• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Обобщенные итоги Публичного обсуждения и ответы на поступившие вопросы

14 сентября 2018 года состоялись Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Челябинского УФАС России за 3 квартал 2018 года в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок.

 

Провела Публичные обсуждения вр.и.о. руководителя Челябинского УФАС России Елена Рысева. Также с докладом выступила заместитель руководителя – начальник отдела контроля торгов и органов власти Татьяна Соболевская, сообщив о практике контроля за соблюдением рекламного законодательства.

 

Согласно Методическим рекомендациям по проведению таких мероприятий в целях подведения итогов Публичных обсуждений Челябинское УФАС России размещает на сайте обобщенные результаты, ответы на указанные в специальных анкетах и поступившие до начала и во время мероприятия вопросы.

 

Анкеты на Публичных обсуждениях заполнили 33 человека. Средний бал по соответствию мероприятия ожиданиям участников составил 4,9 баллов из 5 возможных.

 

Участникам было предложено оценить по 5-бальной шкале проведенные Публичные обсуждения по нескольким позициям:

- по тематической направленности – 4,9;

- по программе – 4,9;

- по квалификации выступающих – 4,9;

- по организации мероприятия – 4,9.

 

Все заполнившие анкеты участники отметили, что считают необходимым введение в практику проведение подобных мероприятий, ответив положительно на данный вопрос анкеты.

 

Предложения респондентов по совершенствованию законодательства, контроль за соблюдением которого осуществляет ФАС России и ее территориальные органы:

 

1. Проводить подобные мероприятия в онлайн-режиме;

 

2. Определить в Законе о защите конкуренции понятие «внешний архитектурный стиль».

 

О работе по предложениям респондентов Челябинское УФАС России сообщит на Публичных обсуждениях правоприменительной практики.

 

Распространяются ли требования статьи 26 Закона о рекламе на страйкбольное оружие?

Федеральный закон «Об оружии» содержит указание на виды гражданского оружия, к которым отнесено также спортивное оружие, в том числе пневматическое.

Реклама гражданского оружия, в том числе оружия самообороны, спортивного, охотничьего и сигнального оружия, допускается только:

1) в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в специализированных печатных изданиях для пользователей гражданского оружия;

2) в местах производства, реализации и экспонирования такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия;

3) в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени.

Таким образом,  требования ст. 26 Федерального закона «О рекламе» (а именно ч.5 ст. 26) распространяются на страйкбольное оружие в части допустимости его рекламирования, т.к. такое оружие относится к гражданскому спортивному в соответствии с Приказом Минспорта России от 20.04.2018 N 364 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, вида спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта» и ФЗ «Об оружии».

 

Прошу выразить мнение о принадлежности информационных элементов, применяемых в отделке фасадов занимаемых помещений, таких магазинов как «Красное и белое», «Первый кеговый».

Следует отметить, что практика рассмотрения споров, связанных с внешним оформлением организаций различна.

При этом Челябинское УФАС России обладает судебными актами по спорам, связанным с оформлением объектов торговли сети «Красное и белое». Как следует из решения суда по делу А76-13922/2016 такое оформление может быть признано рекламой, поскольку содержит коммерческое обозначение предприятия и товарный знак, которые могут быть объектом рекламирования определенной организации, и не содержит обязательных сведений, предусмотренных Законом о защите прав потребителей. То есть назначением размещения таких конструкций с учетом, что конструкции занимают значительную часть фасадов, является привлечение внимания потребителей к магазину с соответствующим наименованием, что указывает на рекламный характер размещенных сведений.

 

Является ли субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме. Каков порядок привлечения к административной ответственности по данной норме в случае уклонения субъекта от явки для дачи пояснений?

Субъектом правонарушения по статье 14.37 КоАП является владелец незаконно установленной рекламной конструкции, он в том числе может являться собственником нежилого помещения в многоквартирном доме.

Порядок привлечения лица к административной ответственности, в том числе в случае отсутствия его в месте размещения конструкции, указан в Кодексе об административных правонарушениях, которым полномочия по составлению протокола об административном правонарушении возложены на органы полиции.

 

Допустима ли реклама предприятий по продаже оборудования для самогоноварения (дистиляторов)?

Во исполнение Федерального закона «О техническом регулировании» принято Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области»,  приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст принят и введен в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности

(далее – ОКПВЭД), разделом 29.23.30.930 которого определена продукция «Части оборудования небытового для обработки материалов с изменением температуры. 

Однако такого вида продукции как  самогонный аппарат ОКПВЭД не содержит.

В силу части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

По мнению Челябинского УФАС России, в рекламе, связанной с реализацией определенной продукции или продавца такой продукции, наименование реализуемых товаров (продавцов таких товаров) может быть указано в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение требований соответствующих федеральных законов, действующих в общей системе законодательства Российской Федерации.

