Обобщенные итоги Публичного обсуждения и ответы на поступившие вопросы

21 ноября 2018 года состоялись Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Челябинского УФАС России за 4 квартал 2018 года в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок.

 

Провела Публичные обсуждения руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова. Также с докладом выступили заместители руководителя Челябинского УФАС России Елена Рысева и Наталья Сапрыкина, заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Татьяна Соболевская, а также начальники отделов управления.

Согласно Методическим рекомендациям по проведению таких мероприятий в целях подведения итогов Публичных обсуждений Челябинское УФАС России размещает на сайте обобщенные результаты, ответы на указанные в специальных анкетах и поступившие до начала и во время мероприятия вопросы.

 

Анкеты на Публичных обсуждениях заполнили 24 человека. Средний бал по соответствию мероприятия ожиданиям участников составил 4,98 баллов из 5 возможных.

 

Участникам было предложено оценить по 5-бальной шкале проведенные Публичные обсуждения по нескольким позициям:

- по тематической направленности – 5;

- по программе – 5;

- по квалификации выступающих – 5;

- по организации мероприятия – 4,95.

 

Все заполнившие анкеты участники отметили, что считают необходимым введение в практику проведение подобных мероприятий, ответив положительно на данный вопрос анкеты.

 

Предложения респондентов по совершенствованию законодательства, контроль за соблюдением которого осуществляет ФАС России и ее территориальные органы:

 

1. Ранжировать административную ответственность в зависимости от наступления последствий нарушения: снижение ответственности (размера штрафа) при отсутствии последствий нарушения;

 

2. Внести изменения в части смягчения ответственности заказчиков за нарушение, которое не привело к серьезным негативным общественно-социальным последствиям;

 

3. Внести изменения в законодательство относительно привлечения внешних экспертов при признании закупок несостоявшимися, так ка это обременительно для бюджета.

 

О работе по предложениям респондентов Челябинское УФАС России сообщит на Публичных обсуждениях правоприменительной практики.

 

Вопрос: с 1 июля 2018 года внесены изменения в законодательство о контрактной системе, в частности в статью 44 об установлении обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, которое стало обязательным только для закупок с начальной максимальной ценой контракта свыше 1 миллиона рублей.

За период действия вышеуказанной нормы, органами УФАС были вынесены противоположные решения при установлении Заказчиками обеспечения заявок с начальной максимальной ценой контракта менее 1 миллиона рублей.

Так, например, решением УФАС по г. Москве по делу № 2-57-8988/77-18 от 18.07.2018 г. доводы жалобы на неправомерно установленное обеспечение заявки на участие в аукционе не нашли своего подтверждения и являются необоснованными, тогда как комиссией Санкт-Петербургского УФАС решением № 44-3645/18 от 31.07.2018 аналогичная жалоба была признана обоснованной и заказчику было выдано предписание об устранении нарушений ч. 1 ст. 44, п. 4 ч. 5 ст. 63.

В настоящее время Минфином РФ в письме от 02.10.2018 № 24-06-08/70718 даны пояснения о том, что заказчик вправе установить требование обеспечение заявок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей, а письмом от 30.10.2018 г. № 24-01-07/77857 разъяснен порядок определения размера такого обеспечения.

Просим пояснить, является ли правомерным установление обеспечения заявок на участие в аукционе с НМЦК менее 1 миллиона рублей на основании письма Минфина РФ и будут ли они учитываться при принятии решения УФАС при рассмотрении аналогичных жалоб.

Ответ: Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России), на вопрос о возможности установления обеспечения заявок при осуществлении закупок с начальной (максимальной) ценой контракта менее 1 млн. рублей сообщает следующее.

Частью 1 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) определено, что заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 № 439 «Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах» (далее – Постановление № 439 от 12.04.2018) значение начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, определено в размере 1 млн. рублей.

При этом положения Закона о контрактной системе и Постановления № 439 от 12.04.2018 не содержат ограничений в отношении установления требований к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при значении начальной (максимальной) цены контракта до 1 млн. рублей.

Челябинское УФАС России при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок будет руководствоваться действующим законодательством и правоприменительной практикой.

 

Вопрос: Комитет по управлению имуществом проводит закупки на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (благоустроенных квартир). В заявках устанавливаются требования о наличии у участника закупки права собственности на продаваемый объект недвижимости, значит участником аукциона может быть собственник жилого помещения.

В соответствии с ч.3 ст.27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с гражданским законодательством.

Собственник квартиры вправе принимать участие в аукционе на площадке лично или через представителя при наличии доверенности, при этом поверенный будет действовать от имени собственника.

В случае, если собственники жилого помещения участниками аукциона не являются, заявки поданные риэлторами от своего имени по доверенности, выданной собственником, являются правомерными и соответствующими условиям заявки?

Ответ: В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе заказчиком устанавливаются требования к участникам закупки и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчикустанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

Следует отметить, в силу части 1 статьи 288 ГК РФ только собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, следовательно, такой муниципальный контракт может быть заключен только с собственником объекта недвижимости.

При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение, в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Так, в зависимости от времени государственной регистрации возникновения и перехода прав на недвижимое имущество право собственности на недвижимое имущество подтверждается участником закупки следующими документами:

- договор приватизации;

- договор купли-продажи, нотариально удостоверенный;

- договор дарения, нотариально удостоверенный;

- договор мены;

- договор ренты, нотариально удостоверенный;

- договор долевого строительства;

- свидетельство о праве на наследство по закону;

- свидетельство о праве на наследство по завещанию;

- свидетельство о государственной регистрации прав;

- выписка из Единого государственного реестра прав.

С учетом изложенного, именно участник закупки обязан подтвердить соответствие требованиям, установленным гражданским законодательством, а также представить документы подтверждающие соответствие участника закупки таким требованиям.

 

Вопрос: Если электронный аукцион признан несостоявшимся по любой из причин (подана одна заявка, не подано ни одной заявки, только одна заявка на участие признана соответствующей) обязательно ли проводить по таким аукционам внешнюю экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов?

Ответ: В силу части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 4 статьи 94 Закона о контрактной системе заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:

1) предусмотренных пунктами 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 - 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 - 48, 50 - 54 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.

При этом, в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признания несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 55.1, частями 1 - 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 Закона о контрактной системе. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании изложенного, проведение экспертизы обязательно для приемки по контрактам, заключенным с единственным поставщиком после несостоявшихся электронных процедур, в том числе электронного аукциона.

 

Вопрос: При отсутствии внешней экспертизы при несостоявшихся аукционах будет ли нарушением наличие только экспертизы своими силами заказчика? Если все-таки внешняя экспертиза обязательна, то возможно ли заключение безвозмездного оказания экспертных услуг (цена контракта 00 руб. 00 коп.)?

Ответ: Частью 4 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) предусмотрена обязанность заказчика привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 25.1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В силу части 2 статьи 41 Закона о контрактной системе к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены:

1) физические лица:

а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке.

Таким образом, законодательством о контрактной системе установлена обязанность заказчика привлекать экспертов в случае, если электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем.

Более того, частью 8 статьи 7.32 КоАП РФ установлен штраф в размере 20 000 рублей за несоблюдение требований законодательства о проведении экспертизы ТРУ или отдельных этапов исполнения контракта, если заказчик обязан привлечь экспертов.

При этом Закон о контрактной системе не содержит обязательного условия о проведении экспертизы на платной основе. При этом устанавливает, что эксперты определяются в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Дополнительно сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации подготовлен законопроект, согласно которому проведение внешней экспертизы не является обязательным условием исполнения контракта в случае его заключения по результатам признания электронного аукциона не состоявшимся.

 

Предлагаем внести изменения в законодательство относительно привлечения внешних экспертов при признании закупок несостоявшимися, так ка это обременительно для бюджета.

Министерством финансов Российской Федерации подготовлен законопроект, согласно которому проведение внешней экспертизы не является обязательным условием исполнения контракта в случае его заключения по результатам признания электронного аукциона не состоявшимся.

 

Закупка телекоммуникационного оборудования, оборудования для сетей связи и центра обработки данных для Правительства Челябинской области.

Поскольку Министерство является координатором деятельности по размещению и эксплуатации автоматизированных информационных систем в ЦОД, Министерством в целях бесперебойного функционирования ЦОД и обеспечения деятельности органов исполнительной власти Челябинской области и Правительства Челябинской области осуществляются, закупки необходимого телекоммуникационного, серверного, и спец. оборудования. Для обеспечения бесперебойное функционирования ЦОД и сетей связи очень важно получить расширенную гарантию и техническую поддержку производителя на такое оборудование.

В последнее время участились случаи поставки Товара неразрешённого для реализации на территории РФ. Соответственно такой товар считается нелегальным и расширенная гарантия и техническая поддержка производителя на такое оборудование не предоставляется. Поскольку факт предоставления недостоверных сведений Поставщиком о поставляемом Товаре можно выяснить, только при осуществлении приемки и экспертизы поставленного Товара данная проблема создает ряд трудностей заказчику.

Также многие поставщики не читают условия и проект Государственного контракта, а читают только Спецификацию. Выиграв аукцион и заключив Госконтракт, они с удивлением для себя узнают, что необходимо предоставлять расширенную гарантию и техническую поддержку от поставщика. Так как часто, такие поставщики пытаются или продать нелегально ввезенный товар на территорию РФ или не учли в цене предоставление расширенной гарантии и технической поддержки от поставщика в своем ценовом предложении, то соответственно не могут выполнить условия Госконтракта.

В текущем году такие поставщики уже сорвали один Госконтракт на поставку коммутаторов. В настоящий момент еще один такой поставщик по другому Госконтракту направил нам просьбу разорвать Госконтракт по соглашению сторон, так как он не может выполнить выигранный аукцион. В случае непоставки еще и этих коммутаторов, Министерство не сможет реализовать проект по IP-телефонии, а также сорвет подготовку телекоммуникационной инфраструктуры к саммитам ШОС и БРИКС.

Решением данного вопроса было бы включение в Спецификацию требования о предоставлении расширенной гарантии и технической поддержки  от поставщика.

В случае невозможности включения данного требования в Спецификацию, прошу пояснить каким образом заказчику действовать в таких случаях.

 

В ответ на ваше обращение по вопросу включения в описание объекта закупки требования о предоставлении расширенной гарантии и технической поддержки от поставщика, Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) сообщает следующее.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

Таким образом, при необходимости с целью обеспечения должной эксплуатации закупленного товара в описание объекта закупки может быть включено требование к объему предоставления гарантий.

Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, показателями, позволяющими определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги, могут быть исключительно показатели, установленные в документации в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем показатели и (или) значения гарантийного срока товара, работы, услуги и (или) объема предоставления гарантий их качества, гарантийного обслуживания товара не могут являться показателями, по которым заказчик, комиссия по осуществлению закупок определяют соответствие закупаемых товара, работы, услуги своим потребностям.

Следовательно, заказчик не вправе устанавливать в документации о закупке обязательное требование об указании в составе заявок на участие в закупках показателей и (или) значений гарантийного срока товара, работы, услуги и (или) объема предоставления гарантий их качества (в том числе срока годности, остаточного срока годности товара), гарантийного обслуживания товара.

Относительно включения в описание объекта закупки условия о предоставлении технической поддержки и расширенной гарантии поставщика, Челябинское УФАС России отмечает, что нормативно-правового регулирования понятий «техническая поддержка», «расширенная гарантия» не установлено, из содержания обращения неясно, что включает заказчик в содержание указанных понятий, в связи с чем высказать мнение по данному вопросу не представляется возможным.