Решение по делу № 36-03-18.1/2014 по жалобе ООО ОП «КАСКАД-3» на действия МУП «ЧелябГЭТ»

Номер дела: № 36-03-18.1/2014
Дата публикации: 4 августа 2014, 11:27

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 31 июля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 4 августа 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Семенова Елена Григорьевна – заместитель   руководителя Челябинского УФАС России;

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Ростовцева Юлия Геннадьевна — ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 36-03-18.1/2014, возбужденное по жалобе ООО ОП «КАСКАД-3» на действия (бездействие) Муниципальное унитарное предприятие «Челябинский городской электрический транспорт» (далее - МУП «ЧелябГЭТ») при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969), в присутствии представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО ОП «КАСКАД-3» от 24.07.2014 № 11290 на действия (бездействие) МУП «ЧелябГЭТ» при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969) (далее – Конкурс).

В жалобе указано следующее.

1. В пункте 1.1 части 2 конкурсной документации «Общие условия проведения конкурса» указано, что она разработана, в том числе на основании Федерального закона № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках). Однако, на официальном сайте госзакупок http://zakupki.gov.ru/ отсутствует размещенное на сайте положение о закупках МУП «ЧелябГЭТ» как корпоративный документ в соответствии с Законом о закупках. Таким образом, по мнению подателя жалобы, МУП «ЧелябГЭТ» пр проведении закупок не имело право руководствоваться Законом о закупках.

2. В пункте 5.4 части 2 конкурсной документации «Общие условия проведения конкурса» определены порядок и методика оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

По критерию функциональные характеристики заказчиком были указаны, в том числе следующие требования:

- наличие в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (Да - 5 баллов. Нет - 0 баллов);

- наличие в штате охранного предприятия квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения (Да - 2 балла, Нет - 0 баллов).

ООО ОП «КАСКАД-3» не согласно с указанными критериями как не соответствующими действующему законодательству и направленными на ограничение конкуренции по следующим основаниям.

Согласно Федеральному закону от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не утвержден порядок подготовки и аттестации специалистов в области транспортной безопасности, что является непреодолимым препятствием для выполнения требований условий конкурса для лиц, не являющихся специализированными субъектами транспортной деятельности (либо не связанных с такими субъектами).

Кроме того, действующие нормативные-правовые акты предусматривают такую аттестацию только для руководителей и специалистов субъектов транспортной деятельности, то есть для МУП «ЧелябГЭТ».

Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» направлен на регулирование работы субъектов транспортной деятельности, а не деятельность охранных предприятий.

Согласно пункту 4 статьи 20 Федерального закона от 09.02.2007 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, осуществляющие перевозки, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Согласно пункту 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7, наличие должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность возлагается на субъекта транспортной деятельности.

Установлением указанных требований заказчик необоснованно воспрепятствовал осуществлению деятельности ООО «ОП «Каскад-3» путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, а также создал дискриминационные условия для участия в конкурсе.

По доводам, изложенным в жалобе ООО ОП «КАСКАД-3», МУП «ЧелябГЭТ»  сообщило  следующее.

1. Положение о закупках МУП «ЧелябГЭТ» размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru с декабря 2012 года.

2. Довод жалобы о неправомерности включения в состав конкурсной документации требований о наличии в штате специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации в сфере транспортной безопасности, предприятие считает несостоятельным, поскольку  в силу пунктов 7.1, 7.2 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» к подразделениям транспортной безопасности  относятся субъекты, осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

МУП «ЧелябГЭТ» как владелец транспортной инфраструктуры обязано гарантировать транспортную безопасность при осуществлении основного вида деятельности-пассажирских перевозок.

Неотъемлемым элементом обеспечения транспортной безопасности в силу закона является система непрерывной профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, чья профессиональная деятельность связана с обеспечением транспортной безопасности.

Приказом Минтранса РФ от 05.08.2011 № 209 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта» установлено, что владелец транспортной инфраструктуры обязан допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной опасности сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных согласно законодательству Российской Федерации.

