Анна Козлова на пресс-конференции сообщила об итогах 2022 года

1 марта в Челябинском УФАС России состоялась пресс-конференция руководителя управления Анны Козловой "Итоги 2022 года".

 

 

В 2022 году Челябинским УФАС России рассмотрено 4843 (4876 – в 2021 году) обращения и заявления хозяйствующих субъектов, физических лиц и органов власти и управления. Из них:

  • 376 (545) заявлений по признакам нарушения антимонопольного законодательства;
  • 404 (279) заявления по нарушениям правил техприсоединения к энерго-, тепло-, водо- и газовым сетям;
  • 344 (274) заявления по признакам нарушения законодательства о рекламе;
  • 2371 (2534) жалобу, заявление и обращение по законодательству о контрактной системе;
  • 360 (360) жалоб на заказчиков при проведении различных торгов, рассматриваемых в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции;
  • 55 (42) обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков по корпоративным закупкам и иным торгам;
  • 2 (4) ходатайства и уведомления о предоставлении государственной и муниципальной преференций;
  • 0 (3) обращения на и уведомлений по экономической концентрации;
  • 3 (0) обращения о согласовании создания МУП;
  • 25 (30) обращений о согласовании изменений концессионных соглашений;
  • 90 (799) обращений на рост цен на продукты питания, лекарственные препараты, нефтепродукты, сжиженный газ и услуги естественных монополий, а также обращений посредством электронных средств по разъяснению применения антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о закупках и закона о торговле, а также по вопросам защиты прав потребителей при оказании услуг ЖКХ, в том числе роста тарифов, транспорта и иных, которые не только направлены по подведомственности, но по ним даны разъяснения по поставленным вопросам.

Общее количество обращений практически не изменилось и составило в 2022 году 4843 (4876 в 2021 году).

Сократилось почти на треть количество обращений на нарушения антимонопольного законодательства (с 545 в 2021 году до 376 в 2022 году). Также сократилось количество жалоб участников закупок на нарушения законодательства о   контрактной системе с 903 в 2021 году до 638 в 2022 году в связи с расширением прав заказчиков осуществлять закупки у единственного поставщика, сокращением жалоб профессиональных жалобщиков

В 2022 году сократилось количество обращений на недобросовестную конкуренцию с 77 обращений до 35 в 2021 году.       

Наблюдается снижение количества обращений на злоупотребление доминирующим положением со 257 до 212 обращений, однако, по 201 обращению (244 в 2021 году) отказано ввиду отсутствия признаков. Обращения не связаны с полномочиями антимонопольного органа, например, в сфере ЖКХ и тарифообразования, либо обращения касаются нарушений правил техприсоединения, которые не являются нарушениями антимонопольного законодательства.

Значительно выросло количество жалоб на нарушение правил техприсоединения с 279 в 2021 году до 404 в 2022  году, большинство из которых на техприсоединение к электрическим сетям.

Увеличилось   количество обращений по рекламе: с 274 в 2021 году до 344 в 2022 году.

Выросло количество обращений на рост цен на продукты питания первой необходимости в связи с экономическим кризисом. Имеют место обращения на рост цен на бензин и газ для заправки автомобилей, на обоснованность тарифов и применяемых расчетов в сфере ЖКХ (неправильный расчет, нормативы, ненадлежащее качество услуг и т.д.), которые направлены по подведомственности в ФАС России и ГЖИ Челябинской области.    

 

  1. Антимонопольный контроль

На протяжении последних лет отмечается снижение количества обращений в антимонопольный орган на нарушения антимонопольного законодательства. В 2022 году снизилось на треть - с 545 в 2021 году до 376 в 2022 году.

Более половины обращений составляют обращения на монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию (злоупотребление доминирующим положением, особенно в сфере деятельности естественных монополий: электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение и газоснабжение и ценообразование, обращение с твердыми коммунальными отходами и антиконкурентные соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, особенно в сфере государственных и муниципальных закупок. Продолжают поступать обращения на антиконкурентные акты и действия органов власти.

Сократилось количество возбужденных дел и вынесенных предписаний. Так, в 2022 году всего возбуждено 28 дел (43 в 2021 году), признано 14 фактов нарушения антимонопольного законодательства (33 в 2021 году), в 8 случаях выданы предписания (13 в 2021 году).

Положительно работает институт предупреждений. Большинство предупреждений на территории Челябинской области исполняются. Всего в 2022 году выдано 53 предупреждения (56 в 2021 году), большинство из которых исполнены. Возбуждено 6 дел в связи с неисполнением предупреждений.

В 2022 году выдано 9 предупреждений по фактам злоупотребления доминирующим положением (8 в 2021 году), 5 из которых исполнены, 2 в стадии исполнения (7 в 2021 году), 9 по недобросовестной конкуренции (8 в 2021 году), 36 по антиконкурентным актам и действиям органов власти (40 в 2021 году).        

1.1. Незначительно снизилось количество обращений на злоупотребления доминирующим положением – 212 (257 в 2021 году), большинство из которых – 203 (244 в 2021 году) - завершилось отказом в возбуждении дела ввиду отсутствия  нарушения или доказательств нарушения, выполнения предупреждения. Снизилось количество возбужденных дел с 6 в 2021 году до 5 в 2022 году, признано 2 факта (6 в 2021 году). Выдано 1 предписание (3 в 2021 году).

За злоупотребление доминирующим положением в 2022 году возбуждено 6 (6 в 2021 году) дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц, выдано 5 постановлений о наложении штрафа (15 в 2021 году) на сумму 2,9 млн рублей (1,4млн руб. в 2021 году), уплачено 3,8 млн руб. (360 тыс. руб. в 2021 году).

1.2.   Выявление и пресечение антиконкурентных, в т.ч. картельных соглашений, является приоритетным направлением деятельности антимонопольных органов на ближайшие годы. Имеет место снижение обращений, большинство из которых связано со сговорами на торгах - с 32 обращений в 2021 году до 13 в 2022 году. Количество возбужденных дел сократилось с 10 дел в 2021 году до 5 в 2022 году, признано 2 факта (4 факта в 2021 году). Выдано 4 предписания (0 - в 2021 году).

По антиконкурентным соглашениям органов власти и хозяйствующих субъектов незначительно снизилось количество обращений и составило 16 (19 в 2021), возбуждено 3 дела в 2022 году (8 дел в 2021 году), признано 1 нарушение (8 в 2021 году), выдано 1 предписание (6 предписаний в 2021 году).

Всего за антиконкуретные соглашения возбуждено 62 дела об административных правонарушениях в отношении виновных юридических и должностных лиц (71 в 2021 году), вынесено 56 постановлений (61 в 2021 году) на сумму 38,3 млн руб. (18,5 млн руб. в 2021 году), уплачено 7,9 млн руб. (2,8 млн руб. в 2021 году).

1.3. Количество обращений по фактам недобросовестной конкуренции значительно снизилось - с 77 в 2021 году до 35 в 2022 году,  количество выданных предупреждений стабилизировалось и составило 9 предупреждений (8 в 2021 году, 6 из которых исполнено (7 в 2021 году).

Снизилось количество возбужденных дел по недобросовестной конкуренции, поскольку предупреждения в основном исполнялись. Возбуждено 3 дела (7 дел в 2021 году), предписаний не выдано (4   в 2021 году).

Возбуждено 8 дел об административном правонарушении за недобросовестную конкуренцию (18 в 2021 году) в отношении виновных должностных и юридических лиц, вынесено 7 постановлений о наложении штрафа (17 в 2021 году) на сумму более 348 тыс. руб. (878 тыс. руб. в 2021 году), уплачено 228 тыс. руб. (747,8 тыс. руб. в 2021 году).

1.4. В 2022 году значительно снизилось количество обращений на акты и действия органов власти, соглашения, ограничивающие конкуренцию: поступило 88 обращений (127 в 2021 году), выявлено 34 нарушения, устранено  23 нарушения путем исполнения предупреждений, возбуждено всего 13 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении органов власти.

Количество выданных органам власти предупреждений снизилось с 40 в 2021 году до 36 в 2022 году, большая часть предупреждений - 31(37 в 2021 году)  - исполнена или находится в стадии исполнения.  Не исполнено 5 предупреждений (3 в 2021 году), вследствие чего возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства и 2 дела по неисполненным предупреждениям по нарушениям, выявленным по инициативе антимонопольного органа, выдано 4 предписания, по 3 нарушениям вынесены решения о признании без предписаний.

Возбуждено 4 дела об административном правонарушении за принятие актов и действий, ограничивающих конкуренцию в отношении должностных лиц органов власти (2 дела в 2021 году). Вынесено 4 постановления о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения (1 в 2021 году) на сумму 15 тыс. руб.  (15 тыс. руб. в 2021 году), уплачено 30 тыс. руб. (30 тыс. руб. в 2021 году).

Большинство нарушений связано с актами и действиями органов власти на рынке нестационарных торговых объектов, ритуальных услуг, перевозки пассажиров, управляющих компаний и с передачей сетей (водо- и теплоснабжения) хозсубъектам в аренду без торгов. 

