• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Почти 22 млн рублей заплатили нарушители законодательства в 1-ом полугодии 2018 года

Об этом руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова и заместитель руководителя Елена Рысева сообщили на пресс-конференции «Итоги 1-го полугодия 2018 года» в ИА «Интерфакс-Урал».

 

 

В 1 полугодии 2018 года Челябинским УФАС России рассмотрено 2273 (1890 в 1 полугодии 2017 года) обращения и заявления хозяйствующих субъектов, физических лиц и органов власти и управления. Специалисты управления приняли участие в 519 заседаниях арбитражного суда и более 170 заседаниях в судах общей юрисдикции.

 

Количество обращений в целом увеличилось. Причиной тому являются рост активности предпринимателей и граждан по административной защите своих прав и интересов, а также незнание полномочий антимонопольного органа ввиду изменений законодательства. Из них:

 

  • 663 (202) заявления по признакам нарушения антимонопольного законодательства;
  • 214 (117) заявлений по признакам нарушения законодательства о рекламе;
  • 811 (928) заявлений и обращений по законодательству о контрактной системе;
  • 13 (9) заявлений по признакам нарушения Закона о торговой деятельности;
  • 0 (3) ходатайств о предоставлении государственной и муниципальной преференций;
  • 7 (1) обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков по различным торгам, кроме ФЗ № 44;
  • 104 (55) обращения на нарушение Правил техприсоединения;
  • 135 (115) обращений по закупкам естественных монополий, госкорпораций, автономных учреждений (223-ФЗ); по различным торгам, проводимым органами власти (земля, имущество, управляющие компании, перевозки, концессия), по обжалованию процедур в строительстве, по продаже арестованного имущества и имущества банкротов;
  • 326 (449 в 1 полугодии 2017 года) обращений на действия ресурсоснабжающих организаций при осуществлении подключения к сетям инженерно-коммунальной инфраструктуры; при осуществлении энергоснабжения, при введении режима ограничения в поставке энергоресурсов, начислении платы за потребленный ресурс на общедомовые нужды, иных обращений, которые направлены по подведомственности или по которым даны разъяснения.

Кроме того, поступило 388 (251) обращений граждан и хозсубъектов через раздел сайта «Обратная связь» ФАС России и Челябинского УФАС России, «Онлайн-приемную» на 74.ru и в ходе публичных обсуждений по различным вопросам, в том числе по вопросам разъяснения законодательства о торговой деятельности, защиты прав потребителей при оказании финансовых услуг и обоснованности роста цен на услуги естественных монополий, ЖКХ, транспорта, бензин, сжиженный  газ. По поставленным вопросам, находящимся в компетенции антимонопольного органа, даны разъяснения, иные - направлены по подведомственности.

В этом году выросло количество обращений по нарушениям антимонопольного законодательства, особенно по злоупотреблениям доминирующим положением, но большинство из них не «по адресу» и касаются услуг ЖКХ, например, проблем заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями с потребителями услуг. Заявителям отказано в применении мер антимонопольного реагирования, что связано с изменениями законодательства в сфере ЖКХ и незнанием заявителями полномочий антимонопольного органа, исключением из состава правонарушений в виде злоупотреблений доминирующим положением нарушений Правил техприсоединения (подключения) к электро-, водо-, тепло- и газовым сетям,  либерализацией антимонопольного законодательства и переходом на предупредительный контроль, а также распространением Закона о защите конкуренции на отношения, связанные с предпринимательской деятельностью и защитой неопределенного круга лиц потребителей.

Так, в 1 полугодии 2018 года всего поступило 663 (202 в 1 полугодии 2017 года) обращения на нарушения антимонопольного законодательства.

Из них связано со злоупотреблениями доминирующим положением 462 (66 в 1 полугодии 2017 года), но по 455 обращениям было отказано в возбуждении дела по указанным выше причинам, выдано 5 предупреждений, 3 из которых исполнены (5 и 4 соответственно в 1 полугодии 2017 года). Всего возбуждено 4 дела, в том числе одно в связи с неисполнением предупреждения (3 дела в 1 полугодии 2017 года), 2 из них прекращено в связи с отсутствием нарушения, признано, как и прошлом году, 2 нарушения, по одному из них выдано предписание, которое находится в стадии исполнения.

В 1 полугодии 2018 года возбуждено 8 дел об административном правонарушении за злоупотребление доминирующим положением в отношении юридических и должностных лиц, вынесено 7 постановлений о наложении штрафа на сумму 984 тыс. руб., уплачен 1,7 млн руб. (2 штрафа на сумму 2,5 млн руб., уплачен 1,7 млн руб. в 1 полугодии 2017 года).

Таким образом, количество выявленных и пресеченных злоупотреблений доминирующим положением и привлеченных лиц к административной ответственности за последние пять лет существенно сократилось в связи с либерализацией антимонопольного законодательства и переходом на предупредительный контроль.

