Обобщенные итоги Публичного обсуждения и ответы на поступившие вопросы за 4 квартал

Можно ли квалифицировать действия СНТ при введении ограничения потребления электрической энергии, как нарушение пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказанию этих услуг?

В соответствии с подпунктом «в(1)» пункта 4 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила ограничения), ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен - договор энергоснабжения, либо садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце шестом подпункта «б» пункта 2 Правил ограничения.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Правил ограничения ограничение режима потребления вводится при возникновении у граждан, ведущих садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, задолженности по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг), условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая < от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления .(теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями

Таким образом, введение со стороны СНТ ограничения потребления электрической энергии с нарушением положений Правил ограничения или Правил предоставления коммунальных услуг в отношении потребителей, имеющих надлежащее технологическое присоединение, расположенных на территории СНТ, вне зависимости от того, являются ли такие потребители членами СНТ, содержит признаки нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа, за что статьей 9.21 КоАП предусмотрена административная ответственность.

 

 

Законно ли выявлять в действиях закупочной комиссии нарушения, связанные с необоснованным допуском/отказом в допуске лицу к участию в закупке на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»?  

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлен исчерпывающий перечень оснований для обжалования действий (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках.

Так, обжалование в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) действий (бездействия) закупочной комиссии осуществляется на основании пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которому поводом к принятию жалобы антимонопольным органом является осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе (далее - ЕИС) положении о закупке такого заказчика.

При этом в субъектный состав лиц, в чьих действиях возможно выявление нарушений, подпадающих под пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, входит исключительно заказчик, как юридическое лицо.

На основании вышеизложенного, в случае выявления в действиях заказчика (закупочной комиссии) нарушения требований Закона о закупках, выразившихся в неправомерном допуске/отказе в допуске участнику к участию в обжалуемой закупке, такие нарушения целесообразно устанавливать в действиях (бездействии) заказчика.

Кроме того, при квалификации действий, связанных с неправомерным допуском/отказом в допуске участнику (часть 8 статьи 7.32.3 КоАП), следует иметь в виду, что субъектом такого административного правонарушения является как юридическое лицо (заказчик), так и должностные лица, осуществляющие полномочия членов закупочной комиссии.

Также обращаем внимание, что действующая редакция КоАП позволяет одновременно привлекать к административной ответственности не только заказчика (как юридическое лицо), но и соответствующих должностных лиц, осуществляющих полномочия членов закупочной комиссии на основании статьи 2.4 КоАП.

 

Запрещается ли реклама продавца алкогольной продукции?

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Требования к рекламе алкогольной продукции, в том числе пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, установлены статьей 21 Закона о рекламе.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные данным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого данным Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Таким образом, требования, установленные Законом о рекламе в отношении рекламы алкогольной продукции, распространяются также на продавца алкогольной продукции.

 

 

Является ли актом недобросовестной конкуренции незаконное приобретение и использование хозяйствующим субъектом-конкурентом прав на товарный знак, обозначение по которому использовалось другим хозяйствующим субъектом-конкурентом задолго до даты приоритета по товарному знаку?

Частью 1 статьи 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта как нарушающих запрет, установленный частью 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции, антимонопольному органу необходимо установить совокупность действий по приобретению и использованию исключительных прав на средства индивидуализации. Отдельно приобретение права или использование не образует состава нарушения, предусмотренного статьей 14.4 Закона о защите конкуренции.

Приобретением исключительных прав на товарный знак является его государственная регистрация и получение свидетельства (ст. ст. 1477, 1480 ГК РФ), а также его приобретение по договору об отчуждении исключительных прав в соответствии со ст. 1490 ГК РФ.

Под использованием исключительных прав на средства индивидуализации исходя, в частности, из ст. 1483 ГК РФ, понимается в том числе их размещение на этикетках, упаковках товаров, в документации, в доменных именах, т.е. выполнение ими непосредственной задачи по отличию их обладателя и реализуемых им товаров (услуг) от других хозяйствующих субъектов и их товаров (услуг).

Как отмечено в абзаце шестом пункта 169 Постановления № 10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» квалификация действий правообладателя по приобретению исключительного права на товарный знак путем его государственной регистрации в качестве акта недобросовестной конкуренции зависит от цели, преследуемой лицом при приобретении такого права, намерений этого лица на момент подачи соответствующей заявки.

Цель лица, его намерения могут быть установлены с учетом в том числе предшествующего подаче заявки на товарный знак поведения правообладателя, а равно его последующего (после получения права) поведения.  В случае если лицо подает заявку на государственную регистрацию в качестве товарного знака обозначения, использующегося иными лицами, оценке подлежат в числе прочего известность, репутация обозначения, вероятность случайности такого совпадения.

Одним из обстоятельств, которые могут свидетельствовать о недобросовестном поведении лица, зарегистрировавшего товарный знак, может быть то, что это лицо знало или должно было знать о том, что иные лица (конкуренты) на момент подачи заявки на регистрацию обозначения в качестве товарного знака законно использовали соответствующее обозначение для индивидуализации производимых ими товаров или оказываемых услуг без регистрации в качестве товарного знака, а также то, что такое обозначение приобрело известность среди потребителей.

Применяя положения части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган дает правовую оценку совокупности действий правообладателя на предмет недобросовестной конкуренции, а не охраноспособности обозначения, зарегистрированного в качестве товарного знака. Предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено путем подачи возражения против такого предоставления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).

 

 

Запрещена ли реклама в социальных сетях "Вконтакте" и "Одноклассники"?

Федеральный закон "О рекламе" не содержит специальных требований к рекламе, распространяемой в социальных сетях "Вконтакте" и "Одноклассники".

В то же время такая реклама должна соответствовать как общим требованиям, установленным Федеральным законом "О рекламе", в том числе требованиям достоверности и добросовестности, так и специальным требованиям, установленным указанным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг.

В случае выявления нарушений Федерального закона "О рекламе" антимонопольные органы привлекают виновных лиц к ответственности.

 

 

Вправе ли заказчик указать дополнительные характеристики товара при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, входящей в перечень, который утвержден постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878?

До 27 ноября 2020 года при приобретении радиоэлектронной продукции из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, не допускалось указание в описании объекта закупки дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ.

Вместе с тем, в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1909 в подпункт «а» пункта 5 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, указание дополнительных характеристик закупаемой радиоэлектронной продукции не допускается только в случае если заказчиком установлены ограничения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

В случае если в документации о закупке не установлены соответствующие ограничения допуска, в том числе в связи с обоснованием невозможности соблюдения таких ограничений, то заказчик вправе указать дополнительные характеристики товара с обязательным обоснованием необходимости использования такой информации (пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).

 

 

Возможно ли выдать предписание и продлить срок подписания контракта, если победитель аукциона не исполнил обязанность по заключению контракта в связи с наличием непредвиденных обстоятельств  в сроки, установленные Законом о контрактной системе?

В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее ‒ Закон о контрактной системе) победитель электронной процедуры признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги).

Согласно пункту 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 (далее – Правила) уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение.

В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

Как следует из норм Закона о контрактной системе предписание выдается при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, ни Законом о контрактной системе, ни Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не предусмотрена выдача предписания по результатам рассмотрения обращения о включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Учитывая изложенное у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по выдаче предписания при рассмотрении сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе предписания о продлении срока подписания проекта контракта поставщиком.

 

Вправе ли заказчик осуществить списание  начисленных поставщику сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также должно ли указанное условие находить обязательное отражение в закупочной документации, контракте?

Согласно части 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон контрактной системе) начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее – Правила) (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.04.2020 № 591), списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:

а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;

б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Исходя из содержания указанного документа следует, что суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 году обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию по причине невозможности исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

При этом, списание начисленных неустоек осуществляется заказчиком вне зависимости от наличия такого условия в контракте.