1.5. Значительно выросло количество обращений на нарушение Правил подключения к сетям. В 2022 году рассмотрено 404 обращения на нарушения Правил подключения к электрическим, газовым сетям, сетям тепло- и водоснабжения (279 в 2021 году), выявлено 107 нарушений (93 в 2021 году), выдано 87 постановлений о наложении штрафа (75 в 2021 году) на сумму 33,7 млн руб. (почти 20 млн руб. в 2021 году) уплачено штрафов на сумму 9,6 млн руб. (почти 7 млн руб. в 2021 году), вынесено 22 предупреждения (11 в 2021 году). Перовое место занимают обращения на нарушения правил присоединения к электрическим сетям, второе место – к газовым сетям. Объявлено 10 устных замечаний в связи с малозначительностью правонарушения.

1.6. Активно предпринимателями используется механизм короткого обжалования действий организаторов торгов, заказчиков и комиссий при проведении различных обязательных торгов, рассматриваемых в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Всего в 2022 году поступило 360 жалоб, как и в прошлом году, 173 жалобы (143 в 2021 году) возвращены заявителям в связи с отсутствием подписи и несоответствием оснований обращений с жалобой по части 10 статьи 3 Закона о закупках, или перенаправлены по подведомственности, а также отозваны заявителем. Рассмотрено 205 жалоб (235 в 2021 году), признаны обоснованными 70 (85 в 2021 году). Таким образом, около 30% жалоб от рассмотренных являются обоснованными.

Из 205 рассмотренных жалоб большинство – 155 - по нарушениям Закона о закупках (156 в 2021 году), признаны обоснованными 45 жалоб (53 в 2021 году), выдано 33 предписания (40 - в 2021 году).

В отношении виновных юридических и должностных лиц, нарушивших Закон о закупках, возбуждено 81 дело об административных правонарушениях (47 в 2021 году), вынесено 18 постановлений о наложении штрафа (33 в 2021 году) на сумму 264 тыс. руб. (339 тыс. руб. в 2021 году), уплачено штрафов на сумму 351 тыс. руб. (233 тыс. руб. в 2021 году), вынесено 60 предупреждений.

Значительное количество жалоб составляют жалобы на нарушения порядка проведения торгов, заказчиками или организаторами которых являются органы власти. Наиболее часто обращались с жалобами на торги по выбору перевозчика, аренде и продаже земельных участков, торги по продаже арестованного имущества и банкротству предприятий.

В 2022 году рассмотрено 57 жалоб в отношении заказчиков, организаторов торгов - органов власти (79 в 2021 году), 34 жалобы признана обоснованными (32 жалобы в 2021 году).

Возбуждено 19 дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц за нарушения порядка организации и проведения торгов (85 в 2021 году). Выдано 8 постановлений о наложении штрафа (75 в 2021 году) на сумму 119,0 тыс. руб. (1 млн руб. в 2021 году), уплачено 246 тыс. руб. (1 млн руб. в 2021 году), вынесено 8 предупреждений.

1.7. Несмотря на активное адвокатирование конкуренции Челябинским УФАС России, большинство обращений по признакам нарушений антимонопольного законодательства (как полагают заявители), завершается отказом в возбуждении дела, перенаправлением по подведомственности либо разъяснением порядка обращения по обжалованию в сфере тарифного регулирования. Это связано с незнанием гражданами и предпринимателями законодательства и полномочий антимонопольного органа, а также непониманием различий в полномочиях антимонопольного органа и Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области и ГЖИ Челябинской области.

     Справочно:

В 2016 году вступили поправки в Закон о защите конкуренции, исключающие из полномочий антимонопольных органов рассмотрение обращений граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью. Антимонопольным органом рассматриваются обращения граждан-потребителей на действия хозсубъектов, занимающих доминирующее положение, которые нарушают права неопределенного круга потребителей.

Кроме того, в связи с передачей полномочий по ценовому регулированию естественных монополий и некоторых других сфер экономической деятельности антимонопольному органу граждане могут обращаться по вопросам нарушения установленного действующим законодательством порядка ценообразования на регулируемые виды деятельности, товары и услуги в Центральный аппарат ФАС России.         

    

     2.Контроль рекламного законодательства

Выросло количество обращений по нарушениям рекламного законодательства - с 274 в 2021 году до 344 в 2022 году. Большинство заявлений касается ненадлежащей смс-рекламы. При этом большая часть обращений не содержит фактических данных для принятия мер реагирования, либо имелось согласие абонента на получение звонков. Значительно снизилось количество возбужденных дел – со 124 дел по признакам рекламного законодательства в 2021 году до 97 дел в 2022 году, признано 93 факта нарушения (118 в 2021 году), выдано 62 предписания (107 в 2021 году).

