• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Кассация: ООО «Центр коммунального сервиса» неправомерно не вывозило ТКО от уборки придомовых территорий

Арбитражный суд Уральского округа подтвердил правомерность решения о признании в действиях ООО «Центр коммунального сервиса» злоупотребления своим доминирующим положением. Регоператор отказался от вывоза твердых коммунальных отходов, образовавшихся от уборки придомовых территорий.

ООО «ЦКС» обязано вывозить отходы от уборки придомовых территорий, в том числе в период санитарной очистки территорий (массовых субботников в апреле-июне), на основании договора на оказание услуги по обращению с ТКО по утвержденному единому тарифу.

Установлено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в период проведения санитарной очистки придомовых территорий (в апреле – июне 2019 года) не вывозил образовавшиеся в результате такой уборки отходы.

С заявлениями в антимонопольную службу обратились 17 граждан, КТОС «Миасский» Центрального района г. Челябинска и Ассоциация «НПСО «Объединение управляющих многоквартирными домами Южного Урала» (членами являются 39 управляющих компаний).

ООО «ЦКС» является единственным участником рынка услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинского кластера Челябинской области в 2019 году. Положение хозяйствующего субъекта на данном рынке признано доминирующим. 

Под отходами, образующимися при уборке придомовой территории, понимаются отходы от уборки, осуществляемой в рамках содержания общего имущества в многоквартирных домах. Сюда входит следующее - подметание и уборка придомовой территории, очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, уборка и выкашивание газонов, прочистка ливневой канализации, уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистка металлической решетки и приямка. В состав таких отходов входит все, что сметается с придомовой территории, в том числе опавшая листва, мелкие ветки, скошенная трава.

Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором.

В своем решении ведомство указало, что такие действия ООО «ЦКС» нарушают интересы управляющих и обслуживающих организаций, поскольку они вынуждены заключать иные договоры и расходовать средства из платы за содержание и ремонт, а также интересы неопределенного круга потребителей услуги - собственников жилых помещений в МКД, дважды оплачивающих одну и ту же услугу.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что в марте 2020 года ООО «ЦКС» направило в адрес управляющих организаций уведомление о необходимости заключения отдельных договоров на сбор, транспортирование и размещение отходов от «субботников» (мероприятий по уборке прилегающих территорий в 2020 году).

Челябинское УФАС России выдало предписание о необходимости отозвать данное письмо.

Предписание антимонопольной службы не исполнено. Компания обжаловала решение и предписание ведомства в Апелляционной коллегии ФАС России, Арбитражном суде Челябинской области и Восемнадцатом арбитражном апелляционном суде.

Позиция Челябинского УФАС России поддержана в названных инстанциях.

За нарушение антимонопольного законодательства ООО «ЦКС» привлечено к административной ответственности в размере 100 тысяч рублей. Штраф региональный оператор также обжалует в суде.  

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).