Доптребования к участнику закупки должны быть установлены исходя из характера выполняемых работ, а не наименования объекта закупки

Указанный вывод содержится в решении Челябинского УФАС России по жалобе на устройства фонтана

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Фонтан-Сити» на неправомерное установление дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта по строительству или реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) при проведении электронного аукциона на устройство фонтанного комплекса по объекту: «Благоустройство площади Ленина в городе Чебаркуль». Заказчик - Администрация муниципального образования «Чебаркульский городской округ», НМЦК составляет 22,4 млн руб.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что объем работ по контракту представляет собой устройство фонтанного комплекса в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией, локальными сметами, проектной документацией предусмотрены подземные технические помещения с устройством железобетонного монолитного фундамента и монолитных ограждающих конструкций, для размещения технологического оборудования, а также монтаж фундаментных плит фонтана, а также демпферной емкости, расположенной под фонтаном.

При этом, саморегулируемая организация указала, что работы согласно проектной документации и смете являются работами по строительству объекта капитального строительства, а, следовательно, для выполнения работ необходимо членство в саморегулируемой организации в области строительства.

С учетом описания объекта закупки, положений проектно-сметной документации, позиции саморегулируемой организации антимонопольным органом сделан вывод о том, что предметом закупки являются работы по строительству фонтанного комплекса, являющегося объектом капитального строительства, отвечающего признакам, указанным в пункте 23 статьи 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений. 

Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что пунктом 7 Правил благоустройства территории Чебаркульского городского округа в комплекс мер по благоустройству входит содержание фонтана (очистка водной поверхности в период работы, содержание фонтанов в чистоте в период их отключения), а не его строительство.

В связи с тем, что ни Правилами благоустройства муниципального образования, ни градостроительным законодательством не предусмотрено, что в комплекс мер по благоустройству территории включается строительство объектов капитального строительства, в том числе фонтанных комплексов, как объектов благоустройства, позиция заявителя, согласно которой работы являются благоустройством территории, а сам фонтанный комплекс – объектом благоустройства, является ошибочной.

Более того, действия заказчика по проведению закупки, предусматривающей в объеме работ по контракту устройство фонтанного комплекса, являлись предметом рассмотрения в мае 2022 года, по результатам которого антимонопольным органом сделан вывод, что работы, являющиеся объектом закупки, являются работами не по благоустройству, а по строительству объекта капитального строительства, который не относится к линейным объектам.

Следовательно, с учетом специфики объекта закупки, дополнительные требования о наличии у участников закупки опыта выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установлены Заказчиком правомерно с учетом позиции антимонопольного органа, ранее выраженной по данному вопросу.