Обобщенные итоги Публичного обсуждения и ответы на поступившие вопросы за 3 квартал

Правомерно ли заключение контракта с участником, занявшем второе после победителя место по результатам проведения закупки в случае расторжения контракта по соглашению сторон?

По мнению Челябинского УФАС России, частью 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе не исключена возможность заключения контракта со вторым участником закупки в случае расторжения контракта по соглашению сторон.

 

Возможна ли выдача предписания о продлении сроков заключения контракта при рассмотрении вопроса о включении участника в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)?

Законом о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не предусмотрена выдача предписания по результатам рассмотрения обращения о включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Предписание выдается по результатам рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системы. Следовательно, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по выдаче предписания, в том числе предписания о продлении срока подписания проекта контракта поставщиком.

 

В период с июня по июль 2020 года на территории Челябинской области произошел резкий скачет цен на СУГ (более чем на 30%). Учитывая, что резких предпосылок не было, с чем связан данный рост?

Челябинское УФАС России, реализуя свои полномочия в целях защиты конкуренции, в том числе пресечения и предупреждения монополистической деятельности, возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и в случае установления факта нарушения антимонопольного законодательства привлекает данного субъекта к административной ответственности, в том числе за ущемление интересов других лиц, выдает обязательные для исполнения предписания.

В рамках анализа ситуации на рынке розничной реализации СУГ антимонопольный орган сделал необходимые запросы хозяйствующим субъектам-участникам рынка. В результате чего установлено следующее.

На рынке розничной реализации СУГ г. Челябинска осуществляют деятельность следующие хозяйствующие субъекты: ООО «НОВАТЭК-АЗК», ООО «Газпром трансгаз Екатеринбур», ООО «Бикар», ООО «ТехноСнабУрал-М» и другие.

Розничная цена на СУГ на территории г. Челябинска у хозяйствующих субъектов-участников данного рынка формируется исходя из величины закупочных цен, расходов, необходимых для осуществления деятельности, а также ценовой конъюнктуры, сложившейся на рынке.

Причинами изменения розничных цен реализации СУГ являются:

- изменение цен оптовых поставщиков (за период с марта по июнь 2020 года рост составил 69%);

- рост расходов на хранение СУГ (за период с марта по июнь 2020 года рост составил 72%);

- достижение необходимого уровня доходности продаж.

Согласно данным, представленным хозяйствующими субъектами-участниками рынка розничной реализации СУГ на территории г. Челябинска, закупочная цена на СУГ имела тенденцию к росту с середины мая 2020 года.

Розничная стоимость 1 литра газа оставалась стабильной в течение продолжительного периода, вплоть до конца июня 2020 года, после чего наметилась тенденция к росту розничной цены в виду роста закупочных оптовых цен.

В соответствии с поручением ФАС России Челябинское УФАС России проводит еженедельный мониторинг мелкооптовых и розничных цен на СУГ.

По данным проведенного мониторинга розничная цена на СУГ для заправки автомобилей, установленная одним из крупнейших участников рынка розничной реализации СУГ ООО «НОВАТЭК-АЗК», за период с 25.05.2020 по 09.08.2020 выросла с 17,72 руб./л до 20,85 руб./л. Прирост розничной цены на СУГ за указанный период составил 17,7%, в то время как прирост мелкооптовой цены составил 49,68%, что значительно превышает прирост розничной цены.

Челябинское УФАС России сообщает, что государственное регулирование оптовых цен на СУГ не предусмотрено действующим законодательством. Цены формируются на основе рыночного механизма конкуренции.

Одной из причин указанной динамики цен на СУГ является резкое восстановление на внутреннем рынке спроса. Так, по данным АО «СПбМТСБ» объем биржевых торгов СУГ для бытовых нужд и автомобильного транспорта за период с января по август 2020 года составил 440 тыс. тонн (+20,2% к показателю аналогичного периода 2019 года). Количество договоров составило 9 397 ед. (+58% к показателю аналогичного периода 2019 года).

Кроме того, на повышение цен на СУГ повлияло снижение нефтяными компаниями объемов реализации на внутренний рынок нефтепродуктов, в том числе на организованных (биржевых) торгах, связанных с остановками нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на профилактические работы (ремонты), а также заключение соглашения ОПЕК+, следствием которого стало снижение добычи сырья, необходимого для производства СУГ.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) цена товара не признается монопольно высокой в случае, если она установлена на бирже при одновременном соблюдении условий, предусмотренных указанной статьей.

ФАС России на постоянной основе проводит регулярный мониторинг индексов цен на нефтепродукты, в том числе на СУГ.  В целях недопущения негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов, в том числе СУГ, ФАС России приняты следующие меры:

- направлены письма в адрес нефтяных компаний о принятии мер, направленных на увеличение поставок нефтепродуктов, в том числе СУГ на внутренний рынок Российской Федерации, в том числе на биржевых торгах;

- на еженедельной основе в рамках заседаний Биржевого комитета при ФАС России проводятся совещания с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, инфраструктурных организаций (биржевые площадки), экспертных организаций и независимых участников рынка  по текущей ситуации на рынках нефти и нефтепродуктов, а также по вопросам развития биржевой торговли;

- проводится проверка соблюдения торговой площадкой «eOil.ru» законодательства Российской Федерации при проведении торгов.

