Итоги деятельности Челябинского УФАС России в 2017 году

Категория отчета: Статистика и отчеты

Итоги государственного контроля соблюдения антимонопольного и рекламного законодательства, законодательства о закупках Челябинским УФАС России в 2017 году

Челябинское УФАС России осуществляет государственный контроль на территории Челябинской области за соблюдением антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о естественных монополиях, закона о торговой деятельности в части соблюдения торговыми сетями антимонопольных требований,  законодательства о контрактной системе и о закупках для нужд отдельных юридических лиц, законодательства в сфере электроэнергетики в части соблюдения запрета на совмещение конкурентных видов деятельности и естественно-монопольных, а также Правил подключения к электро-, газо-, водо- и теплоснабжению, закона об энергосбережении и стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, соблюдением порядка и организации проведения обязательных торгов.

 Всего в Челябинском УФАС России работает 48 специалистов, подразделений в муниципальных образованиях нет.

Общие итоги

В 2017 году Челябинским УФАС России рассмотрено 4447 (4319 – в 2016 году) обращений и заявлений хозяйствующих субъектов, физических лиц и органов власти и управления. Из них:

  • 492 (621) заявления по признакам нарушения антимонопольного законодательства;
  • 149 заявлений по нарушениям правил техприсоединения к энерго-, тепло-, водо- и газовым сетям;
  • 329 (284) заявлений по признакам нарушения законодательства о рекламе;
  • 1931 (2229) заявление и обращение по законодательству о контрактной системе;
  • 366 (336) жалоб на заказчиков при проведении различных торгов, рассматриваемых в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции;
  • 37 (20) обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков по корпоративным закупкам;
  • 8 (15) ходатайств о предоставлении государственной и муниципальной преференций;
  • 115 (144) обращений на рост цен на продукты питания, нефтепродукты и услуги естественных монополий;
  • 21 (6) обращение на нарушения закона о торговой деятельности;
  • 1 (3) ходатайство по экономической концентрации;
  • 998 (602) обращений посредством электронных средств за разъяснениями по применению антимонопольного, рекламного законодательства и закона о торговле, а также по вопросам защиты прав потребителей при оказании услуг ЖКХ, транспорта и иных, которые не только направлены по подведомственности, но по ним даны разъяснения по поставленным вопросам.

           Общее количество обращений выросло незначительно, увеличилось на треть количество обращений через электронные средства.

            При этом более чем в два раза сократилось количество обращений по злоупотреблениям доминирующим положением ввиду изменений в 2016 году норм Закона о защите конкуренции, которые вывели из-под антимонопольного контроля обращения граждан, не касающиеся неопределенного круга лиц, и иные обращения, не связанные с предпринимательской деятельностью, а также ввиду исключения квалификации нарушений Правил подключения к электро-, газо-, тепло-, и водосетям как злоупотребление доминирующим положением.

Почти на треть увеличилось количество обращений на действия органов власти, ограничивающие конкуренцию.

           Количество обращений по остальным направлениям контроля существенно не изменилось, а только перераспределились по сферам экономической деятельности.   Прекратили поступать обращения по навязыванию дополнительных услуг по ОСАГО, сократилось количество обращений на рост цен на продукты питания, имеет место рост обращений на цены в сфере ЖКХ (неправильный расчет, нормативы, ненадлежащее качество услуг и т.д.), которые направлены по подведомственности в Жилищную инспекцию Челябинской области.

     

  1. Антимонопольный контроль

           На протяжении последних лет отмечается снижение количества обращений в антимонопольный орган на нарушения антимонопольного законодательства. Не исключение и прошедший год. Это связано с изменениями законодательства и полномочиями антимонопольного органа.

      В 2017 году общее количество обращений по нарушениям Закона о защите конкуренции сократилось еще на 20% и составило 492 (621 в 2016 году). Следовательно, сокращается и количество возбужденных дел и вынесенных предписаний. Так, в 2017 году количество возбужденных дел сократилось на треть (со 100 в 2016 году до 71 в 2017 году). Признано 65 фактов нарушений антимонопольного законодательства, в 52 случаях выданы предписания.

     Более половины обращений составляют обращения на монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов (злоупотребление доминирующим положением, особенно в сфере деятельности естественных монополий: электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение и газоснабжение и антиконкурентные соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию).

      1.1. В 2017 году наблюдается значительное сокращение количества обращений по злоупотреблениям доминирующим положением - 176 (354 в 2016 году), большинство из которых завершилось отказом в возбуждении дела ввиду отсутствия доказательств нарушения либо самого нарушения, выполнения предупреждения, изменением действующего законодательства. Сокращение количества обращений привело к сокращению количества возбужденных дел (с 26 в 2016 году до 8 в 2017 году). Всего возбуждено в 2017 году 8 дел, признано 5 фактов, выдано 4 предписания).

      Положительно работает институт предупреждений, большинство из которых на территории Челябинской области исполняются. Выдано 11 предупреждений по фактам злоупотребления доминирующим положением, 9 из которых исполнены.

       С 2016 года выдаются предупреждения по фактам недобросовестной конкуренции, а также по актам и действиям органов власти, ограничивающим конкуренцию. Так, по фактам недобросовестной конкуренции выдано 24 (42 в 2016 году) предупреждения, половина из которых исполнена.

      Наблюдается значительный рост выданных предупреждений органам власти  (с 46 в 2016 году до 93 в 2017 году), 85% которых исполнено. Большую часть предупреждений связаны с актами и действиями органов власти на рынке ритуальных услуг и при передаче сетей (водо- и -теплоснабжения) хозсубъектам в без торгов.

      Общее количество предупреждений выросло почти в два раза - с 73 до 133 (78 исполнено, 31 в стадии исполнения). Обжаловано 8 предупреждений в суд, отменено - 0.

      За злоупотребление доминирующим положением в 2017 году возбуждено 5 дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц, выдано 4 постановления о наложении штрафа на сумму 2,6 млн рублей, уплачено 1,8 млн руб.

      Рассмотрено 149 обращений на нарушения Правил подключения к электрическим, газовым сетям, сетям тепло- и водоснабжения, выявлено 74 факта нарушения, выдано 61 постановление о наложении штрафа на сумму 9,3 млн руб, уплачено штрафов на сумму 2, 7 млн руб.

     

           1.3. Выявление и пресечение картельных соглашений является приоритетным направлением деятельности антимонопольных органов на ближайшие годы. Количество обращений растет, что связано с выявлением и пресечением Челябинским УФАС России сговоров на торгах. В 2017 году Челябинским УФАС России возбуждено 7 дел (5 в 2016 году), признано 7 фактов (5 фактов в 2016 году) и выдано 16 (9 в 2016 году) предписаний.

      Возбуждено 12 дел об административных правонарушениях в отношении виновных юридических и должностных лиц, вынесено 11 постановлений на сумму 1, 1 млн руб., уплачено 360 тыс. руб.

 

      1.4. Количество обращений по фактам недобросовестной конкуренции незначительно снизилось со 107 в 2016 году до 82 в 2017 году, и, соответственно, снизилось количество возбужденных дел, вынесенных решений и предписаний. Так, количество возбужденных дел в 2017 году составляет 30 (в 2016 году - 35), принятых решений о признании факта – 20 (в 2016 году - 24), выдано 12 предписаний (в 2016 году - 16). Кроме того, выдано 24 предупреждения (42 в 2016 году), 22 из которых исполнено, то есть 22 факта недобросовестной конкуренции пресечено без возбуждения дела в новом предупредительном порядке. Таким образом, выявлено и пресечено всего 46 фактов недобросовестной конкуренции.

      Возбуждено 42 дела об административном правонарушении (26 в 2016 году) в отношении виновных должностных и юридических лиц, вынесено 39 постановлений о наложении штрафа (20 в 2016 году) на сумму 2 млн руб. (887 тыс. руб. в 2016 году), уплачено 998 тыс. руб. (600 тыс. руб. в 2016 году).

 

      1.4. В 2017 году значительно выросло количество обращений на акты и действия органов власти, ограничивающие конкуренцию - с 96 в 2016 году до 150 в 2017 году. Выросло количество предупреждений - с 46 в 2016 году до 93 в 2017 году, количество возбужденных дел - с 11 в 2016 году до 15 в 2017 году и предписаний с 5 в 2016 году до 12 в 2017 году. Возбуждено в 2017 году 19 дел об административном правонарушении в отношении должностных лиц органов власти. Вынесено 15 постановлений о наложении штрафа на сумму 180 тыс. руб., уплачено 277 тыс. руб. (в том числе, по постановлениям с прошлого года).

 

      1.5. Активно предпринимателями используется механизм короткого обжалования действий организаторов торгов, заказчиков и комиссий при проведении различных обязательных торгов, рассматриваемых в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

      В 2017 году в Челябинское УФАС России поступило 366 жалоб (346 жалоб в2016 году), однако почти 40% (157) возвращены заявителям в связи с отсутствием подписи и несоответствием оснований обращений с жалобой части 10 статьи 3 ФЗ № 223, или перенаправлены по подведомственности, а также отозваны заявителем. Рассмотрено 223 жалобы (269 в 2016 году), признаны обоснованными 95 (102 в 2016 году). Таким образом, более 40% жалоб являются обоснованными.

      В отношении виновных юридических и должностных лиц, нарушающих ФЗ № 223 возбуждено 77 дел об административных правонарушениях, вынесено 66 постановлений о наложении штрафа на сумму 298 тыс. руб., уплачено штрафов на сумму 412 тыс. руб. (в том числе, с прошлого года).

       При этом растет количество жалоб на органы власти, являющиеся организаторами торгов, заказчиками, на нарушения порядка проведения торгов. Наиболее часто обращались с жалобами на торги по отбору концессионера, выбору регоператора по коммунальным отходам, аренде и продаже земельных участков, торги по продаже арестованного имущества и банкротству предприятий.

      В 2017 году рассмотрено 83 жалобы в отношении заказчиков, организаторов торгов - органов власти (62 в 2016 году), половина признаны обоснованными –  48 (32 жалобы в 2016 году). Возбуждено 78 дел об административных правонарушениях по новой статье 7.32.4 КоАП РФ в отношении виновных лиц за нарушения порядка организации и проведения торгов. Выдано 73 постановления о наложении штрафа на сумму 1, 1 млн руб., уплачено 400 тыс. руб.

      Такая активность предпринимателей объясняется тем, что в 2012 году вступила в силу статья 18.1 Закона о защите конкуренции, которая дала право антимонопольному органу в укороченной процедуре (всего 7 дней плюс еще 7 дней) рассматривать жалобы на различные торги, организатором которых выступает любой заказчик, и принимать меры реагирования вплоть до аннулирования торгов. В Челябинской области немало интересных и прецедентных решений, связанный с продажей и передачей в аренду без торгов государственного и муниципального имущества, концессионных соглашений, земельных участков, выбора управляющих компаний и т.д., которые прошли судебную проверку.

Челябинским УФАС России за 2017 год подготовлено два обобщения судебной практики по обжалованию решений антимонопольных органов в судах и выпущен сборник совместно с ЧФ РАНХиГС, который будет полезен широкому кругу предпринимателей. Сборник размещен на сайте Челябинского УФАС России. 

 

      1.6. Несмотря на активное адвокатирование конкуренции Челябинским УФАС России, большинство обращений по признакам нарушений антимонопольного законодательства (как полагают заявители) завершается отказом в возбуждении дела, перенаправлением по подведомственности либо разъяснением порядка обращения по обжалованию в сфере тарифного регулирования. Это связано с незнанием гражданами и предпринимателями законодательства и полномочий антимонопольного органа, а также непониманием различий в полномочиях антимонопольного органа и Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области и Жилищной инспекции Челябинской области.

 

      Справочно:

      «Четвертым антимонопольным пакетом» внесены и вступили с начала 2016 года поправки, исключающие из полномочий антимонопольных органов рассмотрение обращений граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью. Антимонопольным органом рассматриваются обращения граждан-потребителей на действия хозсубъектов, занимающих доминирующее положение, которые нарушают  права неопределенного круга потребителей.

      Кроме того, в связи с передачей полномочий по ценовому регулированию естественных монополий и некоторых других сфер экономической деятельности антимонопольному органу граждане могут обращаться по вопросам нарушения установленного действующим законодательством порядка ценообразования на регулируемые виды деятельности, товары и услуги в Центральный аппарат ФАС России.                

     

  1. Контроль за соблюдением рекламного законодательства

      Значительную долю обращений в антимонопольный орган составляют заявления по признакам нарушений рекламного законодательства. Количество обращений выросло с 283 в 2016 году до 329 в 2017 году. Возбуждено 131 дело по признакам рекламного законодательства (81 в 2016 году), признано 117 фактов нарушений (72 в 2016 году), выдано 77 предписаний (52 в 2016 году).  Обжаловано в суд 11 решений, отменено 3.

Возбуждено 134 дела (124 в 2016 году) об административном правонарушении, вынесено 52 постановления о наложении штрафа (70 в 2016 году) на сумму 1,1 млн руб. (1,9 млн руб. в 2016 году), уплачено 650 тыс. руб. (1,2 млн руб. в 2016 году). Обжаловано 2 постановления о наложении штрафа, отменено 1 по малозначительности правонарушения.

      На снижение количества и размера штрафов повлияли изменения в законодательстве, а именно - принятие «антикризисного пакета поправок», в том числе появление в 2016 году статьи 4.1.1. КоАП РФ, обязывающей правоприменителя (антимонопольный орган), заменить штраф на предупреждение в случае, если субъектом правонарушения является субъект малого и среднего предпринимательства либо его должностное лицо, при нарушении рекламного законодательства впервые. Всего в 2017 году в 63 случаях (30 в 2016 году) антимонопольный орган заменил штраф на предупреждение.

 

      3.Контроль соблюдения законодательства о контрактной системе

      Незначительно сократилось общее количество обращений в антимонопольный орган на нарушения законодательства о контрактной системе.  Так, в 2017 году поступило всего обращений 1931 (2229  в 2016 году), из них жалоб участников закупки – 920 (888 в 2016 году), из которых отозвано или возвращено 204 (264 в 2016 году), рассмотрено  жалоб 642 (624 в 2016 году). Из рассмотренных 250 (255 в 2016 году) жалоб признано обоснованными. За время применения законодательства о госзакупках процент обоснованных жалоб составлял от 48 до 51%, в 2015 - 2017 годах - 39-40%.

       По результатам рассмотрения жалоб выдано 332 (346 в 2016 году) предписаний. В 2017 году проведено внеплановых проверок – 274 (253 в 2016).

      В отношении 461 должностного лица заказчика возбуждено 461 дело об административном правонарушении (518 в 2016 году), вынесено 366 постановлений о наложении штрафа (381 в 2016 году) на сумму  5,1 млн руб., уплачено 3,2 млн руб.

 

 

      4.Административная практика

      Всего Челябинским УФАС России в 2017 году, в т.ч. в результате рассмотрения заявлений, проведения проверок возбуждено производство по 1288 (1189 в 2016 году) делам о нарушениях антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о закупках и о торговой деятельности, в результате рассмотрения которых выдано 579 (674 в 2016 году) предписаний и 133 (94  в 2016 году) предупреждений.

      За нарушение рекламного, антимонопольного законодательства, законодательства о закупках и о торговой деятельности рассмотрено 916 (951 в 2016 году) дел об административных нарушениях, по итогам рассмотрения которых вынесено 705 (693 в 2016 году) постановлений о наложении штрафа  на сумму более 70  млн руб. (30 млн руб. в 2016 году), взыскано штрафов на сумму почти 15 млн руб. (более 48 млн руб. в 2016 году), а также выдано 2 предостережения об устранении причин и условий, способствующих правонарушению.

           Из них обжаловано в суд 142 постановления, отменено полностью всего 4, 52 штрафа заменено на устное замечание (в основном, по нарушениям законодательства о контрактной системе).

           Количество возбужденных дел об административных правонарушениях и вынесенных постановлений соразмерно с цифрами прошлого года, в два раза выросло количество предупреждений за нарушения рекламного законодательства субъектами малого бизнеса (вынесено в 2017 году 63 предупреждения, в 2016 году- 30).

           Представители Челябинского УФАС России  приняли участие в 1064 заседаниях Арбитражного суда и около 1000 заседаниях в судах общей юрисдикции.