Элитные маршрутки

В Челябинске разбираются, насколько адекватны цены на проезд в городском транспорте

Наиль Фаттахов / Znak.com

УФАС России по Челябинской области может принять беспрецедентное для регионального центра решение и заставить снизить плату за проезд в маршрутных такси. Кроме того, всем перевозчикам города грозят оборотные штрафы за сговор, в котором подозревается 31 компания, осуществляющая маршрутные перевозки по нерегулируемым тарифам. Внимание УФАС привлекло то, что все маршрутчики подняли цену за проезд синхронно с 23 до 25 рублей в октябре 2017 года. За несколько месяцев до этого, весной, перевозчики так же синхронно подняли цены с 18 до 23 рублей. Заявление в антимонопольное ведомство подало управление транспорта администрации Челябинска, которое попросило проверить обоснованность повышения тарифа. При этом у самих чиновников нет мнения на этот счет. 

Несмотря на серьезность обвинений, на заседание комиссии УФАС по данному вопросу в среду, 4 апреля, пришли представители только 11 перевозчиков. При этом юристы попросили отложить заседание, так как были наняты накануне и не смогли изучить документы и вникнуть в ситуацию. 

Один из адвокатов объяснил синхронное повышение цены тем, что игроки рынка следят друг за другом и моментально реагируют на повышение цены у конкурента.

«Есть деловой оборот, — сообщила один из юристов маршрутчиков. — Нет ни одного города в стране, где бы плата за проезд варьировалась. У всех перевозчиков цена одинаковая. У нас есть дублирующиеся маршруты и конкуренция между перевозчиками. Разница в тарифах дала бы преференции кому-то из них. Думаю, что здесь есть ошибка составителей маршрутной сети, так как они ужесточают конкуренцию». 

Один из главных аргументов, почему нужно было поднять цену за проезд, — это рост цены на ГСМ, которая составляет больше половины в стоимости билета.

«Вы сами мониторите цены на бензин и дизельное топливо, — заявил один из маршрутчиков. — За последние месяцы 92-й бензин подорожал на три рубля. Так же выросла цена на дизельное топливо».

«У нас что, маршрутные такси — элитный транспорт, что вы ездите на дизельном топливе, которое самое дорогое? А как же газ?» — спросила замруководителя УФАС России по Челябинской области Елена Рысева. 

На это ответили, что маршрутки ездят на всех видах топлива и все они дорожают. Кроме того, дорожают покрышки колес, которые сильно изнашиваются на длинных городских маршрутах.

«Каждый сезон идет планомерный рост цен на запчасти, резина никогда не дешевеет, — сообщили маршрутчики. — Плюс нужно повышать зарплату. Многое изменилось после скачка доллара. В 2014 году человек получал одну зарплату, и ему хватало. В 2015 за эти деньги уже никто работать не хочет».

Слушания выявили одну из главных проблем общественного транспорта в Челябинске, о которой уже говорили эксперты. Ни игроки рынка, ни чиновники толком не знают, что происходит на рынке. 

Так, перевозки осуществляются по двум видам маршрутов: регулируемым и нерегулируемым. В первом случае цену за проезд перевозчику указывают власти и отступать от нее нельзя. Во втором компания может установить любой тариф, хоть 100 рублей. Но, по закону, устанавливать свободные цены перевозчики имеют право, только получив свидетельство на осуществление перевозок. Такой документ из 31 компании есть только у четырех. Все остальные работают по договорам с управлением транспорта Челябинска, которые заканчиваются только в 2019–2020 годах. По логике, они должны до сих пор возить пассажиров за 18 рублей.

«Это случайность, что все перевозчики одновременно, за несколько дней до повышения, развесили объявления, что проезд подорожает?» — задала вопрос Елена Рысева.

«Почему вы не исключаете случайность? — ответил один из маршрутчиков. — Весной все перевозчики сдали налоговую отчетность, увидели, что 2016 год был плохим, и решили скорректировать это. В октябре бухгалтерия также начала подбивать год, стало понятно, что экономика не бьется, и цены подняли снова».

К следующему заседанию в УФАС ряд транспортных компаний обещали предоставить расчеты, сделанные по методикам минтарифов, которые обосновывают тариф в 25 рублей за поездку. При этом сейчас тарифный орган в процедуре определения цены на проезд не участвует. 

Как ранее сообщал Znak.com, УФАС уже признало сговор и синхронное повышение цен на проезд в Магнитогорске. Там только один перевозчик согласился с этим и снизил цену, остальные оспаривают решение антимонопольщиков в суде. Аналогичное дело рассматривается по стоимости цены на проезд в Копейске. В УФАС отмечают, что участники рынка могут избежать оборотного штрафа, если признают сговор и вернут прежние цены.