Постановление Челябинского УФАС России в отношении экс-губернатора Челябинской области обжалуется в суде

В связи с поступающими запросами СМИ сообщаем, что постановление Челябинского УФАС России вынесено в сентябре 2020 года по делу об антиконкурентном соглашении на рынке перевозки твердых коммунальных отходов.

 

Экс-губернатор Челябинской области признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ. Антимонопольная служба вынесла постановление о наложении штрафа в размере 20 тысяч рублей.

 

Согласно ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ заключение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

 

Сейчас в Центральный суд г. Челябинска подан иск об отмене постановления Челябинского УФАС России.

 

Поводом к возбуждению административного дела стало решение Челябинского УФАС России о признании Челябинским УФАС России в октябре 2019 года антиконкурентного соглашения между Правительством Челябинской области, Министерством экологии Челябинской области, Администрацией г. Челябинска, ООО «Полигон ТБО», МУП «ГорЭкоЦентр» и ООО «ЦКС».

 

Решение антимонопольного органа сейчас также обжалуется в Арбитражном суде Челябинской области. Заседание назначено на 19 октября 2020 года.

 

Антиконкурентные действия участников данного соглашения были выявлены в связи с прекращением в сентябре 2018 года вывоза на Городскую свалку твердых коммунальных отходов, образовавшихся от жилищного фонда.

 

Так, в результате данной ситуации были предоставлены субсидии ООО «Полигон ТБО». По мнению обратившегося в антимонопольную службу фонда развития региональной агломерации «Большой Челябинск», предоставление таких субсидий происходило с нарушением антимонопольного законодательства.

 

Челябинское УФАС России установило, что Правительством Челябинской области в ноябре 2018 года был принят Порядок, положения которого предусматривали возможность получения субсидии из бюджета Челябинской области исключительно ООО «Полигон ТБО».

 

При этом, как установило Челябинское УФАС России, основания для предоставления ООО «Полигон ТБО» бюджетных средств отсутствовали, поскольку у компании не имелось выпадающих доходов при захоронении ТКО. Так, у полигона отсутствовали принятые в установленном порядке категории льготных потребителей, а для осуществления деятельности по захоронению (обработке) отходов ООО «Полигон ТБО» ранее был утвержден тариф.

 

При этом Министерство экологии Челябинской области заключило с ООО «Полигон ТБО» договор о предоставлении субсидий, несмотря на направление ему полигоном неполного пакета документов и с нарушением установленных сроков.

 

Общая сумма полученных компанией субсидий составила свыше 32 млн рублей.

 

Администрацией г. Челябинска было принято Распоряжение по закрытию Городской свалки на следующий день после его публикации. В результате это не позволило урегулировать договорные отношения между собственниками ТКО, управляющими компаниями и действующими на рынке перевозчиками.

 

Между МУП «ГорЭкоЦентр» (подведомственное администрации, владелец Городской свалки) и перевозчиками, между управляющими компаниями и ООО «ГорЭкоЦентр+» были прекращены ранее действовавшие договорные отношения по причине увеличения, по мнению перевозчиков, затрат на транспортирование ТКО за пределы города, а также оплаты расходов на их размещение владельцу полигона. Перевозчики прекратили оказывать услуги по вывозу ТКО, образованных от жилищного фонда.

 

В это же время администрацией обеспечена возможность осуществления ООО «ЦКС» деятельности в г. Челябинске до утверждения ему в установленном порядке единого тарифа. Орган местного самоуправления дал указание МУП «ГорЭкоЦентр», минуя конкурентные процедуры заключения договоров на вывоз ТКО с ООО «ЦКС», что повлекло прекращение договорных отношений с перевозчиками и прекращение ими своей деятельности.

 

В результате таких действий ООО «ЦКС» более чем за 3 месяца до начала его деятельности в качестве регоператора приступил к обслуживанию населения г. Челябинска по вывозу отходов.

 

ООО «ЦКС» заключил договор с ООО «Полигон ТБО» на условиях безвозмездного оказания услуг, распространив его условия на период с 20 сентября 2018 года, т.е. за 2 месяца до принятия Порядка. При этом хозяйствующие субъекты, ранее привлеченные МУП «ГорЭкоЦентр» в качестве соисполнителей, а также ООО «ГорЭкоЦентр+» и его соисполнители не обладали информацией о порядке получения льготы на услуги полигона, условиях, периоде и порядке расчета массы ТКО, которая может быть размещена на полигоне.

 

Администрацией был введен режим чрезвычайной ситуации, что позволило администрациям районов города заключить без проведения торгов муниципальные контракты на вывоз твердых бытовых отходов.

 

Кроме того, министерство и администрация, обладая информацией о порядке и правовых основаниях определения стоимости услуг по вывозу отходов до начала деятельности регоператора в рамках договорных отношений с управляющими компаниями, указывали на необходимость руководствоваться ранее утвержденным Челябинской городской Думой тарифом, несмотря на изменение места размещения ТКО.

 

В результате на рынок оказания услуг по вывозу ТКО, образованных от жилищного фонда г. Челябинска, пришел новый хозяйствующий субъект ООО «ЦКС», а также новые подрядчики для выполнения работ по транспортировке отходов.  Действия ответчиков по данному делу фактически привели к устранению других хозяйствующих субъектов-транспортировщиков ТКО, с которыми, в том числе у МУП «ГорЭкоЦентр», были ранее заключены договоры.