Решение по делу № 589-ж/2014 по жалобе ООО «Росгосстрах»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: № 589-ж/2014
Дата публикации: 24 сентября 2014, 10:10

 

РЕШЕНИЕ № 589-ж/2014

 

24 сентября 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Ушаковой П.А.

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Кокшаровой И.О.

-

главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Росгосстрах» (Челябинский филиал) на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок № 0369100008514000400 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности транспортных средств, принадлежащих ФГБУЗ ЦМСЧ-15 ФМБА России (ОСАГО), в присутствии:

- представителя Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства", действующего на основании доверенности от 23.09.2014;

- представителя ООО «Росгосстрах», действующего на основании доверенности от 08.08.2014;

- представителя СОАО «ВСК», действующего на основании доверенности от 16.01.2014,

- представителя СОАО «ВСК», действующего на основании доверенности от 16.01.2014,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Росгосстрах» (Челябинский филиал) на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок № 0369100008514000400 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности транспортных средств, принадлежащих ФГБУЗ ЦМСЧ-15 ФМБА России (ОСАГО) (далее - конкурс).

Согласно представленным документам 04.09.2014 Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства" объявило о проведении запроса котировок.

Начальная (максимальная) цена контракта – 39 000 рублей 00 копеек.

Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок – 11.09.2014 09:00.

Состав котировочной комиссии утвержден Приказом начальника Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства" № 82 от 04.02.2014.

По состоянию на 24.09.2014 государственный контракт по объекту рассматриваемой закупки заключен с СОАО «ВСК» от 19.09.2014.

Представитель заявителя поддержал доводы жалобы и указал следующее.

В извещении о проведении запроса котировок заказчик не указал сведения, позволяющие рассчитать цену контракта, в частности сведения о коэффициенте КБМ.

При направлении запроса о разъяснении извещения о закупке заказчик предоставил сведения о регистрационных номерах на каждое транспортное средство, в связи с чем заявитель обратился в РСА для получения сведений о КБМ.

В соответствии с полученными данными заявителем рассчитана цена контракта – 32 319, 00 рублей, что соответствует порядку расчета страховой премии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Однако СОАО «ВСК», предложило цену контракта не в соответствии с порядком расчета страховой премии, установленным в Постановлении, в связи с чем комиссия должна была отклонить указанную заявку.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился представил письменные возражения по доводам жалобы, а также пояснил, что действия котировочной комиссии соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.

Заявка СОАО «ВСК» допущена к участию в запросе котировок, так как цена, предложенная указанным участником не превышает начальную (максимальную) цену контракта и рассчитана с учетом понижающего коэффициента КБМ, так как у заказчика отсутствовали страховые случаи за предыдущий страховой период.

Таким образом, действия котировочной комиссии соответствуют требования законодательства о контрактной системе, так как указанным участником предложена наименьшая цена контракта, в связи с чем он признан победителем запроса котировок.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Как следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42, частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Вместе с тем, в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 73, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок отсутствуют исходные данные о транспортных средствах, являющихся объектом страхования (идентификационный номер транспортного средства, мощность двигателя, наличие/отсутствие страховых случаев и т.д.), которые необходимы для правильного применения страховых коэффициентов при расчете начальной (максимальной) цены контракта, которая также должна быть сформирована на основе тарифного метода, а также указанные исходные данные необходимы для объективной оценки заявок на участие в запросе котировок.

2. Как следует из части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, котировочная комиссия вскрывает конверты с такими заявками и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, рассматривает такие заявки в части соответствия их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает такие заявки.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 11.09.2014 (далее - Протокол) заявка СОАО «ВСК» признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок и указанный участник закупки признан победителем запроса котировок, предложившим наименьшую цену контракта.

Согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Заявка СОАО «ВСК» содержит ценовое предложение в размере 30 780 рублей 00 копеек, что не превышает начальную максимальную цену контракта, составляющую 39 000 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, решение котировочной комиссии о признании заявки СОАО «ВСК», соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок, является правомерным, ввиду отсутствия оснований для отклонения такой заявки в соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.

При этом антимонопольный орган отмечает, что котировочная комиссия при оценке и рассмотрении заявок исходит из тех сведений, которые закреплены в извещении о проведении запроса котировок, и, не обладая исходными данными об объекте закупки, не может оценить правильность применения страховых коэффициентов при расчете цены контракта, предложенной участниками закупки.

2. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о контрактной системе под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

При этом, как следует из смысла статьи 6 Закона о контрактной системе механизм процедуры определения поставщика должен способствовать реализации целей законодательства о контрактной системе, таких как открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Как следует из части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Однако право заказчика, связанное с определением способа закупки не должно входить в противоречие с общими принципами законодательства о контрактной системе в части обеспечения потенциальным поставщикам (исполнителям, подрядчикам) гарантий по реализации их права на участие в закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях заказчика в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Таким образом, особенностью осуществления закупки путем проведения запроса котировок является то, что победитель запроса котировок определяется исключительно по нестоимостному критерию.

Предметом закупки является оказание услуг по осуществлению обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), специфика оказания которых выражается в государственном регулировании цен на указанный вид услуг.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Закон об ОСАГО) договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным Федеральным законом и является публичным.

Статьей 5 Закона об ОСАГО определено, что порядок реализации определенных названным Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в правилах обязательного страхования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее - Постановление) утверждены базовые страховые тарифы, которые подлежат применению всеми лицами, оказывающими страховые услуги.

Таким образом, страховые организации, в силу установленных федеральным законодательством императивных показателей базовых страховых тарифов, не вправе применять ставки, отличные от установленных Правительством Российской Федерации.

Так, в силу законодательного установления размера базовых страховых тарифов, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков, а потому невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта - самую низкую цену контракта.

С учетом изложенного, проведение запроса котировок не отвечает специфике данного объекта закупки и не позволяет реализовать механизм выбора победителя запроса котировок, а, следовательно, достичь цели, ради которой проводится процедура закупки.

Несмотря на то, что данный вид услуг соответствует критериям, установленным части 2 статьи 72 Закона о контрактной системе определение поставщика на оказание услуг по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств не может быть осуществлено путем запроса котировок, так как не соответствует общему смыслу и принципам законодательства о контрактной системе, заложенным в статье 6 Закона о контрактной системе.

Кроме того, определение победителя запроса котировок исключительно по времени подачи заявки, по принципу первоочередности, (победителем становится участник, подавший заявку ранее другого участника при совпадении заявляемой участниками цены контракта), не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку установление более низкой цены контракта является первоосновой для установления результатов запроса котировок.

Таким образом, определение победителя запроса котировок путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и, соответственно, предопределенности цены контракта, не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой Высшего арбитражного суда Российской Федерации (Определение ВАС РФ № ВАС-14998/12).

3. Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.

Согласно части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы, услуги.

Объектом закупки является оказание услуг по ОСАГО, ценообразование на которые подлежат государственному регулированию в силу Постановления, которым утверждены базовые страховые тарифы, подлежащие применению всеми лицами, оказывающими страховые услуги.

В соответствии с разделом I Постановления страховые тарифы включают в себя:

базовые страховые тарифы (ТБ), коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ), коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ), коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО), коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС), коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "B") (КМ), коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС), коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (КП)

Таким образом, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен применять тарифный метод с указанием расчета цены контракта, включающей в себя сумму страховых премий по каждому транспортному средству с применением указанных страховых тарифов и коэффициентов, что отвечает требованиям как законодательства о контрактной системе, так и законодательства об обязательном страховании автогражданской ответственности.

Указанный порядок расчета цены контракта создает равные условия для всех потенциальных участников закупки, исключая возможность произвольного применения страховых коэффициентов ввиду отсутствия у страховщиков полной и достоверной информации о коэффициентах, применяемых в предыдущие периоды страхования.

Как следует, из Приложения № 2 к документации об аукционе при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчик использовал метод сопоставимых рыночных цен, с применением источников информации ввиде двух телефонных опросов от 01.09.2014., что не отвечает требованиям части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе, а также порядку расчета страховой премии в соответствии с Постановлением.

4. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.

Вместе с тем, в проекте контракта не установлен порядок расчета цены контракта в соответствии с Постановлением в нарушение части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобы ООО «Росгосстрах» (Челябинский филиал) на действия котировочной комиссии необоснованными.

