Обобщенные итоги Публичного обсуждения и ответы на поступившие вопросы

С 1 января 2020 года вступили в силу положения Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ, которые, в том числе, изменили требования к составу заявки на участие в закупке.
 
Аукцион (44-ФЗ) на выполнении работ по благоустройству территории (без проектной документации). В рамках работ по благоустройству предусмотрено асфальтирование пешеходной дорожки, замена светильников, установка малых архитектурных форм (урны, скамейки).
 
Есть техническое задание, ведомость объемов работ, смета. Требовать ли указать в первой части заявки конкретные показатели и страну происхождения? Ведь все эти материалы в результате останутся у заказчика.
Или все же в данном случае эти товары не считаются поставляемыми и в заявке достаточно лишь согласия? 
 

В силу части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно части 3 статьи 421 ГК РФ, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Таким образом, в случае если предметом контракта являются подрядные работы, по результатам исполнения контракта подрядчиком сдаются, а заказчиком принимаются работы, то указанный договор не носит смешанного характера и не включает в себя элементы различных договоров (пункт 3 статьи 421 ГК РФ), в данном случае договора подряда и договора поставки.

Следовательно, в соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

 

Вопрос по правилам составления технического задания по 223-ФЗ. При закупке товара по ГОСТ необходимо ли прописывать в ТЗ характеристики из этого ГОСТ или достаточно будет указания на этот нормативный документ?

Учитывая противоречивую практику по данному вопросу, для исключения двоякого толкования положений документации рекомендуется вместе с ссылкой на ГОСТ указать в документации конкретные требования, которые необходимы заказчику.

 

Если заказчик на госзакупках изначально выставляет невыполнимые требования к поставляемым товарам, и находится поставщик, который такой товар поставит, хотя это технически невозможно. Что в этом случае делать?

Если возможно подтвердить невозможность поставки или неисполнимые условия, то есть право обратиться с жалобой на документацию! Но обязанность доказывания доводов в короткой процедуре рассмотрения жалоб лежит на заявителе.

 

Может ли сетевая организация отказать в подключении в связи с увеличением мощности, если есть имеющееся подключение через подстанцию, но меньшей мощности, находящуюся в собственности юр. лица, (не сетевая организация)?

Сетевая организация обязана выполнить мероприятия по техприсоединению в отношении ЭПУ лица, обратившегося к ней за заключением договора при соблюдении заявителем положений правил. В Вашем случае сетевая организация обязана заключить договор и выполнить мероприяти по увеличению мощности. Отказ сетевой организации по основанию невозможности увеличения мощности из-за недостотчной мощности ТП, принадлежащей третьему лицу, не обоснован. Рекомендуем обратиться в Челябинское УФАС России с соответсвующим заявлением для более детального изучения, поставленного Вами вопроса.

 

Подскажите, пожалуйста, какие документы требовать заказчику от участника закупки  при применении запретов и ограничений на допуск отдельных промышленных товаров зарубежного производства, установленных  Постановлениями  Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 и N 617 соответственно,  с учетом того, что реестр российской промышленной продукции отсутствует.

Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 616 установлен запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (далее – Постановление № 616).

Пунктом 10 Постановления № 616 предусмотрено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719.

В соответствии с пунктами 6, 9 Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документами, подтверждающими страну происхождения отдельных видов промышленных товаров, являются:

- информация о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации»;

- сертификат о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации).

Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в целях реализации постановления Правительства РФ № 616 и Постановления Правительства РФ № 617 опубликован в государственной информационной системе промышленности реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации с учетом возможности получения выписки из реестра (https://gisp.gov.ru/pp719/p/pub/products/).

 С учетом изложенного,  в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в требованиях к составу второй части заявки должны быть установлены документы, предусмотренные пунктом 10 Постановления № 616 и пунктами 6,9 Постановления № 617.

По вопросу формирования реестра евразийской промышленной продукции в целях установления заказчиком требования в составе второй части о предоставления участником закупки выписки из указанного реестра, Вам необходимо обратиться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, являющееся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по формированию и ведению реестра российской промышленной продукции и реестра евразийской промышленной продукции.

 

Обязан ли Заказчик использовать при описании предмета закупки каталог товар, работ, услуг при закупке у единственного поставщика?

Типовые контракта, типовые условия контрактов, которые на остновании ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ разрабатываются и утверждаются федеральным органом власти и размещаются в Единой информационной системе, и составляют библиотеку типовых контрактов, обязательные к применению Заказчиками. В тоже время, некоторые условия типовых контрактов не содержат всех обязательных условий и положений, указанных в ст. 34 44-ФЗ. Вправе ли Заказчик изменять (путем дополнения) условия типовых контрактов?

В 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с настоящей частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Вопросы:

- решение какого органа исполнительной власти необходимо получить автономному учреждению, осуществляющему закупку в соответствии с ч.4 ст. 15 44-ФЗ?

- Решение Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации должно быть принято в отношении конкретной закупки, осуществляемой Заказчиком?

- Просим разъяснить порядок и механизм применения ч.65 ст. 112 44-фз. Установлены ли требования к форме и содержанию решенияПравительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, необходимые для изменения срока исполнения контракта.

1. Согласно подпункту «а» пункта 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 145 от 8 февраля 2017 г (далее - Правила), каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в контракте.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 145 от 8 февраля 2017 г.

С учетом изложенного, применение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является обязательным при размещении закупки у единственного поставщика.

2. Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. 

Таким образом,  типовые контракты, типовые условия контрактов, принимаются и утверждаются соответствующими органами власти в виде подзаконных правовых актов и имеют общеобязательное значение.

При этом, по мнению Челябинского УФАС России, включение в проект контракта условий его исполнения, не изменяющих и не затрагивающих содержание утвержденных типовых контрактов, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.

3. Частью 65 статьи 112 Закона о контрактной системе  предусмотрено, что в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

При этом, из указанной нормы следует, что предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с настоящей частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

С учетом изложенного, решение об изменении условий контракта в отношении конкретной закупки принимается органом власти, органом местного самоуправления в зависимости от вида нужд, для реализации которых осуществляется закупка.

По вопросу разъяснения порядка принятия указанных актов Вам необходимо обратиться в соответствующий орган власти, орган местного самоуправления, который уполномочен на принятие данного решения.