрическим сетям является ТП, принадлежащая физическому лицу. По какой стоимости возможно осуществление технологического присоединения к данной ТП, в случае согласия собственника ТП?

     

    Согласно пункту 10 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

     

    Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее — правила присоединения).

     

    Правила присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

     

    Согласно пункту 17 Правил присоединения Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

     

    Таким образом, для осуществления технологического присоединения принадлежащих Вам энергопринимающих устройств к ТП, принадлежащей физическому лицу, собственнику данной ТП необходимо обратиться в Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области» для утверждения платы за технологическое присоединение Ваших энергопринимающих устройств.

     

    Вопрос: правомерны ли действия теплоснабжающей организации, которая в течение четырех месяцев не рассматривает заявку на ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

     

    В силу пункта 71.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 12.09.1995 № Вк-4936 (далее — Правила учета тепловой энергии и теплоносителя) допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации.

     

    Таким образом, именно на энергоснабжающую организацию (организацию, осуществляющую продажу потребителям произведенной или купленной тепловой энергией) возложена обязанность по допуску в эксплуатацию узлов учета.

     

    В силу пункта 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее, чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.

     

    Таким образом, рассмотрение теплоснабжающей организацией заявки на ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии за пределами десятидневного срока без уважительных на то причин является неправомерным.

     

    Вопрос: стоимость установки счетчиков в квартирах одинакова ли у всех аккредитованных организаций?

     

    Челябинское УФАС России сообщает следующее. При установке индивидуальных приборов учета в многоквартирном доме каждая организация определяет стоимость установки услуги индивидуально для каждого обратившегося. Основными статьями затрат в структурах себестоимости услуг по опломбировке средств измерения (приборов учета холодной воды) юридических лиц являются:

     

    – заработная плата работников, на которых возложена обязанность по приему заявления, рассмотрению технической документации, осмотру узлов учета, пломбированию, составлению акта приема в эксплуатацию, постановке прибора на учет;

    и другие расходы (общехозяйственные расходы, общепроизводственные расходы, стоимость водосчетчика, прочие комплектующие).

     

    Тариф на установку индивидуальных приборов учета не установлен.

     

    Кроме того, цены на оказание услуги по установке индивидуальных приборов не являются регулируемыми ценами, услуги по установке индивидуальных приборов осуществляется по договорным розничным ценам.

     

    Вопрос: Добрый день! Поясните пожалуйста, почему МУП «ЧКТС» злоупотребляет своим монопольным положением? Почему искуственным образом сдерживается создание рынка поставок тепловой энергии и тепловая энергия закупается в основном объему у единственного поставщика? Почему население должно оплачивать потери, более одного миллиарда рублей?

     

    Ответ: В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», постановлением Администрации г. Челябинска от 28.11.2011 МУП «ЧКТС» назначено единой теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по теплоснабжению потребителей в г. Челябинске.

     

    Под единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения понимается теплоснабжающая организация, которая определяется уполномоченными органами на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.

     

    Сам по себе статус МУП «ЧКТС» в качестве единой теплоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по теплоснабжению потребителей в г. Челябинске, не может свидетельствовать о злоупотреблении доминирующем положением на данном рынке, напротив налагает на организацию дополнительные ограничения и требования, предусмотренные действующим законодательством.

     

    Кроме того, сообщаем, что согласно информации, представленной Администрацией г. Челябинска услуги по отпуску тепловой энергии, помимо МУП «ЧКТС», осуществляют следующие организации: ТЭЦ-1, ТАЭ-2, ТЭЦ-3, ЧГРЭС, ЮЗК, СЗК, ООО «Мечел-Эерго».

     

    Также практика свидетельствует о развитии альтернативного способа выработки тепловой энергии, а именно посредством локальных котельных.

     

    Таким образом, по мнению антимонопольного органа, в настоящее время отсутствуют рычаги, которые искусственным путем сдерживают развитие конкуренции на рынке теплоснабжения.

     

    По вопросу законности взимания платы за потери поставляемой тепловой энергии в размере более 1 миллиарда рублей сообщаем, что расходы на оплату тепловых потерь включаются в тариф на передачу тепловой энергии. В рамках возложенных полномочий антимонопольный орган осуществляет контроль за правильностью применения хозяйствующими субъектами установленных тарифов в сфере теплоснабжения. Пересмотр тарифов в функции антимонопольного органа не входит.

     

    Полномочия по установлению тарифов в сфере теплоснабжения и электроснабжения осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

     

    Вопрос: Правомерны ли действия теплоснабжающей организации, которая в течение четырех месяцев не рассматривает заявку на ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

     

    Ответ: В силу пункта 71.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 12.09.1995 № Вк-4936 (далее — Правила учета тепловой энергии и теплоносителя) допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации.

     

    Таким образом, именно на энергоснабжающую организацию (организацию, осуществляющую продажу потребителям произведенной или купленной тепловой энергией) возложена обязанность по допуску в эксплуатацию узлов учета.

     

    В силу пункта 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее, чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.

     

    Таким образом, рассмотрение теплоснабжающей организацией заявки на ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии за пределами десятидневного срока без уважительных на то причин является неправомерным.

     

     

    Вопрос: В рамках проводимой оператором связи акции мной был заключен договор на оказание услуг городской телефонной связи сроком на 1 год за 100 рублей.

     

    Но я решила сменить оператора связи, в связи с чем обратилась за расторжением договора. Мне выставили счет на оплату штрафа за расторжение договора, поскольку в договоре прописана обязанность не расторгать договор в течение года. При устной беседе представители оператора объяснили, что это оплата фактически понесенных расходов за подключение. Правомерны ли действия оператора связи?

     

    Ответ: Отмечаем, что услуги телефонной связи оказываются на основании возмездных договоров.

     

    Плата за предоставление оператором связи доступа к сети местной телефонной связи взимается однократно при установке оборудования в нетелефонизированном помещении.

     

    ФСТ России утвержден предельный тариф на услуги предоставления доступа к сети местной телефонной связи.

     

    Оператор связи в рамках осуществления своей предпринимательской деятельности может самостоятельно устанавливать плату за услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи для своих абонентов в пределах тарифа, утвержденного ФСТ России.

     

    По мнению антимонопольное органа, повторное взимание оператором связи платы за предоставление доступа к сети местной телефонной связи при досрочном расторжении договора не соответствует действующему законодательству.

     

    Также неправомерно со стороны оператора связи установление каких-либо штрафных санкций за досрочное расторжение договоров на оказание услуг связи.

     

    В соответствии со статьей 450 ГК РФ расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

     

    Правила оказания услуг связи предусматривают, что абонент и (или) пользователь вправе отказаться в любое время в одностороннем порядке от исполнения договора при условии оплаты фактически понесенных оператором связи расходов по оказанию этому абоненту и (или) пользователю услуг телефонной связи.

     

    Поскольку право абонента на односторонний отказ от исполнения договора оказания услуг связи императивно установлено п. 59 Правил, оно не может быть ограничено соглашением сторон.

     

    Вопрос: Одинаковая стоимость установки счетчиков в квартирах одинакова у всех аккредитованных организаций?

     

    Ответ: Челябинское УФАС России сообщает следующее. При установке индивидуальных приборов учета в многоквартирном доме каждая организация определяет стоимость установки услуги индивидуально для каждого обратившегося. Основными статьями затрат в структурах себестоимости услуг по опломбировке средств измерения (приборов учета холодной воды) юридических лиц являются:

     

    – заработная плата работников, на которых возложена обязанность по приему заявления, рассмотрению технической документации, осмотру узлов учета, пломбированию, составлению акта приема в эксплуатацию, постановке прибора на учет;

    - и другие расходы (общехозяйственные расходы, общепроизводственные расходы, стоимость водосчетчика, прочие комплектующие).

     

      Тариф на установку индивидуальных приборов учета не установлен.

       

      Кроме того, цены на оказание услуги по установке индивидуальных приборов не являются регулируемыми ценами, услуги по установке индивидуальных приборов осуществляется по договорным розничным ценам.

       

      Вопрос: Может ли антимонопольная служба рассматривать жалобы на действия организатора торгов по продаже заложенного имущества если например с торгов продается имущество, которое не используется в предпринимательской деятельности?

         

        Ответ: Такие жалобы антимонопольным органом не могут быть рассмотрены, поскольку к компетенции службы относится только рассмотрение вопросов, связанных с защитой конкуренции, что указано в статье 4 Закона о защите конкуренции. Поскольку такое имущество используется в последующем гражданами в личных целях, в хозяйственный оборот не вовлекается, это не влияет на состояние конкуренции на товарном рынке и находится вне компетенции антимонопольной службы. Поступившие жалобы на продажу арестованного или заложенного имущества направляются антимонопольной службой по подведомственности в органы прокуратуры.

         

         

        Вопрос: Может ли УФАС России ограничивать организатора торгов в отношении пунктов договора аренды, выставленного на аукцион? Если да, то на основании каких нормативных правовых документов?

         

        Ответ: При рассмотрении антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоб на проведение торгов на право передачи муниципального или государственного имущества в аренду антимонопольный орган, в случае выявлений нарушений законодательства, вправе выдать предписания об устранении нарушений при проведении торгов, в том числе об аннулировании торгов. Проект договора является неотъемлемой частью документации по торгам (п. 41 и 115 Правил, утвержденных Приказом ФАС России № 67). Поэтому такое предписание может быть выдано в случае, если в проекте договора содержаться условия, не отвечающие требованиям действующего законодательства, в том числе антимонопольного ( часть 1 пункт 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

         

        Вопрос: а) Участник аукциона на момент подачи заявок был физическим лицом, после того как он стал победителем аукциона до момента подписания договора аренды он зарегистрировал ИП, имеет ли право организатор торгов подписать с ним договор как с ИП? б) Участник аукциона на момент подачи заявок был физическим лицом, но как стало известно в момент подписания договора аренды, до момента подачи документов на участие в торгах у него было зарегистрировано ИП, может ли организатор торгов подписать с ним договор как с ИП? в) Какими нормативными правовыми документами должен руководствоваться организатор торгов в данных случаях?

         

        Ответ: В случае если победителем торгов являлось физическое лицо, то договор заключается именно с физическим лицом, а не с ИП. (п. 87,98,143,150 Правил, утвержденных Приказом ФАС России № 67). При этом не имеет значения в какой момент данное лицо получило статус индивидуального предпринимателя.

         

        Вопрос: Может ли УФАС России вносить изменения в пункты договора аренды между организатором торгов и победителем аукциона (арендодатель и арендатор), при условии, что был проведен аукцион и по нему подведены итоги?

        Какими нормативными правовыми документами Вы руководствовались при ответе на данный вопрос?

         

        Ответ: Антимонопольный орган не вправе выдавать предписания о внесении изменений в заключенный по итогом торгов договор ( часть 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).

         

        Вопрос: Может ли антимонопольная служба рассматривать жалобы на действия организатора торгов по продаже заложенного имущества если например с торгов продается имущество, которое не используется в предпринимательской деятельности?

           

          Ответ: Такие жалобы антимонопольным органом не могут быть рассмотрены, поскольку к компетенции службы относится только рассмотрение вопросов, связанных с защитой конкуренции, что указано в статье 4 Закона о защите конкуренции. Поскольку такое имущество используется в последующем гражданами в личных целях, в хозяйственный оборот не вовлекается, это не влияет на состояние конкуренции на товарном рынке и находится вне компетенции антимонопольной службы. Поступившие жалобы на продажу арестованного или заложенного имущества направляются антимонопольной службой по подведомственности в органы прокуратуры.

           

          Вопрос: Является ли поводом для возбуждения дела антимонопольным органом информация о фактах нарушения законодательства о конкуренции, изложенная в печатном издании или размещенная в сети Интернет, например в блоге?

           

          Ответ: Как указано в административном регламенте службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, основанием для возбуждения и рассмотрения дела является, в том числе сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

          Если печатное или Интернет-издание зарегистрированы в качестве СМИ, факты, изложенные в публикации, могут быть проверены на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения Закона о защите конкуренции.