• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Ответы на часто задаваемые вопросы в 1 квартале 2020 года

1.Почему маски продают по  таким высоким ценам? Почему маски исчезли из аптек? Почему нет в продаже?

Челябинское УФАС России, реализуя свои полномочия в целях защиты конкуренции, в том числе пресечения и предупреждения монополистической деятельности, возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и в случае установления факта нарушения хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства, привлекает данного хозяйствующего субъекта к административной ответственности.

При этом не все факты, связанные с установлением цен на товары, подпадают под действие Закона о защите конкуренции, а только те, которые связаны со злоупотреблениями хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, антиконкурентными соглашениями и согласованными действиями хозяйствующих субъектов.

Вопрос о ценовой ситуации на рынке оптовой и розничной реализации медицинских масок стоит на особом контроле во всех антимонопольных органах страны и других контролирующих ведомствах.

Для контроля данного вопроса, а также во исполнение пункта 20 протокола заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 31.01.2020 № 2 ФАС России и ее территориальными органами совместно с Росздравнадзором, а также при содействии высших должностных лиц субъектов Российской Федерации проводится мониторинг изменений цен на медицинские маски после 01.01.2020 в аптечных организациях и организациях розничной торговли на территории субъектов Российской Федерации. Данный мониторинг фиксирует максимальные розничные цены, установленные продавцами (аптечными учреждениями и торговыми сетями) медицинских масок, с учетом торговых надбавок, а также остатки на складах с целью выявления дефицита.

Необходимо отметить, что розничные продавцы (торговые сети и аптечные учреждения) не всегда закупают медицинские маски напрямую у производителей. Закуп может осуществляться через цепочку посредников, которые, в свою очередь, устанавливают надбавку на поставляемые товары. В связи с чем, Челябинское УФАС России запросило информацию у хозяйствующих субъектов, действующих во всех сегментах рынка (производитель, дистрибьютер, розница) с целью выявления причин роста, и в случае наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства по результатам проведенной проверки Челябинским УФАС России будут приняты соответствующие меры антимонопольного реагирования.

Учитывая, что ситуация с ростом цен на медицинские маски носит общероссийский характер ФАС России проанализировала общую ситуацию, сложившуюся на рынке розничной и оптовой реализации медицинских масок и отмечает следующее. В среднем по России медицинские маски за период с декабря 2019 года по февраль 2020 года подорожали в рознице на 104%, в опте – 173%, что свидетельствует о сдерживании роста цен аптечными учреждениями.

Как отмечает руководитель Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Т. Нижегородцев, большой вклад в повышенный спрос вносят не факторы, связанные с реальной эпидемиологической обстановкой, а скорее информационный фон. В большинстве регионов в аптеках размещается информация о том, чем можно заменить маски и как их изготовить в домашних условиях, используя материалы, на которые спрос не такой высокий. Также, по мнению представителя ФАС России, спрос на маски в России вырос на фоне новостей о распространении коронавируса, и некоторые аптеки начали завышать цены на препараты и средства индивидуальной защиты. В связи с чем, Правительство РФ и Президент РФ очень жестко отреагировали, вплоть до изымания лицензии у таких аптек. Кроме того, Постановлением от 02 марта 2020 года № 223 «О введении запрета на вывоз отдельных видов продукции из Российской Федерации» введен временный запрет, действующий до 01 июня 2020 года на вывоз ряда медицинских изделий, таких как одноразовые костюмы химической защиты, респираторы определенного вида, бахилы, дезинфицирующие средства, хирургические халаты и перчатки, марля, бинты и защитные маски.

Дополнительно, Челябинское УФАС России отмечает, что информацию о розничных ценах на лекарственные препараты и медицинские маски Вы можете получить в справочной службе по номеру 074, а также на сайте https://cenyvaptekah.ru/.

 

2. В многоквартирном доме неправомерно распространяют рекламу в подъезде. Является ли это нарушением рекламного законодательства?

Специальных требований к размещению рекламы в многоквартирных домах Федеральный закон «О рекламе» не содержит.

При этом, в соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы должны соблюдаться требования гражданского законодательства.

Принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, использование почтовых ящиков, электрощитов, и иного общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и для распространения рекламы, допускается только с их согласия, которое может быть выражено путем принятия соответствующего решения на общем собрании собственников.

Согласно пункту 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Кроме того, согласно статье 7.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба влекут административную ответственность.

В силу статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) являются уполномоченными лицами для составления протоколов об административных правонарушениях за нарушение статьи 7.17 КоАП РФ.

Таким образом, гражданин может обратиться в суд либо в органы полиции, если объявления размещены с нарушением действующего законодательства и/или причинили повреждение имущества.

