Решение и предписание по делу № 599-ж/2014 по жалобе ООО «Мегаполисресурс»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: № 599-ж/2014
Дата публикации: 26 сентября 2014, 16:30

 

РЕШЕНИЕ № 599-ж/2014


 

26 сентября 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Долгополовой К.А.

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Субботиной А.С.

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Мегаполисресурс» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по утилизации средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения (изв. № 0169100000514000078) (далее - аукцион), в присутствии:

представителей Управление Федерального казначейства по Челябинской области (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей № 69-12/08-04-11-16 от 03.04.2014 года, № 69-12/08-11-40 от 23.09.2014 года, № 69-12/08-04-11-17 от 03.04.2014 года, № 69-12/08-11-41 от 23.09.2014 года, № 69-12/08-11-39 от 23.09.2014 года;

представителя ООО «Мегаполисресурс» (далее - заявитель), действующего на основании доверенности № 050 от 25.09.2014 года,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 19.09.2014 поступила жалоба ООО «Мегаполисресурс» на действия аукционной комиссии при проведении рассматриваемого аукциона, объявленного заказчиком путем размещения на официальном сайте в сети «Интернет» www. zakupki.gov.ru 28.08.2014 года извещения о проведении аукциона.

Начальная цена контракта – 338223,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 09.09.2014 в 10 часов 00 минут.

По состоянию на 26.09.2014 года контракт по предмету рассматриваемой закупки не заключен.

Согласно доводам жалобы, заявитель указывает, что заявка ООО «Мегаполисресурс» (порядковый номер заявки 2) неправомерно признана несоответствующей требованиям документации об аукционе по основаниям, предусмотренным статьей 69 Закона о контрактной системе, по причине отсутствия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности.

Требования документации об аукционе, по мнению заявителя, не позволяют участвовать в закупке лицам, занимающимся использованием и сбором отходов в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Заявитель поясняет, что сбор и использование отходов I-IV классов опасности, а также все виды деятельности по обращению с отходами V класса опасности не подлежат лицензированию, а следовательно, отсутствие у участника закупки лицензии на данную деятельность не может быть причиной отклонения заявки на участие в аукционе.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и на заседании Комиссии пояснили следующее.

Объектом закупки является выполнение работ по утилизации средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения (далее — отходы).

Под выполнением таких работ для целей исполнения государственного контракта, заключаемого по результатам проведения электронного аукциона, понимается сбор, погрузка, транспортировка, переработка отходов и дальнейшее размещение материалов (продуктов) переработки отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Собственником имущества, подлежащего утилизации согласно документации об аукционе, является Российская Федерация. Указанное имущество находится у заказчика на праве оперативного управления, что исключает наличие у заказчика права самостоятельно отчуждать такое имущество в собственность другим лицам.

При этом, согласно пункту 4 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 834, решение о списании федерального движимого имущества, находящегося в оперативном управлении, должно приниматься заказчиком самостоятельно.

Оказание услуг, предусмотренных аукционной документацией, нацелено на списание имущества с баланса заказчика и исключение сведений о таком имуществе из реестра федерального имущества.

По мнению представителей заказчика, положения документации о рассматриваемом аукционе однозначно свидетельствуют о намерении заказчика обеспечить передачу победителю закупки отходов IV класса опасности для утилизации, в том числе для размещения и обезвреживания таких отходов.

Согласно положениям Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию. При этом, несмотря на тот факт, что деятельность по сбору, использованию, транспортированию указанных отходов в настоящее время не подлежит лицензированию, в случае, если отходы I-IV классов опасности передаются собственником отходов для использования (сбора, транспортирования) другому лицу, которое вместо их использования произведет размещение или обезвреживание отходов, не имея соответствующей лицензии, произойдет нарушение положений части 3 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» со стороны собственника отходов.

В соответствии с документацией об аукционе участник закупки, с которым заключается контракт, обязан осуществить сбор, погрузку, транспортировку, переработку отходов и дальнейшее размещение материалов (продуктов) переработки отходов.

