Кассация: ОАО «РЖД» необоснованно взимало плату за дополнительные услуги, связанные с прохождением процедуры внутреннего таможенного транзита при перевозке груза, которые должны быть исполнены за счет дороги
Напомним, что 15 июня 2011 года Челябинское УФАС России признало действия ОАО «РЖД», по взиманию платы за оказание услуг, связанных с прохождением процедуры внутреннего таможенного транзита (ВТТ) при перевозке груза железнодорожным транспортом, нарушением антимонопольного законодательства.
В соответствии с требованиями Таможенного кодекса Российской Федерации (действующего до 29.12.2010) в рамках процедуры внутреннего таможенного транзита взаимодействуют только лицо, которому выдано разрешение на проведение процедуры внутреннего таможенного транзита (в данном случае перевозчик либо уполномоченное им лицо) и таможенный орган. В силу прямого указания закона именно у перевозчика в рамках публичных правоотношений с государством в лице таможенных органов возникает обязанность получить разрешение на завершение внутреннего таможенного транзита. При этом у грузополучателя в рамках названных публичных правоотношений каких-либо обязательств не возникает.
Согласно статье 22 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» предъявляя иск о взыскании с грузоотправителя (грузополучателя) расходов, указанных в статье 22 Устава, и платы за пользование вагонами, контейнерами, перевозчик должен представить доказательства, подтверждающие размер понесенных расходов, время задержки вагонов, контейнеров, вызванной проведением работ, перечисленных в данной статье, а также доказательства, подтверждающие факт выдачи указаний таможенными либо иными органами государственного контроля (надзора).
В силу статьи 10 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также работы, которые выполняются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) по просьбам владельцев инфраструктур или перевозчиков и цены на которые указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон.
С учетом изложенного, обязательным условием применения положений статьей 10 и 22 Устава является наличие волеизъявления (просьбы) грузоотправителя или указания или инициативы таможенного органа, отраженной в ненормативном акте, изданном в установленной форме должностным лицом таможенного органа.
ОАО «РЖД» в ходе рассмотрения дела не было представлено доказательств, подтверждающих, что расходы, связанные с оформлением и доставкой документов заказчика в таможенные органы для завершения процедуры внутреннего таможенного транзита грузов, по хранению груза в зоне таможенного контроля; по подаче/уборке вагонов в/из зоны таможенного контроля вызваны выполнением перевозчиком каких-либо работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора).
В материалах дела также отсутствуют доказательства того, что указанные услуги были оказаны по просьбе заказчика.
На основании изложенного, все расходы перевозчика, связанные с оформлением и доставкой документов заказчика в таможенные органы для завершения процедуры внутреннего таможенного транзита грузов, по хранению груза в зоне таможенного контроля, по подаче/уборке вагонов в/из зоны таможенного контроля не подлежат дополнительной оплате и являются обязанностью перевозчика до выдачи груза грузополучателю.
Указанные действия ОАО «РЖД» были признаны Челябинским УФАС России неправомерными и ущемляющими интересы заказчика таких услуг.
Челябинское УФАС России вынесло постановление о наложении штрафа в размере 534 291, 56 руб. На основании решения антимонопольного органа было выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет средств, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства, в размере 280 637, 87 руб.
Суды трех инстанций подтвердили решение, предписание и постановление о наложении штрафа Челябинского УФАС России.