ООО «Челябгорзеленстрой» правомерно оштрафовано за заключение с УДХ Администрации г. Челябинска контрактов по озеленению города без торгов

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд отказал ООО «Челябгорзеленстрой» в удовлетворении требований о признании незаконным постановления Челябинского УФАС России о наложении на компанию штрафа за нарушение Закона о защите конкуренции.

 

В 2015 году Управление дорожного хозяйства заключило 4 контракта с ООО «Челябгорзеленстрой» по содержанию объектов озеленения и ремонтно-восстановительным работам на объектах озеленения в городе на общую сумму 160 млн рублей без проведения конкурентных процедур.

 

При этом в декабре 2014 года и в феврале 2015 года Управление объявляло два аукциона на выполнение работ по содержанию объектов озеленения. Но заказчиком в ходе проведения данных аукционов были допущены серьезные нарушения законодательства о контрактной системе. В связи с этим Челябинское УФАС России выдало предписания об их отмене.

 

Однако проводить повторные конкурентные процедуры, уже с учетом замечаний антимонопольной службы, Управление не стало и заключило контракты с выбранным им ООО «Челябгорзелентстрой». Эти 2 контракта стали первыми в серии контрактов по озеленению, исполнитель которых не выбирался конкурентным способом.

 

Заключение контракта с единственным поставщиком было объяснено избежанием развития аварийных ситуаций на объектах озеленения.

 

Проводить торги для заключения последующих 2 других контрактов Управление даже не пыталось и пошло по прежнему пути. Два контракта по озеленению и ремонтно-восстановительным работам на суммы 97 млн рублей и 1,3 млн рублей соответственно были также заключены с ООО «Челябгорзеленстрой».

 

В этих случаях Управление ссылалось на «острую необходимость выполнения работ по содержанию объектов озеленения в связи с наступлением устойчивых положительных температур». Кроме того, указывалась и причина о прежних отменах данных аукционов антимонопольной службой.

 

При этом Челябинское УФАС России указало, что данные работы носят плановый характер, необходимость их проведения не обусловлена чрезвычайной ситуацией, к которым правоприменительная практика относит стихийные бедствия. Именно при таких случаях законодательством допускается заключение контрактов без проведения торгов.

 

Управление должно было учесть выявленные службой нарушения, выбрать компанию для озеленения города конкурентным способом с соблюдением законодательства о контрактной системе, а не вовсе отказаться от торгов.

 

Челябинское УФАС России после рассмотрения обращений Челябинской общественной организации содействия общественному контролю «Комитет народного контроля» и гражданина установило в действиях УДХ и ООО «Челябгорзеленстрой» нарушение ст. 16 Закона о защите конкуренции.

 

Управление и компания заключили ограничивающее конкуренцию соглашение в интересах каждого из них, результатом которого стало устранение конкуренции и создание необоснованных преимуществ ООО «Челябгорзеленстрой». Другие компании, как это всегда бывает при заключении антиконкурентных соглашений, даже не имели возможности побороться за данные контракты.

 

Челябинское УФАС России оштрафовало ООО «Челябгорзеленстрой» на 2,1 млн рублей. Впоследствии штраф был снижен Арбитражным судом Челябинской области до 1,08 млн рублей. Должностное лицо Управления дорожного хозяйства оштрафовано Главным контрольным управлением Челябинской области на 50 тысяч рублей, также рассматривавшим данную ситуацию.

 

Согласно ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.