2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 24, части 1 статьи 72, частей 1,8 статьи 22, части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт на момент вынесения решения заключен.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

В.А. Ливончик

Члены Комиссии

П.А. Ушакова

И.О. Кокшарова

stdClass Object ( [vid] => 14679 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 589-ж/2014 по жалобе ООО «Росгосстрах» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 14679 [type] => solution [language] => ru [created] => 1415942136 [changed] => 1415942136 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1415942136 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ № 589-ж/2014

 

24 сентября 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Ушаковой П.А.

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Кокшаровой И.О.

-

главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Росгосстрах» (Челябинский филиал) на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок № 0369100008514000400 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности транспортных средств, принадлежащих ФГБУЗ ЦМСЧ-15 ФМБА России (ОСАГО), в присутствии:

- представителя Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства", действующего на основании доверенности от 23.09.2014;

- представителя ООО «Росгосстрах», действующего на основании доверенности от 08.08.2014;

- представителя СОАО «ВСК», действующего на основании доверенности от 16.01.2014,

- представителя СОАО «ВСК», действующего на основании доверенности от 16.01.2014,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Росгосстрах» (Челябинский филиал) на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок № 0369100008514000400 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности транспортных средств, принадлежащих ФГБУЗ ЦМСЧ-15 ФМБА России (ОСАГО) (далее - конкурс).

Согласно представленным документам 04.09.2014 Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства" объявило о проведении запроса котировок.

Начальная (максимальная) цена контракта – 39 000 рублей 00 копеек.

Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок – 11.09.2014 09:00.

Состав котировочной комиссии утвержден Приказом начальника Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства" № 82 от 04.02.2014.

По состоянию на 24.09.2014 государственный контракт по объекту рассматриваемой закупки заключен с СОАО «ВСК» от 19.09.2014.

Представитель заявителя поддержал доводы жалобы и указал следующее.

В извещении о проведении запроса котировок заказчик не указал сведения, позволяющие рассчитать цену контракта, в частности сведения о коэффициенте КБМ.

При направлении запроса о разъяснении извещения о закупке заказчик предоставил сведения о регистрационных номерах на каждое транспортное средство, в связи с чем заявитель обратился в РСА для получения сведений о КБМ.

В соответствии с полученными данными заявителем рассчитана цена контракта – 32 319, 00 рублей, что соответствует порядку расчета страховой премии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Однако СОАО «ВСК», предложило цену контракта не в соответствии с порядком расчета страховой премии, установленным в Постановлении, в связи с чем комиссия должна была отклонить указанную заявку.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился представил письменные возражения по доводам жалобы, а также пояснил, что действия котировочной комиссии соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.

Заявка СОАО «ВСК» допущена к участию в запросе котировок, так как цена, предложенная указанным участником не превышает начальную (максимальную) цену контракта и рассчитана с учетом понижающего коэффициента КБМ, так как у заказчика отсутствовали страховые случаи за предыдущий страховой период.

Таким образом, действия котировочной комиссии соответствуют требования законодательства о контрактной системе, так как указанным участником предложена наименьшая цена контракта, в связи с чем он признан победителем запроса котировок.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Как следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42, частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Вместе с тем, в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 73, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок отсутствуют исходные данные о транспортных средствах, являющихся объектом страхования (идентификационный номер транспортного средства, мощность двигателя, наличие/отсутствие страховых случаев и т.д.), которые необходимы для правильного применения страховых коэффициентов при расчете начальной (максимальной) цены контракта, которая также должна быть сформирована на основе тарифного метода, а также указанные исходные данные необходимы для объективной оценки заявок на участие в запросе котировок.

2. Как следует из части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, котировочная комиссия вскрывает конверты с такими заявками и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, рассматривает такие заявки в части соответствия их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает такие заявки.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 11.09.2014 (далее - Протокол) заявка СОАО «ВСК» признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок и указанный участник закупки признан победителем запроса котировок, предложившим наименьшую цену контракта.

Согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Заявка СОАО «ВСК» содержит ценовое предложение в размере 30 780 рублей 00 копеек, что не превышает начальную максимальную цену контракта, составляющую 39 000 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, решение котировочной комиссии о признании заявки СОАО «ВСК», соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок, является правомерным, ввиду отсутствия оснований для отклонения такой заявки в соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.

При этом антимонопольный орган отмечает, что котировочная комиссия при оценке и рассмотрении заявок исходит из тех сведений, которые закреплены в извещении о проведении запроса котировок, и, не обладая исходными данными об объекте закупки, не может оценить правильность применения страховых коэффициентов при расчете цены контракта, предложенной участниками закупки.

2. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о контрактной системе под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

При этом, как следует из смысла статьи 6 Закона о контрактной системе механизм процедуры определения поставщика должен способствовать реализации целей законодательства о контрактной системе, таких как открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Как следует из части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Однако право заказчика, связанное с определением способа закупки не должно входить в противоречие с общими принципами законодательства о контрактной системе в части обеспечения потенциальным поставщикам (исполнителям, подрядчикам) гарантий по реализации их права на участие в закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях заказчика в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Таким образом, особенностью осуществления закупки путем проведения запроса котировок является то, что победитель запроса котировок определяется исключительно по нестоимостному критерию.

Предметом закупки является оказание услуг по осуществлению обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), специфика оказания которых выражается в государственном регулировании цен на указанный вид услуг.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Закон об ОСАГО) договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным Федеральным законом и является публичным.

Статьей 5 Закона об ОСАГО определено, что порядок реализации определенных названным Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в правилах обязательного страхования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее - Постановление) утверждены базовые страховые тарифы, которые подлежат применению всеми лицами, оказывающими страховые услуги.

Таким образом, страховые организации, в силу установленных федеральным законодательством императивных показателей базовых страховых тарифов, не вправе применять ставки, отличные от установленных Правительством Российской Федерации.

Так, в силу законодательного установления размера базовых страховых тарифов, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков, а потому невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта - самую низкую цену контракта.

С учетом изложенного, проведение запроса котировок не отвечает специфике данного объекта закупки и не позволяет реализовать механизм выбора победителя запроса котировок, а, следовательно, достичь цели, ради которой проводится процедура закупки.

Несмотря на то, что данный вид услуг соответствует критериям, установленным части 2 статьи 72 Закона о контрактной системе определение поставщика на оказание услуг по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств не может быть осуществлено путем запроса котировок, так как не соответствует общему смыслу и принципам законодательства о контрактной системе, заложенным в статье 6 Закона о контрактной системе.

Кроме того, определение победителя запроса котировок исключительно по времени подачи заявки, по принципу первоочередности, (победителем становится участник, подавший заявку ранее другого участника при совпадении заявляемой участниками цены контракта), не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку установление более низкой цены контракта является первоосновой для установления результатов запроса котировок.

Таким образом, определение победителя запроса котировок путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и, соответственно, предопределенности цены контракта, не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой Высшего арбитражного суда Российской Федерации (Определение ВАС РФ № ВАС-14998/12).

3. Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.

Согласно части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы, услуги.

Объектом закупки является оказание услуг по ОСАГО, ценообразование на которые подлежат государственному регулированию в силу Постановления, которым утверждены базовые страховые тарифы, подлежащие применению всеми лицами, оказывающими страховые услуги.

В соответствии с разделом I Постановления страховые тарифы включают в себя:

базовые страховые тарифы (ТБ), коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ), коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ), коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО), коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС), коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "B") (КМ), коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС), коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (КП)

Таким образом, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен применять тарифный метод с указанием расчета цены контракта, включающей в себя сумму страховых премий по каждому транспортному средству с применением указанных страховых тарифов и коэффициентов, что отвечает требованиям как законодательства о контрактной системе, так и законодательства об обязательном страховании автогражданской ответственности.

Указанный порядок расчета цены контракта создает равные условия для всех потенциальных участников закупки, исключая возможность произвольного применения страховых коэффициентов ввиду отсутствия у страховщиков полной и достоверной информации о коэффициентах, применяемых в предыдущие периоды страхования.

Как следует, из Приложения № 2 к документации об аукционе при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчик использовал метод сопоставимых рыночных цен, с применением источников информации ввиде двух телефонных опросов от 01.09.2014., что не отвечает требованиям части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе, а также порядку расчета страховой премии в соответствии с Постановлением.

4. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.

Вместе с тем, в проекте контракта не установлен порядок расчета цены контракта в соответствии с Постановлением в нарушение части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобы ООО «Росгосстрах» (Челябинский филиал) на действия котировочной комиссии необоснованными.

2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 24, части 1 статьи 72, частей 1,8 статьи 22, части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт на момент вынесения решения заключен.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

В.А. Ливончик

Члены Комиссии

П.А. Ушакова

И.О. Кокшарова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ № 589-ж/2014

 

24 сентября 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Ушаковой П.А.

