УФАС устроило расколбас

Челябинское УФАС России уличило в недобросовестной конкуренции производителя колбас. Индивидуальный предприниматель, имя которого пока не раскрывается, поставлял на полки южноуральских магазинов сервелат в упаковке, схожей до степени смешения с упаковкой мясоперерабатывающей корпорации «Ромкор». За такое нарушение бизнесмену грозит штраф в размере 20 тысяч рублей. В самом «Ромкоре» отмечают, что сталкиваются с подобными ситуациям часто, но впервые действия конкурентов перешли все границы.

УФАС России по Челябинской области возбудило дело по факту недобросовестных конкурентных действий производителя сервелата. В антимонопольное ведомство заявление поступило от ООО «Мясоперерабатывающая корпорация «Ромкор». В нем было сказано, что в магазинах Челябинской области реализуется аналогичная ромкоровской продукция, которая выпускается индивидуальным предпринимателем. Точнее, упаковка сервелата «Европейский», который производит один из бизнесменов, сходна до степени смешения с упаковкой такого же продукта МПК «Ромкор».

При этом исключительным правом на дизайн упаковки сервелата «Европейский» обладает именно «Ромкор», который реализует этот продукт с использованием данного дизайна упаковки с 2008 года. Нарушитель, в свою очередь, выпустил аналогичный продукт в сходной упаковке значительно позже. В качестве доказательства поразительного сходства упаковок в «Ромкоре» представили заключение эксперта Уральской торгово-промышленной палаты.

В 2010 году Челябинским УФАС было рассмотрено три схожих нарушения. Так, ЗАО «Кедр» приобрело исключительные права на товарный знак «Базальт». При этом обозначение «Базальт» задолго до этого использовало на упаковках выпускаемых автомобильных запчастей ЗАО «Аксиома №1». Таким образом, ЗАО «Кедр», получив исключительные права на товарный знак «Базальт», существенно ограничило возможности ЗАО «Аксиома №1» по реализации собственной продукции. Более того, ЗАО «Кедр» стало вытеснять ЗАО «Аксиома №1» с рынка. Челябинское УФАС России выдало ЗАО «Кедр» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
ООО «Центр развития информационных технологий «УралСофт» зарегистрировало предприятие с наименованием, сходным до степени смешения с названием другой компании – ООО «Региональный центр развития информационных технологий в строительстве «УралСофт». Действия первого ООО антимонопольная служба признала недобросовестной конкуренцией по отношению ко второй компании.


От ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» поступило заявление, в котором сообщалось, что в торговых сетях Москвы, Московской области, Челябинска и Челябинской области продаются пельмени, на упаковках которых содержатся изображение ложки на красно-белом фоне и словесный элемент «Останкинские». При этом «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» является правообладателем данных товарных знаков. В итоге индивидуального предпринимателя заставили сменить упаковку для пельменей.

В сообщении антимонопольного ведомства говорится, что сходство упаковки может ввести потребителей в заблуждение относительно истинного производителя сервелата «Европейский». «В свою очередь, отток потребителей от товара «Ромкор» и их привлечение к продукту предпринимателя в силу формирования у покупателей ошибочного мнения о производителе сервелата, способны причинить убытки «Ромкор», – добавляют в антимонопольной службе.

О том, что в данном случае покупатель был введен в заблуждение, говорят и представители «Ромкора». «Зачастую покупатель, только придя домой, может обнаружить, что положил в корзину не тот продукт, который хотел, – комментирует директор МПК «Ромкор» Дмитрий Мясников. – Вообще, мы замечаем у некоторых производителей в нашем регионе последовательный порядок действий по копированию наших новинок, продуктов, которые мы раскручиваем и которые начинают пользоваться спросом. В данном случае ситуация перешла все границы: до степени смешения были скопированы шрифты, их размер, цветовая гамма, название продукта».

Как выяснилось, продукты, о которых идет речь, больше года соседствовали на полках магазинов. «Перед обращением мы консультировались, выясняли все правовые аспекты, а когда заручились поддержкой специалистов, обратились в ФАС, – продолжает собеседник сайта. – Сейчас оценить ущерб достаточно сложно. Рынок меняется, появляются новые продукты, меняются и предпочтения покупателей. Мы стараемся, чтобы продукция «Ромкор» выделялась, чтобы покупатель на расстоянии в три метра мог понять, чей товар он выбирает».

По словам пресс-секретаря УФАС России по Челябинской области Натальи Пастуховой, в последние два года количество заявлений с просьбой разобраться в недобросовестной конкуренции увеличилось. «Сейчас компании-производители более тщательно следят за своим имиджем, потому болезненнее относятся к появлению на рынке товара со схожим товарным знаком или продукции в подобной упаковке, – рассказывает она. – В случае, когда индивидуальный предприниматель выпустил сервелат в сходной с продукцией предприятия «Ромкор» упаковке, усматривается нарушение Гражданского кодекса РФ и закона «О защите конкуренции». По данному факту вскоре будет вынесено решение в Арбитражном суде, согласно которому индивидуальному предпринимателю грозит штраф в размере 20 тысяч рублей».

Эксперты Chel.ru считают, если марка популярна, то недобросовестные производители будут пытаться мимикрировать под известный бренд, рассчитывая на невнимательность покупателя. «Найти отличия оригинала от фейка можно всегда, – отмечает заместитель директора по коммерции и развитию ОАО «Макфа» Максим Чернов. – Приемы, которыми пользуются такие производители, известны – вариации на тему названий, логотипов на упаковке и так далее. В неорганизованной торговле может встречаться и такой вид обмана со стороны продавцов, когда один вид продукции выдается за другой. К примеру, макаронные изделия TM Makfa выпускаются и продаются только в фасованном виде, в фабричной упаковке. И если вам на рынке предлагают купить «Макфу» на развес, это точно будет не наша продукция».

Согласно ст. 1270 Гражданского кодекса РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительно право на произведение). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. Другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с продажей, обменом или иным введением в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

По словам господина Чернова, добросовестные производители всегда контролируют рынок, страхуя своих покупателей от случайных ошибок. «Лояльные к марке покупатели подделку быстро разоблачают, поэтому там, где известность марки очень высока, количество подделок сокращается, – продолжает он. – К примеру, в России известность бренда Makfa достигает 98 процентов, ввести в заблуждение покупателя уже сложно. Поэтому за последнее время сведений о подделках к нам не поступало. Известны случаи, когда TM Makfa пытались подделывать в Узбекистане. Местный производитель выпустил макароны Makaf, причем эта торговая марка не имела регистрации даже в республиканском патентном ведомстве, не говоря уже о международной. Дело решалось в судебном порядке, суд обязал производителя не только прекратить использовать такое название, но и известить об этом покупателей через СМИ».

Так, «Макфе» быстро справляться с подобными ситуациями помогает защищенность бренда, точная работа юридических служб, правоохранительных органов и адекватная реакция рынка. «Есть еще секрет: мы используем качественную пленку для упаковки, поэтому подделка, несмотря на попытки копирования элементов внешнего оформления, всегда будет проигрывать», – делится Максим Чернов. По его мнению, бесконечно увеличиваться количество подделок не может. «Качество брендованной продукции растет, выполнить подделку на уровне, хотя бы приближенном к оригиналу, становится слишком дорого, – добавляет он. – Иногда даже проще начать собственное производство эконом-продукта и попробовать работать в этом сегменте, чем, очень сильно рискуя, выводить на рынок неработоспособный клон».

Автор: Наталья Тарнакина, Мария Крухмалева