Выросло более чем в два раза количество заявлений на антиконкурентные соглашения хозсубъектов - с 14 в 1 полугодии 2017 года до 32 в 1 полугодии 2018 года, по результатам рассмотрения заявлений возбуждено 3 дела, признаны нарушения в 2 делах, выдано 6 предписаний (2 дела, 5 предписаний участникам картеля в 1 полугодии 2017 года).

Заявлений на антиконкурентные соглашения органов власти традиционно немного, всего 1 (4 в 1 полугодии 2017 года), рассмотрение заявления завершилось признанием нарушения, вынесением предписания и привлечением к административной ответственности виновных лиц.

Всего за антиконкурентные соглашения хозсубъектов и органов власти и хозсубъектов в 1 полугодии 2018 года возбуждено 21 дело об административном правонарушении в отношении виновных юридических и должностных лиц, вынесено 20 постановлений о наложении штрафа на сумму более 13 млн руб., уплачено более 6 млн руб. (8 постановлений на 560 тыс. руб., уплачено 167 тыс. руб. - в 1 полугодии 2017 года).

Выросло количество обращений по недобросовестной конкуренции с 43 до 66   и, как следствие, количество выданных и исполненных предупреждений с 7 до 39 и с 5 до 34 соответственно, 2 в стадии исполнения (2 в 1 полугодии 2017 года), 2 не исполнено – по ним возбуждено 2 дела по признакам недобросовестной конкуренции. Всего возбуждено и рассмотрено 13 дел, признано 12 фактов и выдано 9 предписаний (15 дел, признано 11 нарушений, 9 предписаний в 1 полугодии 2017 года).

За недобросовестную конкуренцию возбуждено 17 дел об административном правонарушении, вынесено 17 постановлений о наложении штрафа на сумму 844 тыс. руб., уплачено 156 тыс. руб. (22 дела и 22 постановления о наложении штрафа на сумму 1,3 млн руб., уплачено 236 тыс. руб. в 1 полугодии 2017 года).

Как видим, предупредительный контроль в этой сфере показал свою эффективность.

В целом сократилось количество обращений на антиконкурентные действия органов власти, ограничивающий конкуренцию соглашения, согласованные действия, организованные ими торги - со 108 до 99. При этом не сокращается, а даже незначительно выросло количество обращений по антиконкурентным актам и действиям органов власти, так называемым «административным барьерам», по статье 15 Закона о защите конкуренции - с 57 до 65, и, как следствие, не сокращается количество выданных предупреждений – 40, 16 из которых исполнено, 16 находятся в стадии исполнения (42 предупреждения, 19 из которых исполнено, остальные в стадии исполнения в 1 полугодии 2017 года). Возбуждено 7 дел в связи с неисполнением предупреждения (4 дела в 1 полугодии 2017 года), выдано 5 предписаний, срок исполнения которых не истек (3 в 1 полугодии 2017 года).

За нарушение антимонопольного законодательства привлечено к административной ответственности по ст.14.9 КоАП РФ 13 должностных лиц органов власти на сумму 195 тыс. руб., уплачено 149 тыс. руб., (7 должностных лиц на сумму 105 тыс. руб., уплачено 176 тыс. руб., в 1 полугодии 2017 года).

Активно используют предприниматели возможности ст.18.1 Закона о защите конкуренции, дающие им право обжаловать в антимонопольный орган закупки отдельных юридических лиц (естественные монополии, госкорпорации, автономные учреждения), а также торги, проводимые органами власти в отношении земли, имущества, водных объектов, недр, концессии. перевозки и т.д, а с прошлого года еще и нарушения со стороны органов власти и сетевых компаний в сфере строительства.

В связи с этим ежегодно (с 2012 года) наблюдался рост обращений с соответствующими жалобами, однако, почти треть из них в 1 полугодии 2018 года (46 из 135) возвращено заявителям, поскольку поданы с нарушением сроков или порядка оформления.

Так, в 1 полугодии 2018 года всего поступило 135 жалоб (115 жалоб в 1 полугодии 2017 года), рассмотрено 89, почти половина из них – 37 - обоснованы, выдано 29 предписаний, в т.ч. об аннулировании закупки или проводимых торгов.

Виновные лица за нарушения порядка проведения закупок и торгов привлечены к административной ответственности. По результатам рассмотрения жалоб всего возбуждено 86 дел об административном правонарушении, привлечено к ответственности 68 юридических и должностных лиц (73 и 61 в 1 полугодии 2017 года соответственно).

Не сокращается количество обращений на нарушения правил техприсоединения к различным сетям. Так, в 1 полугодии 2018 года поступило 104 обращения (55 в 1 полугодии 2017 года), по результатам рассмотрения которых возбуждено 68 дел об административных правонарушениях в отношении юридических и виновных должностных лиц сетевых компаний, выдано 5 предупреждений и 37 постановлений о привлечении к административной ответственности (28 дел, 23 постановления о привлечении к административной ответственности) на сумму  более 6 млн руб., уплачено более 8 млн руб. (3 млн руб. и 760 тыс. руб. соответственно в  1 полугодии 2017 года). Большинство обращений касается нарушения правил техприсоединения к электрическим сетям.