Необходимо отметить, что государственная политика в сфере здравоохранения и соответственно принятые во исполнение федеральные законы, в частности Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» направлены на снижение производства алкогольной продукции, наносящей непоправимый вред здоровью населения.

С учетом того, что в данном случае объектом рекламирования могут являться продавцы  товара для домашнего изготовления алкогольной продукции, а также принимая во внимание, что реклама доступна для восприятия неопределенного круга лиц, включая лиц несовершеннолетнего возраста и т.д., реклама продавцов бытовых приборов для изготовления алкогольной продукции может не соответствовать действующим нормативно-правовым актам,  то есть противоречить требованиям части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

Допустима ли реклама пива на уличных плакатах? 

Согласно статье 19 ФЗ «О рекламе» реклама пива не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
 
 
Что нужно указывать при рекламе безалкогольного пива на радио?

Требования к рекламе алкогольной продукции установлены статьей 21 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением случаев, предусмотренных частями 7 и 8 данной статьи), при кино- и видеообслуживании.

Таким образом, распространение рекламы пива в радиопрограммах ограниченно допускается.

Таким образом, к алкогольной продукции относится пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. В случае, если в пиве содержится этилового спирта не более 0,5 процента объема готовой продукции (так называемое безалкогольное пиво), то такое пиво не подпадает под понятие алкогольной продукции. Соответственно, на рекламу такого пива не распространяются требования статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Вместе с тем согласно части 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Учитывая изложенное, если распространяется реклама безалкогольного пива с использованием средств индивидуализации продукции (товарных знаков), используемых для обозначения, в том числе пива с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции или иной алкогольной продукции, и из рекламы четко не следует, что объектом рекламирования является именно безалкогольное пиво, то такая реклама должна соответствовать требованиям статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Федеральный закон «О рекламе» не содержит ограничений по распространению рекламы безалкогольных напитков (в том числе, безалкогольного пива) на радио.

Специфика распространения рекламы на радио не предусматривает наличия в рекламе безалкогольного пива пиктограммы, в которой указывается на безалкогольный характер напитка, предусмотренной для рекламы с наличием видеоряда.

При оценке рекламы безалкогольного пива, распространяемой в радиопрограммах, следует исходить из доступности восприятия в указанной рекламе указания на то, что объектом рекламирования является именно безалкогольное пиво.

Данное указание на безалкогольный характер напитка должно быть доведено до потребителя рекламы в аудиоряде рекламного ролика четким и разборчивым текстом (голосом).

 

Что нужно, чтобы привлечь к ответственности виновных лиц, если у них не было согласия на получение мной смс-рекламы?

В соответствии с пунктом 13 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, в заявлении, поданном в антимонопольный орган, должны содержаться: описание фактов,  свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы с приложением имеющихся доказательств.
 
В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства.
 
Для рассмотрения обращения Вам необходимо предоставить скриншот смс-сообщения с указанием даты и времени направления смс-сообщения, текста смс-сообщения, телефонного номера, с которого направлено смс-сообщение, телефонный номер, на который поступило смс-сообщение, а также детализацию услуг связи абонента, которая подтверждает поступление указанного смс-сообщения.
 
При предоставлении указанных сведений Челябинское УФАС России рассмотрит обращение в установленные сроки.
 
 
Стоит ли руководствоваться письмом ФАС России от 26.10.2012 № АК/35008 при проведении аукциона на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, если п. 5.2-5.5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. 03.04.2018) "О рекламе" утратили силу?
 
Нет, данные положения не действуют.
 
 

Для осуществления закупок по 223-ФЗ в соответствии со статьей 15 44-ФЗ БУ и МУП должны размещать Положение о закупке по 223-ФЗ ежегодно до начала соответствующего года, в котором планируется осуществление закупок, или достаточно однократного размещения указанного положения? Если Положение размещено в 2016 г., обязательно ли размещать его в 2017 г. для осуществления закупок в 2018 г.?

Статьей 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определены особенности осуществления закупок бюджетными, автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями и иными юридическими лицами.

Указанная норма устанавливает случаи, когда бюджетные учреждения, а также государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе осуществлять закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при наличии правового акта (Положение о закупке), принятого в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 2 Закона о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе.

Таким образом, для осуществления закупок в соответствии с Законом о закупках вновь созданному бюджетному учреждению, а также государственному, муниципальному унитарному предприятию необходимо утвердить Положение о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В случае утверждения и размещения Положения о закупке в единой информационной системе в 2016 году бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарное предприятие вправе осуществлять закупки в соответствии с положениями Закона о закупках не ранее 2017 года.

Для осуществления закупок в 2018 году не требуется утверждение и размещение нового Положения о закупке.

При этом заказчики вправе вносить изменения в Положение о закупке в соответствии с нормами Закона о закупках.