 

3. На территории г. Челябинска много наружной рекламы. Осуществляет ли полномочия антимонопольный орган в указанной сфере и может ли принять меры по ее домонтажу?

В силу Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в части вопросов, касающихся содержания рекламы, места, времени, способа ее размещения.

Контроль за соблюдением порядка установки и эксплуатации рекламных конструкций для распространения наружной рекламы антимонопольный орган не осуществляет.

Государственное регулирование вопросов, связанных с наружной рекламой, локализовано на муниципальном уровне.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

На территории г. Челябинска указанные полномочия осуществляются Управлением наружной рекламы и информации.

 

 

4. Между Заявителем и ООО «Урал-Ресурс» заключен договор на технологическое присоединение к электрическим сетям. Во время исполнения данного договора ООО «Урал-Ресурс» утратило статус сетевой организации, а, следовательно, не выполнило мероприятия, предусмотренные данным договором. При обращении Заявителем в ООО «Урал-Ресурс», установлено, что объектами ООО «Урал-Ресурс» владеет в настоящее время ОАО «МРСК Урала». ОАО «МРСК Урала» не приняло на себя обязательства по выполнению мероприятий, предусмотренных договором и сообщило о том, что Заявитель имеет право обратиться в ОАО «МРСК Урала» с заявкой на заключение договора об осуществлении технологического присоединения. Являются ли данные действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в отказе от исполнения мероприятий по данному договору нарушением Правил присоединения?

Правилами присоединения предусмотрена обязанность заключения договора на технологическое присоединение с потребителями, однако не предусмотрена обязанность сетевой организации вносить изменения в договор на технологическое присоединение, в том числе производить замену стороны. 

Гражданский кодекс РФ содержит нормы, устанавливающие процедуру изменения условий заключенного договора, его расторжения и прекращения. Также Гражданский кодекс РФ содержит условия и порядок замены стороны в договоре. Таким образом, вопрос о внесении изменения в договор на технологическое присоединение (замена стороны) относится к гражданско-правовым, а, следовательно, его разрешение не входит в полномочия антимонопольного органа и подлежит разрешению в судебном порядке.

В связи с тем, что договор заключен между ООО «Урал-Ресурс» и Заявителем, следовательно, у ОАО «МРСК Урала» отсутствовала обязанность по выполнению мероприятий, предусмотренных договором.  

Таким образом, в действиях ОАО «МРСК Урала» отсутствуют признаки нарушения Правил присоединения.   

 

 

5. Имеет ли право обжаловать положения документации о закупке участник данной закупки после окончания сроков подачи заявок на участие в закупке в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»?

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Из толкования указанной нормы и сложившейся практики антимонопольного органа следует, что жалобы на положения документации о закупке могут быть поданы до окончания сроков подачи заявок на участие в закупке.

 

 

6. Какой порядок заключения и исполнения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ)?

В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ под действие Закона № 223-ФЗ не подпадают отношения, связанные с заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка - участников обращения электрической энергии и (или) мощности.

С 31.12.2017 договоры поставки электроэнергии и договоры энергоснабжения с гарантирующими поставщиками выведены из-под действия Закона № 223-ФЗ.

Порядок заключения и исполнения договора энергоснабжения в зависимости от субъектного состава регулируется основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124  «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Таким образом, за заключением договора энергоснабжения хозяйствующий субъект вправе обратиться к гарантирующему поставщику или энергоснабжающую организацию с соответствующей заявкой.   

 

 

7. В соответствии с пунктом 15 (3) статьи 4 Закона о закупках информация о договоре аренды не подлежит размещению в ЕИС. Может ли Заказчик в конкурентной закупке на проведение торжественного мероприятия (договор услуг) указать конкретный банкетный зал, с которым заключен договор аренды (пользования), указав меню и стоимость данного банкетного зала? Не будет ли это являться ограничением конкуренции?

Челябинское УФАС России считает правомерным указание заказчиком конкретного помещения при условии, что в закупочной документации заказчиком четко и точно будет описан предмет закупки, указан конкретный объем работ, оказания услуг, и будет предоставлена возможность потенциальным участникам закупки для ознакомления с таким помещением.

При этом в закупочной документации должен быть также детально и ясно описан вопрос арендных отношений.

 

8. Сообщите о порядке применения пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в рамках пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19).

Согласно письму ФАС России от 18.03.2020 № ИА/21684/20 для осуществления таких закупок нужна причинно-следственная связь между объектом закупки и профилактикой, предупреждением или ликвидацией последствий распространения коронавируса.

При осуществлении таких закупок заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке.

Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.