Апелляция подтвердила антиконкурентное соглашение на рынке перевозки твердых коммунальных отходов

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд признал законность решения Челябинского УФАС России, вынесенного в октябре 2019 года, в отношении Правительства Челябинской области, Министерства экологии Челябинской области, Администрации г. Челябинска, ООО «Полигон ТБО», МУП «ГорЭкоЦентр» и ООО «Центр коммунального сервиса».

Речь идет о событиях, произошедших в сентябре 2018 года. Антиконкурентные действия участников данного соглашения были выявлены в связи с прекращением вывоза на Городскую свалку твердых коммунальных отходов, образовавшихся от жилищного фонда.

Так, в результате данной ситуации были предоставлены субсидии ООО «Полигон ТБО». При этом основания для предоставления ООО «Полигон ТБО» бюджетных средств отсутствовали. Министерство экологии Челябинской области заключило с ООО «Полигон ТБО» договор о предоставлении субсидий, несмотря на направление ему полигоном неполного пакета документов и с нарушением установленных сроков.

Общая сумма полученных компанией субсидий составила свыше 32 млн рублей.

Администрацией г. Челябинска было принято Распоряжение по закрытию Городской свалки на следующий день после его публикации. В результате это не позволило урегулировать договорные отношения между собственниками ТКО, управляющими компаниями и действующими на рынке перевозчиками.

Между МУП «ГорЭкоЦентр» (подведомственное администрации, владелец Городской свалки) и перевозчиками, между управляющими компаниями и ООО «ГорЭкоЦентр+» были прекращены ранее действовавшие договорные отношения по причине увеличения, по мнению перевозчиков, затрат на транспортирование ТКО за пределы города, а также оплаты расходов на их размещение владельцу полигона. Перевозчики прекратили оказывать услуги по вывозу ТКО, образованных от жилищного фонда.

В это же время администрацией обеспечена возможность осуществления ООО «ЦКС» деятельности в г. Челябинске до утверждения ему в установленном порядке единого тарифа. Орган местного самоуправления дал указание МУП «ГорЭкоЦентр», минуя конкурентные процедуры, заключить договор на вывоз ТКО с ООО «ЦКС», что повлекло прекращение договорных отношений с перевозчиками и прекращение ими своей деятельности.

В результате таких действий ООО «ЦКС» более чем за 3 месяца до начала его деятельности в качестве регоператора приступил к обслуживанию населения г. Челябинска по вывозу отходов.

ООО «ЦКС» заключило договор с ООО «Полигон ТБО» на условиях безвозмездного оказания услуг, распространив его условия на период с 20 сентября 2018 года, т.е. за 2 месяца до принятия Порядка. При этом хозяйствующие субъекты, ранее привлеченные МУП «ГорЭкоЦентр» в качестве соисполнителей, а также ООО «ГорЭкоЦентр+» и его соисполнители не обладали информацией о порядке получения льготы на услуги полигона, условиях, периоде и порядке расчета массы ТКО, которая может быть размещена на полигоне.

Администрацией был введен режим чрезвычайной ситуации, что позволило администрациям районов города заключить без проведения торгов муниципальные контракты на вывоз твердых бытовых отходов.

Кроме того, министерство и администрация, обладая информацией о порядке и правовых основаниях определения стоимости услуг по вывозу отходов до начала деятельности регоператора в рамках договорных отношений с управляющими компаниями, указывали на необходимость руководствоваться ранее утвержденным Челябинской городской Думой тарифом, несмотря на изменение места размещения ТКО.

Соглашение, заключенное между Правительством, Администрацией, Министерством, МУП «ГорЭкоЦентр», ООО «Полигон ТБО», ООО «ЦКС», которое могло привести к ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках в сфере обращения с ТКО, в том числе к устранению с рынка оказания услуг по транспортированию ТКО отдельных хозяйствующих субъектов, признано нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

За нарушение антимонопольного законодательства должностные лиц органов власти и органа местного самоуправления, а также юридические лица привлечены к административной ответственности.