На основании изложенного представители заказчика указывают на правомерный характер действий заказчика в части установления в аукционной документации требования о представлении в составе заявки на участие в аукционе копии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности, в связи с чем считают доводы жалобы ООО «Мегаполисресурс» необоснованными.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО «Мегаполисресурс» и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе предусматривает, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, помимо прочих, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В извещении о проведении рассматриваемого аукциона, подпунктом 2.2 пункта 10 части II аукционной документации предусмотрено, что в составе второй части заявки на участие в закупке в качестве указанного документа должна быть представлена лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно протоколу № 0169100000514000078-3 подведения итогов аукциона в электронной форме от 18.09.2014 года, заявка с порядковым номером 2 признана несоответствующей требованиям документации об аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе по причине непредставления в составе второй части указанной заявки на участие в закупке документов, которые предусмотрены пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и пунктом 10 части II документации об аукционе.

Проанализировав заявку с порядковым номером 2 на участие в аукционе, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в составе второй части указанной заявки лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности или копии такой лицензии, на основании чего признает действия аукционной комиссии по признанию указанной заявки несоответствующей требованиям аукционной документации правомерными.

Таким образом, при рассмотрении второй части заявки ООО «Мегаполисресурс» (порядковый номер заявки 2) на участие в аукционе аукционной комиссией не допущено нарушений Закона о контрактной системе.

В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой процедуры определения поставщика (исполнителя, подрядчика), проведенной в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС России в действиях заказчика выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

Пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусматривает установление заказчиком требования о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении закупки и документации о закупке указывается информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о проведении аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам аукциона и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В свою очередь, пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусматривает, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Основываясь на указанных нормах Закона о контрактной системе, в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе (подпункт 2.2 пункта 10 части II) заказчик установил требование о представлении участниками закупки лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности, что предусмотрено пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и применительно к рассматриваемому аукциону расценивается заказчиком в качестве требования законодательства Российской Федерации, которому должны соответствовать участники закупки, попадающего под описание пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Законом о контрактной системе установлено, что требование в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливается с учетом объекта закупки и в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность по объекту закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна включать в себя наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Рассматривая специфику объекта закупки, Комиссия приходит к следующим выводам.

Объектом закупки, заявленным заказчиком в извещении о проведении аукциона, аукционной документации, является выполнение работ по утилизации средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения.

Согласно пункту 1.2 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, под выполнением указанных работ понимается сбор, погрузка, транспортировка, переработка отходов (средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения) и дальнейшее размещение материалов (продуктов) переработки отходов.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В статье 1 указанного Федерального закона определены следующие основные используемые в нем понятия.

Размещением отходов является хранение и захоронение отходов. Хранение отходов представляет собой содержание отходов в объектах их размещения в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Обезвреживание отходов включает в себя обработку отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, в то время как использование отходов предполагает применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Транспортированием отходов считается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах, а сбор отходов представляет собой прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Понятия переработки отходов в указанной норме Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ не содержится.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

Объект закупки включает в себя сбор, погрузку, транспортировку, переработку отходов (средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения) и дальнейшее размещение материалов (продуктов) переработки отходов. При этом, заказчиком установлено, что отходы, подлежащие обращению в процессе оказания необходимых заказчику услуг, имеют IV класс опасности.

Описание объекта закупки включает в себя указание на деятельность, которая не подлежит лицензированию — сбор, погрузка, транспортировка. Объект закупки не предполагает обезвреживание отходов, вследствие чего требование заказчика о представлении лицензии в составе заявки на участие в аукционе лицензии как на обезвреживание, так и на размещение отходов неправомерно

Кроме того, законодательно не определено, что является переработкой отходов, но исходя из общего смысла толкования указанного термина, переработка подразумевает преобразование имеющегося материала (в данном случае, отходов), его видоизменение, что может быть достигнуто в процессе использования отходов. Следствием такого преобразования может стать появление продуктов переработки (что и предполагается заказчиком в пункте 1.2 проекта контракта), которые могут обладать другим классом опасности, в том числе V, что исключает необходимость наличия лицензии и на размещение таких продуктов переработки.

Таким образом, заказчиком нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку неправомерно предъявлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов и представлении такой лицензии в составе заявки на участие в аукционе, в то время как деятельность, которую включает в себя объект закупки, лицензированию не подлежит.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Мегаполисресурс» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по утилизации средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения необоснованной;

2. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе;

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Председатель Комиссии

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии

К.А. Долгополова

А.С. Субботина

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 599-ж/2014

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе

26 сентября 2014 года                                                              

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Долгополовой К.А.

-

заместителя начальника  отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Субботиной А.С.

