Наступление холодного периода года не является чрезвычайной ситуацией, позволяющей размещать заказ без проведения торгов

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области было привлечено Прокуратурой Челябинской области к рассмотрению дела в отношении Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Кунашакского муниципального района.

 

Данной Комиссией было принято решение о признании чрезвычайной сложившуюся ситуацию по строительству объектов газоснабжения жилых домов в с. Кунашак и о размещении муниципального заказа у единственного подрядчика на выполнение работ по строительству данных объектов, в связи с наступлением холодов, которые, по мнению Комиссии, являлись следствием непреодолимой силы и повлияли на сроки строительного сезона.

 

Однако наступление холодного периода года является закономерным природно-климатическим явлением, не обладающим признаками исключительности и непредотвратимости.

 

Согласно части 1 статьи 202, части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под обстоятельством непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства.

 

 

Таким образом, заказчиком должны были учитываться данные обстоятельства. Кроме того, строительные работы, являющиеся предметом данного муниципального контракта, могли быть выполнены в зимнее время.

 

По мнению антимонопольного ведомства, принятие решения о непроведении аукциона не позволило эффективно использовать средства своего бюджета и нарушило интересы лиц, лишившихся возможности принять участие в аукционе на право заключения муниципального контракта, что могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции в сфере размещения заказа.

 

 

Также в соответствии с Законом о размещении заказов муниципальными заказчиками могут быть органы местного самоуправления, а также уполномоченные ими получатели бюджетных средств, которыми принимаются решения о способе размещения заказа. Поэтому Комиссия, не являющаяся муниципальным заказчиком, не обладала компетенцией по принятию решений о заключении договора без проведения торгов у единственного подрядчика.

 

 

Арбитражный Суд Челябинской области согласился с мнением антимонопольнного органа и признал решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Кунашакского муниципального района о размещении муниципального заказа у единственного подрядчика недействительным.