Таким образом, установление данного критерия обусловлено необходимостью выявления исполнителя услуг способного наиболее квалифицированно и качественно обеспечить потребности организатора закупок в охранных услугах с учетом специфики производства, социальной направленности его деятельности, уровня ответственности.

Услуги по обучению на краткосрочных курсах по теме «Транспортная безопасность» на территории г. Челябинска предоставляют, следующие учебные учреждения:

- Челябинский государственный педагогический университет;

- филиал УрГУПС в г. Челябинске.

Продолжительность обучения составляет 72 часа. По окончании курсов, согласно пункту 6 Рекомендаций по итоговой государственной аттестации, утвержденных Приложением 1 к Инструктивному письму Минобразования России от 21.11.2000 N 35-52-172ин/35-29 работнику, прошедшему повышение квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:

- удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов.

Довод жалобы о том, что заказчик требует наличие аттестованного специалиста в области безопасности дорожного движения МУП «ЧелябГЭТ» также считает несостоятельным, в связи с тем, что требуется лишь наличие в штате квалифицированного специалиста в области безопасности дорожного движения. Данное требование является оценочным. Учитывая, что местом деятельности работника охранного предприятия будет являться предприятие, деятельность которого связана с эксплуатацией объектов повышенной опасности (трамваи, троллейбусы, автомашины), то обязанность обеспечения безопасности нахождения на объектах заказчика (трамвайные и троллейбусные депо, разворотные кольца конечных станций) возлагается на охранное предприятие, так как инструктажи по технике безопасности, охране труда, безопасности дорожного движения проводятся заказчиком только для своих работников, в противном случае жизнь и здоровье работников охранного предприятия в период дежурств на объектах заказчика не будет никем гарантирована.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.

1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

При организации и проведении открытого конкурса МУП «ЧелябГЭТ» руководствовалось Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке.

Положение о закупке утверждено приказом директора МУП «ЧелябГЭТ» от 28.12.2012 № 4047 и размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru  в разделе «Реестр положений о закупках».

Таким образом, довод подателя жалобы о том, что данное Положение не размещено на официальном сайте, не соответствует действительности. 

Пункт 6.1 Положения устанавливает, что закупки могут осуществляться следующими способами:

1.     Открытый конкурс;

2.     Аукцион;

3.     Запрос предложений;

4.     Запрос котировок;

5.     Конкурентные переговоры;

6.     У единственного поставщика, подрядчика, исполнителя;

7.     Закрытые процедуры закупки;

8.     Открытый конкурс в электронной форме;

9.      Открытый аукцион в электронной форме;

10.    Запрос цен в электронной форме;

11.    Запрос предложений  в электронной форме.

Пункт 7.1.1 Положения устанавливает, что открытый конкурс - это способ осуществления закупок, при котором информация о закупке сообщается предприятием неограниченному кругу лиц путем размещения извещения о проведении конкурса и конкурсной документации на официальном сайте, и победителем в котором признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора.

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30 июня 2014 года было опубликовано извещение (№ 31401286682) о проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969).

Заказчиком проведения конкурса является МУП «ЧелябГЭТ». Вместе с извещением о проведении конкурса заказчиком также на официальном сайте была размещена конкурсная документация.

Пунктом 18 информационной карты конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, порядок их оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

1. Цена контракта — 20 %;

2. Опыт выполнения аналогичных работ — 20 %;

3. Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара — 60 %.

По критерию функциональные характеристики заказчиком были указаны, в том числе следующие требования:

- наличие в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (Да - 5 баллов. Нет - 0 баллов);

- наличие в штате охранного предприятия квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения (Да - 2 балла, Нет - 0 баллов).

Довод подателя жалобы относительно незаконности предъявляемого  требования к потенциальным участникам закупки о наличии в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации,  а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения Комиссия Челябинского УФАС России считает несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом, из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В пункте 18 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации, установлен исчерпывающий перечень критериев оценки заявок, в состав которых входят также требования обжалуемые заявителем.

Заказчик в документации о закупке самостоятельно устанавливает критерии оценки и сопоставления заявок, а также порядок оценки и сопоставления заявок, позволяющий заказчику осуществить выбор победителя закупочной процедуры для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, с учетом особенностей осуществляемой заказчиком закупочной процедуры, характеристик закупаемых товаров, работ, услуг.

При этом, действующее законодательство не содержит каких-либо определенных требований, конкретизирующих содержание сведений, относящихся к критериям и порядку оценки и сопоставления заявок претендентов.

 Кроме того, отмечаем, что отсутствие у хозяйствующего субъекта в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации,  а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения не является основанием для отказа в допуске к участию в данном конкурсе и не может ограничить круг потенциальных участников рассматрвиаемой закупки.

По результатам рассмотрения данного дела в части предъявления  требования к участникам закупки о наличии в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации,  а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения Челябинское УФАС России пришло к выводу об отсутствии в указанных действиях МУП «ЧелябГЭТ» нарушения части 1 статьи 3  Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, жалоба ООО ОП «КАСКАД-3» является необоснованной.

 Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Челябинское УФАС России считает, что условия конкурсной документации не позволяют однозначно определить требования, предъявляемые к  участникам закупки по указанным критериям, в том числе какое образование должны иметь сотрудники участников закупок, и какими документами необходимо подтвердить их квалификацию.

Установление подобных условий, непозволяющих однозначно определить какими именно документами в составе заявки участники закупки должны были подтвердить наличие соответствующего образования, квалификацию своих сотрудников в области безопасности дорожного движения, могло ввести участников закупки в заблуждение относительно требований заказчика к участникам данной закупки, что является нарушением принципа  информационной открытости закупки, закрепленного в статье 3 Закона о закупках.

Челябинским УФАС России установлено, что 22 июля 2014 года между МУП «ЧелябГЭТ» и ООО ЧОП «Богатырь» по результатам проведенного конкурса заключен договор на оказание охранных услуг № 104-к, что свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи соответствующего предписания  МУП «ЧелябГЭТ».

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО ОП «КАСКАД-3» на действия (бездействие) МУП «ЧелябГЭТ» необоснованной.

2. Признать действия МУП «ЧелябГЭТ» при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969), выразившиеся в неоднозначном формулировании критерия оценки заявок о наличии в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации,  а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения, противоречащими части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Председатель Комиссии                                                                       

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии                                                                               

Д.А. Дозморова

Ю.Г. Ростовцева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 13066 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 36-03-18.1/2014 по жалобе ООО ОП «КАСКАД-3» на действия МУП «ЧелябГЭТ» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13066 [type] => solution [language] => ru [created] => 1407216578 [changed] => 1407223989 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1407223989 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 31 июля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 4 августа 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Семенова Елена Григорьевна – заместитель   руководителя Челябинского УФАС России;

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Ростовцева Юлия Геннадьевна — ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 36-03-18.1/2014, возбужденное по жалобе ООО ОП «КАСКАД-3» на действия (бездействие) Муниципальное унитарное предприятие «Челябинский городской электрический транспорт» (далее - МУП «ЧелябГЭТ») при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969), в присутствии представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО ОП «КАСКАД-3» от 24.07.2014 № 11290 на действия (бездействие) МУП «ЧелябГЭТ» при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969) (далее – Конкурс).

В жалобе указано следующее.

1. В пункте 1.1 части 2 конкурсной документации «Общие условия проведения конкурса» указано, что она разработана, в том числе на основании Федерального закона № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках). Однако, на официальном сайте госзакупок http://zakupki.gov.ru/ отсутствует размещенное на сайте положение о закупках МУП «ЧелябГЭТ» как корпоративный документ в соответствии с Законом о закупках. Таким образом, по мнению подателя жалобы, МУП «ЧелябГЭТ» пр проведении закупок не имело право руководствоваться Законом о закупках.

