Злоупотребления доминирующим положением в сфере энергетики

Наибольшее количество заявлений в 1 полугодии 2018 году хозяйствующих субъектов поступало на действия поставщиков ресурсов, выразившиеся в угрозах и (или) прекращении поставок энергоресурса.

В соответствии с законодательством запрещается ограничение режима потребления энергоресурса, в том числе его уровня, в отношении потребителей энергоресурса, не имеющих задолженности по оплате энергоресурса и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства. Поставщик ресурса не вправе формально использовать предоставленное ему право на ограничение режима потребления неплательщика, достоверно зная о безусловном наступлении в этом случае неблагоприятных последствий для добросовестных потребителей энергоресурса.

Таким образом, право энергоснабжающей организации на ограничение режима потребления электроэнергии ограничивается необходимостью соблюдения запретов, установленных статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Так, в 2017 году действия ПАО «Челябэнергосбыт» и ОАО «МРСК Урала», выразившиеся во введении полного ограничения режима потребления электрической энергии на объект ООО «Энергосервис» (теплоснабжающая организация) с 30.10.2016 по настоящее время, в условиях наличия возможности электроснабжения, признаны нарушающими пункт 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

ПАО «Челябэнергосбыт» и ОАО «МРСК Урала» выданы предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

ПАО «Челябэнергосбыт» и ОАО «МРСК Урала», не согласившись с решением и предписаниями, обжаловали их в суд. Решением Арбитражного суда Уральского обществам отказано в удовлетворении требований об отмене указанных актов.

ПАО «Челябэнергосбыт» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 475 000 рублей, должностное лицо организации - 15000 рублей, на ОАО «МРСК Урала» наложен штраф в размере 334 000 рублей, на должностное лицо - 20000 рублей.

Кроме того, в 2018 году действия ПАО «Челябэнергосбыт», выразившиеся в направлении уведомления о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии на объект ООО «Инвест-Строй» (ТРК, в котором помимо прочих потребителей находится гипермаркет SPAR, г. Миасс) в отсутствие оснований для направления такого уведомления, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ПАО «Челябэнергосбыт» выдано предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Предписание исполнено. ПАО «Челябэнергосбыт» грозит штраф от 300 тыс. рублей до 1 млн. рублей за допущенное нарушение антимонопольного законодательства.

Челябинское УФАС России продолжает рассмотрение дела, возбужденного в отношении ПАО «Челябэнергосбыт» и ОАО «МРСК Урала» по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося во введении полного ограничения режима потребления электрической энергии на объекты ООО «Бакальское рудоуправление» по договору энергоснабжения, по которому отсутствовала задолженность, ссылаясь на другие, заключенные договоры энергоснабжения, по которым задолженность имелась. Рассмотрение дела назначено на середину августа.

Также возбуждено дело в отношении ОАО «МРСК Урала» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в несоблюдении порядка проведения проверок приборов учета хозяйствующих субъектов Челябинской области (предпринимателей) на предмет безучетного потребления электрической энергии.

В действиях ОАО «МРСК Урала» по неуведомлению ООО «Алот», ООО «ЖТК», ООО ПК «Южуралмебель» и 4 индивидуальных предпринимателей о дате и времени проведения проверки, несоставлению актов проверки приборов учета с указанием на плановый или внеплановый порядок и основания для ее проведения, усматриваются признаки нарушения требований постановления Правительства № 442.

В рамках рассмотрения дела установлено, что указанные лица не единственные хозяйствующие субъекты, в отношении которых имеются признаки нарушения указанных требований законодательства.

В случае признания факта нарушения антимонопольного законодательства ОАО «МРСК Урала» грозят штрафы в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

 

Предупреждения.

Челябинским УФАС России в 1 полугодии 2018 году в связи с наличием в действиях ПАО «ФСК ЕЭС» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (навязывание невыгодных условий договора), выразившихся в требовании от ЗАО «Спецстрой-2» оплаты услуг по допуску персонала к работам в охранной зоне, выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий.

Взимание платы за услуги по допуску персонала к работам в охранной зоне действующим законодательством не предусмотрено. Выданное предупреждение исполнено.

