Предупреждения по ярмаркам исполнены

Администрация г. Челябинска, Управление культуры Администрации г. Челябинска и МАУ «Культурные традиции» сообщили в Челябинское УФАС России об исполнении ранее выданных предупреждений.

 

Антимонопольная служба выявила в действиях данных учреждений признаки нарушения ч. 1 и 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции при организации ярмарок в г. Челябинске.

 

На территории Челябинской области порядок организации ярмарок и продажи товаров на них и требованиях к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках установлен Положением о порядке организации ярмарок и продажи товаров на них и требованиях к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках на территории Челябинской области, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 16 февраля 2011 года № 31-П.

 

Положением предусмотрено два порядка организации ярмарок: органом местного самоуправления на основании правового акта указанного органа о проведении ярмарки на специально отведенной органом местного самоуправления территории и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании положительного решения органа местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления такого хозяйствующего субъекта о проведении ярмарки на территории, принадлежащей ему на праве собственности или ином вещном праве.

 

Администрацией города в 2016 году принято Распоряжение «О разрешении на проведение тематических ярмарок Управлению культуры Администрации города Челябинска» с целью сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов.

 

В свою очередь, Управление культуры полномочия по организации и проведению ярмарок передало МАУ «Культурные традиции», а МАУ «Культурные традиции» - ООО «Метар-маркет». Общество оплатило за право осуществления деятельности по 42 адресам 800 тысяч рублей за 5 месяцев.

 

При этом в Распоряжении отсутствовала конкретная информация о границах территорий, на которых запланирована организация ярмарок.

 

Данную территорию определило МАУ «Культурные традиции», исполнив тем самым функцию органа местного самоуправления, что запрещено ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции.

 

ООО «Метар-маркет», в свою очередь, направило уведомления владельцам нестационарных торговых объектов, которые, по данным хозяйствующего субъекта, располагались на местах для ярмарок.

 

ООО «Метар-маркет» предложило владельцам либо заключить с ним договор и оплачивать ему 8-12 тысяч рублей в месяц, либо демонтировать расположенные на отведенной для ярмарки территории торговые объекты.

 

Таким образом, компания получила возможность использовать не принадлежащую ей территорию в коммерческих целях и взимать денежные средства с владельцев нестационарных торговых объектов, в которых ярмарки не организовывались. Многие нестационарные торговые объекты, в которых реализовывалась различная продукция, даже в силу занимаемой ими площади не могли быть использованы для проведения ярмарок.

 

Согласно методическим рекомендациям Минпромторга России ярмарка является самостоятельным торговым форматом, представляющим собой ограниченное во времени торговое или торгово-праздничное мероприятие, на котором множество продавцов (участников ярмарки) предлагают покупателям товары (работы, услуги) в соответствии с типом (специализацией) ярмарки. Ключевым отличием ярмарок от иных торговых форматов (кроме розничных рынков) является наличие на одной ярмарочной площадке множества самостоятельных мелких хозяйствующих субъектов.

 

Администрация при организации ярмарки нарушено действующее законодательство ввиду отсутствия сведений об отведенной территории, о типе ярмарки, порядке предоставления мест и их количестве, ассортименте реализуемых на ярмарке товаров, плате за место при продаже товаров.

 

Кроме того, Челябинское УФАС России установило, что Администрацией не обеспечен контроль за исполнением Распоряжения, в результате чего полномочия органа местного самоуправления, как организатора ярмарок, осуществляют хозяйствующие субъекты (МАУ «Культурные традиции», ООО «Метар-Маркет»).

 

При этом хозяйствующий субъект может выступать организатором ярмарки только на принадлежащей ему территории, получив соответствующее разрешение от органа местного самоуправления.

 

Согласно ч. 1 и 3. ст 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.