2. В пункте 5.4 части 2 конкурсной документации «Общие условия проведения конкурса» определены порядок и методика оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

По критерию функциональные характеристики заказчиком были указаны, в том числе следующие требования:

- наличие в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (Да - 5 баллов. Нет - 0 баллов);

- наличие в штате охранного предприятия квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения (Да - 2 балла, Нет - 0 баллов).

ООО ОП «КАСКАД-3» не согласно с указанными критериями как не соответствующими действующему законодательству и направленными на ограничение конкуренции по следующим основаниям.

Согласно Федеральному закону от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не утвержден порядок подготовки и аттестации специалистов в области транспортной безопасности, что является непреодолимым препятствием для выполнения требований условий конкурса для лиц, не являющихся специализированными субъектами транспортной деятельности (либо не связанных с такими субъектами).

Кроме того, действующие нормативные-правовые акты предусматривают такую аттестацию только для руководителей и специалистов субъектов транспортной деятельности, то есть для МУП «ЧелябГЭТ».

Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» направлен на регулирование работы субъектов транспортной деятельности, а не деятельность охранных предприятий.

Согласно пункту 4 статьи 20 Федерального закона от 09.02.2007 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, осуществляющие перевозки, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Согласно пункту 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7, наличие должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность возлагается на субъекта транспортной деятельности.

Установлением указанных требований заказчик необоснованно воспрепятствовал осуществлению деятельности ООО «ОП «Каскад-3» путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, а также создал дискриминационные условия для участия в конкурсе.

По доводам, изложенным в жалобе ООО ОП «КАСКАД-3», МУП «ЧелябГЭТ»  сообщило  следующее.

1. Положение о закупках МУП «ЧелябГЭТ» размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru с декабря 2012 года.

2. Довод жалобы о неправомерности включения в состав конкурсной документации требований о наличии в штате специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации в сфере транспортной безопасности, предприятие считает несостоятельным, поскольку  в силу пунктов 7.1, 7.2 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» к подразделениям транспортной безопасности  относятся субъекты, осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

МУП «ЧелябГЭТ» как владелец транспортной инфраструктуры обязано гарантировать транспортную безопасность при осуществлении основного вида деятельности-пассажирских перевозок.

Неотъемлемым элементом обеспечения транспортной безопасности в силу закона является система непрерывной профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, чья профессиональная деятельность связана с обеспечением транспортной безопасности.

Приказом Минтранса РФ от 05.08.2011 № 209 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта» установлено, что владелец транспортной инфраструктуры обязан допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной опасности сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных согласно законодательству Российской Федерации.

Таким образом, установление данного критерия обусловлено необходимостью выявления исполнителя услуг способного наиболее квалифицированно и качественно обеспечить потребности организатора закупок в охранных услугах с учетом специфики производства, социальной направленности его деятельности, уровня ответственности.

Услуги по обучению на краткосрочных курсах по теме «Транспортная безопасность» на территории г. Челябинска предоставляют, следующие учебные учреждения:

- Челябинский государственный педагогический университет;

- филиал УрГУПС в г. Челябинске.

Продолжительность обучения составляет 72 часа. По окончании курсов, согласно пункту 6 Рекомендаций по итоговой государственной аттестации, утвержденных Приложением 1 к Инструктивному письму Минобразования России от 21.11.2000 N 35-52-172ин/35-29 работнику, прошедшему повышение квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:

- удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов.