С 1 января 2017 года ГУПы и МУПы руководствуются Законом о контрактной системе. Однако жалоб в отношении них поступает и рассматривается антимонопольным органом немного, около 5% от всех поступивших и рассмотренных антимонопольным органом.

Количество обращений по закупкам для государственных и муниципальных нужд сократилось, но незначительно, в основном за счет сокращения обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (со 105 до 64). При этом включено в Реестр 25 участников (23 в 1 полугодии 2017 года). Всего в 1 полугодии 2018 года количество обращений на нарушения законодательства о контрактной системе составило 812 (928 в 1 полугодии 2017 года). Поступило жалоб 440 (393 жалобы в 1 полугодии 2017 года), увеличилось количество  возвращенных жалоб, поданных с нарушением требований закона о контрактной системе с 81 до 106. Рассмотрено на 5 % больше жалоб, чем в 1 полугодии 2017 года (315 и 300 жалоб соответственно), 143 (131) из которых обоснованы (почти 45%).

Следует отметить, что доля обоснованных жалоб колеблется из года в год и составляет от 40 до 50 %.

За нарушения законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок в 1 полугодии 2018 года выдано 191 предписание (234 предписания в 1 полугодии 2017 года,  возбуждено 351 (174 в 1 полугодии 2017 года) административное дело в отношении должностных лиц заказчиков, членов комиссий, в результате рассмотрения которых привлечено к ответственности 327 (123 в 1 полугодии 2017 года) должностных лиц, наложено штрафов на сумму 3,9 млн руб. (1,4 млн руб. в 1 полугодии 2017 года), уплачено штрафов  на сумму 3,3 млн руб. (1,5 млн руб. в 1 полугодии 2017 года).  

Таким образом, сокращения нарушений закона о контрактной системе не прослеживается.

Количество обращений на нарушения рекламного законодательства в этом году резко увеличилось и, как следствие, увеличилось и количество возбужденных дел и вынесенных предписаний. Так, в 1 полугодии 2018 года поступило 214 обращений (117 обращений  в 1 полугодии 2017 года), возбуждено 60 дел (37 дел в 1 полугодии 2017 года), из них в 51 случае (33 в 1 полугодии 2017 года) признаны нарушения, выдано 35 предписаний (26 в 1 полугодии 2017 года).

За нарушения рекламного законодательства возбуждено 78 дел об административных правонарушениях в отношении должностных и юридических лиц, по итогам рассмотрения которых выдано 29 постановлений о наложении штрафа на сумму 725 тыс. руб., уплачено 675 тыс. руб., выдано 43 предупреждения (45 дел в 1 полугодии 2017 года, 14 постановлений на сумму 370 тыс. руб., уплачено 114 тыс. руб., выдано 25 предупреждений). Как видим, активно применяется административное взыскание в виде предупреждения, что связано с «антикризисным пакетом поправок», который вступил в силу во второй половине 2016 года, заменяющий штраф на предупреждение для субъектов малого и среднего бизнеса, впервые привлекаемых к административной ответственности.

Всего Челябинским УФАС России, в том числе в результате рассмотрения заявлений, проведения проверок, в 1 полугодии 2018 года возбуждено производство по 647 делам по признакам нарушения (646 дел в 1 полугодии 2017 года), в результате рассмотрения которых выдано 277 предписаний (339 предписаний в 1 полугодии 2017 года) и 84 предупреждения (54 в 1 полугодии 2017 года).

За нарушение рекламного, антимонопольного законодательства, законодательства о контрактной системе, закона о закупках и Правил подключения возбуждено и рассмотрено в 1 полугодии 2018 года 654 дела об административном правонарушении (371 в 1 полугодии 2017 года), по итогам рассмотрения которых выдано 62 предупреждения для субъектов малого бизнеса по нарушениям рекламного законодательства, законодательства об обязательных торгах, правил техприсоединения (25 в 1 полугодии 2017 года), 527 постановлений о наложении штрафа  (270 в 1 полугодии 2017 года) на сумму почти 27 млн руб. (10 млн руб. в 1 полугодии 2017 года), взыскано штрафов на сумму почти 22 млн руб. (6 млн руб. в 1 полугодии 2017 года).

Увеличение количества возбужденных дел и вынесенных постановлений о наложении штрафа произошло в основном за счет роста количества дел и штрафов за антиконкурентные соглашения (13 млн руб. наложено, 6 уплачено), за нарушение законодательства о контрактной системе (3 млн руб. наложено и уплачено), нарушения Правил техприсоединения к сетям (6 млн. руб.  наложено, 8 уплачено).