Итоги круглого стола по вопросам применения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

по рассмотрению вопросов применения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861 к сетям инженерно-коммунальной инфраструктуры

           

15 июня 2016 года

Председательствовал:  

Руководитель Челябинского УФАС России А.А. Козлова

в составе:

Министр тарифного регулирования и энергетики

Челябинской области

            Т.В. Кучиц

Заместитель Министра тарифного регулирования и

энергетики Челябинской области

 

                   А.А. Дрыга

Заместитель начальника управления Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области

П.Л. Самсонов

Вице-председатель Совета Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»

 Д.А. Константинов

Начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта

Челябинского УФАС России

  Ю.Г. Ростовцева

Начальник отдела антимонопольного контроля

Челябинского УФАС России

 С.А. Копылов

 

при участии хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по технологическому присоединению.

Слушали:

1). Начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России Копылова С.А., представителя ОАО «МРСК Урала», которые выступили с докладом о порядке предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Земельным участком, предоставленным для жилищного строительства, признается земельный участок, отведенный для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, и прошедший соответствующую процедуру предоставления земельных участков для жилищного строительства в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с действующим ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Предоставление же в собственность заявителей земельных участков для строительства 'без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).

Сам же порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта также подробно урегулирован 6 ЗК РФ и сводится к проведению следующих действий. Проведение работ по формированию земельного участка. Данная операция включает в себя следующие действия - подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности.

Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.

Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке установленном частью 3 статьи 39.11 ЗК РФ.

 Получение технических условий при присоединении вновь созданного земельного участка и определение размера платы за данный вид услуги регламентируется нормами постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в соответствии с пунктом 15 указанного постановления технические условия на технологическое присоединение к. электрическим сетям являются неотъемлемой частью договора на технологическое присоединение, основания для заключения которого перечислены в пункте 2 указанного постановления.

Из совокупности перечисленных норм следует, что продажа земельных участков органом государственной власти для индивидуального строительства возможна при наличии технологического присоединения данного участка к электрическим сетям. То есть законодатель возложил именно на органы государственной власти обязанность присоединять земельные участки до их продажи. Однако, на практике государственные органы осуществляют продажу земельных участков без инфраструктуры, а зачастую без предусмотренных мест размещения электросетевых объектов.

Неисполнение государственными органами обязанности по продаже земельных участков при наличии присоединения к электрическим сетям влечет ряд негативных последствий для покупателей таких земельных участков и для сетевой организации.

При заключении договоров купли-продажи земельных участком покупатель не располагает сведениями о наличии либо отсутствии технической возможности получения электрической мощности, а также об объеме необходимых для электроснабжения участка мероприятий по технологическому присоединению и, соответственно, стоимости данной услуги, которая может достигать нескольких десятков миллионов рублей, в связи с этим покупатель не имеет возможности оценить действительную стоимость приобретаемого земельного участка.

Покупатели земельных участков вынуждены предпринимать меры по электрификации целых поселков собственными силами и средствами: выделение частей земельных участков для размещения электросетевых объектов, разработка плана расположения электросетевых объектов и иных инженерных коммуникаций, оплата строительства подстанций и линий электропередач.

Бездействие органов государственной власти, по сути, лишает покупателей права использования «льготы» при получении электрической мощности, право на получение которой установлено действующим законодательством.

Для сетевых организаций выделение земельных участков под дачное и индивидуальное строительство без обеспечения инженерной инфраструктурой предполагает ряд негативных последствий, таких как: отсутствие «коридоров» земель для размещения инфраструктуры. Указанные обстоятельства являются основой для обращения с заявками на технологическое присоединение одиночно либо малыми группами при выделении несколько десятков-сотен земельных участков.

Последствиями таких обращений становится:

  • исключение комплексной застройки территории электросетевыми объектами;
  • точечное исполнение строительно-монтажных работ формирует неправильную топологию сетей (увеличивает объем охранных зон) и вынуждает корректировать ранее построенные объекты и электрические схемы, что существенно усложняет работу сетевой организации и увеличивает выпадающие доходы сетевой организации при реализации льготных договоров.
  • нарушение сроков реализации договоров на ТП (отсутствие земельных участков для размещения электросетевых объектов, необходимость получения землеотводных документов, получение согласия иных собственников земли — оформление сервитута для строительства и обслуживания электросетевых объектов, значительная удаленность земельных участков покупателей от существующей инфраструктуры и т.п.) и, как следствие, административная ответственность.

Решили:

1. Принять к сведению информацию;

2. Направить письмо ОАО «МРСК Урала» для представления своего предложения по указанному вопросу.

 

2.) Представитель ОАО «МРСК Урала» выступил с докладом о необходимости наделения сетевой организации правом проведения правовой оценки правоустанавливающих документов на земельный участок, представленных в составе заявки на тех. присоединение.

В подпункте «г» пункта 10 Правил присоединения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 указано, что к заявке должны быть приложены копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства,

Потребитель в заявке на технологическое присоединение в качестве энергопринимающих устройств указал - проектируемая линия, приложив копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, относящийся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности - под строительство завода по производству сборных деревянных домов.

Сетевая компания указала потребителю на то, что целевое назначение земельного участка - под строительство завода по производству сборных деревянных домов, следовательно проектируемая линия не могут быть размещены на данном участке.

С учётом изложенного, возникают следующие вопросы:

  • Имеет ли сетевая компания право проверять категорию земель и их целевое назначение при представлении правоустанавливающих документов на земельный участок
  • в составе заявки на технологическое присоединение;
  • Имеет ли сетевая компания право запрашивать у потребителей представление разрешения на строительство ТП, либо документы об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
  • Имеет ли сетевая компания право запрашивать у потребителей правоустанавливающие документы на энергопринимающие устройства, в том числе движимые ТП, при условии представления в составе заявки правоустанавливающих документов на земельный участок (независимо от категории земель и целевого назначения).

 

Ответ:

По данному вопросу ЦА ФАС России в письме от 22.03.2016№ ВК/18071/16 сообщило следующее.

В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах  12.1, 14 и 34 Правил присоединения , обратившимися в сетевую организацию с заявкой на тех. присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по тех. присоединению.

Согласно подпункту «г» пункта 10 Правил присоединения к заявке на заключение договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрической сети должна быть приложена копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.

Правила не содержат указание на наличие ограничений права заявителя на присоединение принадлежащих ему энергопринимающих устройств в зависимости от целевого назначения земельного участка, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя.

Отказ сетевой организации от технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя по причине нецелевого использования земли нарушает требования пункта 3 Правил присоединения.

Несоблюдение сетевой организацией требований Правил присоединения является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

 

Решили:

1. Принять к сведению информацию;

2. Разместить на официальном сайте Челябинского УФАС России разъяснения ФАС России от 22.03.2016 № ВК/18071/16 по обозначенному вопросу.

3). Вопрос однократности технологического присоединения, поставленный ОАО «МРСК Урала» снят с заседания круглого стола, поскольку Комиссией антимонопольного органа рассматривается жалоба по указанному вопросу.

Файлы для скачивания

Разъяснения от 22.03.2016 № ВК-18071-16
Тип файла: pdf
Размер файла: 1.17 МБ