-

специалиста - эксперта  отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 26.09.2014 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Мегаполисресурс» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по утилизации средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения (изв. № 0169100000514000078) и проведения внеплановой проверки, в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

            1. Управлению Федерального казначейства по Челябинской области  с момента размещения  настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» не заключать контракт по итогам проведения закупки (изв. № 0169100000514000078);

            2. Аукционной комиссии по закупке в срок до 08.10.2014 года принять решение об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки и передать его Управлению Федерального казначейства по Челябинской области для размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;

            3. Управлению Федерального казначейства по Челябинской области в срок до 10.10.2014 года принять решение об отмене закупки (изв. № 0169100000514000078);

            4. Управлению Федерального казначейства по Челябинской области в срок до 15.10.2014 года разместить указанные в пунктах 2,3 настоящего предписания решения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;

            5. ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 01.10.2014 обеспечить Управлению Федерального казначейства по Челябинской области возможность исполнения пунктов 2 и 3 настоящего предписания;

            6. Управлению Федерального казначейства по Челябинской области в подтверждение исполнения предписания в срок до 31.10.2014 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно копию решения об отмене закупки, в том числе копию решения об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки, скриншоты с официального сайта  www.zakupki.gov.ru.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей на должностных лиц и в размере 500 тысяч рублей на юридических лиц.

 

Председатель Комиссии                                                                              

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии                                                                                         

К.А. Долгополова

А.С. Субботина

stdClass Object ( [vid] => 14082 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 599-ж/2014 по жалобе ООО «Мегаполисресурс» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 14082 [type] => solution [language] => ru [created] => 1412850774 [changed] => 1412850774 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1412850774 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ № 599-ж/2014


 

26 сентября 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Долгополовой К.А.

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Субботиной А.С.

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Мегаполисресурс» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по утилизации средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения (изв. № 0169100000514000078) (далее - аукцион), в присутствии:

представителей Управление Федерального казначейства по Челябинской области (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей № 69-12/08-04-11-16 от 03.04.2014 года, № 69-12/08-11-40 от 23.09.2014 года, № 69-12/08-04-11-17 от 03.04.2014 года, № 69-12/08-11-41 от 23.09.2014 года, № 69-12/08-11-39 от 23.09.2014 года;

представителя ООО «Мегаполисресурс» (далее - заявитель), действующего на основании доверенности № 050 от 25.09.2014 года,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 19.09.2014 поступила жалоба ООО «Мегаполисресурс» на действия аукционной комиссии при проведении рассматриваемого аукциона, объявленного заказчиком путем размещения на официальном сайте в сети «Интернет» www. zakupki.gov.ru 28.08.2014 года извещения о проведении аукциона.

Начальная цена контракта – 338223,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 09.09.2014 в 10 часов 00 минут.

По состоянию на 26.09.2014 года контракт по предмету рассматриваемой закупки не заключен.

Согласно доводам жалобы, заявитель указывает, что заявка ООО «Мегаполисресурс» (порядковый номер заявки 2) неправомерно признана несоответствующей требованиям документации об аукционе по основаниям, предусмотренным статьей 69 Закона о контрактной системе, по причине отсутствия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности.

Требования документации об аукционе, по мнению заявителя, не позволяют участвовать в закупке лицам, занимающимся использованием и сбором отходов в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Заявитель поясняет, что сбор и использование отходов I-IV классов опасности, а также все виды деятельности по обращению с отходами V класса опасности не подлежат лицензированию, а следовательно, отсутствие у участника закупки лицензии на данную деятельность не может быть причиной отклонения заявки на участие в аукционе.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и на заседании Комиссии пояснили следующее.

Объектом закупки является выполнение работ по утилизации средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения (далее — отходы).

Под выполнением таких работ для целей исполнения государственного контракта, заключаемого по результатам проведения электронного аукциона, понимается сбор, погрузка, транспортировка, переработка отходов и дальнейшее размещение материалов (продуктов) переработки отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Собственником имущества, подлежащего утилизации согласно документации об аукционе, является Российская Федерация. Указанное имущество находится у заказчика на праве оперативного управления, что исключает наличие у заказчика права самостоятельно отчуждать такое имущество в собственность другим лицам.

При этом, согласно пункту 4 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 834, решение о списании федерального движимого имущества, находящегося в оперативном управлении, должно приниматься заказчиком самостоятельно.

Оказание услуг, предусмотренных аукционной документацией, нацелено на списание имущества с баланса заказчика и исключение сведений о таком имуществе из реестра федерального имущества.

По мнению представителей заказчика, положения документации о рассматриваемом аукционе однозначно свидетельствуют о намерении заказчика обеспечить передачу победителю закупки отходов IV класса опасности для утилизации, в том числе для размещения и обезвреживания таких отходов.

Согласно положениям Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию. При этом, несмотря на тот факт, что деятельность по сбору, использованию, транспортированию указанных отходов в настоящее время не подлежит лицензированию, в случае, если отходы I-IV классов опасности передаются собственником отходов для использования (сбора, транспортирования) другому лицу, которое вместо их использования произведет размещение или обезвреживание отходов, не имея соответствующей лицензии, произойдет нарушение положений части 3 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» со стороны собственника отходов.

В соответствии с документацией об аукционе участник закупки, с которым заключается контракт, обязан осуществить сбор, погрузку, транспортировку, переработку отходов и дальнейшее размещение материалов (продуктов) переработки отходов.

На основании изложенного представители заказчика указывают на правомерный характер действий заказчика в части установления в аукционной документации требования о представлении в составе заявки на участие в аукционе копии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности, в связи с чем считают доводы жалобы ООО «Мегаполисресурс» необоснованными.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО «Мегаполисресурс» и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе предусматривает, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, помимо прочих, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В извещении о проведении рассматриваемого аукциона, подпунктом 2.2 пункта 10 части II аукционной документации предусмотрено, что в составе второй части заявки на участие в закупке в качестве указанного документа должна быть представлена лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно протоколу № 0169100000514000078-3 подведения итогов аукциона в электронной форме от 18.09.2014 года, заявка с порядковым номером 2 признана несоответствующей требованиям документации об аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе по причине непредставления в составе второй части указанной заявки на участие в закупке документов, которые предусмотрены пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и пунктом 10 части II документации об аукционе.

Проанализировав заявку с порядковым номером 2 на участие в аукционе, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в составе второй части указанной заявки лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности или копии такой лицензии, на основании чего признает действия аукционной комиссии по признанию указанной заявки несоответствующей требованиям аукционной документации правомерными.

Таким образом, при рассмотрении второй части заявки ООО «Мегаполисресурс» (порядковый номер заявки 2) на участие в аукционе аукционной комиссией не допущено нарушений Закона о контрактной системе.

В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой процедуры определения поставщика (исполнителя, подрядчика), проведенной в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС России в действиях заказчика выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

Пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусматривает установление заказчиком требования о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении закупки и документации о закупке указывается информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о проведении аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам аукциона и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В свою очередь, пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусматривает, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Основываясь на указанных нормах Закона о контрактной системе, в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе (подпункт 2.2 пункта 10 части II) заказчик установил требование о представлении участниками закупки лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности, что предусмотрено пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и применительно к рассматриваемому аукциону расценивается заказчиком в качестве требования законодательства Российской Федерации, которому должны соответствовать участники закупки, попадающего под описание пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Законом о контрактной системе установлено, что требование в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливается с учетом объекта закупки и в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность по объекту закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна включать в себя наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Рассматривая специфику объекта закупки, Комиссия приходит к следующим выводам.

Объектом закупки, заявленным заказчиком в извещении о проведении аукциона, аукционной документации, является выполнение работ по утилизации средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения.

Согласно пункту 1.2 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, под выполнением указанных работ понимается сбор, погрузка, транспортировка, переработка отходов (средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения) и дальнейшее размещение материалов (продуктов) переработки отходов.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В статье 1 указанного Федерального закона определены следующие основные используемые в нем понятия.

Размещением отходов является хранение и захоронение отходов. Хранение отходов представляет собой содержание отходов в объектах их размещения в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Обезвреживание отходов включает в себя обработку отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, в то время как использование отходов предполагает применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Транспортированием отходов считается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах, а сбор отходов представляет собой прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Понятия переработки отходов в указанной норме Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ не содержится.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

Объект закупки включает в себя сбор, погрузку, транспортировку, переработку отходов (средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения) и дальнейшее размещение материалов (продуктов) переработки отходов. При этом, заказчиком установлено, что отходы, подлежащие обращению в процессе оказания необходимых заказчику услуг, имеют IV класс опасности.

Описание объекта закупки включает в себя указание на деятельность, которая не подлежит лицензированию — сбор, погрузка, транспортировка. Объект закупки не предполагает обезвреживание отходов, вследствие чего требование заказчика о представлении лицензии в составе заявки на участие в аукционе лицензии как на обезвреживание, так и на размещение отходов неправомерно

Кроме того, законодательно не определено, что является переработкой отходов, но исходя из общего смысла толкования указанного термина, переработка подразумевает преобразование имеющегося материала (в данном случае, отходов), его видоизменение, что может быть достигнуто в процессе использования отходов. Следствием такого преобразования может стать появление продуктов переработки (что и предполагается заказчиком в пункте 1.2 проекта контракта), которые могут обладать другим классом опасности, в том числе V, что исключает необходимость наличия лицензии и на размещение таких продуктов переработки.

Таким образом, заказчиком нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку неправомерно предъявлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов и представлении такой лицензии в составе заявки на участие в аукционе, в то время как деятельность, которую включает в себя объект закупки, лицензированию не подлежит.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Мегаполисресурс» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по утилизации средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения необоснованной;

2. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе;

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Председатель Комиссии

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии

К.А. Долгополова

А.С. Субботина

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 599-ж/2014

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе

26 сентября 2014 года                                                              

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Долгополовой К.А.

-

заместителя начальника  отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Субботиной А.С.

-

специалиста - эксперта  отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 26.09.2014 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Мегаполисресурс» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по утилизации средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения (изв. № 0169100000514000078) и проведения внеплановой проверки, в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

            1. Управлению Федерального казначейства по Челябинской области  с момента размещения  настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» не заключать контракт по итогам проведения закупки (изв. № 0169100000514000078);

            2. Аукционной комиссии по закупке в срок до 08.10.2014 года принять решение об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки и передать его Управлению Федерального казначейства по Челябинской области для размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;

            3. Управлению Федерального казначейства по Челябинской области в срок до 10.10.2014 года принять решение об отмене закупки (изв. № 0169100000514000078);

            4. Управлению Федерального казначейства по Челябинской области в срок до 15.10.2014 года разместить указанные в пунктах 2,3 настоящего предписания решения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;

            5. ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 01.10.2014 обеспечить Управлению Федерального казначейства по Челябинской области возможность исполнения пунктов 2 и 3 настоящего предписания;

            6. Управлению Федерального казначейства по Челябинской области в подтверждение исполнения предписания в срок до 31.10.2014 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно копию решения об отмене закупки, в том числе копию решения об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки, скриншоты с официального сайта  www.zakupki.gov.ru.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей на должностных лиц и в размере 500 тысяч рублей на юридических лиц.

 

Председатель Комиссии                                                                              

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии                                                                                         

К.А. Долгополова

А.С. Субботина

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ № 599-ж/2014

 

26 сентября 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Долгополовой К.А.

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Субботиной А.С.

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Мегаполисресурс» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по утилизации средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения (изв. № 0169100000514000078) (далее - аукцион), в присутствии:

представителей Управление Федерального казначейства по Челябинской области (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей № 69-12/08-04-11-16 от 03.04.2014 года, № 69-12/08-11-40 от 23.09.2014 года, № 69-12/08-04-11-17 от 03.04.2014 года, № 69-12/08-11-41 от 23.09.2014 года, № 69-12/08-11-39 от 23.09.2014 года;

представителя ООО «Мегаполисресурс» (далее - заявитель), действующего на основании доверенности № 050 от 25.09.2014 года,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 19.09.2014 поступила жалоба ООО «Мегаполисресурс» на действия аукционной комиссии при проведении рассматриваемого аукциона, объявленного заказчиком путем размещения на официальном сайте в сети «Интернет» www. zakupki.gov.ru 28.08.2014 года извещения о проведении аукциона.

Начальная цена контракта – 338223,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 09.09.2014 в 10 часов 00 минут.

По состоянию на 26.09.2014 года контракт по предмету рассматриваемой закупки не заключен.

Согласно доводам жалобы, заявитель указывает, что заявка ООО «Мегаполисресурс» (порядковый номер заявки 2) неправомерно признана несоответствующей требованиям документации об аукционе по основаниям, предусмотренным статьей 69 Закона о контрактной системе, по причине отсутствия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности.

