Кассация: Челябинское УФАС России правомерно отменило аукцион на поставку средств реабилитации для инвалидов

Антимонопольный орган установил нарушения действующего законодательства при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку средств реабилитации (подгузников для взрослых, абсорбирующего белья и т.д.) для инвалидов.

 

Начальная цена контракта данного аукциона составила 94 953 323 рубля 92 копейки. Заказчиком выступило Министерство социальных отношений Челябинской области, уполномоченным органом — Главное управление материальных ресурсов Челябинской области.

 

Заказчик аукциона указал в документации об аукционе показатели обхвата талии в зависимости от размеров абсорбирующего белья, а также ширину липучек-застежек на белье, расположенных по одной стороне и расстояние между застежками, а также характеристики, касающиеся впитываемости абсорбирующего белья.

Комиссия Челябинского УФАС России, проанализировав рынок продукции абсорбирующего белья для инвалидов и сопоставив характеристики технического задания заказчика с характеристиками продукции в линейке других производителей, установила, что требованиям Министерства социальных отношений Челябинской области соответствует только продукция компании «Paul Hartmann».

 

Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указания на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничения количества участников размещения заказа.

 

Согласно части 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, а также запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

 

Кроме того, заказчик объединил в один лот технологически и функционально не связанные товары, что также могло привести к ограничению количества участников размещения заказа, поскольку средства реабилитации, указанные в документации об аукционе не являются взаимозаменяемыми товарами. Например, подгузники для взрослых не могут быть заменены на впитывающие пеленки, поскольку используются с разными целями при обслуживании инвалидов.

 

Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

 

По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган выдал предписание Министерству социальных отношений Челябинской области об отмене аукциона.

 

Арбитражный суд Челябинской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, а также 11 октября 2012 года Федеральный арбитражный суд Уральского округа подтвердили законность и обоснованность решения и предписания антимонопольного ведомства.