ФАС России выдало два предупреждения ООО «НОВАТЭК-Челябинск», как хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение в составе группы лиц ПАО «НОВАТЭК» на рынке поставки газа юридическим лицам на территории Российской Федерации. В настоящее время указанные предупреждения обжалованы в судебном порядке.

Основанием для выдачи двух предупреждений явилось обращение АО «МАКФА» и ООО «Равис птицефабрика Сосновская» в Челябинское УФАС России на действия ООО «НОВАТЭК-Челябинск», выразившиеся в несогласовании изменения договорных объемов газа, а также навязывании невыгодных условий договора на поставку и транспортировку газа, ограничивающих возможность закупки газа у других поставщиков и бирже под угрозой применения штрафных санкций.

В связи с тем, что рынок поставки газа юридическим лицам является межрегиональным и выходит за границы Челябинской области, материалы заявлений были переданы в ФАС России для их рассмотрения.

ФАС России установило, что ООО «НОВАТЭК-Челябинск» в составе группы лиц ПАО «НОВАТЭК занимает доминирующее положение на рынке поставки газа юридическим лицам на территории Российской Федерации, а, следовательно, компания обязана соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.

Между ООО «НОВАТЭК-Челябинск» (поставщик газа), АО «Челябинскгоргаз» (газораспределительная организация) и ООО «Равис — птицефабрика Сосновская» (покупатель), АО «МАКФА» (покупатель) заключены долгосрочные договоры на поставку и транспортировку газа.

В соответствии с договорами поставки газа поставщик обязуется поставлять газ для нужд покупателей. Существенное условие в виде объемов поставки газа определено договором поставки газа на весь срок его действия.

ООО «Равис-птицефабрика Сосновская» и АО «МАКФА» неоднократно обращались в адрес поставщика с целью корректировки объемов поставки газа, однако, последний отказал в согласовании изменения объемов поставки газа по их заявкам. При этом покупателями были соблюдены все необходимые условия, предусмотренные договорами поставки газа, которые определяют порядок изменения объемов поставки газа.

Отказ от уменьшения договорных объемов поставки газа может привести к тому, что покупатели будут оплачивать штрафные санкции за невыбранный объем газа, в том числе за объем газа, который фактически не требуется покупателю.

В силу того, что потребность в газе покупателей ограничена, фактический отказ поставщика от согласования уменьшения объемов поставки газа приведет к невозможности со стороны покупателей приобретать газ у иных поставщиков, в том числе и на организованных торгах по более выгодной цене.

В настоящее время ФАС России в адрес ООО «НОВАТЭК-Челябинск» направлено два предупреждения о необходимости согласования уменьшения договорных объёмов газа с ООО «Равис-птицефабрика Сосновская», АО «МАКФА».

В случае невыполнения ООО «НОВАТЭК-Челябинск» выданных предупреждений ФАС России будет возбуждено дело по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Дополнительная информация

Ассоциацией «НП «Совет Рынка» 22.06.2018 принято решение о лишении ПАО «Челябэнергосбыт» статуса субъекта оптового рынка электрической энергии, что является основанием для принятия Минэнерго России решения о лишении ПАО «Челябэнергосбыт» статуса гарантирующего поставщика электрической энергии. 

Функции гарантирующего поставщика по электроснабжению потребителей, которые ранее выполнялись ПАО «Челябэнергосбыт», с 01.07.2018 г. выполняет ОАО «МРСК Урала» (филиал «Челябэнерго»), как наиболее крупная электросетевая организация на территории Челябинской области. ОАО «МРСК Урала» является дочерним зависимым обществом ПАО «Россети» - компании, контролирующим акционером которой является государство.

Таким образом, при смене гарантирующего поставщика будут обеспечены:

- сохранение величины тарифа на электроэнергию для потребителей;

- надежность и бесперебойность электроснабжения;

- качество обслуживания потребителей.

Для физических лиц перезаключение договоров не требуется. С юридическими лицами договоры (контракты для бюджетных организаций) будут перезаключены в установленном законом порядке.

С целью исключения ошибок, убедительная просьба перед оплатой за электроэнергию, потребленную с 01.07.2018 г., тщательно проверять платежные реквизиты, указанные в счетах и квитанциях, а также обеспечить снятие и передачу новому гарантирующему поставщику показаний приборов учета с 1 июля 2018 года.