Требования документации об аукционе, по мнению заявителя, не позволяют участвовать в закупке лицам, занимающимся использованием и сбором отходов в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Заявитель поясняет, что сбор и использование отходов I-IV классов опасности, а также все виды деятельности по обращению с отходами V класса опасности не подлежат лицензированию, а следовательно, отсутствие у участника закупки лицензии на данную деятельность не может быть причиной отклонения заявки на участие в аукционе.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и на заседании Комиссии пояснили следующее.

Объектом закупки является выполнение работ по утилизации средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения (далее — отходы).

Под выполнением таких работ для целей исполнения государственного контракта, заключаемого по результатам проведения электронного аукциона, понимается сбор, погрузка, транспортировка, переработка отходов и дальнейшее размещение материалов (продуктов) переработки отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Собственником имущества, подлежащего утилизации согласно документации об аукционе, является Российская Федерация. Указанное имущество находится у заказчика на праве оперативного управления, что исключает наличие у заказчика права самостоятельно отчуждать такое имущество в собственность другим лицам.

При этом, согласно пункту 4 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 834, решение о списании федерального движимого имущества, находящегося в оперативном управлении, должно приниматься заказчиком самостоятельно.

Оказание услуг, предусмотренных аукционной документацией, нацелено на списание имущества с баланса заказчика и исключение сведений о таком имуществе из реестра федерального имущества.

По мнению представителей заказчика, положения документации о рассматриваемом аукционе однозначно свидетельствуют о намерении заказчика обеспечить передачу победителю закупки отходов IV класса опасности для утилизации, в том числе для размещения и обезвреживания таких отходов.

Согласно положениям Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию. При этом, несмотря на тот факт, что деятельность по сбору, использованию, транспортированию указанных отходов в настоящее время не подлежит лицензированию, в случае, если отходы I-IV классов опасности передаются собственником отходов для использования (сбора, транспортирования) другому лицу, которое вместо их использования произведет размещение или обезвреживание отходов, не имея соответствующей лицензии, произойдет нарушение положений части 3 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» со стороны собственника отходов.

В соответствии с документацией об аукционе участник закупки, с которым заключается контракт, обязан осуществить сбор, погрузку, транспортировку, переработку отходов и дальнейшее размещение материалов (продуктов) переработки отходов.

На основании изложенного представители заказчика указывают на правомерный характер действий заказчика в части установления в аукционной документации требования о представлении в составе заявки на участие в аукционе копии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности, в связи с чем считают доводы жалобы ООО «Мегаполисресурс» необоснованными.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО «Мегаполисресурс» и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе предусматривает, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, помимо прочих, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В извещении о проведении рассматриваемого аукциона, подпунктом 2.2 пункта 10 части II аукционной документации предусмотрено, что в составе второй части заявки на участие в закупке в качестве указанного документа должна быть представлена лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно протоколу № 0169100000514000078-3 подведения итогов аукциона в электронной форме от 18.09.2014 года, заявка с порядковым номером 2 признана несоответствующей требованиям документации об аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе по причине непредставления в составе второй части указанной заявки на участие в закупке документов, которые предусмотрены пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и пунктом 10 части II документации об аукционе.

Проанализировав заявку с порядковым номером 2 на участие в аукционе, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в составе второй части указанной заявки лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности или копии такой лицензии, на основании чего признает действия аукционной комиссии по признанию указанной заявки несоответствующей требованиям аукционной документации правомерными.

Таким образом, при рассмотрении второй части заявки ООО «Мегаполисресурс» (порядковый номер заявки 2) на участие в аукционе аукционной комиссией не допущено нарушений Закона о контрактной системе.

В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой процедуры определения поставщика (исполнителя, подрядчика), проведенной в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС России в действиях заказчика выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

Пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусматривает установление заказчиком требования о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении закупки и документации о закупке указывается информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о проведении аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам аукциона и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В свою очередь, пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусматривает, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Основываясь на указанных нормах Закона о контрактной системе, в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе (подпункт 2.2 пункта 10 части II) заказчик установил требование о представлении участниками закупки лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности, что предусмотрено пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и применительно к рассматриваемому аукциону расценивается заказчиком в качестве требования законодательства Российской Федерации, которому должны соответствовать участники закупки, попадающего под описание пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Законом о контрактной системе установлено, что требование в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливается с учетом объекта закупки и в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность по объекту закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна включать в себя наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Рассматривая специфику объекта закупки, Комиссия приходит к следующим выводам.

Объектом закупки, заявленным заказчиком в извещении о проведении аукциона, аукционной документации, является выполнение работ по утилизации средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения.

Согласно пункту 1.2 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, под выполнением указанных работ понимается сбор, погрузка, транспортировка, переработка отходов (средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения) и дальнейшее размещение материалов (продуктов) переработки отходов.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В статье 1 указанного Федерального закона определены следующие основные используемые в нем понятия.

Размещением отходов является хранение и захоронение отходов. Хранение отходов представляет собой содержание отходов в объектах их размещения в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Обезвреживание отходов включает в себя обработку отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, в то время как использование отходов предполагает применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Транспортированием отходов считается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах, а сбор отходов представляет собой прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Понятия переработки отходов в указанной норме Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ не содержится.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

Объект закупки включает в себя сбор, погрузку, транспортировку, переработку отходов (средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения) и дальнейшее размещение материалов (продуктов) переработки отходов. При этом, заказчиком установлено, что отходы, подлежащие обращению в процессе оказания необходимых заказчику услуг, имеют IV класс опасности.

Описание объекта закупки включает в себя указание на деятельность, которая не подлежит лицензированию — сбор, погрузка, транспортировка. Объект закупки не предполагает обезвреживание отходов, вследствие чего требование заказчика о представлении лицензии в составе заявки на участие в аукционе лицензии как на обезвреживание, так и на размещение отходов неправомерно

Кроме того, законодательно не определено, что является переработкой отходов, но исходя из общего смысла толкования указанного термина, переработка подразумевает преобразование имеющегося материала (в данном случае, отходов), его видоизменение, что может быть достигнуто в процессе использования отходов. Следствием такого преобразования может стать появление продуктов переработки (что и предполагается заказчиком в пункте 1.2 проекта контракта), которые могут обладать другим классом опасности, в том числе V, что исключает необходимость наличия лицензии и на размещение таких продуктов переработки.

Таким образом, заказчиком нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку неправомерно предъявлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов и представлении такой лицензии в составе заявки на участие в аукционе, в то время как деятельность, которую включает в себя объект закупки, лицензированию не подлежит.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Мегаполисресурс» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по утилизации средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения необоснованной;

2. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе;

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Председатель Комиссии

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии

К.А. Долгополова

А.С. Субботина

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 599-ж/2014

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе

26 сентября 2014 года                                                              

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Долгополовой К.А.

-

заместителя начальника  отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Субботиной А.С.

-

специалиста - эксперта  отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 26.09.2014 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Мегаполисресурс» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по утилизации средств бытовой, вычислительной, офисной техники и предметов хозяйственно-бытового назначения (изв. № 0169100000514000078) и проведения внеплановой проверки, в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

            1. Управлению Федерального казначейства по Челябинской области  с момента размещения  настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» не заключать контракт по итогам проведения закупки (изв. № 0169100000514000078);

            2. Аукционной комиссии по закупке в срок до 08.10.2014 года принять решение об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки и передать его Управлению Федерального казначейства по Челябинской области для размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;

            3. Управлению Федерального казначейства по Челябинской области в срок до 10.10.2014 года принять решение об отмене закупки (изв. № 0169100000514000078);

            4. Управлению Федерального казначейства по Челябинской области в срок до 15.10.2014 года разместить указанные в пунктах 2,3 настоящего предписания решения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;

            5. ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 01.10.2014 обеспечить Управлению Федерального казначейства по Челябинской области возможность исполнения пунктов 2 и 3 настоящего предписания;

            6. Управлению Федерального казначейства по Челябинской области в подтверждение исполнения предписания в срок до 31.10.2014 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно копию решения об отмене закупки, в том числе копию решения об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки, скриншоты с официального сайта  www.zakupki.gov.ru.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей на должностных лиц и в размере 500 тысяч рублей на юридических лиц.

 

Председатель Комиссии                                                                              

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии                                                                                         

К.А. Долгополова

А.С. Субботина

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 599-ж/2014 [format] => [safe_value] => № 599-ж/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-26 10:30:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-26 10:30:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1412850774 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )