Закупка по благоустройству участка около аэропорта проведена с нарушением законодательства о контрактной системе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

К такому выводу пришла Комиссия Челябинского УФАС России после проведения внеплановой проверки по факту заключения Комитетом дорожного хозяйства Администрации г. Челябинска контракта с ФКУ «Исправительная колония №2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» без проведения конкурентных процедур.

 

Контракт на выполнение работ по благоустройству участка автодороги Аэропорт-Бродокалмакский тракт в рамках реализации мероприятий по содействию развитию инфраструктуры населенных пунктов Челябинской области заключен на сумму 84,6 млн рублей.

 

Антимонопольной службой установлено, что учреждением уголовно-исполнительной системы в рамках данного контракта выполнены работы только на сумму около 4 млн руб. Произведены работы по изготовлению армакаркасов и металлических конструкций «Въездная стела», «Счастливого пути, Челябинск», лавочек, урн, пандусов и других изделий.

 

При этом для выполнения большей части работ ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области были привлечены субподрядчики, о чем свидетельствуют 65 заключенных контрактов на общую сумму около 71 млн рублей.

 

Речь идет о выполнении демонтажных работ, инженерных изысканий, разработке сметной документации, эскизного проекта, установке клумб, благоустройстве мостового барьерного ограждения, устройстве асфальтобетонного проезда, тротуарной плитки, монолитных фундаментов, благоустройстве участка автодороги Аэропорт-Бродокалмакский тракт, а также о поставке материалов и оборудования (щебень, битум, песок, дресва, бетон, экран светодиодный).

 

Челябинское УФАС России указало, что законодательство о контрактной системе допускает осуществление закупки у единственного поставщика при выполнении работ учреждением уголовно-исполнительной системы (в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством РФ).

 

Как ранее отмечала руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова, указанное положение направлено на заключение контрактов в целях выполнения определенных работ для обеспечения занятости осужденных и эффективности использования бюджетных средств. По мнению ведомства, выполнение каких-либо работ в рамках контрактов с предприятиями ФСИН по субподряду идет вразрез с принципами законодательства о контрактной системе.

 

Согласно позиции ФАС России, закупаемые у учреждений уголовно-исполнительной системы товары/работы/услуги должны быть выполнены исключительно такими предприятиями, а указанные обстоятельства должны подтверждаться документально.

 

В письме Министерства экономического развития РФ (от 29 марта 2017 г. № Д28и-1353) разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

 

Исполнение контракта субподрядчиками, привлеченными учреждениями уголовно-исполнительной системы, противоречит законодательству о контрактной системе и может свидетельствовать о мнимом исполнении контракта учреждениями уголовно-исполнительной системы.

 

Челябинское УФАС России признало в действия заказчика нарушение Закона о контрактной системе. В отношении должностного лица заказчика будет возбуждено дело об административном правонарушении.

 

Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

 

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе одним из случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является производство товара, выполнение работы, оказание услуги, которые осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.

 

Также напоминаем, что в антимонопольную службу поступило обращение председателя Челябинского регионального отделения Политической партии «РОДП «Яблоко» на предмет нарушения антимонопольного законодательства при заключении муниципальными заказчиками Челябинской области контрактов с ГУФСИН России по Челябинской области. Речь идет о 65 контрактах с 2017 года по 2020 год на выполнение работ по благоустройству и капитальному ремонту на общую сумму 494 млн рублей. Заявитель сообщает, что для исполнения данных контрактов также привлекались третьи лица. По мнению председателя данной партии, действия заказчика по заключению контрактов с единственным поставщиком могут указывать на умышленное ограничение конкуренции путем «обхода» конкурентных процедур. При этом заключение таких договоров непосредственно с учреждениями уголовно-исполнительной системы не обеспечивает экономическую эффективность или оперативное выполнение работ. Челябинское УФАС России изучает представленную информацию на наличие признаков нарушения Закона о защите конкуренции.