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Кокшаровой И.О.

-

главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Росгосстрах» (Челябинский филиал) на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок № 0369100008514000400 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности транспортных средств, принадлежащих ФГБУЗ ЦМСЧ-15 ФМБА России (ОСАГО), в присутствии:

- представителя Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства", действующего на основании доверенности от 23.09.2014;

- представителя ООО «Росгосстрах», действующего на основании доверенности от 08.08.2014;

- представителя СОАО «ВСК», действующего на основании доверенности от 16.01.2014,

- представителя СОАО «ВСК», действующего на основании доверенности от 16.01.2014,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Росгосстрах» (Челябинский филиал) на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок № 0369100008514000400 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности транспортных средств, принадлежащих ФГБУЗ ЦМСЧ-15 ФМБА России (ОСАГО) (далее - конкурс).

Согласно представленным документам 04.09.2014 Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства" объявило о проведении запроса котировок.

Начальная (максимальная) цена контракта – 39 000 рублей 00 копеек.

Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок – 11.09.2014 09:00.

Состав котировочной комиссии утвержден Приказом начальника Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства" № 82 от 04.02.2014.

По состоянию на 24.09.2014 государственный контракт по объекту рассматриваемой закупки заключен с СОАО «ВСК» от 19.09.2014.

Представитель заявителя поддержал доводы жалобы и указал следующее.

В извещении о проведении запроса котировок заказчик не указал сведения, позволяющие рассчитать цену контракта, в частности сведения о коэффициенте КБМ.

При направлении запроса о разъяснении извещения о закупке заказчик предоставил сведения о регистрационных номерах на каждое транспортное средство, в связи с чем заявитель обратился в РСА для получения сведений о КБМ.

В соответствии с полученными данными заявителем рассчитана цена контракта – 32 319, 00 рублей, что соответствует порядку расчета страховой премии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Однако СОАО «ВСК», предложило цену контракта не в соответствии с порядком расчета страховой премии, установленным в Постановлении, в связи с чем комиссия должна была отклонить указанную заявку.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился представил письменные возражения по доводам жалобы, а также пояснил, что действия котировочной комиссии соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.

Заявка СОАО «ВСК» допущена к участию в запросе котировок, так как цена, предложенная указанным участником не превышает начальную (максимальную) цену контракта и рассчитана с учетом понижающего коэффициента КБМ, так как у заказчика отсутствовали страховые случаи за предыдущий страховой период.

Таким образом, действия котировочной комиссии соответствуют требования законодательства о контрактной системе, так как указанным участником предложена наименьшая цена контракта, в связи с чем он признан победителем запроса котировок.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Как следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42, частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Вместе с тем, в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 73, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок отсутствуют исходные данные о транспортных средствах, являющихся объектом страхования (идентификационный номер транспортного средства, мощность двигателя, наличие/отсутствие страховых случаев и т.д.), которые необходимы для правильного применения страховых коэффициентов при расчете начальной (максимальной) цены контракта, которая также должна быть сформирована на основе тарифного метода, а также указанные исходные данные необходимы для объективной оценки заявок на участие в запросе котировок.

2. Как следует из части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, котировочная комиссия вскрывает конверты с такими заявками и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, рассматривает такие заявки в части соответствия их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает такие заявки.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 11.09.2014 (далее - Протокол) заявка СОАО «ВСК» признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок и указанный участник закупки признан победителем запроса котировок, предложившим наименьшую цену контракта.

Согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Заявка СОАО «ВСК» содержит ценовое предложение в размере 30 780 рублей 00 копеек, что не превышает начальную максимальную цену контракта, составляющую 39 000 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, решение котировочной комиссии о признании заявки СОАО «ВСК», соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок, является правомерным, ввиду отсутствия оснований для отклонения такой заявки в соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.

При этом антимонопольный орган отмечает, что котировочная комиссия при оценке и рассмотрении заявок исходит из тех сведений, которые закреплены в извещении о проведении запроса котировок, и, не обладая исходными данными об объекте закупки, не может оценить правильность применения страховых коэффициентов при расчете цены контракта, предложенной участниками закупки.

2. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о контрактной системе под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

При этом, как следует из смысла статьи 6 Закона о контрактной системе механизм процедуры определения поставщика должен способствовать реализации целей законодательства о контрактной системе, таких как открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Как следует из части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Однако право заказчика, связанное с определением способа закупки не должно входить в противоречие с общими принципами законодательства о контрактной системе в части обеспечения потенциальным поставщикам (исполнителям, подрядчикам) гарантий по реализации их права на участие в закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях заказчика в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Таким образом, особенностью осуществления закупки путем проведения запроса котировок является то, что победитель запроса котировок определяется исключительно по нестоимостному критерию.

Предметом закупки является оказание услуг по осуществлению обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), специфика оказания которых выражается в государственном регулировании цен на указанный вид услуг.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Закон об ОСАГО) договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным Федеральным законом и является публичным.

Статьей 5 Закона об ОСАГО определено, что порядок реализации определенных названным Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в правилах обязательного страхования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее - Постановление) утверждены базовые страховые тарифы, которые подлежат применению всеми лицами, оказывающими страховые услуги.

Таким образом, страховые организации, в силу установленных федеральным законодательством императивных показателей базовых страховых тарифов, не вправе применять ставки, отличные от установленных Правительством Российской Федерации.

Так, в силу законодательного установления размера базовых страховых тарифов, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков, а потому невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта - самую низкую цену контракта.

С учетом изложенного, проведение запроса котировок не отвечает специфике данного объекта закупки и не позволяет реализовать механизм выбора победителя запроса котировок, а, следовательно, достичь цели, ради которой проводится процедура закупки.

Несмотря на то, что данный вид услуг соответствует критериям, установленным части 2 статьи 72 Закона о контрактной системе определение поставщика на оказание услуг по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств не может быть осуществлено путем запроса котировок, так как не соответствует общему смыслу и принципам законодательства о контрактной системе, заложенным в статье 6 Закона о контрактной системе.

Кроме того, определение победителя запроса котировок исключительно по времени подачи заявки, по принципу первоочередности, (победителем становится участник, подавший заявку ранее другого участника при совпадении заявляемой участниками цены контракта), не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку установление более низкой цены контракта является первоосновой для установления результатов запроса котировок.

Таким образом, определение победителя запроса котировок путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и, соответственно, предопределенности цены контракта, не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой Высшего арбитражного суда Российской Федерации (Определение ВАС РФ № ВАС-14998/12).

3. Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.

Согласно части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы, услуги.

Объектом закупки является оказание услуг по ОСАГО, ценообразование на которые подлежат государственному регулированию в силу Постановления, которым утверждены базовые страховые тарифы, подлежащие применению всеми лицами, оказывающими страховые услуги.

В соответствии с разделом I Постановления страховые тарифы включают в себя:

базовые страховые тарифы (ТБ), коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ), коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ), коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО), коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС), коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "B") (КМ), коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС), коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (КП)

Таким образом, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен применять тарифный метод с указанием расчета цены контракта, включающей в себя сумму страховых премий по каждому транспортному средству с применением указанных страховых тарифов и коэффициентов, что отвечает требованиям как законодательства о контрактной системе, так и законодательства об обязательном страховании автогражданской ответственности.

Указанный порядок расчета цены контракта создает равные условия для всех потенциальных участников закупки, исключая возможность произвольного применения страховых коэффициентов ввиду отсутствия у страховщиков полной и достоверной информации о коэффициентах, применяемых в предыдущие периоды страхования.

Как следует, из Приложения № 2 к документации об аукционе при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчик использовал метод сопоставимых рыночных цен, с применением источников информации ввиде двух телефонных опросов от 01.09.2014., что не отвечает требованиям части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе, а также порядку расчета страховой премии в соответствии с Постановлением.

4. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.

Вместе с тем, в проекте контракта не установлен порядок расчета цены контракта в соответствии с Постановлением в нарушение части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобы ООО «Росгосстрах» (Челябинский филиал) на действия котировочной комиссии необоснованными.

2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 24, части 1 статьи 72, частей 1,8 статьи 22, части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт на момент вынесения решения заключен.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

В.А. Ливончик

Члены Комиссии

П.А. Ушакова

И.О. Кокшарова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 589-ж/2014 [format] => [safe_value] => № 589-ж/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-24 04:10:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-24 04:10:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1415942136 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )