Итоги деятельности Челябинского УФАС России в 2020 году

Категория отчета: Статистика и отчеты

Общие итоги

В 2020 году Челябинским УФАС России рассмотрено 5355 (4569 – в 2019 году) обращений и заявлений хозяйствующих субъектов, физических лиц и органов власти и управления. Из них:

  • 630 (621) заявления по признакам нарушения антимонопольного законодательства;
  • 193(201) заявлений по нарушениям правил техприсоединения к энерго-, тепло-, водо- и газовым сетям;
  • 283 (486) заявлений по признакам нарушения законодательства о рекламе;
  • 3064  (2229) заявление и обращение по законодательству о контрактной системе;
  • 450(226 по 223-ФЗ) (345) жалоб на заказчиков при проведении различных торгов, рассматриваемых в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции;
  • 29 (29) обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков по корпоративным закупкам и иным торгам;
  • 3(2) ходатайств о предоставлении государственной и муниципальной преференций;
  • 1 (1) обращение на нарушения закона о торговой деятельности;
  • 2( 1) ходатайство по экономической концентрации;
  • 700 (654) обращений на рост цен на продукты питания, нефтепродукты и услуги естественных монополий; обращений посредством электронных средств за разъяснениями по применению антимонопольного, рекламного законодательства и закона о торговле, а также по вопросам защиты прав потребителей при оказании услуг ЖКХ, транспорта и иных, которые не только направлены по подведомственности (228 обращений), но по ним даны разъяснения по поставленным вопросам.

Общее количество обращений выросло с 4,5 тыс. в год до 5,3 тыс. в том числе через электронные средства.

Продолжается сокращение количества обращений на злоупотребление доминирующим положением   с 243 до 239, по 222 обращениям (223 в 2019 году) отказано  ввиду  отсутствия признаков, поскольку эти обращения не связаны с полномочиями антимонопольного органа, например в сфере ЖКХ и тарифообразования, либо обращения касаются нарушений правил техприсоединения, которые не являются нарушениями антимонопольного законодательства. Также сократилось количество обращений на акты и действия органов власти, ограничивающие конкуренцию, с 142 в 2019 году до 114 в 2020 году, что связано с внедрением комплаенса в органах власти. Значительно снизилось количество обращений по рекламе: с 486 в 2019 году до 283 в 2020 году.

Значительно увеличилось количество обращений:

-на недобросовестную конкуренцию со 118 в 2019 году до 134 в 2020 году;

-на нарушения законодательства о контрактной системе  с 2229 в 2019 году до 3060 в 2020 году, за счет роста более чем на треть количества жалоб с 904 в 2019 году до 1286 в 2020 году, уведомлений о закупках у единственного поставщика ( с 351 до 711) в связи закупками для борьбы с эпидемией и обращениями граждан, обращений граждан,органов власти и контрольных органов ( с 98 до 258).

Количество обращений по остальным направлениям контроля существенно не изменилось, а только перераспределились по сферам экономической деятельности.

Однако выросло количество обращений на рост цен на медикаменты и маски,  а также на продукты питания первой необходимости в связи с эпидемией (571 обращение). Имеют место обращения на рост цен на бензин и газ для заправки автомобилей,  на обоснованность тарифов и применяемых расчетов в сфере ЖКХ (неправильный расчет, нормативы, ненадлежащее качество услуг и т.д.), которые направлены по подведомственности в ФАС России и  Жилищную инспекцию Челябинской области (228 обращений).          

  1. Антимонопольный контроль

На протяжении последних лет отмечается снижение количества обращений в антимонопольный орган на нарушения антимонопольного законодательства, в 2020  году оно стабилизировалось и составляет 630 обращений( 621 обращения  в 2019 году).

Сократилось  количество возбужденных дел и вынесенных предписаний, но дела становятся более сложными. Так, в 2020 году всего возбуждено 44 дела (55 в 2019 году), признано 34 факта нарушений антимонопольного законодательства (30 в 2019 году), в 29 случаях выданы предписания (11 в 2019 году). Существенно снизилось количество выданных предупреждений по нарушениям антимонопольного законодательства в виде злоупотребления доминирующим положением, выдано 6 предупреждений в 2020 году (15 в 2019 году). В 2020 году всего выдано 63 предупреждения (77 в 2019 году), большинство из которых   исполнены, что подтверждает высокую эффективность такой меры реагирования как выдача предупреждения.

Более половины обращений составляют обращения на монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов  и недобросовестную конкуренцию (злоупотребление доминирующим положением, особенно в сфере деятельности естественных монополий: электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение и газоснабжение и ценообразование, обращение с твердыми коммунальными отходами и антиконкурентные соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, особенно в сфере государственных и муниципальных закупок.

1.1. Стабилизировалось количество обращений по злоупотреблениям доминирующим положением – 239  (243 в 2019 году), большинство из которых -222(223 в 2019 году), завершилось отказом в возбуждении дела ввиду отсутствия доказательств нарушения либо самого нарушения или выполнения предупреждения. Выросло, но незначительно, количество  возбужденных дел.  Так, в 2020 году возбуждено 10 дел ( 7 в 2019 году), признано 6 фактов ( 3 в 2019 году). Выдано как и в прошлом году 1 предписание.

За злоупотребление доминирующим положением в 2020 году возбуждено 6 (5 в 2019 году) дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц, выдано  6 постановлений о наложении штрафа  (5 в 2019 году) на сумму 883,0 тыс.руб.( 643,0 тыс руб. в 2019 году), уплачено 790,0 тыс. руб. ( 1,5 млн.руб. в 2019 году).

Положительно работает институт предупреждений, большинство из которых на территории Челябинской области исполняются. В 2020 году  выдано 9  предупреждений по фактам злоупотребления доминирующим положением (15 в 2019 году), 7 из которых исполнены (14 в 2019 году). Большая часть касалась деятельности на рынке регоператоров по обращению с твердыми бытовыми отходами и теплоснабжения.     

1.2.   Выявление и пресечение картельных соглашений является приоритетным направлением деятельности антимонопольных органов на ближайшие годы. Имеет место незначительный рост обращений, большинство которых связано со сговорами на торгах. Так в 2020 году поступило  38  обращений  и  возбуждено 3 дела (поступило 34 обращения, возбуждено 6 дел в 2019 году), признано 3 факта (2 фактов в 2019 году) и выдано 22 (4 в 2019 году) предписания.

По антиконкурентным соглашениям  органов власти и хозяйствующих субъектов поступило в два раза больше обращений -27, возбуждено 3 дела( 14 обращений, возбуждено 4 дела 2019 году), признано 2 нарушения, выдано 1 предписание, ( 3  в 2019 годунарушения без выдачи предписаний).

Всего за антиконкуретные соглашения возбуждено 48 дел об административных правонарушениях в отношении виновных юридических и должностных лиц  (66 в 2019 году), вынесено  46 постановлений  (65 в 2019 году) на сумму более5 млн.548,7 тыс.руб. (133 млн руб. в 2019 году), уплачено  11 млн.948 тыс.руб.(3,5 млн. руб. в 2019 году).

1.3. Количество обращений по фактам недобросовестной конкуренции  выросло  со 118 в 2019 году до 134 в 2020 году. Выросло количество выданных предупреждений, возбужденных дел и предписаний, Количество выданных предупреждений увеличилось: с 22 в 2019 году до 31 в 2020 году, 29 из которых исполнено (16 в 2019 году).

Снизилось количество возбужденных дел, поскольку предупреждения в основном исполнялись. Возбуждено   2020 году  10 дел (в 2019 году - 19), принятых решений о признании факта – 8 (в 2019 году –6), выдано 3 предписания (в 2019 году – 2).

Возбуждено 10 дел об административном правонарушении за недобросовестную конкуренцию (20 в 2019 году) в отношении виновных должностных и юридических лиц, вынесено 10 постановлений о наложении штрафа (20 в 2019 году) на сумму более 468,0 тыс.руб. (1,1 млн руб. в 2019 году), уплачено 671,0 тыс.руб. ( 222,0 тыс. руб. в 2019 году).

1.4. В 2019 году сократилось количество обращений на акты и действия органов власти,соглашения, ограничивающие конкуренцию: поступило 114 обращений в 2020 году (142 в 2019 году). По 109 обращениям отказано ввиду отсутствия признаков нарушения (97 –в 2019 году).Значительно сократилось  количество предупреждений - с 40 2019 году до 25 в 2020 году, большую часть предупреждений - 24 (26 в 2019 году) исполнено или находится в стадии исполнения. Снижается количество возбужденных дел в связи с неисполнение м предупреждений :с  9 дел и 4 предписаний  в 2019 году до 3 дел и 1 предписания в 2020 году.

Возбуждено в 2020 5 дел об административном правонарушении в отношении должностных лиц органов власти (19 в 2019 году). Вынесено 5 постановлений о наложении штрафа (16 в 2019 году) на сумму 75,0 тыс.руб (240,0 тыс. руб., в 2019 году), уплачено  75,0 тыс.руб.( 270 тыс. руб.  в 2019 году).

Большинство нарушений связано с актами и действиями органов власти на рынке ритуальных услуг, перевозки пассажиров, управляющих компаний и с передачей сетей (водо- и -теплоснабжения) хозсубъектам в аренду без торгов. 

1.5. Стабилизировалось количество обращений на нарушение Правил подключения к сетям. В 2020 году рассмотрено 193 обращение на нарушения Правил подключения к электрическим, газовым сетям, сетям тепло- и водоснабжения (201 в 2019 году), выявлено 61 нарушение (62 в 2019 году), выдано 50 постановлений о наложении штрафа (48 в 2019 году) на сумму  12 млн 640 тыс.руб. ( 5.8 млн руб, в 2019 году) уплачено штрафов на сумму 5 млн 907 тыс руб (4,8  млн руб. в 2019 году), 11 штрафов (14 в 2019 году) заменено субъектам малого и среднего бизнеса на  предупреждение. Перовое место занимают обращения на нарушения правил присоединения к электрическим сетям, второе место – к газовым сетям.

1.6. Активно предпринимателями используется механизм короткого обжалования действий организаторов торгов, заказчиков и комиссий при проведении различных обязательных торгов, рассматриваемых в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Всего в  2020 году поступило на треть жалоб больше - 450 жалоб (345 жалоб в 2019 году), однако почти 25% 181 жалоба (71 в 2019 году - 30% ) возвращены заявителям в связи с отсутствием подписи и несоответствием оснований обращений с жалобой части 10 статьи 3 Закона о закупках, или перенаправлены по подведомственности, а также отозваны заявителем. Рассмотрено 269  жалоб (247 в 2019 году), признаны обоснованными 78 (84 в 2019 году). Таким образом, около 30% жалоб являются обоснованными.

Из 269 рассмотренных жалоб более половины  - 157 по нарушениям Закона о закупках (148 в 2019 году),признано обоснованными  как и в прошлом году 40 жалоб, выдано 28 предписаний (29 - в 2019 году).            В отношении виновных юридических и должностных лиц, нарушающих Закон о закупках, по ст.7.32.3 КоАП РФ  возбуждено 46 дел об административных правонарушениях (56 в 2019 году), вынесено  39 постановлений о наложении штрафа (53 в 2019 году) на сумму 171 тыс.руб.(376,0 тыс. руб. в 2019 году), уплачено штрафов на сумму 124 тыс.руб. (391 тыс. руб.в 2019 году).

Не сокращается количество жалоб на органы власти, являющиеся организаторами торгов, заказчиками, на нарушения порядка проведения торгов. Наиболее часто обращались с жалобами на торги по выбору перевозчика, аренде и продаже земельных участков, торги по продаже арестованного имущества и банкротству предприятий.

В 2020 году рассмотрено 127 жалоб в отношении заказчиков, организаторов торгов - органов власти (122 в 2019 году), 51 жалоба признана обоснованными – почти 40%  (44 жалобы в 2019 году). Возбуждено 68 дел об административных правонарушениях по  статье 7.32.4 КоАП РФ в отношении виновных лиц за нарушения порядка организации и проведения торгов (98 в 2019 году). Выдано 49 постановлений о наложении штрафа (81 в 2019 году)  на сумму  798,0 тыс.руб.руб. ( почти 1,6 млн.руб. в 2019 году), уплачено около 566,0 тыс.руб.( около 1,2 млн.руб. в 2019 году).

Такая активность предпринимателей объясняется тем, что в 2012 году вступила в силу статья 18.1 Закона о защите конкуренции, которая дала право антимонопольному органу в укороченной процедуре (всего 7 дней плюс еще 7 дней) рассматривать жалобы на различные торги, организатором которых выступает любой заказчик, и принимать меры реагирования вплоть до аннулирования торгов. В Челябинской области немало интересных и прецедентных решений, связанный с продажей и передачей в аренду без торгов государственного и муниципального имущества, концессионных соглашений, земельных участков, выбора управляющих компаний и т.д., которые прошли судебную проверку.

Челябинским УФАС России за 2020 год подготовлено  обобщение судебной практики по обжалованию решений по закупкам отдельными юридическими лицами антимонопольных органов в судах, который будет полезен широкому кругу предпринимателей. Сборник размещены на сайте Челябинского УФАС России.  Организован с «Территорией бизнеса! Ряд обучающих семинаров для предпринимателей.

1.6. Несмотря на активное адвокатирование конкуренции Челябинским УФАС России, большинство обращений по признакам нарушений антимонопольного законодательства (как полагают заявители), завершается отказом в возбуждении дела, перенаправлением по подведомственности либо разъяснением порядка обращения по обжалованию в сфере тарифного регулирования. Это связано с незнанием гражданами и предпринимателями законодательства и полномочий антимонопольного органа, а также непониманием различий в полномочиях антимонопольного органа и Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области и Жилищной инспекции Челябинской области.

      Справочно:

«Четвертым антимонопольным пакетом» внесены и вступили с начала 2016 года поправки, исключающие из полномочий антимонопольных органов рассмотрение обращений граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью. Антимонопольным органом рассматриваются обращения граждан-потребителей на действия хозсубъектов, занимающих доминирующее положение, которые нарушают  права неопределенного круга потребителей.

Кроме того, в связи с передачей полномочий по ценовому регулированию естественных монополий и некоторых других сфер экономической деятельности антимонопольному органу граждане могут обращаться по вопросам нарушения установленного действующим законодательством порядка ценообразования на регулируемые виды деятельности, товары и услуги в Центральный аппарат ФАС России.                     

      2.Контроль рекламного законодательства

Значительно сократилось количество обращений по нарушениям рекламного законодательства с 486 в 2019 году до 283 в 2020 году. Большинство заявлений касается ненадлежащей СМС рекламы. При этом большая часть обращений не содержит фактических данных для принятия мер реагирования, либо  имело место  согласие абонента. Сократилось количество возбужденных дел с 101 дела по признакам рекламного законодательства  в 2019 году до 63 дел в 2020 году, признано 58 фактов нарушений (79 в 2019 году), выдано 28 предписаний (39 в 2019 году).  Возбуждено 65  (73 в 2019 году) об административном правонарушении, вынесено 23 постановления о наложении штрафа  (23 в 2019 году) на сумму 899,0 тыс.руб (973,0 тыс.руб.  в 2019 году), уплачено 554,0 тыс.руб. (1 млн.383 тыс.руб.  в 2019 году).

Более половины дел  об административных правонарушениях завершается заменой штрафа на предупреждение ввиду принятия  статьи 4.1.1.  КоАП РФ в 2016 году, обязывающей правоприменителя (антимонопольный орган), заменить штраф на предупреждение в случае, если субъектом правонарушения является субъект малого и среднего предпринимательства либо его должностное лицо, при нарушении рекламного законодательства впервые. Всего в 2020 году в 39 случаях (в 41 случае в 2019 году) антимонопольный орган заменил штраф на предупреждение.

 

3.Контроль соблюдения законодательства о контрактной системе

Увеличилось общее количество обращений в антимонопольный орган на нарушения законодательства о контрактной системе, в основном за счет увеличения жалоб и обращений заказчиков о включении в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с изменениями действующего законодательства.  Так, в 2020 году поступило всего обращений 3060 (2229  в 2019 году), из них, жалоб участников закупки –  1286 (904 в 2019 году), из которых отозвано или возвращено  жалобы 361 (253 в 2019 году), рассмотрено  жалоб  924(651 в 2019 году). Из 924  (651 в 2019 году) рассмотренных 339 (296 в 2019 году) жалоб признано обоснованными. За время применения законодательства о госзакупках процент обоснованных жалоб составлял от 48 до 51%, в 2015 - 2017 годах - 39-40%, в 2018 году 44%, в 2019 году 45%, в 2020 году- 37%. Таким образом, количество обоснованных жалоб снизилось .

Не снижается  количество обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков. В 2020 году поступило 440 обращений ( 465 в в 2019 году), включен  171  хозсубъект (131 в 2019 году). Увеличилось на 11 % количество хозсубъектов, включенных в РНП ( с 28 до 39 %).

По результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок  выдано  как и в прошлом году 319  предписаний.  Проведено как и в прошлом году 2 плановых проверки и 156 внеплановых (193 в 2019 году).

Сократилось незначительно количество дел об административных правонарушениях  за нарушения законодательства о контрактной системе. Так в 2020 году  в отношении  490 должностных лиц заказчика возбуждены дела об административном правонарушении (537 в 2019 году), вынесено 409  постановлений о наложении штрафа (472 в 2019 году) на сумму  3,8 млн.руб.(4,2 млн руб. в 2019 году), уплачено  почти 2.7 млн.руб (4,7 млн руб.  в 2019 году).

     

      4.Административная практика

Всего Челябинским УФАС России в 2020 году, в т.ч. в результате рассмотрения заявлений, проведения проверок возбуждено производство по 1751 (1184 в 2019 году) делам о нарушениях антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о закупках и о торговой деятельности, в результате рассмотрения которых выдано 411  (425 в 2019 году) предписаний и  63 (71  в 2019 году) предупреждения и 3 предостережения.

За нарушение рекламного, антимонопольного законодательства, законодательства о закупках и о торговой деятельности рассмотрено 908 (1044 в 2019 году) дел об административных нарушениях, по итогам рассмотрения которых вынесено 649 (806  в 2019 году) постановлений о наложении штрафа  на сумму почти 25 млн.руб. (более 52 млн.руб. в 2019 году), взыскано штрафов на сумму более 23 млн.416 тыс.руб. (более 18 млн руб. в 2019 году), выдано предупреждений  63 (77 в 2019 году) и 3 предостережения.

Представители Челябинского УФАС России  приняли участие в 655 заседаниях Арбитражного суда (1010 в 2019 году) и около  200 заседаний в судах общей юрисдикции.