Довод жалобы о том, что заказчик требует наличие аттестованного специалиста в области безопасности дорожного движения МУП «ЧелябГЭТ» также считает несостоятельным, в связи с тем, что требуется лишь наличие в штате квалифицированного специалиста в области безопасности дорожного движения. Данное требование является оценочным. Учитывая, что местом деятельности работника охранного предприятия будет являться предприятие, деятельность которого связана с эксплуатацией объектов повышенной опасности (трамваи, троллейбусы, автомашины), то обязанность обеспечения безопасности нахождения на объектах заказчика (трамвайные и троллейбусные депо, разворотные кольца конечных станций) возлагается на охранное предприятие, так как инструктажи по технике безопасности, охране труда, безопасности дорожного движения проводятся заказчиком только для своих работников, в противном случае жизнь и здоровье работников охранного предприятия в период дежурств на объектах заказчика не будет никем гарантирована.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.

1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

При организации и проведении открытого конкурса МУП «ЧелябГЭТ» руководствовалось Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке.

Положение о закупке утверждено приказом директора МУП «ЧелябГЭТ» от 28.12.2012 № 4047 и размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru  в разделе «Реестр положений о закупках».

Таким образом, довод подателя жалобы о том, что данное Положение не размещено на официальном сайте, не соответствует действительности. 

Пункт 6.1 Положения устанавливает, что закупки могут осуществляться следующими способами:

1.     Открытый конкурс;

2.     Аукцион;

3.     Запрос предложений;

4.     Запрос котировок;

5.     Конкурентные переговоры;

6.     У единственного поставщика, подрядчика, исполнителя;

7.     Закрытые процедуры закупки;

8.     Открытый конкурс в электронной форме;

9.      Открытый аукцион в электронной форме;

10.    Запрос цен в электронной форме;

11.    Запрос предложений  в электронной форме.

Пункт 7.1.1 Положения устанавливает, что открытый конкурс - это способ осуществления закупок, при котором информация о закупке сообщается предприятием неограниченному кругу лиц путем размещения извещения о проведении конкурса и конкурсной документации на официальном сайте, и победителем в котором признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора.

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30 июня 2014 года было опубликовано извещение (№ 31401286682) о проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969).

Заказчиком проведения конкурса является МУП «ЧелябГЭТ». Вместе с извещением о проведении конкурса заказчиком также на официальном сайте была размещена конкурсная документация.

Пунктом 18 информационной карты конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, порядок их оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

1. Цена контракта — 20 %;

2. Опыт выполнения аналогичных работ — 20 %;

3. Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара — 60 %.

По критерию функциональные характеристики заказчиком были указаны, в том числе следующие требования:

- наличие в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (Да - 5 баллов. Нет - 0 баллов);

- наличие в штате охранного предприятия квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения (Да - 2 балла, Нет - 0 баллов).

Довод подателя жалобы относительно незаконности предъявляемого  требования к потенциальным участникам закупки о наличии в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации,  а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения Комиссия Челябинского УФАС России считает несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом, из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В пункте 18 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации, установлен исчерпывающий перечень критериев оценки заявок, в состав которых входят также требования обжалуемые заявителем.

Заказчик в документации о закупке самостоятельно устанавливает критерии оценки и сопоставления заявок, а также порядок оценки и сопоставления заявок, позволяющий заказчику осуществить выбор победителя закупочной процедуры для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, с учетом особенностей осуществляемой заказчиком закупочной процедуры, характеристик закупаемых товаров, работ, услуг.

При этом, действующее законодательство не содержит каких-либо определенных требований, конкретизирующих содержание сведений, относящихся к критериям и порядку оценки и сопоставления заявок претендентов.

 Кроме того, отмечаем, что отсутствие у хозяйствующего субъекта в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации,  а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения не является основанием для отказа в допуске к участию в данном конкурсе и не может ограничить круг потенциальных участников рассматрвиаемой закупки.

По результатам рассмотрения данного дела в части предъявления  требования к участникам закупки о наличии в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации,  а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения Челябинское УФАС России пришло к выводу об отсутствии в указанных действиях МУП «ЧелябГЭТ» нарушения части 1 статьи 3  Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, жалоба ООО ОП «КАСКАД-3» является необоснованной.

 Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Челябинское УФАС России считает, что условия конкурсной документации не позволяют однозначно определить требования, предъявляемые к  участникам закупки по указанным критериям, в том числе какое образование должны иметь сотрудники участников закупок, и какими документами необходимо подтвердить их квалификацию.

Установление подобных условий, непозволяющих однозначно определить какими именно документами в составе заявки участники закупки должны были подтвердить наличие соответствующего образования, квалификацию своих сотрудников в области безопасности дорожного движения, могло ввести участников закупки в заблуждение относительно требований заказчика к участникам данной закупки, что является нарушением принципа  информационной открытости закупки, закрепленного в статье 3 Закона о закупках.

Челябинским УФАС России установлено, что 22 июля 2014 года между МУП «ЧелябГЭТ» и ООО ЧОП «Богатырь» по результатам проведенного конкурса заключен договор на оказание охранных услуг № 104-к, что свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи соответствующего предписания  МУП «ЧелябГЭТ».

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО ОП «КАСКАД-3» на действия (бездействие) МУП «ЧелябГЭТ» необоснованной.

2. Признать действия МУП «ЧелябГЭТ» при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969), выразившиеся в неоднозначном формулировании критерия оценки заявок о наличии в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации,  а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения, противоречащими части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Председатель Комиссии                                                                       

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии                                                                               

Д.А. Дозморова

Ю.Г. Ростовцева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 31 июля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 4 августа 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Семенова Елена Григорьевна – заместитель   руководителя Челябинского УФАС России;

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Ростовцева Юлия Геннадьевна — ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 36-03-18.1/2014, возбужденное по жалобе ООО ОП «КАСКАД-3» на действия (бездействие) Муниципальное унитарное предприятие «Челябинский городской электрический транспорт» (далее - МУП «ЧелябГЭТ») при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969), в присутствии представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО ОП «КАСКАД-3» от 24.07.2014 № 11290 на действия (бездействие) МУП «ЧелябГЭТ» при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969) (далее – Конкурс).

В жалобе указано следующее.

1. В пункте 1.1 части 2 конкурсной документации «Общие условия проведения конкурса» указано, что она разработана, в том числе на основании Федерального закона № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках). Однако, на официальном сайте госзакупок http://zakupki.gov.ru/ отсутствует размещенное на сайте положение о закупках МУП «ЧелябГЭТ» как корпоративный документ в соответствии с Законом о закупках. Таким образом, по мнению подателя жалобы, МУП «ЧелябГЭТ» пр проведении закупок не имело право руководствоваться Законом о закупках.

2. В пункте 5.4 части 2 конкурсной документации «Общие условия проведения конкурса» определены порядок и методика оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

По критерию функциональные характеристики заказчиком были указаны, в том числе следующие требования:

- наличие в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (Да - 5 баллов. Нет - 0 баллов);

- наличие в штате охранного предприятия квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения (Да - 2 балла, Нет - 0 баллов).

ООО ОП «КАСКАД-3» не согласно с указанными критериями как не соответствующими действующему законодательству и направленными на ограничение конкуренции по следующим основаниям.

Согласно Федеральному закону от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не утвержден порядок подготовки и аттестации специалистов в области транспортной безопасности, что является непреодолимым препятствием для выполнения требований условий конкурса для лиц, не являющихся специализированными субъектами транспортной деятельности (либо не связанных с такими субъектами).

Кроме того, действующие нормативные-правовые акты предусматривают такую аттестацию только для руководителей и специалистов субъектов транспортной деятельности, то есть для МУП «ЧелябГЭТ».

Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» направлен на регулирование работы субъектов транспортной деятельности, а не деятельность охранных предприятий.

Согласно пункту 4 статьи 20 Федерального закона от 09.02.2007 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, осуществляющие перевозки, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Согласно пункту 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7, наличие должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность возлагается на субъекта транспортной деятельности.

Установлением указанных требований заказчик необоснованно воспрепятствовал осуществлению деятельности ООО «ОП «Каскад-3» путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, а также создал дискриминационные условия для участия в конкурсе.

По доводам, изложенным в жалобе ООО ОП «КАСКАД-3», МУП «ЧелябГЭТ»  сообщило  следующее.

1. Положение о закупках МУП «ЧелябГЭТ» размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru с декабря 2012 года.

2. Довод жалобы о неправомерности включения в состав конкурсной документации требований о наличии в штате специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации в сфере транспортной безопасности, предприятие считает несостоятельным, поскольку  в силу пунктов 7.1, 7.2 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» к подразделениям транспортной безопасности  относятся субъекты, осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

МУП «ЧелябГЭТ» как владелец транспортной инфраструктуры обязано гарантировать транспортную безопасность при осуществлении основного вида деятельности-пассажирских перевозок.

Неотъемлемым элементом обеспечения транспортной безопасности в силу закона является система непрерывной профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, чья профессиональная деятельность связана с обеспечением транспортной безопасности.

Приказом Минтранса РФ от 05.08.2011 № 209 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта» установлено, что владелец транспортной инфраструктуры обязан допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной опасности сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных согласно законодательству Российской Федерации.

Таким образом, установление данного критерия обусловлено необходимостью выявления исполнителя услуг способного наиболее квалифицированно и качественно обеспечить потребности организатора закупок в охранных услугах с учетом специфики производства, социальной направленности его деятельности, уровня ответственности.

Услуги по обучению на краткосрочных курсах по теме «Транспортная безопасность» на территории г. Челябинска предоставляют, следующие учебные учреждения:

- Челябинский государственный педагогический университет;

- филиал УрГУПС в г. Челябинске.

Продолжительность обучения составляет 72 часа. По окончании курсов, согласно пункту 6 Рекомендаций по итоговой государственной аттестации, утвержденных Приложением 1 к Инструктивному письму Минобразования России от 21.11.2000 N 35-52-172ин/35-29 работнику, прошедшему повышение квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:

- удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов.

Довод жалобы о том, что заказчик требует наличие аттестованного специалиста в области безопасности дорожного движения МУП «ЧелябГЭТ» также считает несостоятельным, в связи с тем, что требуется лишь наличие в штате квалифицированного специалиста в области безопасности дорожного движения. Данное требование является оценочным. Учитывая, что местом деятельности работника охранного предприятия будет являться предприятие, деятельность которого связана с эксплуатацией объектов повышенной опасности (трамваи, троллейбусы, автомашины), то обязанность обеспечения безопасности нахождения на объектах заказчика (трамвайные и троллейбусные депо, разворотные кольца конечных станций) возлагается на охранное предприятие, так как инструктажи по технике безопасности, охране труда, безопасности дорожного движения проводятся заказчиком только для своих работников, в противном случае жизнь и здоровье работников охранного предприятия в период дежурств на объектах заказчика не будет никем гарантирована.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.

1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

При организации и проведении открытого конкурса МУП «ЧелябГЭТ» руководствовалось Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке.

Положение о закупке утверждено приказом директора МУП «ЧелябГЭТ» от 28.12.2012 № 4047 и размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru  в разделе «Реестр положений о закупках».

Таким образом, довод подателя жалобы о том, что данное Положение не размещено на официальном сайте, не соответствует действительности. 

Пункт 6.1 Положения устанавливает, что закупки могут осуществляться следующими способами:

1.     Открытый конкурс;

2.     Аукцион;

3.     Запрос предложений;

4.     Запрос котировок;

5.     Конкурентные переговоры;

6.     У единственного поставщика, подрядчика, исполнителя;

7.     Закрытые процедуры закупки;

8.     Открытый конкурс в электронной форме;

9.      Открытый аукцион в электронной форме;

10.    Запрос цен в электронной форме;

11.    Запрос предложений  в электронной форме.

Пункт 7.1.1 Положения устанавливает, что открытый конкурс - это способ осуществления закупок, при котором информация о закупке сообщается предприятием неограниченному кругу лиц путем размещения извещения о проведении конкурса и конкурсной документации на официальном сайте, и победителем в котором признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора.

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30 июня 2014 года было опубликовано извещение (№ 31401286682) о проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969).

Заказчиком проведения конкурса является МУП «ЧелябГЭТ». Вместе с извещением о проведении конкурса заказчиком также на официальном сайте была размещена конкурсная документация.

Пунктом 18 информационной карты конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, порядок их оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

1. Цена контракта — 20 %;

2. Опыт выполнения аналогичных работ — 20 %;

3. Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара — 60 %.

По критерию функциональные характеристики заказчиком были указаны, в том числе следующие требования:

- наличие в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (Да - 5 баллов. Нет - 0 баллов);

- наличие в штате охранного предприятия квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения (Да - 2 балла, Нет - 0 баллов).

Довод подателя жалобы относительно незаконности предъявляемого  требования к потенциальным участникам закупки о наличии в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации,  а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения Комиссия Челябинского УФАС России считает несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом, из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В пункте 18 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации, установлен исчерпывающий перечень критериев оценки заявок, в состав которых входят также требования обжалуемые заявителем.

Заказчик в документации о закупке самостоятельно устанавливает критерии оценки и сопоставления заявок, а также порядок оценки и сопоставления заявок, позволяющий заказчику осуществить выбор победителя закупочной процедуры для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, с учетом особенностей осуществляемой заказчиком закупочной процедуры, характеристик закупаемых товаров, работ, услуг.

При этом, действующее законодательство не содержит каких-либо определенных требований, конкретизирующих содержание сведений, относящихся к критериям и порядку оценки и сопоставления заявок претендентов.

 Кроме того, отмечаем, что отсутствие у хозяйствующего субъекта в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации,  а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения не является основанием для отказа в допуске к участию в данном конкурсе и не может ограничить круг потенциальных участников рассматрвиаемой закупки.

По результатам рассмотрения данного дела в части предъявления  требования к участникам закупки о наличии в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации,  а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения Челябинское УФАС России пришло к выводу об отсутствии в указанных действиях МУП «ЧелябГЭТ» нарушения части 1 статьи 3  Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, жалоба ООО ОП «КАСКАД-3» является необоснованной.

 Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Челябинское УФАС России считает, что условия конкурсной документации не позволяют однозначно определить требования, предъявляемые к  участникам закупки по указанным критериям, в том числе какое образование должны иметь сотрудники участников закупок, и какими документами необходимо подтвердить их квалификацию.

Установление подобных условий, непозволяющих однозначно определить какими именно документами в составе заявки участники закупки должны были подтвердить наличие соответствующего образования, квалификацию своих сотрудников в области безопасности дорожного движения, могло ввести участников закупки в заблуждение относительно требований заказчика к участникам данной закупки, что является нарушением принципа  информационной открытости закупки, закрепленного в статье 3 Закона о закупках.

Челябинским УФАС России установлено, что 22 июля 2014 года между МУП «ЧелябГЭТ» и ООО ЧОП «Богатырь» по результатам проведенного конкурса заключен договор на оказание охранных услуг № 104-к, что свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи соответствующего предписания  МУП «ЧелябГЭТ».

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО ОП «КАСКАД-3» на действия (бездействие) МУП «ЧелябГЭТ» необоснованной.

2. Признать действия МУП «ЧелябГЭТ» при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969), выразившиеся в неоднозначном формулировании критерия оценки заявок о наличии в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации,  а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения, противоречащими части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Председатель Комиссии                                                                       

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии                                                                               

Д.А. Дозморова

Ю.Г. Ростовцева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 36-03-18.1/2014 [format] => [safe_value] => № 36-03-18.1/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 38 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 38 [vid] => 6 [name] => Транспорт и связь [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-04 05:27:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-04 05:27:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1407216578 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )