Решение и предписание по делу № 10-03/14 в отношении ООО «Теплоэнергетика»

Номер дела: № 10-03/14
Дата публикации: 23 апреля 2014, 14:56

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 16 апреля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 апреля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

Ефимова Татьяна Владимировна – специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителей сторон по доверенности,

рассмотрев дело № 10-03/14 по признакам нарушения ООО «Теплоэнергетика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба <...> на действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в ущемлении прав жильцов на установку общедомового прибора учета (далее - ОПУ) тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>.

Материалами по жалобе установлено, что 15.03.2013 <...> обратился в адрес ООО «Теплоэнергетика» с заявлением об установке ОПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>.

19.03.2013 представителями ООО «Теплоэнергетика» было проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ОПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>, по результатам которого ООО «Теплоэнергетика» был сделан вывод об отсутствии такой возможности по следующим основаниям: установка ОПУ соответствующего вида по проектным характеристикам МКД невозможна без реконструкции существующих внутридомовых инженерных систем; в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить доступ для снятия показаний ОПУ соответствующего вида, его обслуживания, замены.

22.05.2013 представителями ООО «Теплоэнергетика» было проведено повторное обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ОПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>, по результатам которого ООО «Теплоэнергетика» пришло к выводу об отсутствии такой возможности по следующим основаниям: установка ОПУ соответствующего вида по проектным характеристикам МКД невозможна без реконструкции существующих внутридомовых инженерных систем (подпункт «а» пункта 2 приложения № 1 к Приказу Министерства регионального развития РФ «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения» от 29 декабря 2011 года № 627 (далее - Критерии).

19.06.2013 <...> обратился в ООО «Теплоэнергетика» с просьбой о выдаче технических условий на установку ОПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>. На данную просьбу общество ответило отказом, вследствие чего заявитель повторно обратился с аналогичной просьбой 30.08.2013.

19.09.2013 представителями ООО «Теплоэнергетика» вновь было проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ОПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>, по результатам которого ООО «Теплоэнергетика» также пришло к выводу об отсутствии такой возможности «ввиду невозможности обеспечения обязательных требований к условиям эксплуатации приборов учета, по причине невозможности свободного доступа для эксплуатации приборов и снятия показаний с указанных приборов (пункт 2в «Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета» Приказ Минрегионразвития № 627 от 29.12.2011 г., раздел 3 пункта 3.1.4 «Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей»).

В ответ на запрос Челябинского УФАС России от 09.01.2014 (исх. № 22/03) 24.01.2014 ООО «Теплоэнергетика» представило письменные пояснения (исх. № 81), в которых указано следующее.

В соответствии с пунктом 1 Критериев МКД должны быть обследованы на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета.

В пункте 2 данного приложения указано, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 данного документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

ООО «Теплоэнергетика» в своих письменных пояснениях также ссылается на пункт 3.1.4 Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей (утв. Главным Управлением государственного энергетического надзора Министерства топлива и энергетики РФ 07.05.1992) и пункты 2.20, 2.21 Свода правил 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов» (согласованы Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Минстроя России) (далее - СП 41 – 101 – 95), на основании которых внутренние проходы для обслуживания оборудования и технологических трубопроводов должны быть шириной не менее 0,6 м, высотой не менее 1,8 м.

При обследовании подвальных помещений МКД <...> МКР-3 ООО «Теплоэнергетика» было выявлено, что размер входа в подвальное помещение равен 0, 84 м. в ширину и 1,24 м. в высоту. Ширина входа в тепловой пункт составляет 0,9 м., а высота - 1, 42 м.

По мнению общества, установка ОПУ соответствующего вида по проектным характеристикам МКД невозможна без реконструкции существующих внутридомовых систем.

16.04.2014 на заседании Комиссии представитель ООО «Теплоэнергетика» поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, представленных в ходе рассмотрения дела.

Представитель собственников помещений МКД <...> МКР-3 г. Усть-Катава Челябинской области поддержала доводы, изложенные в жалобе гражданина <...>, указав на то, что действия ООО «Теплоэнергетика» являются злоупотреблением доминирующим положением. Законные основания для отказа ввода в эксплуатацию ОПУ тепловой энергии в данном МКД у общества отсутствуют.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Теплоэнергетика» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

ООО «Теплоэнергетика» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

2. Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергосбережения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 13 Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В частях 1, 4, 6 статьи 19 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ указано, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

В силу пункта 7.1 Правил учёта допуск в эксплуатацию узлов учёта потребления осуществляется представителем энергоснабжающей организации.

Таким образом, именно на энергоснабжающую организацию возложена обязанность по допуску в эксплуатацию узлов учёта.

Из переписки между ООО «Теплоэнергетика» и <...> следует, что по результатам проведенных обследований на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ОПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>, ООО «Теплоэнергетика» был сделан вывод об отсутствии такой возможности.

В соответствии с пунктом 1.1.1. Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей (утв. Главным Управлением государственного энергетического надзора Министерства топлива и энергетики РФ 7.05.1992) (далее – Правила техники безопасности), указанные правила обязательны для персонала, занятого эксплуатацией, ремонтом, наладкой и испытанием теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей.

На основании пункта 3.1.4. Правил техники безопасности все проходы и проезды, входы и выходы внутри производственных помещений и снаружи на примыкающей к ним территории должны быть освещены, свободны и безопасны для движения пешеходов и транспорта. Загромождение проходов и проездов или использование их для складирования грузов запрещается.

Внутренние проходы для обслуживания оборудования и технологических трубопроводов должны быть шириной не менее 0,6, высотой не менее 1,8 м.

Таким образом, данные требования применяются к проходам внутри производственных помещений, а не многоквартирных жилых домов.

Пунктом 2.21 СП 41 – 101 – 95 предусмотрено, что при размещении индивидуального теплового пункта (далее – ИТП) в подвальных и цокольных помещениях, а также в технических подпольях зданий принимать высоту помещений и свободных проходов не менее 1,8 метра. Пунктом 1.1. СП 41 – 101 – 95 предусмотрено, что указанные правила следует использовать при проектировании вновь строящихся и реконструируемых тепловых пунктов, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и общественных зданий.

Таким образом, к узлу учета тепловой энергии, расположенному в многоквартирном доме <...> в микрорайоне № 3 города Усть-Катава Челябинской области, в отношении которого ООО «Теплоэнергетика» указала на несоответствие проходов СП 41 – 101 – 95 «Проектирование тепловых пунктов», не могут быть применены требования, на которые ссылается общество.

Вместе с тем, в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115), тепловой пункт – это комплекс устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя. Также, в соответствии с пунктом 2 Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (утв. Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 № 105) узел учета тепловой энергии и теплоносителя (узел учета) - совокупность аттестованных в установленном порядке средств и систем измерений и других устройств, предназначенных для коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя. Таким образом, узел учета тепловой энергии не является составной частью теплового пункта.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «Теплоэнергетика» необоснованно затягивает процесс ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя в МКД <...>, расположенного в микрорайоне № 3 г. Усть-Катава.

Кроме того, указанные действия ООО «Теплоэнергетика» потенциально способствуют увеличению расходов граждан на оплату данного коммунального ресурса, то есть ущемили их интересы.

У ООО «Теплоэнергетика» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: согласовать проект на узел учета тепловой энергии в многоквартирный дом 13, расположенный в микрорайоне <...> г. Усть-Катава. Однако ООО «Теплоэнергетика» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности ООО «Теплоэнергетика» в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в МКД <...> МКР-3 г. Усть-Катава Челябинской области, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Выдать ООО «Теплоэнергетика» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии

Д.А. Дозморова

Т.В. Ефимова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 15

 

16 апреля 2014 года                                                            

г. Челябинск, пр. Ленина, 59
          

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя  Челябинского УФАС России;

 

Дозморова Динара Александровна — начальник  отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Ефимова Татьяна Владимировна — специалист-эксперт отдела контроля   естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

            руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16 апреля 2014 года по делу № 10-03/14 о нарушении ООО «Теплоэнергетика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Теплоэнергетика» с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме <….>, расположенном по адресу: г. Усть-Катав, мкр-3;

2. ООО «Теплоэнергетика» в срок до 30 мая 2014 года ввести в эксплуатацию узел учета тепловой энергии в многоквартирном доме 7, расположенном в микрорайоне № 3 г. Усть-Катава;

3.ООО «Теплоэнергетика» в срок до 5 июня 2014 года  представить в Челябинское УФАС России документы, подтверждающие исполнение пунктов 1, 2 предписания.

