Решение по делу № 31-03/13 в отношении ОАО «Ростелеком»

Номер дела: № 31-03/13
Дата публикации: 4 сентября 2013, 10:26

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 августа 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 4 сентября 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:


 

Семенова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

Лупанова Наталья Сергеевна – главный специалист – эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;


 

Ростовцева Юлия Геннадьевна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

 

в присутствии представителей ОАО «Ростелеком»,

рассмотрев дело № 31-03/13 по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Челябинское УФАС России по собственной инициативе возбудило дело в отношении ОАО «Ростелеком» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ОАО «Ростелеком» в соответствии с проводимой маркетинговой политикой по продвижению услуг связи и стимулированию подключений к услугам местной телефонной связи, телематическим услугам связи по передаче данных проводит акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи.

Приказом ОАО «Ростелеком» от 12.12.2012 № 05/01/5102-12 (далее – Приказ от 12.12.2012) установлено проведение акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи для юридических лиц и физических лиц, использующих услуги телефонной связи для иных, чем личные, семейные, домашние нужды, а также связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Приказом ОАО «Ростелеком» от 26.12.2012 № 0504/05/4551-13 (далее – Приказ от 12.12.2012) установлено проведение акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи для физических лиц, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных, домашних нужд и других, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Срок проведения акций с 01.01.2013 по 31.12.2013.

Согласно условиям данных акций тариф на услугу по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи для потенциальных абонентов с учетом предоставляемой скидки при заключении срочных договоров составляет 100 рублей.

При заключении срочных договоров организацией разработаны формы дополнительных соглашений.

В соответствии с пунктом 6 дополнительного соглашения к договорам, заключаемым с абонентами в рамках проводимых акций, «в случае досрочного расторжения договора по инициативе абонента (до истечения годичного срока), а также по инициативе оператора связи при нарушении абонентом требований, связанных с оказанием услуг связи и установленных действующим законодательством и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных услуг связи, абонент обязуется в течение 10 календарных дней с даты расторжения договора возместить оператору связи разницу между стоимостью услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» без учета скидки и стоимостью услуги с учетом скидки».

Согласно приложению № 2 к Приказу от 12.12.2012 разница между стоимостью услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» без учета скидки и стоимостью услуги с учетом скидки» относительно Челябинского филиала составляет 1700 рублей без НДС.

Согласно приложению № 10 к Приказу от 26.12.2012 разница между стоимостью услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» без учета скидки и стоимостью услуги с учетом скидки» относительно Челябинского филиала составляет 1700 рублей, включая НДС.

В письменных пояснениях по существу рассматриваемого дела ОАО «Ростелеком» указало, что в соответствии с ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В силу п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Статья 157 ГК РФ допускает совершение сделок с отлагательным условием, когда стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.

По мнению оператора связи, ОАО «Ростелеком» и абонент, руководствуясь ст. 157 ГК РФ, установили в договоре об оказании услуг связи отлагательное условие об определённом сроке пользования абонентом услугами связи, тем самым выразили свою волю и достигли соответствующего соглашения.

Также ответчик акцентировал внимание на том, что операторы связи по своему усмотрению вправе проводить различные акции для привлечению потенциальных пользователей. Стороны соглашения могут определить различные системы поощрения: как путём предоставления скидки, определяющей размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, так и путем предоставления бонуса - дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки.

При заключении договоров сторонами согласовываются условия действующей на момент заключения договоров акции, в рамках проведения которой стоимость услуг ОАО «Ростелеком» по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи с учётом скидки снижена (100 руб.).

Возникновение обязанности абонента по возмещению оператору разницы тарифа в соответствии с условиями акции и предусмотренного Прейскурантом ОАО «Ростелеком» возможно только при досрочном расторжении договора.

По мнению ответчика, подключение к услугам связи в рамках проводимых акций подразумевает полное согласие абонента с их условиями.

При заключении договора на оказание услуг связи абоненты располагают полной информацией о предложенных услугах, их стоимости по действующим тарифам, утверждённым Единым Прейскурантом ОАО «Ростелеком», и тарифам в рамках проводимой акции. Соответственно, абоненты самостоятельно принимают решение о заключении срочных либо бессрочных договоров и принимают все права и обязанности, определенные данными договорами. Срочный договор может быть заключен оператором связи исключительно по желанию абонента, т.е. при осознанном выборе абонента и принятием правовых последствий заключенного договора.

Действия ОАО «Ростелеком» по проведению акций и внесению в договор условий по возмещению абонентом при досрочном расторжении разницы тарифа на предоставление доступа к сети телефонной связи совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав в соответствии со ст. 10 ГК РФ.

Вместе с тем, ответчик отметил, что в 2013 году досрочное расторжение договоров об оказании услуг связи, заключенных Обществом в рамках проводимых акций, в том числе по инициативе абонентов не осуществлялось, соответственно доначисления тарифов определяемых как разница между стоимостью услуги по предоставлению доступа без учёта скидки и стоимостью услуги с учётом скидки Обществом не производились.

Приказом Вице-Президента - Директора Макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» от 31.07.2013 № 05/01/1636-13 Приказы от 26.12.2012 и Приказы от 12.12.2012 признаны утратившими силу. Кроме того, данным приказом отменены доначисления тарифов при досрочном расторжении срочных договоров, определяемых как разница между стоимостью услуги по предоставлению доступа без учёта скидки и стоимостью услуги с учётом скидки для всех абонентов Общества.

В настоящее время акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи Обществом не проводятся.

На заседании Комиссии представителями ответчика заявлено ходатайство о прекращении рассматриваемого дела в связи с добровольным устранением ОАО «Ростелеком» нарушения антимонопольного законодательства.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «Ростелеком» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц,

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» услуги общедоступной электросвязи относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «Ростелеком» на рынке услуг общедоступной электросвязи признается доминирующим.

В связи с чем, ОАО «Ростелеком» обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Закона о защите конкуренции.

2. Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, определяются Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – ФЗ о связи).

Согласно статье 44 ФЗ о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310 утверждены Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, которые регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услугами телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования (далее - Правила).

В соответствии со статьей 2 Правил под абонентом понимается пользователь услугами телефонной связи, с которым заключен договор об оказании услуг телефонной связи при выделении для этих целей абонентского номера.

Оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

Согласно статье 24 Правил услуги телефонной связи оказываются на основании возмездных договоров.

ОАО «Ростелеком» в соответствии с проводимой маркетинговой политикой по продвижению услуг связи и стимулированию подключений к услугам местной телефонной связи, телематическим услугам связи по передаче данных проводит акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи.

Приказом ОАО «Ростелеком» от 12.12.2012 № 05/01/5102-12 (далее – Приказ от 12.12.2012) установлено проведение акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи для юридических лиц и физических лиц, использующих услуги телефонной связи для иных, чем личные, семейные, домашние нужды, а также связанных с осуществлением предпринимательской деятельност

Приказом ОАО «Ростелеком» от 26.12.2012 № 0504/05/4551-13 (далее – Приказ от 12.12.2012) установлено проведение акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи для физических лиц, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных, домашних нужд и других, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Срок проведения акций с 01.01.2013 по 31.12.2013.

Согласно условиям данных акций тариф на услугу по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи для потенциальных абонентов: юридических лиц и физических лиц, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных, домашних нужд и других, на связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, при заключении срочных договоров равен 100 рублей.

Ответчиком на определение Челябинского УФАС России о назначении дела к рассмотрению от 05.08.2013 представлены копии договоров, заключенных ОАО «Ростелеком» с абонентами в рамках проводимых акций.

Пункт 6 дополнительного соглашения к договорам, заключаемым с абонентами в рамках проводимых акций, гласит: «в случае досрочного расторжения договора по инициативе абонента (до истечения годичного срока), а также по инициативе оператора связи при нарушении абонентом требований, связанных с оказанием услуг связи и установленных действующим законодательством и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных услуг связи, абонент обязуется в течение 10 календарных дней с даты расторжения договора возместить оператору связи разницу между стоимостью услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» без учета скидки и стоимостью услуги с учетом скидки».

Пункт 2 Правил оказания услуг определяет предоставление доступа к сети местной телефонной связи как совокупность действий оператора сети местной телефонной связи по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу сети местной телефонной связи в целях обеспечения предоставления абоненту ее услуг.

Согласно приложению № 2 к Приказу от 12.12.2012 разница между стоимостью услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» без учета скидки и стоимостью услуги с учетом скидки» относительно Челябинского филиала составляет 1700 рублей без НДС.

Согласно приложению № 10 к Приказу от 26.12.2012 разница между стоимостью услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» без учета скидки и стоимостью услуги с учетом скидки» относительно Челябинского филиала составляет 1700 рублей, включая НДС.

Таким образом, абоненты ОАО «Ростелеком» в случае досрочного расторжения договора на оказание услуг электросвязи обязаны оплачивать расходы, понесенные оператором за услуги предоставления доступа к сети местной телефонной связи.

Тогда как в пункте 89 Правил определено, что плата за предоставление оператором связи доступа к сети местной телефонной связи взимается однократно при установке оборудования в нетелефонизированном помещении.

По смыслу вышеприведенной нормы оплата за предоставление доступа к телефонной сети может взиматься с абонента исключительно в случае фактического осуществления оператором связи действий по организации абонентской линии и по подключению абонентского устройства к абонентской линии.

Тариф на предоставление оператором связи доступа к сети местной телефонной связи устанавливается оператором связи, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Расчет тарифов (тарифных планов) на услуги местной телефонной связи, в том числе на услуги предоставления доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи».

В соответствии с пунктом 5.3.1.29 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 332, полномочия по установлению тарифов на услуги предоставления доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии возложены на Федеральную службу по тарифам (далее – ФСТ России).

Приказом ФСТ России от 04.12.2012 № 338-с/2 утвержден предельный максимальный тариф на услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи, оказываемые ОАО «Ростелеком» на территории Челябинской области, для абонентов: юридических лиц и физических лиц, использующих услуги телефонной связи для иных, чем личные, семейные, домашние нужды, а также связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в размере 1800 рублей без НДС.

Приказом ФСТ России от 04.12.2012 № 338-с/2 утвержден предельный максимальный тариф на услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи, оказываемые ОАО «Ростелеком» на территории Челябинской области, для физических лиц, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных, домашних нужд и других, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в размере 1800 рублей, включая НДС.

Таким образом, ОАО «Ростелеком» в рамках осуществления своей предпринимательской деятельности может самостоятельно устанавливать плату за услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи для своих абонентов в пределах тарифа, утвержденного ФСТ России.

По мнению антимонопольного органа, повторное взимание ОАО «Ростелеком» с абонентов платы за предоставление доступа к сети местной телефонной связи при досрочном расторжении договора не соответствует действующему законодательству, а также ущемляет интересы абонентов.

Фактически ОАО «Ростелеком» устанавливает для своих абонентов штрафные санкции за досрочное расторжение договоров на оказание услуг связи.

Кроме того, ФЗ о связи (статья 44) и Правила (глава IV) предусматривают специальный порядок и условия приостановления, изменения и расторжения договора на оказание услуг связи.

В случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг телефонной связи и установленных ФЗ о связи, Правилами и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг телефонной связи до устранения нарушения, уведомив об этом абонента в письменной форме и с использованием средств связи оператора связи (автоинформатора).

В случае неустранения такого нарушения в течение 6 месяцев с даты получения абонентом от оператора связи уведомления (в письменной форме) о намерении приостановить оказание услуг телефонной связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор.

Также действующим законодательством предусмотрена ответственность абонента за нарушение требований, связанных с оказанием услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных услуг, которая в полной мере защищает права оператора связи.

Взимание с абонента дополнительной платы в случае досрочного расторжения договора по инициативе оператора связи при нарушении абонентом требований, связанных с оказанием услуг связи и установленных действующим законодательством и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных услуг связи незаконно.

По мнению Челябинского УФАС России, действия ОАО «Ростелеком» являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке оказания услуг местной телефонной связи.

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся в необоснованном взимании денежных средств за предоставление доступа к сети местной телефонной связи для абонентов (физических лиц) при досрочном расторжении договоров, заключённых в рамках проводимой акции, утверждённой приказом ОАО «Ростелеком» от 26.12.2012 № 05/01/5279-12, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

  1. 2. Признать действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся в необоснованном взимании денежных средств за предоставление доступа к сети местной телефонной связи для абонентов (юридических лиц) при досрочном расторжении договоров, заключённых в рамках проводимой акции, утверждённой приказом ОАО «Ростелеком» от 12.12.2012 № 05/01/5102-12, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

  2. 3. Производство по делу № 31-03/13 прекратить в связи с добровольным устранением ОАО «Ростелеком» нарушения антимонопольного законодательства;

  3. 4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии

Н.С. Лупанова

Ю.Г. Ростовцева

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 10427 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 31-03/13 в отношении ОАО «Ростелеком» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10427 [type] => solution [language] => ru [created] => 1388464073 [changed] => 1388464073 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1388464073 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 августа 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 4 сентября 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:


 

Семенова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

Лупанова Наталья Сергеевна – главный специалист – эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;


 

Ростовцева Юлия Геннадьевна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

 

в присутствии представителей ОАО «Ростелеком»,

рассмотрев дело № 31-03/13 по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Челябинское УФАС России по собственной инициативе возбудило дело в отношении ОАО «Ростелеком» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ОАО «Ростелеком» в соответствии с проводимой маркетинговой политикой по продвижению услуг связи и стимулированию подключений к услугам местной телефонной связи, телематическим услугам связи по передаче данных проводит акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи.

Приказом ОАО «Ростелеком» от 12.12.2012 № 05/01/5102-12 (далее – Приказ от 12.12.2012) установлено проведение акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи для юридических лиц и физических лиц, использующих услуги телефонной связи для иных, чем личные, семейные, домашние нужды, а также связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Приказом ОАО «Ростелеком» от 26.12.2012 № 0504/05/4551-13 (далее – Приказ от 12.12.2012) установлено проведение акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи для физических лиц, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных, домашних нужд и других, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Срок проведения акций с 01.01.2013 по 31.12.2013.

Согласно условиям данных акций тариф на услугу по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи для потенциальных абонентов с учетом предоставляемой скидки при заключении срочных договоров составляет 100 рублей.

При заключении срочных договоров организацией разработаны формы дополнительных соглашений.

В соответствии с пунктом 6 дополнительного соглашения к договорам, заключаемым с абонентами в рамках проводимых акций, «в случае досрочного расторжения договора по инициативе абонента (до истечения годичного срока), а также по инициативе оператора связи при нарушении абонентом требований, связанных с оказанием услуг связи и установленных действующим законодательством и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных услуг связи, абонент обязуется в течение 10 календарных дней с даты расторжения договора возместить оператору связи разницу между стоимостью услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» без учета скидки и стоимостью услуги с учетом скидки».

Согласно приложению № 2 к Приказу от 12.12.2012 разница между стоимостью услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» без учета скидки и стоимостью услуги с учетом скидки» относительно Челябинского филиала составляет 1700 рублей без НДС.

Согласно приложению № 10 к Приказу от 26.12.2012 разница между стоимостью услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» без учета скидки и стоимостью услуги с учетом скидки» относительно Челябинского филиала составляет 1700 рублей, включая НДС.

В письменных пояснениях по существу рассматриваемого дела ОАО «Ростелеком» указало, что в соответствии с ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В силу п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Статья 157 ГК РФ допускает совершение сделок с отлагательным условием, когда стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.

По мнению оператора связи, ОАО «Ростелеком» и абонент, руководствуясь ст. 157 ГК РФ, установили в договоре об оказании услуг связи отлагательное условие об определённом сроке пользования абонентом услугами связи, тем самым выразили свою волю и достигли соответствующего соглашения.

Также ответчик акцентировал внимание на том, что операторы связи по своему усмотрению вправе проводить различные акции для привлечению потенциальных пользователей. Стороны соглашения могут определить различные системы поощрения: как путём предоставления скидки, определяющей размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, так и путем предоставления бонуса - дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки.

При заключении договоров сторонами согласовываются условия действующей на момент заключения договоров акции, в рамках проведения которой стоимость услуг ОАО «Ростелеком» по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи с учётом скидки снижена (100 руб.).

Возникновение обязанности абонента по возмещению оператору разницы тарифа в соответствии с условиями акции и предусмотренного Прейскурантом ОАО «Ростелеком» возможно только при досрочном расторжении договора.

По мнению ответчика, подключение к услугам связи в рамках проводимых акций подразумевает полное согласие абонента с их условиями.

При заключении договора на оказание услуг связи абоненты располагают полной информацией о предложенных услугах, их стоимости по действующим тарифам, утверждённым Единым Прейскурантом ОАО «Ростелеком», и тарифам в рамках проводимой акции. Соответственно, абоненты самостоятельно принимают решение о заключении срочных либо бессрочных договоров и принимают все права и обязанности, определенные данными договорами. Срочный договор может быть заключен оператором связи исключительно по желанию абонента, т.е. при осознанном выборе абонента и принятием правовых последствий заключенного договора.

Действия ОАО «Ростелеком» по проведению акций и внесению в договор условий по возмещению абонентом при досрочном расторжении разницы тарифа на предоставление доступа к сети телефонной связи совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав в соответствии со ст. 10 ГК РФ.

Вместе с тем, ответчик отметил, что в 2013 году досрочное расторжение договоров об оказании услуг связи, заключенных Обществом в рамках проводимых акций, в том числе по инициативе абонентов не осуществлялось, соответственно доначисления тарифов определяемых как разница между стоимостью услуги по предоставлению доступа без учёта скидки и стоимостью услуги с учётом скидки Обществом не производились.

Приказом Вице-Президента - Директора Макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» от 31.07.2013 № 05/01/1636-13 Приказы от 26.12.2012 и Приказы от 12.12.2012 признаны утратившими силу. Кроме того, данным приказом отменены доначисления тарифов при досрочном расторжении срочных договоров, определяемых как разница между стоимостью услуги по предоставлению доступа без учёта скидки и стоимостью услуги с учётом скидки для всех абонентов Общества.

В настоящее время акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи Обществом не проводятся.

На заседании Комиссии представителями ответчика заявлено ходатайство о прекращении рассматриваемого дела в связи с добровольным устранением ОАО «Ростелеком» нарушения антимонопольного законодательства.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «Ростелеком» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц,

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» услуги общедоступной электросвязи относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «Ростелеком» на рынке услуг общедоступной электросвязи признается доминирующим.

В связи с чем, ОАО «Ростелеком» обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Закона о защите конкуренции.

2. Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, определяются Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – ФЗ о связи).

Согласно статье 44 ФЗ о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310 утверждены Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, которые регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услугами телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования (далее - Правила).

В соответствии со статьей 2 Правил под абонентом понимается пользователь услугами телефонной связи, с которым заключен договор об оказании услуг телефонной связи при выделении для этих целей абонентского номера.

Оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

Согласно статье 24 Правил услуги телефонной связи оказываются на основании возмездных договоров.

ОАО «Ростелеком» в соответствии с проводимой маркетинговой политикой по продвижению услуг связи и стимулированию подключений к услугам местной телефонной связи, телематическим услугам связи по передаче данных проводит акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи.

Приказом ОАО «Ростелеком» от 12.12.2012 № 05/01/5102-12 (далее – Приказ от 12.12.2012) установлено проведение акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи для юридических лиц и физических лиц, использующих услуги телефонной связи для иных, чем личные, семейные, домашние нужды, а также связанных с осуществлением предпринимательской деятельност

Приказом ОАО «Ростелеком» от 26.12.2012 № 0504/05/4551-13 (далее – Приказ от 12.12.2012) установлено проведение акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи для физических лиц, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных, домашних нужд и других, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Срок проведения акций с 01.01.2013 по 31.12.2013.

Согласно условиям данных акций тариф на услугу по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи для потенциальных абонентов: юридических лиц и физических лиц, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных, домашних нужд и других, на связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, при заключении срочных договоров равен 100 рублей.

Ответчиком на определение Челябинского УФАС России о назначении дела к рассмотрению от 05.08.2013 представлены копии договоров, заключенных ОАО «Ростелеком» с абонентами в рамках проводимых акций.

Пункт 6 дополнительного соглашения к договорам, заключаемым с абонентами в рамках проводимых акций, гласит: «в случае досрочного расторжения договора по инициативе абонента (до истечения годичного срока), а также по инициативе оператора связи при нарушении абонентом требований, связанных с оказанием услуг связи и установленных действующим законодательством и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных услуг связи, абонент обязуется в течение 10 календарных дней с даты расторжения договора возместить оператору связи разницу между стоимостью услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» без учета скидки и стоимостью услуги с учетом скидки».

Пункт 2 Правил оказания услуг определяет предоставление доступа к сети местной телефонной связи как совокупность действий оператора сети местной телефонной связи по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу сети местной телефонной связи в целях обеспечения предоставления абоненту ее услуг.

Согласно приложению № 2 к Приказу от 12.12.2012 разница между стоимостью услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» без учета скидки и стоимостью услуги с учетом скидки» относительно Челябинского филиала составляет 1700 рублей без НДС.

Согласно приложению № 10 к Приказу от 26.12.2012 разница между стоимостью услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» без учета скидки и стоимостью услуги с учетом скидки» относительно Челябинского филиала составляет 1700 рублей, включая НДС.

Таким образом, абоненты ОАО «Ростелеком» в случае досрочного расторжения договора на оказание услуг электросвязи обязаны оплачивать расходы, понесенные оператором за услуги предоставления доступа к сети местной телефонной связи.

Тогда как в пункте 89 Правил определено, что плата за предоставление оператором связи доступа к сети местной телефонной связи взимается однократно при установке оборудования в нетелефонизированном помещении.

По смыслу вышеприведенной нормы оплата за предоставление доступа к телефонной сети может взиматься с абонента исключительно в случае фактического осуществления оператором связи действий по организации абонентской линии и по подключению абонентского устройства к абонентской линии.

Тариф на предоставление оператором связи доступа к сети местной телефонной связи устанавливается оператором связи, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Расчет тарифов (тарифных планов) на услуги местной телефонной связи, в том числе на услуги предоставления доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи».

В соответствии с пунктом 5.3.1.29 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 332, полномочия по установлению тарифов на услуги предоставления доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии возложены на Федеральную службу по тарифам (далее – ФСТ России).

Приказом ФСТ России от 04.12.2012 № 338-с/2 утвержден предельный максимальный тариф на услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи, оказываемые ОАО «Ростелеком» на территории Челябинской области, для абонентов: юридических лиц и физических лиц, использующих услуги телефонной связи для иных, чем личные, семейные, домашние нужды, а также связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в размере 1800 рублей без НДС.

Приказом ФСТ России от 04.12.2012 № 338-с/2 утвержден предельный максимальный тариф на услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи, оказываемые ОАО «Ростелеком» на территории Челябинской области, для физических лиц, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных, домашних нужд и других, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в размере 1800 рублей, включая НДС.

Таким образом, ОАО «Ростелеком» в рамках осуществления своей предпринимательской деятельности может самостоятельно устанавливать плату за услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи для своих абонентов в пределах тарифа, утвержденного ФСТ России.

По мнению антимонопольного органа, повторное взимание ОАО «Ростелеком» с абонентов платы за предоставление доступа к сети местной телефонной связи при досрочном расторжении договора не соответствует действующему законодательству, а также ущемляет интересы абонентов.

Фактически ОАО «Ростелеком» устанавливает для своих абонентов штрафные санкции за досрочное расторжение договоров на оказание услуг связи.

Кроме того, ФЗ о связи (статья 44) и Правила (глава IV) предусматривают специальный порядок и условия приостановления, изменения и расторжения договора на оказание услуг связи.

В случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг телефонной связи и установленных ФЗ о связи, Правилами и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг телефонной связи до устранения нарушения, уведомив об этом абонента в письменной форме и с использованием средств связи оператора связи (автоинформатора).

В случае неустранения такого нарушения в течение 6 месяцев с даты получения абонентом от оператора связи уведомления (в письменной форме) о намерении приостановить оказание услуг телефонной связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор.

Также действующим законодательством предусмотрена ответственность абонента за нарушение требований, связанных с оказанием услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных услуг, которая в полной мере защищает права оператора связи.

Взимание с абонента дополнительной платы в случае досрочного расторжения договора по инициативе оператора связи при нарушении абонентом требований, связанных с оказанием услуг связи и установленных действующим законодательством и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных услуг связи незаконно.

По мнению Челябинского УФАС России, действия ОАО «Ростелеком» являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке оказания услуг местной телефонной связи.

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся в необоснованном взимании денежных средств за предоставление доступа к сети местной телефонной связи для абонентов (физических лиц) при досрочном расторжении договоров, заключённых в рамках проводимой акции, утверждённой приказом ОАО «Ростелеком» от 26.12.2012 № 05/01/5279-12, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

  1. 2. Признать действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся в необоснованном взимании денежных средств за предоставление доступа к сети местной телефонной связи для абонентов (юридических лиц) при досрочном расторжении договоров, заключённых в рамках проводимой акции, утверждённой приказом ОАО «Ростелеком» от 12.12.2012 № 05/01/5102-12, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

  2. 3. Производство по делу № 31-03/13 прекратить в связи с добровольным устранением ОАО «Ростелеком» нарушения антимонопольного законодательства;

  3. 4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии

Н.С. Лупанова

Ю.Г. Ростовцева

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 августа 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 4 сентября 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Семенова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

 

Лупанова Наталья Сергеевна – главный специалист – эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Ростовцева Юлия Геннадьевна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

 

в присутствии представителей ОАО «Ростелеком»,

рассмотрев дело № 31-03/13 по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Челябинское УФАС России по собственной инициативе возбудило дело в отношении ОАО «Ростелеком» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ОАО «Ростелеком» в соответствии с проводимой маркетинговой политикой по продвижению услуг связи и стимулированию подключений к услугам местной телефонной связи, телематическим услугам связи по передаче данных проводит акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи.

Приказом ОАО «Ростелеком» от 12.12.2012 № 05/01/5102-12 (далее – Приказ от 12.12.2012) установлено проведение акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи для юридических лиц и физических лиц, использующих услуги телефонной связи для иных, чем личные, семейные, домашние нужды, а также связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Приказом ОАО «Ростелеком» от 26.12.2012 № 0504/05/4551-13 (далее – Приказ от 12.12.2012) установлено проведение акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи для физических лиц, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных, домашних нужд и других, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Срок проведения акций с 01.01.2013 по 31.12.2013.

Согласно условиям данных акций тариф на услугу по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи для потенциальных абонентов с учетом предоставляемой скидки при заключении срочных договоров составляет 100 рублей.

При заключении срочных договоров организацией разработаны формы дополнительных соглашений.

В соответствии с пунктом 6 дополнительного соглашения к договорам, заключаемым с абонентами в рамках проводимых акций, «в случае досрочного расторжения договора по инициативе абонента (до истечения годичного срока), а также по инициативе оператора связи при нарушении абонентом требований, связанных с оказанием услуг связи и установленных действующим законодательством и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных услуг связи, абонент обязуется в течение 10 календарных дней с даты расторжения договора возместить оператору связи разницу между стоимостью услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» без учета скидки и стоимостью услуги с учетом скидки».

Согласно приложению № 2 к Приказу от 12.12.2012 разница между стоимостью услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» без учета скидки и стоимостью услуги с учетом скидки» относительно Челябинского филиала составляет 1700 рублей без НДС.

Согласно приложению № 10 к Приказу от 26.12.2012 разница между стоимостью услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» без учета скидки и стоимостью услуги с учетом скидки» относительно Челябинского филиала составляет 1700 рублей, включая НДС.

В письменных пояснениях по существу рассматриваемого дела ОАО «Ростелеком» указало, что в соответствии с ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В силу п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Статья 157 ГК РФ допускает совершение сделок с отлагательным условием, когда стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.

По мнению оператора связи, ОАО «Ростелеком» и абонент, руководствуясь ст. 157 ГК РФ, установили в договоре об оказании услуг связи отлагательное условие об определённом сроке пользования абонентом услугами связи, тем самым выразили свою волю и достигли соответствующего соглашения.

Также ответчик акцентировал внимание на том, что операторы связи по своему усмотрению вправе проводить различные акции для привлечению потенциальных пользователей. Стороны соглашения могут определить различные системы поощрения: как путём предоставления скидки, определяющей размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, так и путем предоставления бонуса - дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки.

При заключении договоров сторонами согласовываются условия действующей на момент заключения договоров акции, в рамках проведения которой стоимость услуг ОАО «Ростелеком» по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи с учётом скидки снижена (100 руб.).

Возникновение обязанности абонента по возмещению оператору разницы тарифа в соответствии с условиями акции и предусмотренного Прейскурантом ОАО «Ростелеком» возможно только при досрочном расторжении договора.

По мнению ответчика, подключение к услугам связи в рамках проводимых акций подразумевает полное согласие абонента с их условиями.

При заключении договора на оказание услуг связи абоненты располагают полной информацией о предложенных услугах, их стоимости по действующим тарифам, утверждённым Единым Прейскурантом ОАО «Ростелеком», и тарифам в рамках проводимой акции. Соответственно, абоненты самостоятельно принимают решение о заключении срочных либо бессрочных договоров и принимают все права и обязанности, определенные данными договорами. Срочный договор может быть заключен оператором связи исключительно по желанию абонента, т.е. при осознанном выборе абонента и принятием правовых последствий заключенного договора.

Действия ОАО «Ростелеком» по проведению акций и внесению в договор условий по возмещению абонентом при досрочном расторжении разницы тарифа на предоставление доступа к сети телефонной связи совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав в соответствии со ст. 10 ГК РФ.

Вместе с тем, ответчик отметил, что в 2013 году досрочное расторжение договоров об оказании услуг связи, заключенных Обществом в рамках проводимых акций, в том числе по инициативе абонентов не осуществлялось, соответственно доначисления тарифов определяемых как разница между стоимостью услуги по предоставлению доступа без учёта скидки и стоимостью услуги с учётом скидки Обществом не производились.

Приказом Вице-Президента - Директора Макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» от 31.07.2013 № 05/01/1636-13 Приказы от 26.12.2012 и Приказы от 12.12.2012 признаны утратившими силу. Кроме того, данным приказом отменены доначисления тарифов при досрочном расторжении срочных договоров, определяемых как разница между стоимостью услуги по предоставлению доступа без учёта скидки и стоимостью услуги с учётом скидки для всех абонентов Общества.

В настоящее время акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи Обществом не проводятся.

На заседании Комиссии представителями ответчика заявлено ходатайство о прекращении рассматриваемого дела в связи с добровольным устранением ОАО «Ростелеком» нарушения антимонопольного законодательства.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «Ростелеком» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц,

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» услуги общедоступной электросвязи относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «Ростелеком» на рынке услуг общедоступной электросвязи признается доминирующим.

В связи с чем, ОАО «Ростелеком» обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Закона о защите конкуренции.

2. Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, определяются Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – ФЗ о связи).

Согласно статье 44 ФЗ о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310 утверждены Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, которые регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услугами телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования (далее - Правила).

В соответствии со статьей 2 Правил под абонентом понимается пользователь услугами телефонной связи, с которым заключен договор об оказании услуг телефонной связи при выделении для этих целей абонентского номера.

Оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

Согласно статье 24 Правил услуги телефонной связи оказываются на основании возмездных договоров.

ОАО «Ростелеком» в соответствии с проводимой маркетинговой политикой по продвижению услуг связи и стимулированию подключений к услугам местной телефонной связи, телематическим услугам связи по передаче данных проводит акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи.

Приказом ОАО «Ростелеком» от 12.12.2012 № 05/01/5102-12 (далее – Приказ от 12.12.2012) установлено проведение акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи для юридических лиц и физических лиц, использующих услуги телефонной связи для иных, чем личные, семейные, домашние нужды, а также связанных с осуществлением предпринимательской деятельност

Приказом ОАО «Ростелеком» от 26.12.2012 № 0504/05/4551-13 (далее – Приказ от 12.12.2012) установлено проведение акции по заключению срочных договоров на оказание услуг связи для физических лиц, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных, домашних нужд и других, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Срок проведения акций с 01.01.2013 по 31.12.2013.

Согласно условиям данных акций тариф на услугу по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи для потенциальных абонентов: юридических лиц и физических лиц, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных, домашних нужд и других, на связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, при заключении срочных договоров равен 100 рублей.

Ответчиком на определение Челябинского УФАС России о назначении дела к рассмотрению от 05.08.2013 представлены копии договоров, заключенных ОАО «Ростелеком» с абонентами в рамках проводимых акций.

Пункт 6 дополнительного соглашения к договорам, заключаемым с абонентами в рамках проводимых акций, гласит: «в случае досрочного расторжения договора по инициативе абонента (до истечения годичного срока), а также по инициативе оператора связи при нарушении абонентом требований, связанных с оказанием услуг связи и установленных действующим законодательством и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных услуг связи, абонент обязуется в течение 10 календарных дней с даты расторжения договора возместить оператору связи разницу между стоимостью услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» без учета скидки и стоимостью услуги с учетом скидки».

Пункт 2 Правил оказания услуг определяет предоставление доступа к сети местной телефонной связи как совокупность действий оператора сети местной телефонной связи по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу сети местной телефонной связи в целях обеспечения предоставления абоненту ее услуг.

Согласно приложению № 2 к Приказу от 12.12.2012 разница между стоимостью услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» без учета скидки и стоимостью услуги с учетом скидки» относительно Челябинского филиала составляет 1700 рублей без НДС.

Согласно приложению № 10 к Приказу от 26.12.2012 разница между стоимостью услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» без учета скидки и стоимостью услуги с учетом скидки» относительно Челябинского филиала составляет 1700 рублей, включая НДС.

Таким образом, абоненты ОАО «Ростелеком» в случае досрочного расторжения договора на оказание услуг электросвязи обязаны оплачивать расходы, понесенные оператором за услуги предоставления доступа к сети местной телефонной связи.

Тогда как в пункте 89 Правил определено, что плата за предоставление оператором связи доступа к сети местной телефонной связи взимается однократно при установке оборудования в нетелефонизированном помещении.

По смыслу вышеприведенной нормы оплата за предоставление доступа к телефонной сети может взиматься с абонента исключительно в случае фактического осуществления оператором связи действий по организации абонентской линии и по подключению абонентского устройства к абонентской линии.

Тариф на предоставление оператором связи доступа к сети местной телефонной связи устанавливается оператором связи, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Расчет тарифов (тарифных планов) на услуги местной телефонной связи, в том числе на услуги предоставления доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи».

В соответствии с пунктом 5.3.1.29 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 332, полномочия по установлению тарифов на услуги предоставления доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии возложены на Федеральную службу по тарифам (далее – ФСТ России).

Приказом ФСТ России от 04.12.2012 № 338-с/2 утвержден предельный максимальный тариф на услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи, оказываемые ОАО «Ростелеком» на территории Челябинской области, для абонентов: юридических лиц и физических лиц, использующих услуги телефонной связи для иных, чем личные, семейные, домашние нужды, а также связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в размере 1800 рублей без НДС.

Приказом ФСТ России от 04.12.2012 № 338-с/2 утвержден предельный максимальный тариф на услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи, оказываемые ОАО «Ростелеком» на территории Челябинской области, для физических лиц, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных, домашних нужд и других, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в размере 1800 рублей, включая НДС.

Таким образом, ОАО «Ростелеком» в рамках осуществления своей предпринимательской деятельности может самостоятельно устанавливать плату за услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи для своих абонентов в пределах тарифа, утвержденного ФСТ России.

По мнению антимонопольного органа, повторное взимание ОАО «Ростелеком» с абонентов платы за предоставление доступа к сети местной телефонной связи при досрочном расторжении договора не соответствует действующему законодательству, а также ущемляет интересы абонентов.

Фактически ОАО «Ростелеком» устанавливает для своих абонентов штрафные санкции за досрочное расторжение договоров на оказание услуг связи.

Кроме того, ФЗ о связи (статья 44) и Правила (глава IV) предусматривают специальный порядок и условия приостановления, изменения и расторжения договора на оказание услуг связи.

В случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг телефонной связи и установленных ФЗ о связи, Правилами и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг телефонной связи до устранения нарушения, уведомив об этом абонента в письменной форме и с использованием средств связи оператора связи (автоинформатора).

В случае неустранения такого нарушения в течение 6 месяцев с даты получения абонентом от оператора связи уведомления (в письменной форме) о намерении приостановить оказание услуг телефонной связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор.

Также действующим законодательством предусмотрена ответственность абонента за нарушение требований, связанных с оказанием услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных услуг, которая в полной мере защищает права оператора связи.

Взимание с абонента дополнительной платы в случае досрочного расторжения договора по инициативе оператора связи при нарушении абонентом требований, связанных с оказанием услуг связи и установленных действующим законодательством и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных услуг связи незаконно.

По мнению Челябинского УФАС России, действия ОАО «Ростелеком» являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке оказания услуг местной телефонной связи.

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся в необоснованном взимании денежных средств за предоставление доступа к сети местной телефонной связи для абонентов (физических лиц) при досрочном расторжении договоров, заключённых в рамках проводимой акции, утверждённой приказом ОАО «Ростелеком» от 26.12.2012 № 05/01/5279-12, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

  1. 2. Признать действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся в необоснованном взимании денежных средств за предоставление доступа к сети местной телефонной связи для абонентов (юридических лиц) при досрочном расторжении договоров, заключённых в рамках проводимой акции, утверждённой приказом ОАО «Ростелеком» от 12.12.2012 № 05/01/5102-12, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

  2. 3. Производство по делу № 31-03/13 прекратить в связи с добровольным устранением ОАО «Ростелеком» нарушения антимонопольного законодательства;

  3. 4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии

Н.С. Лупанова

Ю.Г. Ростовцева

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 31-03/13 [format] => [safe_value] => № 31-03/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-04 04:26:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-04 04:26:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1388464073 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )