Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена 31 июля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 4 августа 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: | Семенова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России; Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
| Ростовцева Юлия Геннадьевна — ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело № 36-03-18.1/2014, возбужденное по жалобе ООО ОП «КАСКАД-3» на действия (бездействие) Муниципальное унитарное предприятие «Челябинский городской электрический транспорт» (далее - МУП «ЧелябГЭТ») при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969), в присутствии представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО ОП «КАСКАД-3» от 24.07.2014 № 11290 на действия (бездействие) МУП «ЧелябГЭТ» при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969) (далее – Конкурс).
В жалобе указано следующее.
1. В пункте 1.1 части 2 конкурсной документации «Общие условия проведения конкурса» указано, что она разработана, в том числе на основании Федерального закона № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках). Однако, на официальном сайте госзакупок http://zakupki.gov.ru/ отсутствует размещенное на сайте положение о закупках МУП «ЧелябГЭТ» как корпоративный документ в соответствии с Законом о закупках. Таким образом, по мнению подателя жалобы, МУП «ЧелябГЭТ» пр проведении закупок не имело право руководствоваться Законом о закупках.
2. В пункте 5.4 части 2 конкурсной документации «Общие условия проведения конкурса» определены порядок и методика оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
По критерию функциональные характеристики заказчиком были указаны, в том числе следующие требования:
- наличие в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (Да - 5 баллов. Нет - 0 баллов);
- наличие в штате охранного предприятия квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения (Да - 2 балла, Нет - 0 баллов).
ООО ОП «КАСКАД-3» не согласно с указанными критериями как не соответствующими действующему законодательству и направленными на ограничение конкуренции по следующим основаниям.
Согласно Федеральному закону от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не утвержден порядок подготовки и аттестации специалистов в области транспортной безопасности, что является непреодолимым препятствием для выполнения требований условий конкурса для лиц, не являющихся специализированными субъектами транспортной деятельности (либо не связанных с такими субъектами).
Кроме того, действующие нормативные-правовые акты предусматривают такую аттестацию только для руководителей и специалистов субъектов транспортной деятельности, то есть для МУП «ЧелябГЭТ».
Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» направлен на регулирование работы субъектов транспортной деятельности, а не деятельность охранных предприятий.
Согласно пункту 4 статьи 20 Федерального закона от 09.02.2007 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, осуществляющие перевозки, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Согласно пункту 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7, наличие должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность возлагается на субъекта транспортной деятельности.
Установлением указанных требований заказчик необоснованно воспрепятствовал осуществлению деятельности ООО «ОП «Каскад-3» путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, а также создал дискриминационные условия для участия в конкурсе.
По доводам, изложенным в жалобе ООО ОП «КАСКАД-3», МУП «ЧелябГЭТ» сообщило следующее.
1. Положение о закупках МУП «ЧелябГЭТ» размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru с декабря 2012 года.
2. Довод жалобы о неправомерности включения в состав конкурсной документации требований о наличии в штате специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации в сфере транспортной безопасности, предприятие считает несостоятельным, поскольку в силу пунктов 7.1, 7.2 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» к подразделениям транспортной безопасности относятся субъекты, осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
МУП «ЧелябГЭТ» как владелец транспортной инфраструктуры обязано гарантировать транспортную безопасность при осуществлении основного вида деятельности-пассажирских перевозок.
Неотъемлемым элементом обеспечения транспортной безопасности в силу закона является система непрерывной профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, чья профессиональная деятельность связана с обеспечением транспортной безопасности.
Приказом Минтранса РФ от 05.08.2011 № 209 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта» установлено, что владелец транспортной инфраструктуры обязан допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной опасности сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных согласно законодательству Российской Федерации.
Таким образом, установление данного критерия обусловлено необходимостью выявления исполнителя услуг способного наиболее квалифицированно и качественно обеспечить потребности организатора закупок в охранных услугах с учетом специфики производства, социальной направленности его деятельности, уровня ответственности.
Услуги по обучению на краткосрочных курсах по теме «Транспортная безопасность» на территории г. Челябинска предоставляют, следующие учебные учреждения:
- Челябинский государственный педагогический университет;
- филиал УрГУПС в г. Челябинске.
Продолжительность обучения составляет 72 часа. По окончании курсов, согласно пункту 6 Рекомендаций по итоговой государственной аттестации, утвержденных Приложением 1 к Инструктивному письму Минобразования России от 21.11.2000 N 35-52-172ин/35-29 работнику, прошедшему повышение квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:
- удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов.
Довод жалобы о том, что заказчик требует наличие аттестованного специалиста в области безопасности дорожного движения МУП «ЧелябГЭТ» также считает несостоятельным, в связи с тем, что требуется лишь наличие в штате квалифицированного специалиста в области безопасности дорожного движения. Данное требование является оценочным. Учитывая, что местом деятельности работника охранного предприятия будет являться предприятие, деятельность которого связана с эксплуатацией объектов повышенной опасности (трамваи, троллейбусы, автомашины), то обязанность обеспечения безопасности нахождения на объектах заказчика (трамвайные и троллейбусные депо, разворотные кольца конечных станций) возлагается на охранное предприятие, так как инструктажи по технике безопасности, охране труда, безопасности дорожного движения проводятся заказчиком только для своих работников, в противном случае жизнь и здоровье работников охранного предприятия в период дежурств на объектах заказчика не будет никем гарантирована.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
При организации и проведении открытого конкурса МУП «ЧелябГЭТ» руководствовалось Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке.
Положение о закупке утверждено приказом директора МУП «ЧелябГЭТ» от 28.12.2012 № 4047 и размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru в разделе «Реестр положений о закупках».
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что данное Положение не размещено на официальном сайте, не соответствует действительности.
Пункт 6.1 Положения устанавливает, что закупки могут осуществляться следующими способами:
1. Открытый конкурс;
2. Аукцион;
3. Запрос предложений;
4. Запрос котировок;
5. Конкурентные переговоры;
6. У единственного поставщика, подрядчика, исполнителя;
7. Закрытые процедуры закупки;
8. Открытый конкурс в электронной форме;
9. Открытый аукцион в электронной форме;
10. Запрос цен в электронной форме;
11. Запрос предложений в электронной форме.
Пункт 7.1.1 Положения устанавливает, что открытый конкурс - это способ осуществления закупок, при котором информация о закупке сообщается предприятием неограниченному кругу лиц путем размещения извещения о проведении конкурса и конкурсной документации на официальном сайте, и победителем в котором признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30 июня 2014 года было опубликовано извещение (№ 31401286682) о проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969).
Заказчиком проведения конкурса является МУП «ЧелябГЭТ». Вместе с извещением о проведении конкурса заказчиком также на официальном сайте была размещена конкурсная документация.
Пунктом 18 информационной карты конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, порядок их оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
1. Цена контракта — 20 %;
2. Опыт выполнения аналогичных работ — 20 %;
3. Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара — 60 %.
По критерию функциональные характеристики заказчиком были указаны, в том числе следующие требования:
- наличие в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (Да - 5 баллов. Нет - 0 баллов);
- наличие в штате охранного предприятия квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения (Да - 2 балла, Нет - 0 баллов).
Довод подателя жалобы относительно незаконности предъявляемого требования к потенциальным участникам закупки о наличии в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения Комиссия Челябинского УФАС России считает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
При этом, из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В пункте 18 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации, установлен исчерпывающий перечень критериев оценки заявок, в состав которых входят также требования обжалуемые заявителем.
Заказчик в документации о закупке самостоятельно устанавливает критерии оценки и сопоставления заявок, а также порядок оценки и сопоставления заявок, позволяющий заказчику осуществить выбор победителя закупочной процедуры для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, с учетом особенностей осуществляемой заказчиком закупочной процедуры, характеристик закупаемых товаров, работ, услуг.
При этом, действующее законодательство не содержит каких-либо определенных требований, конкретизирующих содержание сведений, относящихся к критериям и порядку оценки и сопоставления заявок претендентов.
Кроме того, отмечаем, что отсутствие у хозяйствующего субъекта в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения не является основанием для отказа в допуске к участию в данном конкурсе и не может ограничить круг потенциальных участников рассматрвиаемой закупки.
По результатам рассмотрения данного дела в части предъявления требования к участникам закупки о наличии в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения Челябинское УФАС России пришло к выводу об отсутствии в указанных действиях МУП «ЧелябГЭТ» нарушения части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, жалоба ООО ОП «КАСКАД-3» является необоснованной.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Челябинское УФАС России считает, что условия конкурсной документации не позволяют однозначно определить требования, предъявляемые к участникам закупки по указанным критериям, в том числе какое образование должны иметь сотрудники участников закупок, и какими документами необходимо подтвердить их квалификацию.
Установление подобных условий, непозволяющих однозначно определить какими именно документами в составе заявки участники закупки должны были подтвердить наличие соответствующего образования, квалификацию своих сотрудников в области безопасности дорожного движения, могло ввести участников закупки в заблуждение относительно требований заказчика к участникам данной закупки, что является нарушением принципа информационной открытости закупки, закрепленного в статье 3 Закона о закупках.
Челябинским УФАС России установлено, что 22 июля 2014 года между МУП «ЧелябГЭТ» и ООО ЧОП «Богатырь» по результатам проведенного конкурса заключен договор на оказание охранных услуг № 104-к, что свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи соответствующего предписания МУП «ЧелябГЭТ».
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ОП «КАСКАД-3» на действия (бездействие) МУП «ЧелябГЭТ» необоснованной.
2. Признать действия МУП «ЧелябГЭТ» при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969), выразившиеся в неоднозначном формулировании критерия оценки заявок о наличии в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения, противоречащими части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Председатель Комиссии
Е.Г. Семенова
Члены Комиссии
Д.А. Дозморова
Ю.Г. Ростовцева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
stdClass Object
(
[vid] => 13066
[uid] => 5
[title] => Решение по делу № 36-03-18.1/2014 по жалобе ООО ОП «КАСКАД-3» на действия МУП «ЧелябГЭТ»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 13066
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1407216578
[changed] => 1407223989
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1407223989
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена 31 июля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 4 августа 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: | Семенова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России; Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
| Ростовцева Юлия Геннадьевна — ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело № 36-03-18.1/2014, возбужденное по жалобе ООО ОП «КАСКАД-3» на действия (бездействие) Муниципальное унитарное предприятие «Челябинский городской электрический транспорт» (далее - МУП «ЧелябГЭТ») при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969), в присутствии представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО ОП «КАСКАД-3» от 24.07.2014 № 11290 на действия (бездействие) МУП «ЧелябГЭТ» при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969) (далее – Конкурс).
В жалобе указано следующее.
1. В пункте 1.1 части 2 конкурсной документации «Общие условия проведения конкурса» указано, что она разработана, в том числе на основании Федерального закона № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках). Однако, на официальном сайте госзакупок http://zakupki.gov.ru/ отсутствует размещенное на сайте положение о закупках МУП «ЧелябГЭТ» как корпоративный документ в соответствии с Законом о закупках. Таким образом, по мнению подателя жалобы, МУП «ЧелябГЭТ» пр проведении закупок не имело право руководствоваться Законом о закупках.
2. В пункте 5.4 части 2 конкурсной документации «Общие условия проведения конкурса» определены порядок и методика оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
По критерию функциональные характеристики заказчиком были указаны, в том числе следующие требования:
- наличие в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (Да - 5 баллов. Нет - 0 баллов);
- наличие в штате охранного предприятия квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения (Да - 2 балла, Нет - 0 баллов).
ООО ОП «КАСКАД-3» не согласно с указанными критериями как не соответствующими действующему законодательству и направленными на ограничение конкуренции по следующим основаниям.
Согласно Федеральному закону от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не утвержден порядок подготовки и аттестации специалистов в области транспортной безопасности, что является непреодолимым препятствием для выполнения требований условий конкурса для лиц, не являющихся специализированными субъектами транспортной деятельности (либо не связанных с такими субъектами).
Кроме того, действующие нормативные-правовые акты предусматривают такую аттестацию только для руководителей и специалистов субъектов транспортной деятельности, то есть для МУП «ЧелябГЭТ».
Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» направлен на регулирование работы субъектов транспортной деятельности, а не деятельность охранных предприятий.
Согласно пункту 4 статьи 20 Федерального закона от 09.02.2007 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, осуществляющие перевозки, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Согласно пункту 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7, наличие должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность возлагается на субъекта транспортной деятельности.
Установлением указанных требований заказчик необоснованно воспрепятствовал осуществлению деятельности ООО «ОП «Каскад-3» путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, а также создал дискриминационные условия для участия в конкурсе.
По доводам, изложенным в жалобе ООО ОП «КАСКАД-3», МУП «ЧелябГЭТ» сообщило следующее.
1. Положение о закупках МУП «ЧелябГЭТ» размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru с декабря 2012 года.
2. Довод жалобы о неправомерности включения в состав конкурсной документации требований о наличии в штате специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации в сфере транспортной безопасности, предприятие считает несостоятельным, поскольку в силу пунктов 7.1, 7.2 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» к подразделениям транспортной безопасности относятся субъекты, осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
МУП «ЧелябГЭТ» как владелец транспортной инфраструктуры обязано гарантировать транспортную безопасность при осуществлении основного вида деятельности-пассажирских перевозок.
Неотъемлемым элементом обеспечения транспортной безопасности в силу закона является система непрерывной профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, чья профессиональная деятельность связана с обеспечением транспортной безопасности.
Приказом Минтранса РФ от 05.08.2011 № 209 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта» установлено, что владелец транспортной инфраструктуры обязан допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной опасности сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных согласно законодательству Российской Федерации.
Таким образом, установление данного критерия обусловлено необходимостью выявления исполнителя услуг способного наиболее квалифицированно и качественно обеспечить потребности организатора закупок в охранных услугах с учетом специфики производства, социальной направленности его деятельности, уровня ответственности.
Услуги по обучению на краткосрочных курсах по теме «Транспортная безопасность» на территории г. Челябинска предоставляют, следующие учебные учреждения:
- Челябинский государственный педагогический университет;
- филиал УрГУПС в г. Челябинске.
Продолжительность обучения составляет 72 часа. По окончании курсов, согласно пункту 6 Рекомендаций по итоговой государственной аттестации, утвержденных Приложением 1 к Инструктивному письму Минобразования России от 21.11.2000 N 35-52-172ин/35-29 работнику, прошедшему повышение квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:
- удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов.
Довод жалобы о том, что заказчик требует наличие аттестованного специалиста в области безопасности дорожного движения МУП «ЧелябГЭТ» также считает несостоятельным, в связи с тем, что требуется лишь наличие в штате квалифицированного специалиста в области безопасности дорожного движения. Данное требование является оценочным. Учитывая, что местом деятельности работника охранного предприятия будет являться предприятие, деятельность которого связана с эксплуатацией объектов повышенной опасности (трамваи, троллейбусы, автомашины), то обязанность обеспечения безопасности нахождения на объектах заказчика (трамвайные и троллейбусные депо, разворотные кольца конечных станций) возлагается на охранное предприятие, так как инструктажи по технике безопасности, охране труда, безопасности дорожного движения проводятся заказчиком только для своих работников, в противном случае жизнь и здоровье работников охранного предприятия в период дежурств на объектах заказчика не будет никем гарантирована.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
При организации и проведении открытого конкурса МУП «ЧелябГЭТ» руководствовалось Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке.
Положение о закупке утверждено приказом директора МУП «ЧелябГЭТ» от 28.12.2012 № 4047 и размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru в разделе «Реестр положений о закупках».
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что данное Положение не размещено на официальном сайте, не соответствует действительности.
Пункт 6.1 Положения устанавливает, что закупки могут осуществляться следующими способами:
1. Открытый конкурс;
2. Аукцион;
3. Запрос предложений;
4. Запрос котировок;
5. Конкурентные переговоры;
6. У единственного поставщика, подрядчика, исполнителя;
7. Закрытые процедуры закупки;
8. Открытый конкурс в электронной форме;
9. Открытый аукцион в электронной форме;
10. Запрос цен в электронной форме;
11. Запрос предложений в электронной форме.
Пункт 7.1.1 Положения устанавливает, что открытый конкурс - это способ осуществления закупок, при котором информация о закупке сообщается предприятием неограниченному кругу лиц путем размещения извещения о проведении конкурса и конкурсной документации на официальном сайте, и победителем в котором признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30 июня 2014 года было опубликовано извещение (№ 31401286682) о проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969).
Заказчиком проведения конкурса является МУП «ЧелябГЭТ». Вместе с извещением о проведении конкурса заказчиком также на официальном сайте была размещена конкурсная документация.
Пунктом 18 информационной карты конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, порядок их оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
1. Цена контракта — 20 %;
2. Опыт выполнения аналогичных работ — 20 %;
3. Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара — 60 %.
По критерию функциональные характеристики заказчиком были указаны, в том числе следующие требования:
- наличие в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (Да - 5 баллов. Нет - 0 баллов);
- наличие в штате охранного предприятия квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения (Да - 2 балла, Нет - 0 баллов).
Довод подателя жалобы относительно незаконности предъявляемого требования к потенциальным участникам закупки о наличии в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения Комиссия Челябинского УФАС России считает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
При этом, из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В пункте 18 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации, установлен исчерпывающий перечень критериев оценки заявок, в состав которых входят также требования обжалуемые заявителем.
Заказчик в документации о закупке самостоятельно устанавливает критерии оценки и сопоставления заявок, а также порядок оценки и сопоставления заявок, позволяющий заказчику осуществить выбор победителя закупочной процедуры для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, с учетом особенностей осуществляемой заказчиком закупочной процедуры, характеристик закупаемых товаров, работ, услуг.
При этом, действующее законодательство не содержит каких-либо определенных требований, конкретизирующих содержание сведений, относящихся к критериям и порядку оценки и сопоставления заявок претендентов.
Кроме того, отмечаем, что отсутствие у хозяйствующего субъекта в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения не является основанием для отказа в допуске к участию в данном конкурсе и не может ограничить круг потенциальных участников рассматрвиаемой закупки.
По результатам рассмотрения данного дела в части предъявления требования к участникам закупки о наличии в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения Челябинское УФАС России пришло к выводу об отсутствии в указанных действиях МУП «ЧелябГЭТ» нарушения части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, жалоба ООО ОП «КАСКАД-3» является необоснованной.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Челябинское УФАС России считает, что условия конкурсной документации не позволяют однозначно определить требования, предъявляемые к участникам закупки по указанным критериям, в том числе какое образование должны иметь сотрудники участников закупок, и какими документами необходимо подтвердить их квалификацию.
Установление подобных условий, непозволяющих однозначно определить какими именно документами в составе заявки участники закупки должны были подтвердить наличие соответствующего образования, квалификацию своих сотрудников в области безопасности дорожного движения, могло ввести участников закупки в заблуждение относительно требований заказчика к участникам данной закупки, что является нарушением принципа информационной открытости закупки, закрепленного в статье 3 Закона о закупках.
Челябинским УФАС России установлено, что 22 июля 2014 года между МУП «ЧелябГЭТ» и ООО ЧОП «Богатырь» по результатам проведенного конкурса заключен договор на оказание охранных услуг № 104-к, что свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи соответствующего предписания МУП «ЧелябГЭТ».
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ОП «КАСКАД-3» на действия (бездействие) МУП «ЧелябГЭТ» необоснованной.
2. Признать действия МУП «ЧелябГЭТ» при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969), выразившиеся в неоднозначном формулировании критерия оценки заявок о наличии в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения, противоречащими части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Председатель Комиссии
Е.Г. Семенова
Члены Комиссии
Д.А. Дозморова
Ю.Г. Ростовцева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена 31 июля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 4 августа 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
|
Семенова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;
|
|
Ростовцева Юлия Геннадьевна — ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,
|
рассмотрев дело № 36-03-18.1/2014, возбужденное по жалобе ООО ОП «КАСКАД-3» на действия (бездействие) Муниципальное унитарное предприятие «Челябинский городской электрический транспорт» (далее - МУП «ЧелябГЭТ») при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969), в присутствии представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО ОП «КАСКАД-3» от 24.07.2014 № 11290 на действия (бездействие) МУП «ЧелябГЭТ» при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969) (далее – Конкурс).
В жалобе указано следующее.
1. В пункте 1.1 части 2 конкурсной документации «Общие условия проведения конкурса» указано, что она разработана, в том числе на основании Федерального закона № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках). Однако, на официальном сайте госзакупок http://zakupki.gov.ru/ отсутствует размещенное на сайте положение о закупках МУП «ЧелябГЭТ» как корпоративный документ в соответствии с Законом о закупках. Таким образом, по мнению подателя жалобы, МУП «ЧелябГЭТ» пр проведении закупок не имело право руководствоваться Законом о закупках.
2. В пункте 5.4 части 2 конкурсной документации «Общие условия проведения конкурса» определены порядок и методика оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
По критерию функциональные характеристики заказчиком были указаны, в том числе следующие требования:
- наличие в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (Да - 5 баллов. Нет - 0 баллов);
- наличие в штате охранного предприятия квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения (Да - 2 балла, Нет - 0 баллов).
ООО ОП «КАСКАД-3» не согласно с указанными критериями как не соответствующими действующему законодательству и направленными на ограничение конкуренции по следующим основаниям.
Согласно Федеральному закону от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не утвержден порядок подготовки и аттестации специалистов в области транспортной безопасности, что является непреодолимым препятствием для выполнения требований условий конкурса для лиц, не являющихся специализированными субъектами транспортной деятельности (либо не связанных с такими субъектами).
Кроме того, действующие нормативные-правовые акты предусматривают такую аттестацию только для руководителей и специалистов субъектов транспортной деятельности, то есть для МУП «ЧелябГЭТ».
Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» направлен на регулирование работы субъектов транспортной деятельности, а не деятельность охранных предприятий.
Согласно пункту 4 статьи 20 Федерального закона от 09.02.2007 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, осуществляющие перевозки, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Согласно пункту 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7, наличие должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность возлагается на субъекта транспортной деятельности.
Установлением указанных требований заказчик необоснованно воспрепятствовал осуществлению деятельности ООО «ОП «Каскад-3» путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, а также создал дискриминационные условия для участия в конкурсе.
По доводам, изложенным в жалобе ООО ОП «КАСКАД-3», МУП «ЧелябГЭТ» сообщило следующее.
1. Положение о закупках МУП «ЧелябГЭТ» размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru с декабря 2012 года.
2. Довод жалобы о неправомерности включения в состав конкурсной документации требований о наличии в штате специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации в сфере транспортной безопасности, предприятие считает несостоятельным, поскольку в силу пунктов 7.1, 7.2 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» к подразделениям транспортной безопасности относятся субъекты, осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
МУП «ЧелябГЭТ» как владелец транспортной инфраструктуры обязано гарантировать транспортную безопасность при осуществлении основного вида деятельности-пассажирских перевозок.
Неотъемлемым элементом обеспечения транспортной безопасности в силу закона является система непрерывной профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, чья профессиональная деятельность связана с обеспечением транспортной безопасности.
Приказом Минтранса РФ от 05.08.2011 № 209 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта» установлено, что владелец транспортной инфраструктуры обязан допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной опасности сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных согласно законодательству Российской Федерации.
Таким образом, установление данного критерия обусловлено необходимостью выявления исполнителя услуг способного наиболее квалифицированно и качественно обеспечить потребности организатора закупок в охранных услугах с учетом специфики производства, социальной направленности его деятельности, уровня ответственности.
Услуги по обучению на краткосрочных курсах по теме «Транспортная безопасность» на территории г. Челябинска предоставляют, следующие учебные учреждения:
- Челябинский государственный педагогический университет;
- филиал УрГУПС в г. Челябинске.
Продолжительность обучения составляет 72 часа. По окончании курсов, согласно пункту 6 Рекомендаций по итоговой государственной аттестации, утвержденных Приложением 1 к Инструктивному письму Минобразования России от 21.11.2000 N 35-52-172ин/35-29 работнику, прошедшему повышение квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:
- удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов.
Довод жалобы о том, что заказчик требует наличие аттестованного специалиста в области безопасности дорожного движения МУП «ЧелябГЭТ» также считает несостоятельным, в связи с тем, что требуется лишь наличие в штате квалифицированного специалиста в области безопасности дорожного движения. Данное требование является оценочным. Учитывая, что местом деятельности работника охранного предприятия будет являться предприятие, деятельность которого связана с эксплуатацией объектов повышенной опасности (трамваи, троллейбусы, автомашины), то обязанность обеспечения безопасности нахождения на объектах заказчика (трамвайные и троллейбусные депо, разворотные кольца конечных станций) возлагается на охранное предприятие, так как инструктажи по технике безопасности, охране труда, безопасности дорожного движения проводятся заказчиком только для своих работников, в противном случае жизнь и здоровье работников охранного предприятия в период дежурств на объектах заказчика не будет никем гарантирована.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
При организации и проведении открытого конкурса МУП «ЧелябГЭТ» руководствовалось Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке.
Положение о закупке утверждено приказом директора МУП «ЧелябГЭТ» от 28.12.2012 № 4047 и размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru в разделе «Реестр положений о закупках».
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что данное Положение не размещено на официальном сайте, не соответствует действительности.
Пункт 6.1 Положения устанавливает, что закупки могут осуществляться следующими способами:
1. Открытый конкурс;
2. Аукцион;
3. Запрос предложений;
4. Запрос котировок;
5. Конкурентные переговоры;
6. У единственного поставщика, подрядчика, исполнителя;
7. Закрытые процедуры закупки;
8. Открытый конкурс в электронной форме;
9. Открытый аукцион в электронной форме;
10. Запрос цен в электронной форме;
11. Запрос предложений в электронной форме.
Пункт 7.1.1 Положения устанавливает, что открытый конкурс - это способ осуществления закупок, при котором информация о закупке сообщается предприятием неограниченному кругу лиц путем размещения извещения о проведении конкурса и конкурсной документации на официальном сайте, и победителем в котором признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30 июня 2014 года было опубликовано извещение (№ 31401286682) о проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969).
Заказчиком проведения конкурса является МУП «ЧелябГЭТ». Вместе с извещением о проведении конкурса заказчиком также на официальном сайте была размещена конкурсная документация.
Пунктом 18 информационной карты конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, порядок их оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
1. Цена контракта — 20 %;
2. Опыт выполнения аналогичных работ — 20 %;
3. Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара — 60 %.
По критерию функциональные характеристики заказчиком были указаны, в том числе следующие требования:
- наличие в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (Да - 5 баллов. Нет - 0 баллов);
- наличие в штате охранного предприятия квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения (Да - 2 балла, Нет - 0 баллов).
Довод подателя жалобы относительно незаконности предъявляемого требования к потенциальным участникам закупки о наличии в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения Комиссия Челябинского УФАС России считает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
При этом, из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В пункте 18 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации, установлен исчерпывающий перечень критериев оценки заявок, в состав которых входят также требования обжалуемые заявителем.
Заказчик в документации о закупке самостоятельно устанавливает критерии оценки и сопоставления заявок, а также порядок оценки и сопоставления заявок, позволяющий заказчику осуществить выбор победителя закупочной процедуры для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, с учетом особенностей осуществляемой заказчиком закупочной процедуры, характеристик закупаемых товаров, работ, услуг.
При этом, действующее законодательство не содержит каких-либо определенных требований, конкретизирующих содержание сведений, относящихся к критериям и порядку оценки и сопоставления заявок претендентов.
Кроме того, отмечаем, что отсутствие у хозяйствующего субъекта в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения не является основанием для отказа в допуске к участию в данном конкурсе и не может ограничить круг потенциальных участников рассматрвиаемой закупки.
По результатам рассмотрения данного дела в части предъявления требования к участникам закупки о наличии в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения Челябинское УФАС России пришло к выводу об отсутствии в указанных действиях МУП «ЧелябГЭТ» нарушения части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, жалоба ООО ОП «КАСКАД-3» является необоснованной.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Челябинское УФАС России считает, что условия конкурсной документации не позволяют однозначно определить требования, предъявляемые к участникам закупки по указанным критериям, в том числе какое образование должны иметь сотрудники участников закупок, и какими документами необходимо подтвердить их квалификацию.
Установление подобных условий, непозволяющих однозначно определить какими именно документами в составе заявки участники закупки должны были подтвердить наличие соответствующего образования, квалификацию своих сотрудников в области безопасности дорожного движения, могло ввести участников закупки в заблуждение относительно требований заказчика к участникам данной закупки, что является нарушением принципа информационной открытости закупки, закрепленного в статье 3 Закона о закупках.
Челябинским УФАС России установлено, что 22 июля 2014 года между МУП «ЧелябГЭТ» и ООО ЧОП «Богатырь» по результатам проведенного конкурса заключен договор на оказание охранных услуг № 104-к, что свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи соответствующего предписания МУП «ЧелябГЭТ».
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ОП «КАСКАД-3» на действия (бездействие) МУП «ЧелябГЭТ» необоснованной.
2. Признать действия МУП «ЧелябГЭТ» при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для МУП «ЧелябГЭТ» (извещение № 31401297969), выразившиеся в неоднозначном формулировании критерия оценки заявок о наличии в штате охранного предприятия специалиста, прошедшего обучение по программе «Обеспечение транспортной безопасности» и имеющего удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, а также квалифицированного специалиста по безопасности дорожного движения, противоречащими части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Председатель Комиссии
Е.Г. Семенова
Члены Комиссии
Д.А. Дозморова
Ю.Г. Ростовцева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 36-03-18.1/2014
[format] =>
[safe_value] => № 36-03-18.1/2014
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.
Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."
Борьба с картелями
Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"
Журнал "Конкуренция и рынок"
Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»
[format] => full_html
[weight] => 5
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 38
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 38
[vid] => 6
[name] => Транспорт и связь
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 1
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-08-04 05:27:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-08-04 05:27:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1407216578
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Челябинское УФАС России
)