 

Председатель Комиссии                                                                          

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии                                                                                           

Д.А. Дозморова   

Т.В. Ефимова

Предписание может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

             Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 12566 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 10-03/14 в отношении ООО «Теплоэнергетика» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12566 [type] => solution [language] => ru [created] => 1404982796 [changed] => 1404982796 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404982796 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 16 апреля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 апреля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

Ефимова Татьяна Владимировна – специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителей сторон по доверенности,

рассмотрев дело № 10-03/14 по признакам нарушения ООО «Теплоэнергетика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба <...> на действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в ущемлении прав жильцов на установку общедомового прибора учета (далее - ОПУ) тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>.

Материалами по жалобе установлено, что 15.03.2013 <...> обратился в адрес ООО «Теплоэнергетика» с заявлением об установке ОПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>.

19.03.2013 представителями ООО «Теплоэнергетика» было проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ОПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>, по результатам которого ООО «Теплоэнергетика» был сделан вывод об отсутствии такой возможности по следующим основаниям: установка ОПУ соответствующего вида по проектным характеристикам МКД невозможна без реконструкции существующих внутридомовых инженерных систем; в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить доступ для снятия показаний ОПУ соответствующего вида, его обслуживания, замены.

22.05.2013 представителями ООО «Теплоэнергетика» было проведено повторное обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ОПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>, по результатам которого ООО «Теплоэнергетика» пришло к выводу об отсутствии такой возможности по следующим основаниям: установка ОПУ соответствующего вида по проектным характеристикам МКД невозможна без реконструкции существующих внутридомовых инженерных систем (подпункт «а» пункта 2 приложения № 1 к Приказу Министерства регионального развития РФ «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения» от 29 декабря 2011 года № 627 (далее - Критерии).

19.06.2013 <...> обратился в ООО «Теплоэнергетика» с просьбой о выдаче технических условий на установку ОПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>. На данную просьбу общество ответило отказом, вследствие чего заявитель повторно обратился с аналогичной просьбой 30.08.2013.

19.09.2013 представителями ООО «Теплоэнергетика» вновь было проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ОПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>, по результатам которого ООО «Теплоэнергетика» также пришло к выводу об отсутствии такой возможности «ввиду невозможности обеспечения обязательных требований к условиям эксплуатации приборов учета, по причине невозможности свободного доступа для эксплуатации приборов и снятия показаний с указанных приборов (пункт 2в «Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета» Приказ Минрегионразвития № 627 от 29.12.2011 г., раздел 3 пункта 3.1.4 «Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей»).

В ответ на запрос Челябинского УФАС России от 09.01.2014 (исх. № 22/03) 24.01.2014 ООО «Теплоэнергетика» представило письменные пояснения (исх. № 81), в которых указано следующее.

В соответствии с пунктом 1 Критериев МКД должны быть обследованы на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета.

В пункте 2 данного приложения указано, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 данного документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

ООО «Теплоэнергетика» в своих письменных пояснениях также ссылается на пункт 3.1.4 Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей (утв. Главным Управлением государственного энергетического надзора Министерства топлива и энергетики РФ 07.05.1992) и пункты 2.20, 2.21 Свода правил 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов» (согласованы Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Минстроя России) (далее - СП 41 – 101 – 95), на основании которых внутренние проходы для обслуживания оборудования и технологических трубопроводов должны быть шириной не менее 0,6 м, высотой не менее 1,8 м.

При обследовании подвальных помещений МКД <...> МКР-3 ООО «Теплоэнергетика» было выявлено, что размер входа в подвальное помещение равен 0, 84 м. в ширину и 1,24 м. в высоту. Ширина входа в тепловой пункт составляет 0,9 м., а высота - 1, 42 м.

По мнению общества, установка ОПУ соответствующего вида по проектным характеристикам МКД невозможна без реконструкции существующих внутридомовых систем.

16.04.2014 на заседании Комиссии представитель ООО «Теплоэнергетика» поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, представленных в ходе рассмотрения дела.

Представитель собственников помещений МКД <...> МКР-3 г. Усть-Катава Челябинской области поддержала доводы, изложенные в жалобе гражданина <...>, указав на то, что действия ООО «Теплоэнергетика» являются злоупотреблением доминирующим положением. Законные основания для отказа ввода в эксплуатацию ОПУ тепловой энергии в данном МКД у общества отсутствуют.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Теплоэнергетика» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

ООО «Теплоэнергетика» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

2. Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергосбережения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 13 Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В частях 1, 4, 6 статьи 19 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ указано, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

В силу пункта 7.1 Правил учёта допуск в эксплуатацию узлов учёта потребления осуществляется представителем энергоснабжающей организации.

Таким образом, именно на энергоснабжающую организацию возложена обязанность по допуску в эксплуатацию узлов учёта.

Из переписки между ООО «Теплоэнергетика» и <...> следует, что по результатам проведенных обследований на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ОПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>, ООО «Теплоэнергетика» был сделан вывод об отсутствии такой возможности.

В соответствии с пунктом 1.1.1. Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей (утв. Главным Управлением государственного энергетического надзора Министерства топлива и энергетики РФ 7.05.1992) (далее – Правила техники безопасности), указанные правила обязательны для персонала, занятого эксплуатацией, ремонтом, наладкой и испытанием теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей.

На основании пункта 3.1.4. Правил техники безопасности все проходы и проезды, входы и выходы внутри производственных помещений и снаружи на примыкающей к ним территории должны быть освещены, свободны и безопасны для движения пешеходов и транспорта. Загромождение проходов и проездов или использование их для складирования грузов запрещается.

Внутренние проходы для обслуживания оборудования и технологических трубопроводов должны быть шириной не менее 0,6, высотой не менее 1,8 м.

Таким образом, данные требования применяются к проходам внутри производственных помещений, а не многоквартирных жилых домов.

Пунктом 2.21 СП 41 – 101 – 95 предусмотрено, что при размещении индивидуального теплового пункта (далее – ИТП) в подвальных и цокольных помещениях, а также в технических подпольях зданий принимать высоту помещений и свободных проходов не менее 1,8 метра. Пунктом 1.1. СП 41 – 101 – 95 предусмотрено, что указанные правила следует использовать при проектировании вновь строящихся и реконструируемых тепловых пунктов, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и общественных зданий.

Таким образом, к узлу учета тепловой энергии, расположенному в многоквартирном доме <...> в микрорайоне № 3 города Усть-Катава Челябинской области, в отношении которого ООО «Теплоэнергетика» указала на несоответствие проходов СП 41 – 101 – 95 «Проектирование тепловых пунктов», не могут быть применены требования, на которые ссылается общество.

Вместе с тем, в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115), тепловой пункт – это комплекс устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя. Также, в соответствии с пунктом 2 Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (утв. Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 № 105) узел учета тепловой энергии и теплоносителя (узел учета) - совокупность аттестованных в установленном порядке средств и систем измерений и других устройств, предназначенных для коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя. Таким образом, узел учета тепловой энергии не является составной частью теплового пункта.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «Теплоэнергетика» необоснованно затягивает процесс ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя в МКД <...>, расположенного в микрорайоне № 3 г. Усть-Катава.

Кроме того, указанные действия ООО «Теплоэнергетика» потенциально способствуют увеличению расходов граждан на оплату данного коммунального ресурса, то есть ущемили их интересы.

У ООО «Теплоэнергетика» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: согласовать проект на узел учета тепловой энергии в многоквартирный дом 13, расположенный в микрорайоне <...> г. Усть-Катава. Однако ООО «Теплоэнергетика» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности ООО «Теплоэнергетика» в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в МКД <...> МКР-3 г. Усть-Катава Челябинской области, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Выдать ООО «Теплоэнергетика» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии

Д.А. Дозморова

Т.В. Ефимова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 15

 

16 апреля 2014 года                                                            

г. Челябинск, пр. Ленина, 59
          

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя  Челябинского УФАС России;

 

Дозморова Динара Александровна — начальник  отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Ефимова Татьяна Владимировна — специалист-эксперт отдела контроля   естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

            руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16 апреля 2014 года по делу № 10-03/14 о нарушении ООО «Теплоэнергетика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Теплоэнергетика» с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме <….>, расположенном по адресу: г. Усть-Катав, мкр-3;

2. ООО «Теплоэнергетика» в срок до 30 мая 2014 года ввести в эксплуатацию узел учета тепловой энергии в многоквартирном доме 7, расположенном в микрорайоне № 3 г. Усть-Катава;

3.ООО «Теплоэнергетика» в срок до 5 июня 2014 года  представить в Челябинское УФАС России документы, подтверждающие исполнение пунктов 1, 2 предписания.

 

Председатель Комиссии                                                                          

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии                                                                                           

Д.А. Дозморова   

Т.В. Ефимова

Предписание может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

             Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 16 апреля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 апреля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

 

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

Ефимова Татьяна Владимировна – специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителей сторон по доверенности,

рассмотрев дело № 10-03/14 по признакам нарушения ООО «Теплоэнергетика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба <...> на действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в ущемлении прав жильцов на установку общедомового прибора учета (далее - ОПУ) тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>.

Материалами по жалобе установлено, что 15.03.2013 <...> обратился в адрес ООО «Теплоэнергетика» с заявлением об установке ОПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>.

19.03.2013 представителями ООО «Теплоэнергетика» было проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ОПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>, по результатам которого ООО «Теплоэнергетика» был сделан вывод об отсутствии такой возможности по следующим основаниям: установка ОПУ соответствующего вида по проектным характеристикам МКД невозможна без реконструкции существующих внутридомовых инженерных систем; в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить доступ для снятия показаний ОПУ соответствующего вида, его обслуживания, замены.

22.05.2013 представителями ООО «Теплоэнергетика» было проведено повторное обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ОПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>, по результатам которого ООО «Теплоэнергетика» пришло к выводу об отсутствии такой возможности по следующим основаниям: установка ОПУ соответствующего вида по проектным характеристикам МКД невозможна без реконструкции существующих внутридомовых инженерных систем (подпункт «а» пункта 2 приложения № 1 к Приказу Министерства регионального развития РФ «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения» от 29 декабря 2011 года № 627 (далее - Критерии).

19.06.2013 <...> обратился в ООО «Теплоэнергетика» с просьбой о выдаче технических условий на установку ОПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>. На данную просьбу общество ответило отказом, вследствие чего заявитель повторно обратился с аналогичной просьбой 30.08.2013.

19.09.2013 представителями ООО «Теплоэнергетика» вновь было проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ОПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>, по результатам которого ООО «Теплоэнергетика» также пришло к выводу об отсутствии такой возможности «ввиду невозможности обеспечения обязательных требований к условиям эксплуатации приборов учета, по причине невозможности свободного доступа для эксплуатации приборов и снятия показаний с указанных приборов (пункт 2в «Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета» Приказ Минрегионразвития № 627 от 29.12.2011 г., раздел 3 пункта 3.1.4 «Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей»).

В ответ на запрос Челябинского УФАС России от 09.01.2014 (исх. № 22/03) 24.01.2014 ООО «Теплоэнергетика» представило письменные пояснения (исх. № 81), в которых указано следующее.

В соответствии с пунктом 1 Критериев МКД должны быть обследованы на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета.

В пункте 2 данного приложения указано, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 данного документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

ООО «Теплоэнергетика» в своих письменных пояснениях также ссылается на пункт 3.1.4 Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей (утв. Главным Управлением государственного энергетического надзора Министерства топлива и энергетики РФ 07.05.1992) и пункты 2.20, 2.21 Свода правил 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов» (согласованы Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Минстроя России) (далее - СП 41 – 101 – 95), на основании которых внутренние проходы для обслуживания оборудования и технологических трубопроводов должны быть шириной не менее 0,6 м, высотой не менее 1,8 м.

При обследовании подвальных помещений МКД <...> МКР-3 ООО «Теплоэнергетика» было выявлено, что размер входа в подвальное помещение равен 0, 84 м. в ширину и 1,24 м. в высоту. Ширина входа в тепловой пункт составляет 0,9 м., а высота - 1, 42 м.

По мнению общества, установка ОПУ соответствующего вида по проектным характеристикам МКД невозможна без реконструкции существующих внутридомовых систем.

16.04.2014 на заседании Комиссии представитель ООО «Теплоэнергетика» поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, представленных в ходе рассмотрения дела.

Представитель собственников помещений МКД <...> МКР-3 г. Усть-Катава Челябинской области поддержала доводы, изложенные в жалобе гражданина <...>, указав на то, что действия ООО «Теплоэнергетика» являются злоупотреблением доминирующим положением. Законные основания для отказа ввода в эксплуатацию ОПУ тепловой энергии в данном МКД у общества отсутствуют.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Теплоэнергетика» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

ООО «Теплоэнергетика» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

2. Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергосбережения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 13 Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В частях 1, 4, 6 статьи 19 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ указано, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

В силу пункта 7.1 Правил учёта допуск в эксплуатацию узлов учёта потребления осуществляется представителем энергоснабжающей организации.

Таким образом, именно на энергоснабжающую организацию возложена обязанность по допуску в эксплуатацию узлов учёта.

Из переписки между ООО «Теплоэнергетика» и <...> следует, что по результатам проведенных обследований на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ОПУ тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Усть – Катав, МКР – 3, <...>, ООО «Теплоэнергетика» был сделан вывод об отсутствии такой возможности.

В соответствии с пунктом 1.1.1. Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей (утв. Главным Управлением государственного энергетического надзора Министерства топлива и энергетики РФ 7.05.1992) (далее – Правила техники безопасности), указанные правила обязательны для персонала, занятого эксплуатацией, ремонтом, наладкой и испытанием теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей.

На основании пункта 3.1.4. Правил техники безопасности все проходы и проезды, входы и выходы внутри производственных помещений и снаружи на примыкающей к ним территории должны быть освещены, свободны и безопасны для движения пешеходов и транспорта. Загромождение проходов и проездов или использование их для складирования грузов запрещается.

Внутренние проходы для обслуживания оборудования и технологических трубопроводов должны быть шириной не менее 0,6, высотой не менее 1,8 м.

Таким образом, данные требования применяются к проходам внутри производственных помещений, а не многоквартирных жилых домов.

Пунктом 2.21 СП 41 – 101 – 95 предусмотрено, что при размещении индивидуального теплового пункта (далее – ИТП) в подвальных и цокольных помещениях, а также в технических подпольях зданий принимать высоту помещений и свободных проходов не менее 1,8 метра. Пунктом 1.1. СП 41 – 101 – 95 предусмотрено, что указанные правила следует использовать при проектировании вновь строящихся и реконструируемых тепловых пунктов, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и общественных зданий.

Таким образом, к узлу учета тепловой энергии, расположенному в многоквартирном доме <...> в микрорайоне № 3 города Усть-Катава Челябинской области, в отношении которого ООО «Теплоэнергетика» указала на несоответствие проходов СП 41 – 101 – 95 «Проектирование тепловых пунктов», не могут быть применены требования, на которые ссылается общество.

Вместе с тем, в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115), тепловой пункт – это комплекс устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя. Также, в соответствии с пунктом 2 Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (утв. Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 № 105) узел учета тепловой энергии и теплоносителя (узел учета) - совокупность аттестованных в установленном порядке средств и систем измерений и других устройств, предназначенных для коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя. Таким образом, узел учета тепловой энергии не является составной частью теплового пункта.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «Теплоэнергетика» необоснованно затягивает процесс ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя в МКД <...>, расположенного в микрорайоне № 3 г. Усть-Катава.

Кроме того, указанные действия ООО «Теплоэнергетика» потенциально способствуют увеличению расходов граждан на оплату данного коммунального ресурса, то есть ущемили их интересы.

У ООО «Теплоэнергетика» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: согласовать проект на узел учета тепловой энергии в многоквартирный дом 13, расположенный в микрорайоне <...> г. Усть-Катава. Однако ООО «Теплоэнергетика» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности ООО «Теплоэнергетика» в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в МКД <...> МКР-3 г. Усть-Катава Челябинской области, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Выдать ООО «Теплоэнергетика» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии

Д.А. Дозморова

Т.В. Ефимова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 15

 

16 апреля 2014 года                                                            

г. Челябинск, пр. Ленина, 59
          

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя  Челябинского УФАС России;

 

Дозморова Динара Александровна — начальник  отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Ефимова Татьяна Владимировна — специалист-эксперт отдела контроля   естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

            руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16 апреля 2014 года по делу № 10-03/14 о нарушении ООО «Теплоэнергетика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Теплоэнергетика» с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме <….>, расположенном по адресу: г. Усть-Катав, мкр-3;

2. ООО «Теплоэнергетика» в срок до 30 мая 2014 года ввести в эксплуатацию узел учета тепловой энергии в многоквартирном доме 7, расположенном в микрорайоне № 3 г. Усть-Катава;

3.ООО «Теплоэнергетика» в срок до 5 июня 2014 года  представить в Челябинское УФАС России документы, подтверждающие исполнение пунктов 1, 2 предписания.

 

Председатель Комиссии                                                                          

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии                                                                                           

Д.А. Дозморова   

Т.В. Ефимова

Предписание может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

             Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 10-03/14 [format] => [safe_value] => № 10-03/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-23 08:56:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-23 08:56:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1404982796 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )