Энергетики «закоротили» ФАС

Из-за злоупотребления доминирующим положением предприятия энергетики оказывают колоссальное давление на иные рынки. Эту тему обсуждали  17 июля на региональном совещании территориальных органов ФАС России, прошедшем в Челябинской области. Основная масса нарушений антимонопольного законодательства приходится на предприятия энергетики – поставщиков электроэнергии и сетевые компании. По данным ФАС России, в прошлом году в этой сфере было зафиксировано 1300 нарушений. Для того чтобы переломить ситуацию, антимонопольщики планируют кардинально изменить законодательство о естественных монополиях, затронув даже тарифообразование. В Челябинской области сложились более благоприятные условия, так как на рынке работает несколько поставщиков электроэнергии, тем не менее, по словам экспертов, предприниматели предпочитают не связываться с монополистами.

Вчера, 17 июля, специалисты ФАС со всего УрФО собрались на семинар-совещание в Миассе для того, чтобы обсудить ситуацию с нарушениями в электроэнергетике. Доступ потребителей на рынок электроэнергии существенно ограничен из-за действий компаний-монополистов. А это в свою очередь приводит к давлению и на другие рынки. На энергетиков приходится треть нарушений антимонопольного законодательства.

«В прошлом году мы зафиксировали 1300 нарушений в этой сфере, из них 40% связано с деятельностью сетевых организаций. Это означает, что потребители не могут попасть на рынок электроэнергии, то есть создаются проблемы с развитием бизнеса», – отметил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Анатолий Голомолзин на региональном совещании территориальных органов ФАС России УрФО.

«Основную статистику по нарушениям антимонопольного законодательства нам дает сектор электроэнергетики, как на рынке сбыта, так и на рынке электропередачи. Поэтому эта тема для нас особенно актуальна», – сказала руководитель Челябинского УФАС Анна Козлова.

Основная масса нарушений связана со злоупотреблением компаний своим доминирующим положением, что особенно заметно в регионах.

«Региональные рынки электроэнергии в значительной степени монополизированы, – говорит Анатолий Голомолзин, – в этом смысле Челябинская область отличается в лучшую сторону от других регионов: здесь присутствуют четыре гарантирующих поставщика и значительное количество энергоснабжающих организаций. В других регионах, как правило, есть один поставщик с долей на рынке около 95%».

По словам Анны Козловой, в Челябинской области антимонопольщикам пришлось столкнуться с нежеланием гарантирующих поставщиков «пускать» на рынок альтернативные сбытовые компании. «У нас в регионе есть четыре гарантирующих поставщика, но реформа электроэнергетики подразумевала, что на рынок должны приходить и независимые поставщики электроэнергии. Гарантирующий поставщик же стремится всеми способами сохранить свое господство на рынке. У нас было три дела по фактам препятствия доступа на рынок. И в последний раз на гарантирующего поставщика был наложен штраф в размере 3,5 миллионов рублей», – рассказала Анна Козлова. Распространенными видами нарушений также является отказ в подключении или навязывание невыгодных условий договора.

Для того чтобы кардинально изменить ситуацию, нужны поправки в законодательстве, которые бы затронули тарифообразование. С этими предложениями ФАС сейчас «прорывается» через все заинтересованные министерства.

«В этом году планируем реализовать предложения ФАС по кардинальному изменению в законодательстве о регулировании естественных монополий. Значительное количество нарушений обусловлено, в частности, неэффективным тарифным регулированием. Например, тарифы сетевых организаций могут различаться в четыре раза, притом, что стоимость таких услуг не может быть настолько разной», – привел пример Анатолий Голомолзин. Инструменты антимонопольного законодательства позволяют анализировать сопоставимые рынки. «Этот инструмент мы хотим внедрить в практику тарифного регулирования. Также хотим внедрить систему долгосрочных тарифов, для чего необходимо выработать систему принятия обоснованных инвестиционных решений. В основу принятия тарифных решений должны быть положены показатели качества и надежности. Сейчас идет обсуждение этого проекта с заинтересованными ведомствами, и мы надеемся, что ситуация будет кардинально улучшена», – рассказал заместитель руководителя ФАС, добавив, что «коллеги из Федеральной службы по тарифам занимают противоположную позицию».

В Челябинской области за первое полугодие 2012 года в УФАС поступило 61 заявление по поводу действий энергетиков, тогда как в прошлом году за тот же период их было значительно больше, под сотню. Такая статистика была озвучена на совещании.

«Большинство предпринимателей, которые сталкиваются с проблемами, предпочитает не выносить конфликтные ситуации в публичную плоскость, то есть не обращается в антимонопольную службу или в суд, чтобы не ссориться с монополистом. В среднем не более 10% предпринимателей отстаивают свои права с помощью антимонопольной службы», – говорит руководитель НП «Южно-Уральское правовое партнерство» Татьяна Еремеева. «Проблемы с энергетиками особенно сильно «бьют» по тем, кто ведет производственную деятельность. Непроизводственные же компании чаще всего арендуют офисы, и проблемы с энергетикой решает арендодатель», – добавляет она.

Вполне логично, что антимонопольное законодательство чаще всего нарушают монополисты, говорит председатель Челябинской областной общественной организации «Союз предпринимателей» Олег Фомин. «Это электросети, теплосети и водоснабжение/водоотведение, и все они одинаково нарушают законодательство», – сказал он. «Но эти проблемы важны при восходящем тренде, когда бизнес развивается, а когда идет нисходящий тренд, то по большому счету это не имеет значения. Проблемы с энергетиками сейчас не существует, потому что новый бизнес, который надо было бы подключать к сетям, не появляется», – резюмировал Фомин