Райффайзенбанк поплатился за спам

Федеральная антимонопольная служба оштрафовала Райффайзенбанк за рекламную СМС-рассылку на 100 тыс. рублей. Свое решение ведомство озвучило на прошлой неделе, отметив, что банк действовал без согласия абонентов, а также не указывал основные условия кредитования. Несмотря на вынесенное постановление, Райффайзенбанк продолжает присылать запретный спам. Такое поведение может грозить банку большими проблемами, вплоть до приостановки лицензии.

 

Рассылку от Райффайзенбанка комиссия Федеральной антимонопольной службы признала ненадлежащей еще в начале июля этого года. Согласно статье 18 Закона «О рекламе», банк имеет право присылать какую-либо информацию только с личного согласия абонента или адресата. Кроме того, в СМС-сообщениях при указании одного из условий кредита не раскрывались сведения, влияющие на сумму расходов, которую понесут заемщики, а также условия, определяющие фактическую стоимость кредита. Однако до прошлой недели ведомство не озвучивало окончательную сумму штрафа за данное нарушение.

 

С жалобой на мобильный спам от Райффайзенбанка обратился один из клиентов кредитной организации, зарегистрированный в сети МТС. На его телефонный номер пришло СМС-сообщение рекламного характера, в котором предлагалось зайти на сайт банка и узнать об условиях получения предварительно одобренной кредитной карты с лимитом 133 тыс. рублей.

 

В антимонопольном ведомстве поясняют, что клиент не давал личного согласия на получение рекламных сообщений. Более того, при заключении договора с банком на открытие счета, гражданин письменно отказался от получения какой-либо рекламной информации от Райффайзенбанка на свой мобильный телефон. «Таким образом, распространение рекламы кредита банком путем СМС-сообщения осуществлялось незаконно», – сообщили в ФАС.

 

«Коммерческие организации могут заниматься рассылкой рекламных сообщений на мобильный телефон, если получено предварительное согласие абонента на получение подобной информации, – говорит начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией УФАС Челябинской области Людмила Галичина. – Однако при возникновении спорных моментов и жалоб со стороны клиентов именно распространителю рекламы (в данном случае банку) придется доказывать, что он заблаговременно получил от клиентов разрешение на СМС-рассылку». Также Людмила Галичина отмечает, что полностью запрещена автоматическая рассылка рекламного характера, хотя именно таким способом как правило и пользуются большинство компаний. «Именно за автоматическую рассылку Челябинское УФАС и оштрафовало в январе этого года сотового оператора «Мегафон» на 100 тыс. рублей», – говорит Людмила Галичина.

 

В сообщении ФАС говорится, что к условиям, определяющим стоимость кредита для заемщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на конечную сумму, которую заемщик должен выплатить кредитору. При указании одного из условий кредита – кредитного лимита, влияющего на его стоимость, в рекламе Райффайзенбанка отсутствует информация об иных условиях кредита, определяющих его стоимость и расходы по нему, такие как срок и процентная ставка по кредиту.

 

Райффайзенбанк отказывается от комментариев по поводу штрафа антимонопольной службы, не реагирует на появившуюся в федеральных СМИ информацию о продолжающейся СМС-рассылке. По словам Людмилы Галичиной, если банк будет нарушать рекламное законодательство, антимонопольное ведомство может инициировать приостановку лицензии.

 

Неохотно комментируют данную ситуацию и другие участники рынка. «С каждым годом появляется все больше прецедентов, когда бизнесу приходится платить рублем за несанкционированную рекламу, – сообщил на условиях анонимности представитель одного из федеральных банков. – Однако, несмотря на это, существование запрета порою не заставляет отказаться от данного инструмента рекламы даже крупных участников рынка». По словам эксперта, СМС-рассылка, являясь достаточно бюджетной, дает видимый эффект. При грамотно составленном тексте сообщения стоимость количественных результатов такой рекламы с лихвой окупит штрафные санкции. «Традиционная «ленивость» российского потребителя обуславливает скептическое отношение бизнеса к подобным нормам закона, – отмечает представитель банка, – практика обращения абонентов в контролирующие органы только начинает формироваться».

 

Представители сотовых операторов поясняют, что в случае, если СМС отправляется с буквенных или коротких номеров, которые зачастую используют коммерческие организации для информирования клиентов, операторы не могут препятствовать получению сообщения, потому что оно не содержит никаких формальных признаков спама. Оператор в данном случае только оказывает услугу по доставке сообщения от отправителя адресату.

 

Ответственность за такую рассылку несет компания, которая ее инициирует. Когда она обращается к подрядчику, осуществляющему данную рассылку технически, то должна предоставить список номеров абонентов, которые дали согласие получать информационные сообщения. «В случае с Райффайзенбанком речь идет о рассылке, инициированной самим банком в коммерческих целях, – поясняет представитель PR-службы Уральского региона компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Светлана Рычкова. – Под нее попадают абоненты всех компаний, так как контакты оставляют банку абсолютно все клиенты, без этого не откроют счет и не дадут кредит». Соответственно, каждый клиент подписывает согласие на обработку своих персональных данных и банк расценивает это как согласие на включение номера в рассылку своих рекламных предложений. По словам Светланы Рычковой, оператор связи не может влиять на данную ситуацию, так как рассылка проводится банком.

 

От так называемой «незапрошенной рекламы» можно отказаться, напрямую обратившись в компанию, от имени которого приходят сообщения. «Можно отказаться в устной форме, – говорит Людмила Галичина. – Но лучше всего отправить письменный отказ по почте заказным письмом с уведомлением, либо прийти лично и попросить расписаться на данном письме. В случае повторной рассылки гражданин может смело обращаться в суд».