Все антимонопольные органы продолжают осуществлять мониторинг ситуации на рынке СУГ и, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, будут незамедлительно приниматься меры антимонопольного реагирования.

 

Каким образом подается жалоба, предусмотренная положением статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в период карантина?

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров регламентирован статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Часть 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусматривает, что жалоба на акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (далее - жалоба), подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:

1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

3) указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена (указанная информация не представляется при обжаловании актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей);

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, на нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, а также соответствующие доводы;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба возвращается заявителю в случае, если не содержит сведения, предусмотренные частью 6 данной статьи.

Кроме того, в соответствии с частью 8 названной статьи, жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

Жалоба, поданная в электронном виде, но не подписанная электронной подписью, не соответствует установленным действующим законодательством требованиям к оформлению заявлений в антимонопольный орган.

В соответствии с Указом Президента от 02.04.2020 № 239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации с 04.04.2020 по 30.04.2020 включительно установлены нерабочие дни.

При этом, в соответствии с Указом определен перечень государственных и муниципальных органов власти, а также организаций, которые в указанный период времени осуществляют свою деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В этой связи, прием жалоб на акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (далее - жалоба) осуществляется антимонопольным органом в период действия режима повышенной готовности в указанном порядке.

При этом, в целях обеспечения реализации прав на участие в рассмотрении сообщаем о возможности принять участие в дистанционном рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции.

Интернет-видеоконференции проходят непосредственно в браузере, на веб-странице портала видеоконференций, либо с использованием приложения для мобильных телефонов.

 

Как исчисляются сроки рассмотрения жалоб по 223-Ф3 в период карантина? 

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) жалобы, поданные на действия (бездействия) субъектов контроля Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), должны быть рассмотрены антимонопольным органом по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, с возможностью продления указанного срока на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, учитывая, что для антимонопольного органа настоящий период является рабочими днями, функционирование деятельности ФАС России и ее территориальных органов, в том числе, в части проведения контрольных мероприятий в отношении субъектов контроля осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в штатном режиме.

 

Какой порядок подтверждения участниками закупок, проводимых в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства, сообщает следующее?

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Постановление № 1352).

Согласно пункту 11 Постановления № 1352 участники закупки и привлекаемые субподрядчики (соисполнители) из числа субъектов МСП обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам МСП путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр), содержащих информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам МСП в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом, в Реестре.

Таким образом, заказчиками при проведении закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП, устанавливается требование о предоставлении в составе заявок либо выписки из реестра субъектов МСП, либо декларации о принадлежности к субъектам МСП.

 

Какие жалобы на торги рассматривает исключительно Центральный аппарат ФАС России?  

Рассмотрение жалоб в Центральном аппарате ФАС России (осуществляется в строгом соответствии с положениями статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» только на торги:

- начальная цена предмета которых превышает 1 млрд руб.;

- по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 

Законно ли выявления в действиях закупочной комиссии нарушений, связанных с необоснованным допуском/отказом в допуске лицу к участию в закупке на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках)?

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлен исчерпывающий перечень оснований для обжалования действий (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках.

Так, обжалование в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) действий (бездействия) закупочной комиссии осуществляется на основании пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которому поводом к принятию жалобы антимонопольным органом является осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе (далее - ЕИС) положении о закупке такого заказчика.

При этом в субъектный состав лиц, в чьих действиях возможно выявление нарушений, подпадающих под пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, входит исключительно заказчик, как юридическое лицо.

На основании вышеизложенного, в случае выявления в действиях заказчика (закупочной комиссии) нарушения требований Закона о закупках, выразившихся в неправомерном допуске/отказе в допуске участнику к участию в обжалуемой закупке, такие нарушения целесообразно устанавливать в действиях (бездействии) заказчика.

Кроме того, при квалификации действий, связанных с неправомерным допуском/отказом в допуске участнику (часть 8 статьи 7.32.3 КоАП), следует иметь в виду, что субъектом такого административного правонарушения является как юридическое лицо (заказчик), так и должностные лица, осуществляющие полномочия членов закупочной комиссии.

Также ФАС России обращает внимание, что действующая редакция КоАП позволяет одновременно привлекать к административной ответственности не только заказчика (как юридическое лицо), но и соответствующих должностных лиц, осуществляющих полномочия членов закупочной комиссии на основании статьи 2.4 КоАП.

 

Правомерно ли распространение рекламных предложений в почтовый ящик, расположенный в подъезде в многоквартирном доме?

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, действующее законодательство о рекламе не содержит запрета на распространение рекламы через абонентские почтовые ящики и, соответственно, у государственных органов, осуществляющих контроль за рекламой, отсутствуют правовые основания для привлечения к ответственности субъектов рекламного рынка за распространение рекламы.

 

Какие условия о стоимости кредита (займа) должна содержать реклама финансовых услуг?

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Закона о потребительском кредите.

По мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.