Возбуждено 158 дел (144 в 2021 году) об административном правонарушении, вынесено 52 постановления о наложении штрафа (34 в 2021 году) на сумму 2,3 млн руб. (1,5 млн руб. в 2021 году), уплачено 1,6 млн руб. (1,3 млн руб. в 2021 году), вынесено 100 предупреждений.

Почти половина дел об административных правонарушениях завершалась заменой штрафа на предупреждение ввиду либерализации ответственности (статья 4.1.1 КоАП РФ). Антимонопольный орган заменял штраф на предупреждение в случае, если правонарушение совершено впервые, субъектом правонарушения является субъект малого и среднего предпринимательства, законодательства о закупках, Правил техприсоединения. Всего в 2022 году в 100 случаях (в 39 случаях в 2021 году) антимонопольный орган заменил штраф на предупреждение за нарушение законодательства о рекламе.

 

     3.Контроль соблюдения законодательства о контрактной системе

Значительно снизилось общее количество обращений в антимонопольный орган на нарушения законодательства о контрактной системе, в основном за счет снижения жалоб в связи с изменениями действующего законодательства в части расширения прав заказчика о закупках у единственного поставщика. Так, в 2021 году поступило всего обращений 2371 (2534 - 2021 году), из них жалоб участников закупки – 638 (906 в 2021 году), из которых отозвано или возвращено 246 жалоб (328 в 2021 году), 392 жалобы (584 в 2021 году). Из 392 рассмотренных жалоб 174 (254 в 2021 году) жалобы признаны обоснованными. За время применения законодательства о госзакупках процент обоснованных жалоб составлял от 48 до 51%, в 2015 - 2017 годах - 39-40%, в 2018 году 44%, в 2019 году 45%, в 2020 году- 37%. В 2021году - 43%. В 2022 году - 44%. Таким образом, количество обоснованных жалоб не сокращается.

При этом увеличилось количество обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков - с 528 в 2021 году до 584 в 2022 году. Но количество включенных в Реестр сократилось почти вдвое - с 218 в 2021 году до 128 в 2022 году в связи с изменившимися экономическими условиями, ведущими к невозможности исполнения контракта.

В связи с ростом обращений от граждан и представителей общественного контроля значительно увеличилось количество внеплановых проверок закупок с 371 в 2021 году до 428 в 2022 году, в ходе которых проверено 1258 закупок, 13 % из которых с нарушениями. Виновные лица привлечены к ответственности.

По результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок в 2022 году выдано 156 предписаний (219 предписаний в 2021 году).

В связи с снижением количества жалоб снизилось и количество дел об административных правонарушениях за нарушения законодательства о контрактной системе. Так, в 2022 году в отношении 440 должностных лиц заказчика или заказчиков возбуждены дела об административном правонарушении (684 в 2021 году), сумма наложенных штрафов – 1,5 млн руб. (6,2 млн руб. в 2021 году), уплачено почти 2,4 млн руб. в 2022 году (3.4 млн. руб. в 2021 году).

    

     4.Административная практика

Всего Челябинским УФАС России в 2022 году, в т.ч. в результате рассмотрения заявлений, проведения проверок, возбуждено производство по 1789 (1621 в 2021 году) делам о нарушениях антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о закупках и правил техприсоединения, в результате рассмотрения которых выдано 274 предписания (399 в 2021 году) и 53 предупреждения (56 в 2021 году) 6 предостережений (3 в 2021 году).

За нарушение антимонопольного, рекламного, законодательства, законодательства о закупках и о торговой деятельности рассмотрено 1084 (1340 в 2021 году) дела об административных нарушениях, по итогам рассмотрения которых вынесено 371 (872  в 2021 году) постановление о наложении штрафа на сумму почти более 79,7 млн руб. (более 50 млн руб. в 2021 году), взыскано штрафов на сумму почти 40 млн руб. (более 18 млн руб. в 2021 году). В связи с либерализацией административной ответственности штраф заменен на предупреждение в 493 случаях (168 в 2021 году), прекращено в связи с малозначительностью правонарушения  17 дел   (96 в 2021 году).

Представители Челябинского УФАС России приняли участие в 886 (763 в 2021 году) заседаниях Арбитражного суда и около 180 (200 в 2021 году) заседаниях в судах общей юрисдикции.