Апелляционная коллегия ФАС России признала правомерным решение по делу о невывозе ООО «ЦКС» ТКО от уборки придомовых территорий

Апелляционная коллегия ФАС России подтвердила правомерность выводов Челябинского УФАС России о признании ООО «Центр коммунального сервиса» нарушившим Закон о защите конкуренции. Компания злоупотребила своим доминирующим положением, отказавшись от вывоза твердых коммунальных отходов, образовавшихся от уборки придомовых территорий, в рамках договора на оказание услуги по обращению с ТКО по утвержденному единому тарифу.

 

С заявлениями в антимонопольную службу обратились 17 граждан, КТОС «Миасский» Центрального района г. Челябинска и Ассоциация «НПСО «Объединение управляющих многоквартирными домами Южного Урала» (членами являются 39 управляющих компаний).

 

ООО «ЦКС» является единственным участником рынка услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинского кластера Челябинской области в 2019 году. Положение хозяйствующего субъекта на данном рынке признано доминирующим.

 

Заявители указали, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в период проведения санитарной очистки придомовых территорий (в апреле – июне 2019 года) не вывозил образовавшиеся в результате такой уборки отходы.

 

По мнению ООО «Центр коммунального сервиса», отходы, образующиеся в результате уборки придомовых территорий, не относятся к ТКО и не включены в единый тариф регионального оператора. В связи с этим у регионального оператора отсутствует обязанность по их вывозу.

 

Челябинское УФАС России в ходе рассмотрения дела детально изучило законодательство в сфере обращения с ТКО и мнения органов государственной власти.

 

Установлено, что под отходами, образующимися при уборке придомовой территории, понимаются отходы от уборки, осуществляемой в рамках содержания общего имущества в многоквартирных домах. Сюда входит следующее - подметание и уборка придомовой территории, очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, уборка и выкашивание газонов, прочистка ливневой канализации, уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистка металлической решетки и приямка. В состав таких отходов входит все, что сметается с придомовой территории, в том числе опавшая листва, мелкие ветки, скошенная трава.

 

Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором.

 

Таким образом, ООО «ЦКС» обязано вывозить отходы, образовавшиеся от уборки придомовых территорий, в том числе в период санитарной очистки территорий (массовых субботников в апреле-июне), на основании договора на оказание услуги по обращению с ТКО по утвержденному единому тарифу.

 

В своем решении ведомство указало, что такие действия ООО «ЦКС» нарушают интересы управляющих и обслуживающих организаций, поскольку они вынуждены заключать иные договоры и расходовать средства из платы за содержание и ремонт, а также интересы неопределенного круга потребителей услуги - собственников жилых помещений в МКД, дважды оплачивающих одну и ту же услугу.

 

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что в марте 2020 года ООО «ЦКС» направило в адрес управляющих организаций уведомление о необходимости заключения отдельных договоров на сбор, транспортирование и размещение отходов от «субботников» (мероприятий по уборке прилегающих территорий в 2020 году).

 

Челябинское УФАС России выдало предписание о необходимости отозвать данное письмо, а также не допускать злоупотребление доминирующим положением. ООО «ЦКС» должно вывозить ТКО, образовавшиеся от уборки придомовых территорий в г. Челябинске, в период санитарной очистки территорий, в рамках договора на оказание услуги по обращению с ТКО по утвержденному единому тарифу.

 

За нарушение антимонопольного законодательства регоператор будет привлечен к административной ответственности.

 

Сейчас ООО «ЦКС» также оспаривает решение Челябинского УФАС России в Арбитражном суде Челябинской области.

 

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

 

Согласно ч.1 ст. 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц … влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.