• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Ответы на часто задаваемые вопросы в 2021 году (в рамках проведения публичных обсуждений)

 

1. Необходимо ли устанавливать дополнительные требования при закупке работ по озеленению территории стоимостью свыше 5 млн рублей?

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

В Приложении № 1 к Постановлению № 99 установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд составляет 5 млн. рублей (пункт 2 (2) Приложения № 1 к Постановлению).

В пункте 36 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Согласно пункту 38 статьи 1 ГрК РФ элементы благоустройства – это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Таким образом, работы по озеленению территорий, включая элементы озеленения, относятся к работам по благоустройству территорий, что свидетельствует о необходимости установления в извещении и документации о закупке дополнительных требований к участнику закупки по пункту 2(2) Приложения № 1 Постановлению № 99.

 

2. Должен ли заказчик направить сведения о расторжении контракта по решению суда в случае его заключения с единственным поставщиком?

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с частью 6 статьи 104 Закона о контрактной системе  в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Таким образом, сведения о поставщике, с которым расторгнут контракт по решению суда, направляется в антимонопольный орган независимо от способа закупки, в том числе, если закупка осуществлена у единственного поставщика, при этом копия решения суда о расторжении контракта направляется в течение 3-х рабочих дней со дня следующего после вступления такого решения в законную силу.

 

3. Возможно ли продление срока исполнения договора по технологическому присоединению к электрическим сетям?  

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил присоединения договор должен содержать следующие существенные условия: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

- 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;

- 4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

- 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

в иных случаях:

- 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

- 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

- 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

- 2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии.

Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, по инициативе (обращению) заявителя договором могут быть установлены иные сроки (но не более 4 лет). В случае заключения сетевой организацией договора со смежной сетевой организацией в соответствии с требованиями пункта 41 настоящих Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению определяется в порядке, установленном настоящими Правилами.

Указанная норма носит императивный характер, а, следовательно, заявитель и сетевая организация должны выполнять свои обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в сроки, установленные подпунктом «б» пункта 16 Правил присоединения.

Продление сроков выполнения мероприятий возможно только в рамках предусмотренных сроков, установленных в подпункте «б» пункта 16 Правил присоединения.

Правила присоединения не содержат каких-либо исключений по срокам выполнения мероприятий технологического присоединения заявителей, обусловленных теми или иными обстоятельствами. Срок, указанный в пункте 16 Правил присоединения, является пресекательным и согласно тексту Правил присоединения продлению не подлежит.

Данная позиция поддерживается судебной практикой (определение ВС РФ по делу № А31-1006/2018).

 

4. Какой порядок заключения и исполнения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»?

В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ под действие Закона № 223-ФЗ не подпадают отношения, связанные с заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка - участников обращения электрической энергии и (или) мощности.

С 31.12.2017 договоры поставки электроэнергии и договоры энергоснабжения с гарантирующими поставщиками выведены из-под действия Закона № 223-ФЗ.

Порядок заключения и исполнения договора энергоснабжения в зависимости от субъектного состава регулируется основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124  «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Таким образом, за заключением договора энергоснабжения хозяйствующий субъект вправе обратиться к гарантирующему поставщику или энергоснабжающую организацию с соответствующей заявкой.   

 

5. Имеет ли право Заказчик обжаловать свои действия по Закону о закупках?

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Процедура самообжалования по Закону о закупках законодательством не предусмотрена.

 

6. Какие меры принимаются для стабилизации розничных цен на сахар и масло подсолнечное?

Для стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, а именно на сахар-песок и на масло подсолнечное, принято постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2020 № 2094 «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» (далее - Постановление № 2094), предусматривающее заключение соглашения между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами.

Постановление № 2094 вступило в силу со дня его подписания (с 14.12.2020) и действовало до 01.04.2021.

Постановлением Правительства РФ от 27.03.2021 № 455 «О внесении изменения в пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2020 года № 2094» срок действия соглашения продлен на сахар-песок до 1 июня, а на подсолнечное масло - до 1 октября 2021 года.

В рамках реализации указанного Постановления Министерством промышленности и торговли РФ, Министерством сельского хозяйства РФ заключены соглашения с хозяйствующими субъектами - производителями и поставщиками продовольственных товаров и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, о принятии мер по снижению и поддержанию цен на масло подсолнечное рафинированное дезодорированное, произведенное на территории РФ, без смешивания с другими видами масел, в потребительской упаковке, а также на сахар-песок белый российского производства ГОСТ 33222-2015 категория ТС-2, из сырья, выращенного на территории РФ, без добавок, упакованный в мешки по 50 кг и в потребительскую упаковку.

Актуальные реестры лиц, присоединившихся к соглашениям, размещены на официальном сайте Минпромторга РФ https://minpromtorg.gov.ru/. Сторонами указанных соглашений являются, в частности: АО «Тандер» (ТС «Магнит»), ООО «Корпоративный центр ИКС 5» (ТС «Пятерочка»), ООО «Метро Кэш энд Керри» (ТС «Метро») и другие.

Закрепленные в соглашениях цены на сахар составляют 46 рублей за килограмм в рознице, на подсолнечное масло - 110 рублей за литр в рознице.

С целью осуществления контроля за реализацией положений, установленных соглашением о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, Челябинское УФАС России по поручению ФАС России от 17.12.2020 № МШ/110964/20 осуществляет ежедневный контроль цен на сахар-песок и подсолнечное масло в торговых сетях г. Челябинска путем проведения мониторинга.

По данным проведенного Челябинским УФАС России мониторинга превышение цен на сахар-песок и подсолнечное масло торговыми сетями г. Челябинска, присоединившимся к соглашениям о принятии мер по снижению и поддержанию цен на указанные товары, над ценами, закрепленными в указанных соглашениях, не установлено.

 

7. Осуществляет ли контроль антимонопольный орган за политической рекламой,  в том числе за правомерностью установки конструкций, содержащих политическую рекламу?

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе:

1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;

2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно статье 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в части вопросов, касающихся содержания рекламы.

Законом о рекламе установлено, что настоящий Федеральный закон не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума.

Из этого следует, что в отношении политической рекламы не могут применяться какие-либо нормы Закона о рекламе.

 

8. На сайте организация размещает недостоверную информацию о своих услугах, в том числе о стоимости, условиях предоставления.. Будет ли это являться нарушением законодательства о рекламе?

Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2.3 Письма ФАС России от 25.09.2019 № АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создается с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, ее товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора.

Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно на них положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

 

9. Распространяется ли Закон о рекламе на объявления, размещенные в сети Интернет?

Согласно пункту 2.2 Письма ФАС России от 25.09.2019 № АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не подпадает под понятие рекламы информация, размещенная в справочно-каталожных изданиях, содержащая одинаковый набор сведений об организациях или товарах (услугах), и сгруппированная по определенным рубрикам, такая информация носит справочно-информационный характер, поскольку направлена на извещение потребителей информации о перечне существующих хозяйствующих субъектов, а также обозначение осуществляемого им вида деятельности, или о перечне предлагаемых товаров, услуг.

Так, не относятся к рекламе однотипные сведения о предлагаемых товарах (услугах), наполняющие различные рубрики, размещаемые на сайтах объявлений, например, www.avito.ru, www.cian.ru, и других. Сведения о товарах (услугах), размещаемых на таких сайтах, предназначены для информирования посетителей сайта о возможности и условиях их приобретения и не направлены на формирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, соответственно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Следовательно, объявления о продаже квартир, размещенные на сайте «kvartiry-74.ru» не является рекламой, поскольку предназначены для информирования посетителей сайта о возможности и условиях их приобретения и не направлены на формирование и поддержание интереса к конкретному хозяйствующему субъекту и его товару.