Предупреждение – эффективная мера антимонопольного контроля

 

С 6 января 2012 года (даты вступления в силу изменений в Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган наделен полномочием по выдаче предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предупреждение в виде письменного документа выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков навязывания последним контрагенту прямо не предусмотренных действующим законодательством невыгодных условий договора или необоснованного отказа (уклонения) от заключения договора (нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

В предупреждении содержится перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения.

Форма предупреждения и порядок его выдачи определены приказом ФАС России от 14.12.2011 № 874.

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела за совершение монополистом указанных действий без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Выдача предупреждения возможна в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в том случае, если при рассмотрении дела установлены признаки нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Таки образом, предупреждение является эффективной мерой антимонопольного контроля, направленной на оперативное пресечение действий (бездействия), которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц, и позволяющей лицу, занимающему доминирующее положение на рынке, избежать административной ответственности при добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства.

В настоящий момент Челябинским УФАС России выдано 11 предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, 8 из которых исполнены, 3 - находятся в стадии исполнения.

Пресс-служба Челябинского УФАС России